Дело № 2-3504\2018
66RS0004-01-2018-002537-67
Мотивированное решение изготовлено 18 июля 2018 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 июля 2018 года Ленинский районный суд г.Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Васильковой О.М., при секретаре Баталовой Н.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Ленинского района г.Екатеринбурга в защиту интересов неопределенного круга лиц к Департаменту образования Администрации города Екатеринбурга и МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 181 Ленинского района г.Екатеринбурга» о понуждении обеспечить исполнение требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования,
у с т а н о в и л:
Заместитель прокурора Ленинского района г.Екатеринбурга, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, с учетом уточнения в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в суд с иском к Департаменту образования Администрации города Екатеринбурга и МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 181 Ленинского района г.Екатеринбурга» о понуждении обеспечить исполнение требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования и обязать Департамент в срок не позднее 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование на выполнение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) МАОУ СОШ № 181 в виде оказания услуг охраны объекта частной охранной организацией, имеющей право заниматься охранной деятельностью в Российской Федерации» либо с подразделением ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; возложить на МАОУ СОШ № 181 обязанность в срок не позднее 6-ти месяцев с момента вступления в законную силу решения суда договор на оказание услуг охраны объекта (территории).
В обоснование заявленного иска указано, что в результате проверки было установлено, что контрольно-пропускной пункт (пост) охраны в МАОУ СОШ № 181 организован штатными сотрудниками-вахтерами, сторожами. Вместе с тем, в соответствии с требованиями законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования охрана объекта должна обеспечена сотрудниками частной охранной организацией, имеющей право заниматься охранной деятельностью в Российской Федерации» либо с подразделением ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, однако такие требования закона не исполнены, в связи с чем на Департаменте образования в силу возложенных на него полномочий лежит обязанность по финансированию исполнения договора охраны, который должен быть заключен с МАОУ СОШ № 181.
В судебном заседании прокурор на иске настаивал, указав, что иск направлен прежде всего на охрану жизни и здоровья неопределенного круга лиц, защиту интересов несовершеннолетних. Наличие иных служб, вахтера и сторожа, нельзя признать соблюдением требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования.
В судебном заседании представители Администрации г.Екатеринбурга, Департамента образования и МАОУ СОШ № 181 поддержали доводы, изложенные в отзыве Администрации г.Екатеринбурга, настаивая на том, что исковые требования являются преждевременными. В настоящее время в сроки, предусмотренные законом, производятся действия по исполнению требований законодательства и заключению договора с охранными структурами.
В судебное заседание не явились иные лица, участвующие в деле – представители Департамента финансов Администрации г.Екатеринбурга, Правительства Свердловской области, Министерства общего и профессионального образования Свердловской области, о рассмотрении дела извещены.
От Правительства Свердловской области поступил отзыв о рассмотрении дела в отсутствие представителя, сославшись на необходимость исполнения всеми заинтересованными лицами Требований антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации.
Департамент финансов Администрации г.Екатеринбурга в отзыве указал, что в отношении муниципальных образовательных организаций нормативы затрат на осуществление мероприятий по антитеррористической защищенности должны быть определены и, соответственно, финансирование должно быть осуществлено за счет средств Свердловской области.
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области в отзыве указало на то, что Министерство не является надлежащим ответчиком, поскольку ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов образования возлагается на правообладателей.
Изучив материалы дела и также оценив представленные в суд доказательства в их совокупности, суд отказывает в удовлетворении иска по следующим основаниям.
В силу общих принципов гражданского судопроизводства истец самостоятельно определяет основания и предмет предъявляемого иска.
В соответствии со ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств. В ходатайстве об истребовании доказательства должно быть обозначено доказательство, а также указано, какие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, могут быть подтверждены или опровергнуты этим доказательством, указаны причины, препятствующие получению доказательства, и место нахождения доказательства.
В соответствии с требованиями Федерального закона РФ от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма; единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций; сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму; конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников; недопустимость политических уступок террористам; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма; соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности (ст. 2 Закона).
В соответствии с п. 5.2 Закона органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений: разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений; организуют и проводят в муниципальных образованиях информационно-пропагандистские мероприятия по разъяснению сущности терроризма и его общественной опасности, а также по формированию у граждан неприятия идеологии терроризма, в том числе путем распространения информационных материалов, печатной продукции, проведения разъяснительной работы и иных мероприятий; участвуют в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, организуемых федеральными органами исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации; обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; направляют предложения по вопросам участия в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.
Стороны в судебном заседании подтвердили, что в настоящее время бюджетное финансирование в отношении заявленного образовательного учреждения отсутствует. В утвержденных пределах лимитов не предусмотрено финансирование охранных услуг для образовательных учреждений. В соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств вправе распределять подведомственным учреждениям только утвержденные лимиты бюджета, Департамент образования не наделен полномочиями по утверждению бюджета муниципального образования, а также по внесению в него изменений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1235 утверждены Требования антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации (далее по тексту – Требования), которыми устанавливаются обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации.
В целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом потенциальной опасности и степени угрозы совершения террористического акта на объектах (территориях), значимости объектов (территорий) для инфраструктуры и жизнеобеспечения и возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).
Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории), который подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии не позднее последнего дня работы комиссии.
Акт обследования и категорирования объекта (территории) составляется в 2 экземплярах и является основанием для разработки и неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (территории).
Согласно п. 22 Требований в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории опасности осуществляются следующие мероприятия: разработка планов эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта; назначение должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) и организацию взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации; обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием; проведение с работниками объектов (территорий) инструктажа и практических занятий по действиям при обнаружении на объектах (территориях) посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта; оснащение объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны и поддержание их в исправном состоянии, оснащение бесперебойной и устойчивой связью объектов (территорий); периодический обход и осмотр объектов (территорий), их помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок транспорта, а также периодическая проверка складских помещений; проведение учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий); исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории); организация взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму и экстремизму; осуществление мероприятий информационной безопасности, обеспечивающих защиту от несанкционированного доступа к информационным ресурсам объектов (территорий); оборудование объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации; размещение на объектах (территориях) наглядных пособий, содержащих информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях), а также схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, номера телефонов аварийно-спасательных служб, территориальных органов безопасности, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.
В отношении объектов (территорий) второй категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 22 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудование объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны (системой видеонаблюдения, контроля и управления доступом, охранной сигнализацией); разработка планов взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму и экстремизму.
Как установлено судом, МАОУ СОШ № 181 является автономным образовательным учреждением.
В соответствии с Уставом СОШ и ст. 28 Федерального закона ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация является самостоятельным юридическим лицом, финансовое обеспечение функций которого, осуществляется за счет средств бюджета города Екатеринбурга, бюджета Свердловской области на основании плана финансово-хозяйственной деятельности. Для исполнения бюджетных обязательств из бюджета муниципального образования «город Екатеринбург», бюджета Свердловской области образовательной организации выделяются бюджетные ассигнования. Выделение средств для исполнения бюджетных обязательств в других формах не допускается.
МАОУ СОШ № 181 обладает обособленным имуществом на праве оперативного управления может самостоятельно от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности.
В соответствии со ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества.
По обязательствам автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества автономного учреждения.
Ежегодно автономное учреждение обязано опубликовывать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества.
Обоснованным является довод Администрации г.Екатеринбурга, представитель которой сослалась на п. 4 Требований, согласно которому ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
В свою очередь правообладателями являются Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральное агентство по делам молодежи, организации, подведомственные Министерству образования и науки Российской Федерации, Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки и Федеральному агентству по делам молодежи, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере образования и научной деятельности, организации, находящиеся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере образования и научной деятельности, и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере образования и науки (далее - органы (организации), являющиеся правообладателями объектов (территорий)).
Таким образом, в силу прямого нормативного указания, правообладателем, в обязанности которого входит ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) является МАОУ СОШ № 181.
Кроме этого, в соответствии с п. 15 Требований в отношении каждого объекта (территории) в соответствии с актом его обследования и категорирования должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования определяется перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории).
Срок завершения указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ не должен превышать 12 месяцев со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта (территории).
Акт категорирования МАОУ СОШ № 181 составлен 07 декабря 2017 года.
Во исполнение Требований ответчиком оформлен Паспорт безопасности места массового пребывания людей МАОУ СОШ № 181.
Соответственно мероприятия по данному комплексу, как верно указали представители ответчиков, могут быть завершены до 07 декабря 2018 года, в то же время, исковые требования заявлены до истечения указанного срока, что не может быть признано судом в качестве нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц со стороны ответчиков.
Предъявление же иска при отсутствии нарушений требований закона не отвечает принципам и целям гражданского судопроизводства, так как судебный акт по общему правилу на может быть направлен на соблюдение правовых требований на будущее, иметь декларативный характер.
Кроме этого, как указала представитель МАОУ СОШ № 181, в настоящее время до декабря 2018 года за счет внебюджетных средств будут обеспечены мероприятия по заключению договора охраны объекта. Но и при этих обстоятельствах Школой исполняются требования законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования. Так, МАОУ СОШ № 181 заключены такие договоры как договор на техническое обслуживание автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре, договор об экстренном реагировании нарядов полиции в случае срабатывания тревожной сигнализации, договор технического мониторинга и обслуживания.
Независимо от этих мероприятий, как безусловно верно указано прокурором, школой должен быть заключен договор охраны объекта (территории), однако предъявленный в настоящем производстве иск при отсутствии нарушений закона не отвечает требованиям правомерности и обоснованности.
При этом суд также учитывает позиции Школы, представителем которой указано, что до декабря 2018 года размер финансирования при том, что исполнение договора охраны возможно за счет внебюджетных средств, как в полном объеме так и частично.
Помимо прочего прокурором не учтено, что в соответствии с п.п. 3, 22 Положения о порядке составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности муниципального учреждения, утвержденного Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 29.06.2011 № 2718 план автономного учреждения утверждается руководителем учреждения с учетом заключения наблюдательного совета автономного учреждения. План и Сведения, подготовленные автономным учреждением и утвержденные руководителем учреждения, направляются для сведения учредителю, главному распорядителю бюджетных средств до 1 ноября текущего финансового года.
Как указала представитель Администрации г.Екатеринбурга, при формировании плана финансово-хозяйственной деятельности МАОУ СОШ № 181 на 2018, плановые 2019, 2020 годы указанные расходы руководителем не предоставлялись и не запрашивались. При этом, согласно пояснения представителя Школы, до 07 декабря 2018 года будут определены источники финансирования охраны школы, в том числе за счет внебюджетных средств, будет заключен договор, а также направлены соответствующие обращения в целях обеспечения бюджетного финансирования.
Руководствуясь ст.ст.12, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательном виде.
Судья: О.М.Василькова