РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22.11.2013 года Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Орловой Т.А.,
при секретаре судебного заседания Худяковой Ю.А..
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5857/13 по иску Л.1, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Л. к Департаменту управления имуществом г.о. Самары, Администрации г.о. Самара о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Л.1 обратились в суд в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Л. с указанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что ФИО1, Л.1, ФИО въехали в жилое помещение по адресу: адрес, в секции 11 комната №... размером *** кв.м, что подтверждается Ордером №... от дата В данном помещении проживают: Л.1 (до брака - Л.1) и Л.. Л.1 в своих интересах и в интересах своего несовершеннолетнего ребёнка, приняла решение приватизировать занимаемую ими комнату с передачей комнаты в совместную собственность: Л.1, Л.. Л.1 вселились в указанное жилое помещение на законных основаниях, проживая в данной комнате у нее в дата родился сын — Л.. ФИО1, ФИО отказались от приватизации данного жилого помещения, что подтверждается нотариально заверенными Согласиями. Истцы полагают, что между ними и ответчиком сложились отношения по договору социального найма. Свои обязательства по договору социального найма истцы выполняют в полном объеме. Задолженности по оплате коммунальных услуг у истцов нет. Никакого другого жилья у истцов также не имеется. Л.1 обратилась с Заявлением к Департаменту управления имуществом г.о. Самара по вопросу исключения жилого помещения, расположенного по адресу: адрес, из состава муниципального специализированного жилищного фонда. Департамент управления имуществом г.о. Самара сообщил Л.1 следующее, что объект недвижимости, расположенный по адресу: адрес принят в муниципальную собственность от ЗАО «Самарский авторемонтный завод» на основании Постановления Главы г. Самары от дата №.... Просит признать право за Л.1, Л. на приватизацию жилого помещения по адресу: адрес в секции *** комната №... размером *** кв.м..
На дата представитель истца Б., действующая на основании доверенности №... от дата исковые требования уточнила, просила признать за Л.1, Л. право собственности в порядке приватизации на жилое помещение по адресу: адрес в секции *** комната №... площадью *** кв.м. в равных долях.
В судебном заседании представитель истца Б., действующая на основании доверенности №... от дата уточненные исковые требований поддержала в полном объеме.
Представитель Департамента управления имуществом г.о. Самары – С., действующая по доверенности №... от дата, исковые требования не признала. Пояснила, что жилое помещение имеет статус общежития, и поэтому оно не может быть приватизировано, так как передано муниципалитету от закрытого акционерного общества, а не от государственного или муниципального предприятия.
Представитель Администрации г.о. Самара в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что на основании ордера №... от дата ФИО1 предоставлена жилая площадь по адресу: адрес в секции №... комн. №... размером *** кв.м. на период работы на ЗАО «САРЗ», согласно списку лиц, въезжающих по ордеру вместе с ним в указанное жилое помещение вселились Л.1 датагода рождения (дочь) и ФИО дата года рождения (жена).
Согласно свидетельству о заключении брака, дата заключен брак между ФИО3 и Л.1 После заключения брака Л.1 присвоена фамилия Л.1. дата у них родился сын Л. (л.д. 40).
Из справки МП г.о. Самара «ЕИРЦ» от дата №... в неприватизированной коммунальной квартире по адресу: адрес зарегистрированы: ФИО1 (наниматель) с дата, ФИО (жена) с дата, Л.1 (дочь) с дата (с дата подата ф. 9 мамы по вышеуказанному адресу), Л. (внук) с дата.
Согласно справкам, выданным ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», Л.1 и Л. до дата строений и жилья на территории г. Самары и Волжского района не имеют. Право на приватизацию на территории г. Самары и Волжского района не использовали (л.д. 4, 39).
В соответствии с техническим паспортом, изготовленным Самарским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», комната №..., расположенная по адресу: адрес, имеет общую площадь – *** кв.м., жилую площадь – *** кв.м., площадь с учетом прочей (с коэффициентом) -*** кв.м..
Согласно постановлению главы г. Самары №... от дата о принятии в муниципальную собственность г. Самары общежития от ЗАО «Самарский авторемонтный завод» общежитие, расположенное по адресу: адрес, общей площадью *** кв.м., жилой площадью *** кв.м. принято в муниципальную собственность г. Самары.
Л.1 обращалась в Департамент управления имуществом г.о. Самары с заявлением об исключении жилого помещения, расположенного по адресу: адрес из состава муниципального специализированного жилищного фонда, на что ей дата был дан ответ о том, что поскольку передача общежития в муниципальную собственность осуществлялось закрытым акционерным обществом, а не государственным или муниципальным предприятием и жилое помещение в общежитии было предоставлено её отцу закрытым акционерным обществом положения статьи 7 ФЗ от 29.12.2004г. № 189-ФЗ не распространяются на возникшие у него отношения по пользованию вышеуказанным жилым помещением. К сведению ей сообщено, что её семья состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договору социального найма.
ФИО1 и ФИО письменно в нотариальной форме было выражено согласие на приватизацию жилого помещения №..., расположенного по адресу: адрес, без включения их в число собственников. Настоящим согласием они отказываются от права на приватизацию указанного жилого помещения (л.д. 8,9).
В соответствии со ст. 2 Закона РФ “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации” граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность.
Согласно ст. 11 Закона РФ “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации” каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз. Как вытекает из преамбулы названного закона, закрепление данного права предполагает создание равных правовых условий для осуществления гражданами выбора способа удовлетворения потребностей в жилье, в том числе на основе свободы выбора места жительства, а также на обеспечение гражданами возможности эффективно использовать свои средства для улучшения жилищных условий, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться жильем, выступать с ним на рынке недвижимости.
В соответствии со ст. 6 Закона РФ от 04.07.1991 №1541-1 “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации” передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В соответствии с п.5 Постановления Пленума Верховного Суда. РФ от 24.08.1993 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.
В силу статьи 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фона в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в общежитиях.
Как указано в постановлении Конституционного суда РФ от 3.11.1998 по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", государство, закрепляя в законе право на приватизацию обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче имущества в собственность соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией РФ.
В силу Конституции Российской Федерации Российская Федерация как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7 часть 1), призвана гарантировать реализацию прав и свобод человека и гражданина в этой сфере, в частности права каждого на жилище (статья 40 часть 1).
В соответствии со ст. 7 «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма. Верховный Суд РФ в Обзоре законодательства и судебной практики за первый квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.06.2006 указал, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма. При этом отсутствие решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Граждане вправе приобрести занимаемое ими по договору социального найма жилое помещение в собственность в соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
В Определении Конституционного Суда РФ № 1510-О-О от 25.11.2010 установлено, что Конституционный Суд РФ в своих решениях указывал, что суды, разрешая вопрос о правомерности распространения на то или иное жилое помещение особого правового режима, не должны ограничиваться лишь формальным подтверждением целевого назначения данного помещения и обязаны проверять факты, обосновывающие в каждом конкретном случае такое распространение.
Вместе с тем, введение в действующее законодательство статьи 7 названного Федерального закона, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 03.07.2007 N 425-О-О, было обусловлено задачей защиты прав тех граждан, которые после передачи органам местного самоуправления общежитий, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям), вьполнявшим в отношении указанных граждан функцию и наймодателя, и работодателя, оказались пользователями жилой площади, принадлежащей другому наймодателю, не являющемуся их работодателем, что исключало возможность использования этих помещений в качестве общежитий и, соответственно, заселения проживающих в них граждан по основаниям, предусмотренным для выселения из специализированного жилищного фонда. Фактически это привело к изменению их правового статуса и тем самым потребовало изменения правового режима занимаемых жилых помещений.
Конституционный Суд РФ, разъясняя изложенную в Постановлении №4-П от 11.04.2011 «По делу о проверке конституционности ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» правовую позицию, в определениях от 01.03.2012 № 390-0-0 и № 391-0-0 указал, что оспариваемая норма (статья 7 Вводного закона) не рассчитана на регулирование отношений, складывающихся при предоставлении гражданам в соответствии с разделом IV «Специализированный жилищный фонд» ЖК РФ муниципальными образованиями жилых помещений из этого фонда, в том числе после 01.03.2005г. Распространение действия норм ЖК РФ о договоре социального найма на отношения, возникающие при предоставлении муниципальными образованиями указанных жилых помещений, в частности жилых помещений в общежитиях, по сути, означало бы лишение муниципальных образований специализированного жилищного фонда (абз.4,7 п.2).
Принимая во внимание положения ст.7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», суд установил, что общежитие, расположенное по адресу: адрес, общей площадью *** кв.м., жилой площадью *** кв.м., было передано в муниципальную собственность от ЗАО «Самарский авторемонтеный завод» - дата, что подтверждается имеющимся в материалах дела постановлением Главы г. Самары №... (л.д. 31), истцы же фактически вселены в спорную комнату №... на основании решения администрации ЗАО «САРЗ» и профсоюзного комитета от дата, отцом Л.1 – ФИО1, был получен корешок ордера №... на право занятия жилой площади в общежитии ЗАО «САРЗ», что подтверждается его подписью в ордере (л.д. 5), то есть до передачи общежития в муниципальную собственность.
Данные обстоятельства являются юридическими значимыми обстоятельствами по делу.
Довод ответчика о том, что жилое помещение было принято от закрытого акционерного общества, а не от государственного или муниципального предприятия, в связи с чем положения ст. 7 Закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» на него не распространяются, не основан на законе, поскольку передача жилого дома по адресу: адрес осуществлялось в соответствии с Указом Президента РФ от 10.01.1998г. № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий». Пунктом 1 Указа предусмотрено, что при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, по решению их трудовых коллективов в состав приватизируемого имущества могут быть включены находящиеся на балансе приватизируемого предприятия объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, образования, культуры и спорта) и коммунально-бытового назначения (бани, прачечные, парикмахерские и другие объекты) с обязательным сохранением их профиля, за исключением жилищного фонда и обслуживающих его жилищно-эксплуатационных и ремонтно-строительных подразделений предприятий и организаций. Указанное свидетельствует о том, что здание общежития ранее относилось к государственной собственности и жилые помещения в нем подлежат приватизации в соответствии со ст. 7 Закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ».
В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ ответчиком не предоставлено суду доказательств в обоснование своих возражений, что спорное жилое помещение имеет статус общежития.
Истцы проживают в спорном жилом помещении постоянно, длительное время, право пользования данным жилым помещением собственником, не оспаривалось, требований об освобождении спорного жилого помещения истцам не предъявлялось.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ способы защиты нарушенных гражданских прав осуществляются путем признания права.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Л.1, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Л. удовлетворить.
Признать за Л.1, Л. право собственности на комнату №..., общей площадью *** кв.м., расположенной на *** этаже по адресу: адрес.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия в окончательном виде.
В окончательном виде решение суда принято 25.11.2013г.
Судья (подпись) Т.А. Орлова
Копия верна
Судья
Секретарь