РЕШЕНИЕ
(резолютивная часть)
Именем Российской Федерации
23 января 2020 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Снежковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-407/2020 по иску Толстова В. А. об оспаривании решения Департамента градостроительства г.о. Самара,
Руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья В.Ю. Болочагин
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 января 2020 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Снежковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-407/2020 по иску Толстова В. А. об оспаривании решения Департамента градостроительства г.о. Самара,
установил:
Толстов В.А. обратился в Ленинский районный суд г. Самары с заявлением об оспаривании решения Департамента градостроительства г.о. Самара. В обоснование заявления указывает, что 4.10.2019 г. он обратился в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением №СП-9/5456 о перераспределении земельного участка, находящегося в его собственности, с кадастровым номером № площадью 570 м2 по адресу: <адрес>а, и смежного земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 241 м2. Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара от 22.10.2019 г. №РД- 2093 ему отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков по основаниям, предусмотренным подпунктами 3, 2 пункта 9 ст.39.29, п.6 ст.11.9 ЗК РФ. В распоряжении указано, что по топографическим материалам Департамента градостроительства г.о. Самара, а также сведениям публичной кадастровой карты на земельном участке из земель, государственная собственность на который не разграничена, расположен объект – строение, право на которое не зарегистрировано, что образуемый земельный участок частично расположен в пределах 30 и 50-тиметровой защитной противопожарной зоны от границы лесов Самарского лесопарка, что является нарушением п.4.14. Свода правил СП 4.13130, утверждённых приказом МЧС России от 24.04.2013 г. №288, а также п.79 Правил противопожарного режима в РФ, утверждённых постановлением Правительства РФ от 26.04.2012 г. №390, устанавливающих запрет использовать территории противопожарных расстояний от объектов защиты и сооружений различного назначения до лесничеств. Свод правил применяется при проектировании и строительстве вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений в части принятия объёмно-планировочных и конструктивных решений, обеспечивающих ограничение распространения пожара (п. 1.1). Область применения свода правил не распространяется на установление границ земельного участка и утверждение схемы расположения земельного участка. Просит признать распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от 22.10.2019 г. №РД-2093 незаконным.
В судебном заседании представитель заявительницы по доверенности от 15.08.2018 г. Долгова С.М. заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика Департамента градостроительства г.о. Самара по доверенности от 31.12.2019 г. №Д05-01/3556 Воробьев И.Л. в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 31-36).
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что истец с 26.02.2013 г. является собственником земельного участка для садоводства с кадастровым номером № площадью 570±8 м2 по адресу: <адрес> (л.д. 45-47).
4.10.2019 г. истец обратился в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением №СП-9/5456 о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности, с кадастровым номером № (л.д. 38-39) на основании пп.3 п.1 ст.39.28 ЗК РФ (перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков). К заявлению была приложена подготовленная заявителем схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 48-49).
Распоряжением от 22.10.2019 г. №РД-2093 Департамент градостроительства г.о. Самара отказал истцу в перераспределении земельных участков, сославшись на пп.3 п.9 ст.39.29 ЗК РФ и указав, что на земельном участке из земель, государственная собственность на которые не разграничена, находится объект – строение, а также на пп.12 п.9 ст.39.29 ЗК РФ, указав, что приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам.
Отказ в перераспределении земельных участков явным образом затрагивает законные интересы заявителя, в связи с чем может быть оспорен им в порядке, установленном гл.22 КАС РФ.
В соответствии со ст.39.28, 39.29 ЗК РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. Обязательными приложениями к соглашению являются кадастровый паспорт земельного участка или кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности.
Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату.
В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в орган, уполномоченный на предоставление земельных участков.
В течение 10 дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям п.2 ст.39.29 ЗК РФ, подано в иной орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные п.3 ст.39.29 ЗК РФ. При этом должны быть указаны все причины возврата заявления о перераспределении земельных участков.
В срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;
2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных п.9 ст.39.29 ЗК РФ.
В соответствии со ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции. Согласно п.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с постановлением Администрации г.о. Самара от 11.01.2017 г. №1 «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», руководитель Департамента градостроительства г.о. Самара наделен полномочиями по приему заявлений граждан и юридических лиц в адрес Главы Администрации г.о. Самара о перераспределении земельных участков, а также по принятию решений по вопросу перераспределения земель и (или) земельных участков между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, а также принятию иных решений, предусмотренных главой V.4 ЗК РФ.
Следовательно, ответчик был компетентен принять заявление истца о перераспределении земельных участков и принять решение по существу этого заявлению, в том числе решение об отказе в перераспределении земельных участков.
Согласно пп.3 п.9 ст.39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с п.3 ст.39.36 ЗК РФ.
Ответчик указывает, что на территории, которую заявитель желал бы «присоединить» к своему земельному участку путём перераспределения, расположено строение.
Однако должных доказательств данного утверждения ответчиком не предоставлено, хотя бремя доказывания обоснованности оспариваемого решения в силу п.11 ст.226 КАС РФ лежит на ответчике.
Ответчик ссылается на топографический материал, однако в том виде, в каком этот материал представлен в суд (л.д. 50), изображённые на нём объекты невозможно «привязать» к местности и сопоставить с проектом схемы расположения земельного участка (л.д. 48-49) и с представленной ответчиком же выпиской из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (л.д. 51). По этой причине суд не может установить на основе представленных доказательств, располагаются ли какие-либо из изображённых на представленном чертеже строений, на территории, испрашиваемой истцом к перераспределению.
Кроме того, ответчиком не указана дата изготовления чертежа (имеется лишь дата изготовления выкопировки), в связи с чем его актуальность вызывает у суда сомнения. Чертёж с очевидностью составлялся вручную, т.е. был изготовлен достаточно давно. Актов осмотра местности, подтверждающих, что на испрашиваемой к перераспределению территории и в настоящее время находится строение, ответчик не представил.
Согласно пп.11 п.9 ст.39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п.16 ст.11.10 ЗК РФ.
Согласно пп.3 п.16 ст.11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.
В силу п.6 ст.11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные федеральными законами.
Согласно представленной ответчиком выписке из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (л.д. 51) часть испрашиваемого заявителем земельного участка находится в пределах тридцатиметровой полосы от границы лесов Самарского лесопарка.
Согласно п.4.14 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объёмно-планировочным и конструктивным решениям», утверждённого приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 24.04.2013 г. №288, противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) должны быть не менее 50 м, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой, а также от домов и хозяйственных построек на территории садовых, дачных и приусадебных земельных участков до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) – не менее 30 м.
Следовательно, использование испрашиваемого заявительницей земельного участка для садоводства нарушает требования пожарной безопасности, в связи с чем ответчик пришёл к обоснованному выводу о том, что приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утверждённым проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 6.02.2020 г.
Судья (подпись) В.Ю. Болочагин
Копия верна
Судья
Секретарь