Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3504/2018 ~ М-1051/2018 от 20.02.2018

Дело № 2-3504\2018

66RS0004-01-2018-002537-67

Мотивированное решение изготовлено 18 июля 2018 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 июля 2018 года Ленинский районный суд г.Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Васильковой О.М., при секретаре Баталовой Н.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Ленинского района г.Екатеринбурга в защиту интересов неопределенного круга лиц к Департаменту образования Администрации города Екатеринбурга и МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 181 Ленинского района г.Екатеринбурга» о понуждении обеспечить исполнение требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования,

у с т а н о в и л:

Заместитель прокурора Ленинского района г.Екатеринбурга, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, с учетом уточнения в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в суд с иском к Департаменту образования Администрации города Екатеринбурга и МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 181 Ленинского района г.Екатеринбурга» о понуждении обеспечить исполнение требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования и обязать Департамент в срок не позднее 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование на выполнение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) МАОУ СОШ № 181 в виде оказания услуг охраны объекта частной охранной организацией, имеющей право заниматься охранной деятельностью в Российской Федерации» либо с подразделением ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; возложить на МАОУ СОШ № 181 обязанность в срок не позднее 6-ти месяцев с момента вступления в законную силу решения суда договор на оказание услуг охраны объекта (территории).

В обоснование заявленного иска указано, что в результате проверки было установлено, что контрольно-пропускной пункт (пост) охраны в МАОУ СОШ № 181 организован штатными сотрудниками-вахтерами, сторожами. Вместе с тем, в соответствии с требованиями законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования охрана объекта должна обеспечена сотрудниками частной охранной организацией, имеющей право заниматься охранной деятельностью в Российской Федерации» либо с подразделением ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, однако такие требования закона не исполнены, в связи с чем на Департаменте образования в силу возложенных на него полномочий лежит обязанность по финансированию исполнения договора охраны, который должен быть заключен с МАОУ СОШ № 181.

В судебном заседании прокурор на иске настаивал, указав, что иск направлен прежде всего на охрану жизни и здоровья неопределенного круга лиц, защиту интересов несовершеннолетних. Наличие иных служб, вахтера и сторожа, нельзя признать соблюдением требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования.

В судебном заседании представители Администрации г.Екатеринбурга, Департамента образования и МАОУ СОШ № 181 поддержали доводы, изложенные в отзыве Администрации г.Екатеринбурга, настаивая на том, что исковые требования являются преждевременными. В настоящее время в сроки, предусмотренные законом, производятся действия по исполнению требований законодательства и заключению договора с охранными структурами.

В судебное заседание не явились иные лица, участвующие в деле – представители Департамента финансов Администрации г.Екатеринбурга, Правительства Свердловской области, Министерства общего и профессионального образования Свердловской области, о рассмотрении дела извещены.

От Правительства Свердловской области поступил отзыв о рассмотрении дела в отсутствие представителя, сославшись на необходимость исполнения всеми заинтересованными лицами Требований антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации.

Департамент финансов Администрации г.Екатеринбурга в отзыве указал, что в отношении муниципальных образовательных организаций нормативы затрат на осуществление мероприятий по антитеррористической защищенности должны быть определены и, соответственно, финансирование должно быть осуществлено за счет средств Свердловской области.

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области в отзыве указало на то, что Министерство не является надлежащим ответчиком, поскольку ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов образования возлагается на правообладателей.

Изучив материалы дела и также оценив представленные в суд доказательства в их совокупности, суд отказывает в удовлетворении иска по следующим основаниям.

В силу общих принципов гражданского судопроизводства истец самостоятельно определяет основания и предмет предъявляемого иска.

В соответствии со ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ч.ч. 1, 2 ст. 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств. В ходатайстве об истребовании доказательства должно быть обозначено доказательство, а также указано, какие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, могут быть подтверждены или опровергнуты этим доказательством, указаны причины, препятствующие получению доказательства, и место нахождения доказательства.

В соответствии с требованиями Федерального закона РФ от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма; единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций; сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму; конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников; недопустимость политических уступок террористам; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма; соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности (ст. 2 Закона).

В соответствии с п. 5.2 Закона органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений: разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений; организуют и проводят в муниципальных образованиях информационно-пропагандистские мероприятия по разъяснению сущности терроризма и его общественной опасности, а также по формированию у граждан неприятия идеологии терроризма, в том числе путем распространения информационных материалов, печатной продукции, проведения разъяснительной работы и иных мероприятий; участвуют в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, организуемых федеральными органами исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации; обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; направляют предложения по вопросам участия в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.

Стороны в судебном заседании подтвердили, что в настоящее время бюджетное финансирование в отношении заявленного образовательного учреждения отсутствует. В утвержденных пределах лимитов не предусмотрено финансирование охранных услуг для образовательных учреждений. В соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств вправе распределять подведомственным учреждениям только утвержденные лимиты бюджета, Департамент образования не наделен полномочиями по утверждению бюджета муниципального образования, а также по внесению в него изменений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1235 утверждены Требования антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации (далее по тексту – Требования), которыми устанавливаются обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации.

В целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом потенциальной опасности и степени угрозы совершения террористического акта на объектах (территориях), значимости объектов (территорий) для инфраструктуры и жизнеобеспечения и возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).

Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории), который подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии не позднее последнего дня работы комиссии.

Акт обследования и категорирования объекта (территории) составляется в 2 экземплярах и является основанием для разработки и неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (территории).

Согласно п. 22 Требований в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории опасности осуществляются следующие мероприятия: разработка планов эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта; назначение должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) и организацию взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации; обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием; проведение с работниками объектов (территорий) инструктажа и практических занятий по действиям при обнаружении на объектах (территориях) посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта; оснащение объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны и поддержание их в исправном состоянии, оснащение бесперебойной и устойчивой связью объектов (территорий); периодический обход и осмотр объектов (территорий), их помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок транспорта, а также периодическая проверка складских помещений; проведение учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий); исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории); организация взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму и экстремизму; осуществление мероприятий информационной безопасности, обеспечивающих защиту от несанкционированного доступа к информационным ресурсам объектов (территорий); оборудование объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации; размещение на объектах (территориях) наглядных пособий, содержащих информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях), а также схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, номера телефонов аварийно-спасательных служб, территориальных органов безопасности, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.

В отношении объектов (территорий) второй категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 22 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудование объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны (системой видеонаблюдения, контроля и управления доступом, охранной сигнализацией); разработка планов взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму и экстремизму.

Как установлено судом, МАОУ СОШ № 181 является автономным образовательным учреждением.

В соответствии с Уставом СОШ и ст. 28 Федерального закона ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация является самостоятельным юридическим лицом, финансовое обеспечение функций которого, осуществляется за счет средств бюджета города Екатеринбурга, бюджета Свердловской области на основании плана финансово-хозяйственной деятельности. Для исполнения бюджетных обязательств из бюджета муниципального образования «город Екатеринбург», бюджета Свердловской области образовательной организации выделяются бюджетные ассигнования. Выделение средств для исполнения бюджетных обязательств в других формах не допускается.

МАОУ СОШ № 181 обладает обособленным имуществом на праве оперативного управления может самостоятельно от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности.

В соответствии со ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества.

По обязательствам автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества автономного учреждения.

Ежегодно автономное учреждение обязано опубликовывать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества.

Обоснованным является довод Администрации г.Екатеринбурга, представитель которой сослалась на п. 4 Требований, согласно которому ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).

В свою очередь правообладателями являются Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральное агентство по делам молодежи, организации, подведомственные Министерству образования и науки Российской Федерации, Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки и Федеральному агентству по делам молодежи, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере образования и научной деятельности, организации, находящиеся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере образования и научной деятельности, и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере образования и науки (далее - органы (организации), являющиеся правообладателями объектов (территорий)).

Таким образом, в силу прямого нормативного указания, правообладателем, в обязанности которого входит ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) является МАОУ СОШ № 181.

Кроме этого, в соответствии с п. 15 Требований в отношении каждого объекта (территории) в соответствии с актом его обследования и категорирования должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования определяется перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории).

Срок завершения указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ не должен превышать 12 месяцев со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта (территории).

Акт категорирования МАОУ СОШ № 181 составлен 07 декабря 2017 года.

Во исполнение Требований ответчиком оформлен Паспорт безопасности места массового пребывания людей МАОУ СОШ № 181.

Соответственно мероприятия по данному комплексу, как верно указали представители ответчиков, могут быть завершены до 07 декабря 2018 года, в то же время, исковые требования заявлены до истечения указанного срока, что не может быть признано судом в качестве нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц со стороны ответчиков.

Предъявление же иска при отсутствии нарушений требований закона не отвечает принципам и целям гражданского судопроизводства, так как судебный акт по общему правилу на может быть направлен на соблюдение правовых требований на будущее, иметь декларативный характер.

Кроме этого, как указала представитель МАОУ СОШ № 181, в настоящее время до декабря 2018 года за счет внебюджетных средств будут обеспечены мероприятия по заключению договора охраны объекта. Но и при этих обстоятельствах Школой исполняются требования законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования. Так, МАОУ СОШ № 181 заключены такие договоры как договор на техническое обслуживание автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре, договор об экстренном реагировании нарядов полиции в случае срабатывания тревожной сигнализации, договор технического мониторинга и обслуживания.

Независимо от этих мероприятий, как безусловно верно указано прокурором, школой должен быть заключен договор охраны объекта (территории), однако предъявленный в настоящем производстве иск при отсутствии нарушений закона не отвечает требованиям правомерности и обоснованности.

При этом суд также учитывает позиции Школы, представителем которой указано, что до декабря 2018 года размер финансирования при том, что исполнение договора охраны возможно за счет внебюджетных средств, как в полном объеме так и частично.

Помимо прочего прокурором не учтено, что в соответствии с п.п. 3, 22 Положения о порядке составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности муниципального учреждения, утвержденного Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 29.06.2011 № 2718 план автономного учреждения утверждается руководителем учреждения с учетом заключения наблюдательного совета автономного учреждения. План и Сведения, подготовленные автономным учреждением и утвержденные руководителем учреждения, направляются для сведения учредителю, главному распорядителю бюджетных средств до 1 ноября текущего финансового года.

Как указала представитель Администрации г.Екатеринбурга, при формировании плана финансово-хозяйственной деятельности МАОУ СОШ № 181 на 2018, плановые 2019, 2020 годы указанные расходы руководителем не предоставлялись и не запрашивались. При этом, согласно пояснения представителя Школы, до 07 декабря 2018 года будут определены источники финансирования охраны школы, в том числе за счет внебюджетных средств, будет заключен договор, а также направлены соответствующие обращения в целях обеспечения бюджетного финансирования.

Руководствуясь ст.ст.12, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательном виде.

Судья: О.М.Василькова

2-3504/2018 ~ М-1051/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Заместитель прокурора Ленинского района
Ответчики
МАОУ СОШ №181
Департамент образования г. Екатеринбург
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Администрация г. Екатеринбурга
Другие
Правительство Свердловской области
Департамент финансов Администрации г. Екатеринбурга
Суд
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
Судья
Василькова Ольга Михайловна
Дело на сайте суда
leninskyeka--svd.sudrf.ru
20.02.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.02.2018Передача материалов судье
22.02.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.02.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.02.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.04.2018Судебное заседание
17.05.2018Судебное заседание
06.06.2018Судебное заседание
18.07.2018Судебное заседание
18.07.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.07.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее