Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-87/2017 ~ М-65/2017 от 14.03.2017

Дело № 2-87/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Республика Карелия г. Лахденпохья 18 апреля 2017 года

Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Жданкиной И.В., при секретаре Рыбаковой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Логиновой Валентины Владимировны к администрации Лахденпохского муниципального района о понуждении к заключению договора мены квартир,

у с т а н о в и л:

Логинова В.В. обратилась в суд с иском к администрации Лахденпохского муниципального района (далее АЛМР) о понуждении к заключению договора мены квартир.

Иск мотивирован тем, что 06.10.2014 между истцом и Администрацией Мийнальского сельского поселения был заключен предварительный договор мены квартир. 30.10.2014 между КУ РК «Управление капитального строительства Республики Карелия» и администрацией Мийнальского сельского поселения (далее АМСП) заключен договор инвестирования хх.хх.хх/И, в рамках которого должна быть построена квартира в многоквартирном доме по хх.хх.хх в хх.хх.хх общей площадью не менее 44,1 кв.м. для исполнения заключенного 06.10.2014 предварительного договора мены квартир. 16.08.2016 между КУ РК «Управление капитального строительства Республики Карелия», АМСП и АЛМР заключено трехстороннее соглашение №12/2014-И/ЗЛ о замене лица в правах и обязанностях по вышеуказанному договору инвестирования, в связи с чем, АМСП утратила право быть стороной по заключенному предварительному договору, о чем не уведомила истца. Между АЛМР и КУ РК «Управление капитального строительства Республики Карелия» подписано дополнительное соглашение №1 к договору инвестирования от 30.10.2014, в соответствии с которым полномочия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда от сельских поселений переданы на уровень муниципальных районов. АЛМР также не уведомила истца об этом и не предприняла никаких действий для внесения изменений в предварительный договор мены квартир или подписания нового предварительного договора мены. В настоящее время по договору инвестирования от 30.10.2014 построен и сдан в эксплуатацию многоквартирный жилой дом по адресу: хх.хх.хх в котором АЛМР на праве собственности принадлежит хх.хх.хх, полностью соответствующая заключенному договору мены квартир от 06.10.2014.

На основании изложенного, истец просила обязать ответчика заключить договор мены квартир на квартиру по адресу: хх.хх.хх-а кор.1 хх.хх.хх.

В судебном заседании истец Логинова В.В., извещенная надлежащим образом, отсутствовала.

Представитель истца, действующий на основании доверенности Родин Ю.В., исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, пояснив, что требования истца связаны с понуждением ответчика к заключению договора мены жилого помещения, принадлежащего истцу на праве собственности, расположенного по адресу: хх.хх.хх, на жилое помещение, принадлежащее АЛМР на праве собственности, расположенное по адресу: хх.хх.хх, хх.хх.хх. Истец полагает, что ответчик должен заключить с ней договор именно на указанную квартиру, так как иной квартиры в собственности истца нет. Многоквартирный дом, в котором истец имеет квартиру, признан аварийным и подлежащим сносу. Истец в квартире расположенной по адресу: хх.хх.хх, не проживала, получив ее по наследству после смерти матери Г.А.И. Проживает истец в Санкт-Петербурге. В целях получения жилого помещения истец малоимущей не признавалась, на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не вставала.

Представитель ответчика – АЛМР по доверенности Нордгеймер Ю.В. заявленные исковые требования не признала. В судебном заседании пояснила, что по адресной программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в хх.хх.хх был построен хх.хх.хх. Не отрицает, что истец является участником этой программы, вместе с тем для истца предусмотрена другая квартира в этом доме - хх.хх.хх, а не хх.хх.хх. Указанная квартира ошибочно была оформлена в собственность Лахденпохского городского поселения, а в собственность АЛМР ошибочно оформлена хх.хх.хх. В настоящее время ведется работа по исправлению ошибки и переоформлению прав на указанные квартиры. После оформления хх.хх.хх собственность, АЛМР готова заключить с истцом договор мены. Квартиру хх.хх.хх предоставить истцу невозможно, так как на АЛМР лежит обязанность по предоставлению равнозначного жилого помещения, то есть 44,1 кв.м., тогда как хх.хх.хх имеет площадь 50,5 кв.м. Кроме того, указанная программа по переселению граждан из аварийного жилья является целевой, поэтому хх.хх.хх не может быть предоставлена истцу, так как она предназначалась для другого гражданина.

Представитель третьего лица – АМСП по доверенности Привалов Р.А. полагал заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению, пояснив, что действительно хх.хх.хх в хх.хх.хх был признан аварийным и был включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2014-2017 годы. В материалы дела представлены документы, которые свидетельствуют, что квартиры в хх.хх.хх, строились конкретно для каждого гражданина, так как программа является целевой. Для истца построена хх.хх.хх, а не хх.хх.хх. В настоящее время возникли некоторые трудности в оформлении прав на эту квартиру, вместе с тем, учитывая, что программа адресная, хх.хх.хх не может быть предоставлена истцу.

Представитель третьего лица – представитель КУ РК «Управление капитального строительства РК» при надлежащем извещении в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствии их представителя.

В направленном в суд отзыве на иск указали, что в их компетенцию на входят функции обеспечения проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организацией строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ.

Представитель третьего лица – представитель Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия при надлежащем извещении в судебное заседание не явился.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В судебном заседании установлено, что истцу Логиновой В.В. на праве собственности принадлежит жилое помещение - квартира по адресу: РК хх.хх.хх, на основании свидетельства о праве на наследство по закону после смерти ее матери Г.А.И. (л.д. 32-36, 69-71).

06.10.2014 между Логиновой В.В. и АМСП заключен предварительный договор мены квартир, по условиям которого истец соглашается обменять принадлежащее ей на праве собственности жилое помещение, расположенное в многоквартирном доме по адресу: РК хх.хх.хх, на принадлежащее на праве собственности МО «Мийнальское сельское поселение» равноценное жилое помещение, расположенное в строящемся многоквартирном доме по хх.хх.хх в хх.хх.хх, общей площадью не менее 44,1 кв.м., в том числе жилой площадью 28,1 кв.м. (л.д. 5).

Постановлением АМСП от 10.11.2014 № 52 утверждена адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного строительства на территории Мийнальского сельского поселения на 2014-2017 г.г. (л.д. 48, 49-65).

16.08.2016 между КУ РК «Управлением капитального строительства РК», АЛМР и АМСП заключено дополнительное соглашение №12/2014-И/ЗЛ о замене лица в правах и обязанностях по договору инвестирования от 30.10.2014 №12/2014-И, по условиям которого все права и обязанности переходят к новому инвестору – АЛМР (л.д. 7-8).

Распоряжением АМСП от 29.12.2009 № 37 жилой дом по адресу: РК хх.хх.хх, признан непригодным для проживания (аварийным) (л.д. 92).

Указанный жилой дом включен в перечень многоквартирных домов в рамках адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного строительства на территории Мийнальского сельского поселения на 2014-2017г.г.

Согласно Приложению № 1 к указанной адресной программе «Пофамильный список граждан, которых необходимо расселить из аварийного жилищного фонда» в адресную программу включена Г.А.И. (мать истца), для которой запланировано к предоставлению площадь жилого помещения 44,10 кв.м, планируемая стоимость переселения составляет 1 606 563 рубля (л.д. 61).

Многоквартирный жилой дом, построенный в рамках указанной адресной программы, 24.08.2016 введен в эксплуатацию (л.д. 95-98) и ему присвоен адрес: РК, хх.хх.хх хх.хх.хх Квартирам присвоены номера (л.д. 162-165). Квартире площадью 44,1 кв.м. присвоен хх.хх.хх, квартире площадью 50,5 кв.м. присвоен хх.хх.хх.

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости МО «Лахденпохский муниципальный район» на праве собственности принадлежит жилое помещение по адресу: РК хх.хх.хх хх.хх.хх (л.д.37-41).

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года N 47, уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок которой урегулирован данной нормой.

В силу части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения допускается только по соглашению с собственником жилого помещения с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения в выкупную цену.

Таким образом, жилищные права собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, подлежат защите в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть жилое помещение может быть изъято у собственника либо путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Как разъяснено Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 20 Постановления от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» суд также не вправе обязать органы местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения (подпункт «и» пункта 20).

Как следует из материалов дела, соглашение между истцом и ответчиком об обмене жилыми помещениями не достигнуто.

То обстоятельство, что многоквартирный дом, в котором находится принадлежащая истцу квартира, включен в перечень многоквартирных домов, адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного строительства на территории Мийнальского сельского поселения на 2014-2017г.г., не исключает обязанности соблюдения прав сторон при переселении граждан, проживающих в домах, включенных в указанную программу, с учетом положений жилищного законодательства (ст. 32 ЖК РФ).

В силу п. 3 ст. 2 ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32 и 86 Жилищного кодекса РФ в равной мере.

Из положений названного Закона следует, что федеральный законодатель, предусматривая правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъекту Российской Федерации и муниципальному образованию из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, одновременно предписывает осуществлять переселение граждан из аварийного жилищного фонда не по своему усмотрению, а в соответствии с жилищным законодательством.

Таким образом, по общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса РФ. По смыслу указанной правовой нормы обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения допускается как путем заключения соглашения о выплате выкупной цены за изымаемое жилое помещение, так и путем заключения соглашения с собственником жилого помещения о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Как следует из материалов дела, до настоящего времени решения об изъятии жилых помещений в многоквартирном доме, так же как и решение об изъятии земельного участка органом местного самоуправления не принималось, соглашение о выкупной цене между сторонами не достигнуто.

Предварительный договор мены от 06.10.2014, заключенный между истцом и Администрацией Мийнальского сельского поселения, не содержит сведений о том, что стороны пришли к соглашению об обмене квартиры, принадлежащей истцу, именно на хх.хх.хх, расположенную в хх.хх.хх хх.хх.хх хх.хх.хх.

В силу ч. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Суду не предоставлено доказательств, что на ответчике в силу договора или закона лежит обязанность по заключению договора мены на хх.хх.хх, при этом, как следует из объяснений представителя ответчика, после оформления прав на хх.хх.хх том же доме, АЛМР намерена ее предоставить истцу.

Довод представителя истца о том, что у АЛМР в собственности находится единственная хх.хх.хх, не может являться основаниям для возложения на орган местного самоуправления обязанности по заключению договора мены. Иных требований к ответчику истцом не заявлено.

Нельзя не учесть, что включение аварийного дома в адресную программу является самостоятельным основанием либо для предоставления иного жилого помещения собственнику жилого помещения при переселении из аварийного жилищного фонда, либо его выкупа.

Постановлением Правительства Республики Карелия от 23.04.2014 № 129-П утверждена региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2014-2017 годы.

Между тем, в соответствии с вышеуказанной программой переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ и Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

В соответствии с указанным постановлением Правительства Республики Карелия от 23.04.2014 № 129-П целью Программы является финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов. Задачами Программы являются строительство, в том числе малоэтажных многоквартирных домов, на территории Республики Карелия.

Финансирование мероприятий по строительству многоквартирных домов для переселения граждан осуществляется за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, средств республиканского бюджета Республики Карелия и средств местного бюджета.

Расходы на строительство жилых помещений осуществляются муниципальными образованиями в пределах планируемых объемов финансирования мероприятий Программы и утвержденной проектно-сметной документации на строительство многоквартирных домов.

Средства, направляемые на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, имеют целевое назначение и не могут быть использованы на иные цели.

Изложенное свидетельствует о том, что принимаемая Правительством и муниципальным образованием Программа переселения из аварийного жилья предусматривает конкретный объем финансирования для ее реализации и способы ее исполнения на основании сформированных списков аварийных жилых помещений и граждан, подлежащих переселению.

Представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что предоставление истцу хх.хх.хх невозможно, в связи с тем, что площадь указанной квартиры значительно превышает площадь квартиры, планируемой к предоставлению истцу - хх.хх.хх.

В судебном заседании установлено, что жилое помещение по адресу: хх.хх.хх хх.хх.хх хх.хх.хх имеет общую площадь (50,5 кв.м.), превышающую общую площадь ранее занимаемого истцом жилого помещения, признанного аварийным (44,1 кв.м.).

Соответственно, предоставление истцу на условиях договора мены данного жилого помещения является необоснованным и может повлечь нецелевое расходование денежных средств, предусмотренных для осуществления Программы.

При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

    

Судья: И.В. Жданкина

Мотивированное решение изготовлено 24 апреля 2017 года.

Копия верна: судья И.В.Жданкина

2-87/2017 ~ М-65/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Логинова Валентина Владимировна
Ответчики
Администрация Лахденпохского муниципального района
Другие
Администрация Мийнальского сельского поселения
Родин Ю.В.
КУ РК "Управление капитального строительства РК"
Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК
Суд
Лахденпохский районный суд Республики Карелия
Судья
Жданкина И.В.
Дело на сайте суда
lahdenpohsky--kar.sudrf.ru
14.03.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.03.2017Передача материалов судье
15.03.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.03.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.03.2017Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
31.03.2017Предварительное судебное заседание
31.03.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.04.2017Судебное заседание
24.04.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.05.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.07.2017Дело оформлено
25.07.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее