Решение по делу № 2-102/2017 (2-1521/2016;) ~ М-1411/2016 от 30.12.2016

Дело № 2-102/2017

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

16 января 2017 года                             город Гай

Гайский городской суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Карагодиной Е.Л.

при секретаре Ишемгуловой А.М.,

с участием:

помощника Гайского межрайонного прокурора Сергеева В.К.,

представителя ответчика Журавлевой О.А., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Гайского межрайонного прокурора в интересах Каюмова Александра Александровича, оставшегося без попечения родителей, к администрации г. Гая Оренбургской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,

установил:

Гайский межрайонный прокурор, действуя в интересах Каюмова А.А., оставшегося без попечения родителей, обратился в суд с иском к администрации г.Гая Оренбургской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Иск заявлен по тем основаниям, что Гайской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению Каюмова А.А. по вопросу предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, по результатам которой установлено, что Каюмов А.А. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в администрации г. Гая, жилое помещение, находящееся в собственности либо предоставленное по договору социального найма, не имеет. До настоящего времени право на получение жилья не реализовано по независящим от Каюмова А.А. причинам. Считает, что у Каюмова А.А. возникло право на обеспечение по договору найма специализированным жилым помещением.

Дело рассмотрено в отсутствие истца Каюмова А.А., извещенного надлежащим образом, заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

В судебном заседании прокурор Сергеев В.К. поддержал исковые требования в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям.

Представитель ответчика администрации г.Гай Оренбургской области Журавлева О.А. исковые требования не признала, указала, что до настоящего времени Каюмову А.А. не предоставлено жилое помещение из-за недостатка финансирования, наличия других детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа, состоящих в списке, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет в более ранний период.

Дело рассмотрено в отсутствие третьего лица Правительства Оренбургской области, извещенного надлежащим образом.

Суд приходит к следующему.

    В соответствии со ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации к основным началам жилищного законодательства относится реализация гражданами права на жилище и обусловливаемых им жилищных прав по своему усмотрению и в своих интересах. В условиях рыночной экономики граждане обеспечивают осуществление своих жилищных прав самостоятельно, используя для этого различные допускаемые законом способы.

Вместе с тем, статья 40 Конституции Российской Федерации обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать малоимущим и иным указанным в законе гражданам дополнительные условия для реализации права на жилище посредством предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно статье 1 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, лица у которых когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей. Такие лица имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения указанным лицам предоставляются по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Указанная категория лиц, не имеющая закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

По смыслу закона, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным гражданам по общему правилу немедленно по достижении ими 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Согласно п. 9 ст. 8 названного Закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Вступившая с 1 января 2013 года в законную силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предусматривает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

На основании ст. 2 Закона Оренбургской области от 13 июля 2007 года № 1347/285-IV-ОЗ "О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области", норма предоставления жилья для одиноко проживающих граждан составляет 33 кв.метра общей жилой площади.

Согласно ст. 19.1 указанного Закона жилые помещения специализированного жилого фонда предоставляются однократно, по их заявлению в виде жилых домов, квартир по договорам найма специализированного жилых помещений. Данные жилые помещения должны быть благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, соответствовать санитарным и техническим требованиям. Уровень износа жилого дома не должен превышать 30 %. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет 5 лет.

Согласно ст.2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года № 1853/389-IV-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилого фонда детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений с последующим заключением договора социального найма.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.

Таким образом, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном законе от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств.

Как следует из вышеприведенных правовых норм, правоотношения в сфере социального обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации возникают между гражданином и государством исключительно после присвоения гражданину определенного статуса лица, в том числе статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей. С указанного момента у гражданина возникает право на социальную поддержку со стороны государства. При этом право носит заявительный характер. С момента заявления гражданином о реализации своего права у государства возникает обязанность по предоставлению данному гражданину социальной поддержки в порядке, установленном законом. Ненадлежащее исполнение соответствующим органом власти установленных законом обязанностей не может служить препятствием для реализации гражданином его прав, в том числе жилищных.

В судебном заседании установлено, что согласно свидетельству о рождении .... от ДД.ММ.ГГГГ Каюмов А. А.ич родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, его матерью является М.Т.Ю., отец- К.А.М.

В связи с заключением брака ДД.ММ.ГГГГ матери истца М.Т.Ю. присвоена фамилия супруга «Николаева», что подтверждается справкой о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Гайского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ К.А.М., Н.Т.Ю. лишены родительских прав в отношении своего ребенка Каюмова А.А.

ДД.ММ.ГГГГ Каюмов А.А. освободился из мест лишения свободы, проживает по адресу: <адрес>.

Каюмов А.А. не имеет в собственности жилое помещение, что подтверждается Уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданным 22.12.2016 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Оренбургской области за № 56/00/4001/5005/2016-0401.

Судом установлено, что Каюмов А.А. включен в списки и поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с ДД.ММ.ГГГГ.

Формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по своей сути означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Каюмов А.А. имеет право на обеспечение жильем.

Доводы представителя ответчика о том, что принятое судом решение приведет к нарушению прав иных граждан, включенных в сводный список ранее истца, признаются несостоятельными, поскольку ни ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.

Суд также не может согласиться с позицией ответчика об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований по причине ненадлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку указанное обстоятельство не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Учитывая, что закон не связывает обязанность по обеспечению вне очереди жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в зависимость от наличия иных лиц по данной категории, от наличия либо отсутствия или недостаточности бюджетных средств на указанные цели, истцом право на получение жилого помещения не было реализовано, он имеет право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.

Согласно ст. 206 ГПК РФ не имеется оснований для установления срока исполнения решения суда, поскольку жилое помещение предоставляется за счет средств бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать администрацию города Гая Оренбургской области незамедлительно с момента вступления решения суда в законную силу предоставить Каюмову А. А.ичу, ДД.ММ.ГГГГ рождения, жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное, в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной на территории Оренбургской области, соответствующее санитарным и техническим нормам, расположенное в черте муниципального образования города Гай Оренбургской области, за счет расходных обязательств Оренбургской области.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Гайский городской суд Оренбургской области в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья                                Е.Л. Карагодина

Мотивированное решение изготовлено 18 января 2017 года.

2-102/2017 (2-1521/2016;) ~ М-1411/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Каюмов Александр Александрович
Гайский межрайонный прокурор
Ответчики
администрация г.Гая
Другие
Правительство Оренбургской области
Суд
Гайский городской суд Оренбургской области
Судья
Карагодина Елена Леонидовна
Дело на странице суда
gaysky--orb.sudrf.ru
30.12.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.12.2016Передача материалов судье
30.12.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.12.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.12.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.01.2017Судебное заседание
18.01.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.01.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.02.2017Дело оформлено
09.10.2017Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее