Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 ноября 2018 года г. Тольятти
Ставропольский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Шишкина А.Г.
с участием:
административного истца Долговой Ю.В.,
представителя административного ответчика администрации муниципального района Ставропольский Самарской области – Барьбиной Т.В. по доверенности,
при секретаре Пашкевич А.С.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело № 2а-3161/18 по административному исковому заявлению Долговой Юлии Васильевны, действующей также в интересах Долговой Софии Александровны, Долговой Полины Александровны, Долговой Валерии Александровны к Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области о признании незаконным отказа в постановке на учет и включении в реестр заявлений граждан, имеющих 3-х и более детей, желающих бесплатно приобрести земельный участок из земель, находящихся в муниципальной собственности,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в Ставропольский районный суд Самарской области с указанным иском. Просит:
- признать незаконным отказ Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № в постановке семьи на учет и включении в реестр заявлений граждан, имеющих 3-х и более детей, желающих бесплатно приобрести сформированный земельный участок из земель, находящихся в муниципальной собственности муниципального района Ставропольский Самарской области;
- обязать Администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области поставить семью на учет, включить в реестр заявлений граждан, имеющих 3-х и более детей, желающих бесплатно приобрести сформированный земельный участок из земель, находящихся в муниципальной собственности муниципального района Ставропольский Самарской области, с даты официальной подачи заявления моей семьей на предоставление услуги - с ДД.ММ.ГГГГ.
Заявленные требования мотивированы тем, что истец, обратилась в администрацию муниципального района Ставропольский с заявлением о включении в реестр граждан, имеющих трех и более детей, желающих бесплатно приобрести сформированные земельные участки из земель, находящихся в муниципальной собственности.
ДД.ММ.ГГГГ уведомлением № администрацией муниципального района Ставропольский истцу было отказано в постановке на учет в реестр граждан, имеющих трех и более детей, желающих бесплатно приобрести сформированные земельные участки из земель, находящихся в муниципальной собственности, так как истцом не предоставлены документы, подтверждающие факт постоянного проживания на территории Самарской области в течение не менее пяти лет.
Истец с указанным решением об отказе в постановке на учет от ДД.ММ.ГГГГ не согласна, поскольку оно нарушает права истца на включение в реестр граждан, имеющих трех и более детей, желающих бесплатно приобрести сформированные земельные участки из земель, находящихся в муниципальной собственности.
В судебном заседании истец требования поддержала и просила их удовлетворить по основаниям изложенным в иске.
Представитель административного ответчика – Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области, действующая на основании доверенности Барьбина Т.В. в судебном заседании заявленные требования не признала, просила в иске отказать, поскольку административным истцом на момент принятия оспариваемого решения сведений подтверждающих факт постоянного проживания на территории Самарской области в течении пяти лет не представлено.
Выслушав стороны, изучив письменные материалы гражданского дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит административное исковое заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностных лиц и государственных служащих в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении своих прав, свобод и законных интересов.
Из пояснений административного истца данных в ходе судебного разбирательства следует, что оспариваемое решение органом местного самоуправления в ее адрес надлежащим образом не направлялось, о принятом решении она не извещалась. Оспариваемое решение ею получено в органе местного самоуправления самостоятельно ДД.ММ.ГГГГ.
Определением Ставропольского районного суда Самарской области от 25.07.2018 г. в принятии административного искового заявления Долговой Ю.В. отказано.
Конституционное право на судебную защиту, как следует из статьи 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, - это не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты путем восстановления нарушенных прав и свобод, которая должна быть обеспечена государством. Иное не согласуется с универсальным во всех видах судопроизводства требованием эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего критериям справедливости, умаляет и ограничивает право на судебную защиту, в рамках осуществления которого возможно обжалование в суд решений и действий (бездействия) любых органов публичной власти (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 02 февраля 1996 года N 4-П, от 03 февраля 1998 года N 5-П, от 28 мая 1999 года N 9-П, от 11 мая 2005 года N 5-П и др.).
С учетом соблюдения гарантированного Конституцией Российской Федерации права на судебную защиту, суд приходит к выводу, что срок для обращения в суд не пропущен.
Положениями п.п. 8, 9 ст. 226 КАС РФ определено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными решений должностных лиц органа местного самоуправления, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Долгова Ю.В. обратилась в администрацию муниципального района Ставропольский с заявлением о включении в реестр граждан, имеющих трех и более детей, желающих бесплатно приобрести сформированные земельные участки из земель, находящихся в муниципальной собственности.
ДД.ММ.ГГГГ уведомлением № администрацией муниципального района Ставропольский истцу было отказано в постановке на учет в реестр граждан, имеющих трех и более детей, желающих бесплатно приобрести сформированные земельные участки из земель, находящихся в муниципальной собственности, так как истцом не предоставлены документы, подтверждающие факт постоянного проживания на территории Самарской области в течение не менее пяти лет.
Положениями ч.10 ст.9 Закона Самарской области "О земле" в редакции, действовавшей на момент подачи заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося определено, что предоставление в собственность граждан и юридических лиц земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, настоящим Законом и иными законами Самарской области.
Земельные участки предоставляются в собственность граждан и юридических лиц бесплатно в порядке и при наличии оснований, предусмотренных частями 3, 4, 8, 10, 12, 13 и 14 настоящей статьи.
Земельные участки, в том числе с расположенными на них жилыми домами, жилыми строениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан, имеющих трех и более детей, в том числе для индивидуального жилищного строительства, бесплатно при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством.
Предоставление земельных участков в случае, предусмотренном настоящей частью, осуществляется при наличии в том числе следующих условий:
-граждане, имеющие трех и более детей, постоянно проживают на территории Самарской области не менее пяти последних лет.
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона Самарской области от 13.04.2015 N 37-ГД в редакции действовавшей на момент обращения Долговой Ю.В. "О порядке постановки на учет граждан, имеющих трех и более детей, желающих бесплатно приобрести сформированные земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности" (принят Самарской Губернской Думой 24.03.2015), настоящий Закон регулирует процедуру постановки на учет граждан, имеющих в соответствии с частью 10 статьи 9 Закона Самарской области "О земле" право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, сформированных из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе для индивидуального жилищного строительства (далее - Земельные участки), при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством (далее - Заявители).
Статьей 2 Закона Самарской области «О порядке постановки на учет граждан, имеющих троих и более детей, желающих бесплатно приобрести сформированные земельные участки из земель, находящихся в муниципальной собственности муниципального района Ставропольский Самарской области» от 13.05.2015 года № 37-ГД определено, что для постановки на Учет необходимы следующие документы:
-заявление о постановке на Учет, форма которого утверждается Уполномоченным органом;
-документ, удостоверяющий личность Заявителя;
-свидетельство о заключении (расторжении) брака;
-свидетельство о смерти второго родителя детей Заявителя (в случае смерти одного из родителей);
-свидетельства о рождении детей;
-документы, удостоверяющие личность каждого ребенка (в возрасте от четырнадцати лет);
-справка об обучении ребенка в образовательной организации (для обучающихся в возрасте от 18 до 23 лет - справка об обучении по очной форме обучения в профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования), выданная не позднее чем за тридцать дней до даты подачи заявления о постановке на Учет;
-документ, подтверждающий факт постоянного проживания Заявителя на территории Самарской области в течение не менее пяти последних лет.
Данный факт может быть подтвержден любым из перечисленных документов:
-паспорт гражданина Российской Федерации, содержащий отметку о регистрации по месту жительства в Самарской области;
-решение суда об установлении факта проживания Заявителя на территории Самарской области в течение не менее пяти последних лет;
-выписка из домовой (поквартирной) книги или поквартирной карточки, выданная не позднее чем за тридцать дней до даты подачи заявления о постановке на Учет;
-документ, подтверждающий факт совместного проживания детей с Заявителем. Данный факт может быть подтвержден любым из перечисленных документов:
-выписка из домовой (поквартирной) книги или поквартирной карточки (в случае если не представлена по иным основаниям, указанным в настоящей части), выданная не позднее чем за тридцать дней до даты подачи заявления о постановке на Учет;
-решение суда об определении места жительства детей.
Согласно ст. 4 вышеуказанного Закона, основаниями для отказа в постановке на Учет являются:
- несоответствие Заявителя и (или) его детей требованиям, предусмотренным частью 10 статьи 9 Закона Самарской области "О земле";
- непредставление Заявителем полного пакета документов, указанных в частях 1 и 3 статьи 2 настоящего Закона, за исключением документов, которые могут быть получены Уполномоченным органом в рамках межведомственного информационного взаимодействия; наличие судебного акта о лишении Заявителя родительских прав и (или) об отмене усыновления (удочерения) в отношении ребенка, документы на которого представлены Заявителем;
- использование Заявителем и (или) вторым родителем детей, документы на которых представлены Заявителем, права на бесплатное предоставление Земельного участка по основаниям, предусмотренным частью 10 статьи 9 Закона Самарской области "О земле";
- постановка второго родителя детей, документы на которых представлены Заявителем, на Учет; приобретение Заявителем и (или) вторым родителем детей после 1 марта 2015 года земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно по основаниям, указанным в статье 9, статье 10.4 Закона Самарской области "О земле".
В подтверждение факта постоянного проживания Долговой Ю.В. и членов ее семьи на территории Самарской области в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ею в орган местного самоуправления было представлено свидетельство о регистрации по месту пребывания.
В соответствии с частью 4 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.
В силу положений статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Правилами регистрации и снятия с учета граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1996 года N 713 (далее - Правила), установлено, что местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома. Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает.
В соответствии с п. 3 Правил, местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или иное подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.
Местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Согласно пункта 12 Правил, органы регистрационного учета регистрируют в установленном порядке граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, с выдачей свидетельств о регистрации по месту пребывания.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Долгова Ю.В. и члены ее семьи на регистрационный учет по месту жительства на территории Самарской области не вставали.
Временная регистрация в г. Тольятти по месту пребывания, по мнению суда, постоянной регистрацией по месту жительства в установленном законодателем смысле являться не может, поскольку сама по себе не подтверждает факт постоянного проживания истца и членов ее семьи на территории Самарской области в указанный временной период.
Свидетельство о регистрации по месту пребывания органом местного самоуправления обоснованно не было принято во внимание, так как с учетом положений ст. ст. 2, 3 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации" не подтверждает факта постоянного проживания истца и членов его семьи в указанный период на территории Самарской области.
Перечень документов, необходимый для подтверждения юридически значимого факта постоянного проживания на территории Самарской области является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Свидетельство о регистрации по месту пребывания к таким документам законодателем не отнесено.
Факт постоянного проживания Долговой Ю.В. на территории Самарской области установлен ею в судебном порядке лишь в ДД.ММ.ГГГГ
Учитывая изложенные обстоятельства, принимая во внимание установленный факт отсутствия постоянной регистрации административного истца и членов ее семьи по месту жительства в юридически значимый период времени на территории Самарской области, суд признает отказ органа местного самоуправления в постановке семьи на учет и включении в реестр заявлений граждан, имеющих 3-х и более детей, желающих бесплатно приобрести сформированный земельный участок из земель, находящихся в муниципальной собственности муниципального района Ставропольский Самарской области обоснованным.
Вместе с тем, Долгова Ю.В. с учетом установленного ею 06.09.2018 г. в судебном порядке факта постоянного проживания на территории Самарской области не лишена права обратиться в установленном Законом порядке в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Долговой Юлии Васильевны, действующей также в интересах Долговой Софии Александровны, Долговой Полины Александровны, Долговой Валерии Александровны к Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области о признании решения органа местного самоуправления незаконным и возложении обязанности – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Самарский областной суд через Ставропольский районный суд.
Судья А.Г. Шишкин
Мотивированное решение изготовлено 19.11.2018 г.