Дело № 2-2349/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 декабря 2020 года г. Воскресенск Московской области
Воскресенский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Ильина СМ.,
при секретаре судебного заседания Кугушевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя Воскресенского городского прокурора, в интересах Печениной Елены Александровны, к Воскресенскому управлению социальной защиты населения Московской области, Министерству социального развития Московской области об установлении факта проживания в жилом помещении на территории Московской области, признании отказа в предоставлении государственной услуги по назначению экстренной социальной помощи незаконным, признании права на получение экстренной социальной помощи,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель Воскресенского городского прокурора, действуя в интересах Печениной Елены Александровны, обратился в Воскресенский городской суд Московской области с иском, в котором просит:
Установить факт проживания Печениной Елены Александровны, <дата> года рождения, и Кудрявцева Яна Евгеньевича, <дата> года рождения, при обращении за назначением экстренной социальной помощи в жилом помещении на территории Московской области.
Признать незаконным решение № от <дата> начальника Воскресенского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области Бормашова В.В. об отказе в назначении экстренной социальной помощи Печениной Елене Александровне.
Признать за Печениной Еленой Александровной, <дата> года рождения, и Кудрявцевым Яном Евгеньевичем, <дата> года рождения, право на назначение экстренной социальной помощи.
В обоснование заявленных требований истец указал, что Печенина Е.А. дважды обращалась в Воскресенское управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области за назначением экстренной социальной помощи в связи с нахождением ее семьи в трудной жизненной ситуации, малообеспеченностью, получила отказ в назначении указанной помощи в связи с отсутствием у заявителей места жительства в Московской области.
Воскресенской городской прокуратурой проведена проверка по обращению Печениной Е.А. об отказе в выплате социальных пособий, в результате которой установлен факт незаконности решения ответчика.
Реализуя право на в защиту семьи, материнства, детства, социальной защиты, включая социальное обеспечение, заместитель Воскресенского городского прокурора, действуя в интересах Печениной Елены Александровны, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО13, <дата> года рождения, обратился с настоящим иском в суд.
В судебном заседании помощник Воскресенского городского прокурора Соловьева Е.И, действуя на основании служебного удостоверения, на иске настаивала, просила исковые требования удовлетворить по указанным в исковом заявлении основаниям. Дополнительно пояснила, что на день обращения к ответчику и по настоящий момент семья истца Печениной фактически проживает по адресу: <адрес>А, <адрес>. Более тог, к производству Воскресенского городского суда принято заявление Печений о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 26.03.2019 г., заявление по существу не рассмотрено, однако в случае удовлетворения заявления за ней и ее сыном останется право проживать в указанной квартире; наличие места жительства по указанному адресу предоставляет истцам право на получение социальных льгот как жителям Московской области.
Истец Печенина Е.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о судебном заседании, письменным заявлением просила слушать дело в ее отсутствие при участии Воскресенской городской прокуратуры, позицию прокурора поддержала по всем пунктам.
Ответчики по иску Воскресенское управление социальной защиты населения Московской области, Министерство социального развития Московской области, будучи надлежащим образом извещёнными о месте и времени слушания дела, в судебное заседание явку своих представителей в суд не обеспечили, направили в суд заявление о рассмотрении дела без их участия.
При таких обстоятельствах, суд рассматривает гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц.
Ответчик Министерство социального развития Московской области письменно ходатайствовало о привлечению к делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Министерство экономики и финансов Московской области.
В ч. 1 ст. 35 ГПК РФ предусмотрено, что лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
В соответствии с пп. 3 и 4 ст. 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Стороной ответчиков не представлено достаточных доказательств необходимости участия в деле указанного государственного органа, привлечение к делу которого автоматически повлечет рассмотрение дела с начала.
Удовлетворение заявленного ходатайства приведёт к затягиванию судебного процесса, но у стороны ответчика было достаточно времени заявить данное ходатайство до того, как суд приступил к рассмотрению дела по существу.
Исходя из того, что дело приняло затянувшийся характер, учитывая экстренность и социальность поставленного перед судом вопроса, очередное отложение судебного заседания нарушит право истца на разумные сроки рассмотрения дела.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, руководствуясь ст.ст. 6.1,12,35,43,56,166,224 ГПК РФ, суд оставляет ходатайство о привлечению к делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, Министерство экономики и финансов Московской области без удовлетворения.
Материалами дела установлено, и подтверждено в судебном заседании следующее.
Воскресенской городской прокуратурой проведена проверка по обращению Печениной Е.А. об отказе в выплате социальных пособий.
Установлено, что Печенина Е.А. дважды (08.07.2020 г. и 21.07.2020 г.) обращалась в Воскресенское управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области за назначением экстренной социальной помощи в связи с нахождением ее семьи в трудной жизненной ситуации, малообеспеченностью.
На заявление Печениной Е.А. от 08.07.2020 г. начальником Воскресенского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области вынесено решение № от 16.07.2020об отказе в назначении экстренной социальной помощи в связи с недостаточностью документов для назначения МСП (не представлены сведения об алиментах на ребенка).
На заявление Печениной Е.А. от 21.07.2020 г. начальником Воскресенского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области вынесено решение № от <дата> об отказе в назначении экстренной социальной помощи в связи с отсутствием у заявителей места жительства в Московской области.
Из ответа начальника Воскресенского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области от 03.09.2020 г. следует, что на момент подачи указанных выше заявлений семья Печениной Е.А. состояла из 2 человек: заявитель Печенина Е.А. и ее несовершеннолетний сын ФИО2 Доход семьи Печениной Е.А. за три последних месяца, предшествующих месяцу обращения за назначением экстренной социальной помощи, составлял 9050, 00 рублей.
Вступившим в законную силу решением Воскресенского городского суда Московской области от 11.06.2015г. по гражданскому делу № удовлетворен иск ПАО «Банк ВТБ 24» к Печениной Е.А. о расторжении кредитного договора и взыскании задолженности с обращением взыскания на заложенное имущество.
Обращено взыскание на предмет залога - принадлежащую Печениной Е.А. на праве собственности квартиру по адресу: <адрес>А, <адрес>. <дата>, право собственности на указанную выше квартиру перешло к Банку ВТБ (ПАО).
<данные изъяты>) обратилось в суд с иском к Печениной Е.А., ФИО15., ФИО14. о признании, утратившими право пользования жилым помещением и выселении, мотивировав свое требование проживанием ответчиков в квартире, принадлежащей банку и расположенной по адресу: <адрес>А, <адрес>.
Вступившим в законную силу решением Воскресенского городского суда от <дата> по гражданскому делу № исковые требования Банка ВТБ 24(ПАО) к ФИО3, ФИО9, ФИО2 о признании утратившими право пользования жилым помещением и выселении удовлетворены.
<данные изъяты> заключили договор купли-продажи, на основании которого Покупатель приобрел у Продавца квартиру по адресу: <адрес>А, <адрес>, в которой зарегистрированы Печенина Е.А., ФИО9, ФИО2
19.12.2019 г. Печенина А.Е. обратилась в Воскресенский городской суд с заявлением об отсрочке исполнения решения Воскресенского городского суда от 26.03.2019 по гражданскому делу №.
До настоящего времени заявление Печениной Е.А. о предоставлении отсрочки исполнения решения Воскресенского городского суда по гражданскому делу № о признании Печениной Е.А., ФИО16 утратившими право пользования жилым помещением и выселении не рассмотрено, вопрос о реальном выселении Печениной Е.А. и ее несовершеннолетнего сына ФИО2 из жилого помещения по адресу: <адрес>А, <адрес>, до настоящего времени не разрешен.
Печенина Е.А. и ее несовершеннолетний сын ФИО2 сняты с регистрационного учета по адресу: <адрес>А, <адрес>.
В настоявшее время у Печениной Е.А. и ее несовершеннолетнего сына ФИО2 отсутствует регистрация по месту жительства, однако истцы до настоящего времени проживают в квартире по адресу: <адрес>А, <адрес>.
Данное обстоятельство подтверждается актом от 20.06.2019 г., определением Воскресенского городского суда от 07.09.2020 г., ответом Воскресенского городского суда на запрос прокурора от 08.09.2020 г.
Установив обстоятельства дела, исследовав представленные и собранные доказательства, заслушав объяснения участников судебного заседания, дав им соответствующую оценку, суд находит заявленные требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в силу следующего.
Условия и порядок оказания экстренной социальной помощи в Московской области регулируется Законом Московской области от № «О государственной социальной помощи и экстренной социальной помощи в Московской области».
Согласно абз. 2 ст. 2.1. Закона Московской области от <дата> № получатель экстренной социальной помощи - семья, попавшая в трудную жизненную ситуацию, - лица, попавшие в трудную жизненную ситуацию, связанные отношениями родства и (или) свойства, являющиеся гражданами Российской Федерации, имеющие место жительства в жилом помещении в Московской области и ведущие совместное хозяйство, среднедушевой доход которых, определенный в целях оказания экстренной социальной помощи, ниже величины прожиточного минимума, установленной в Московской области на душу населения. В соответствии с п.1 ч. 1 ст. 1.1. Закона Московской области от № трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.
Согласно ст. 3.1 Закон Московской области от <дата> N № "О государственной социальной помощи и экстренной социальной помощи в Московской области" экстренная социальная помощь оказывается гражданам единовременно в течение календарного года.
В исключительных случаях экстренная социальная помощь для лиц, указанных в абзацах втором и третьем статьи 2.1 настоящего Закона, оказывается в течение календарного года повторно в порядке, установленном Правительством Московской области.
Порядок оказания экстренной социальной помощи и перечень видов доходов, учитываемых в целях оказания экстренной социальной помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, устанавливаются Правительством Московской области.
Постановлением Правительства МО от 20.07.2015 N 585/27 "Об утвержден Порядка оказания экстренной социальной помощи и Перечень видов доходов, учитываемых в целях оказания экстренной социальной помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию"
Так, в силу п. 5, п.6 Порядка оказания экстренной социальной помощи решение об оказании экстренной социальной помощи принимается на основании заявления, документов и сведений, указанных в пункте 6 либо 7, либо 8, либо 9 настоящего Порядка, а также на основании следующих документов: а) паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя в соответствии с законодательством Российской Федерации; б) документа, удостоверяющего личность совершеннолетнего члена семьи заявителя в соответствии с законодательством Российской Федерации; в) свидетельства о браке (о расторжении брака); г) свидетельства о рождении ребенка; д) документа, подтверждающего место жительства в Московской области, выданного органом регистрационного учета (если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющем личность) - для лиц, указанных в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящего Порядка; е) копии финансового лицевого счета или иного документа, подтверждающего количество лиц, зарегистрированных по месту жительства заявителя, - для лиц, указанных в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящего Порядка; ж) документа, содержащего сведения о реквизитах банка, с указанием лицевого счета - в случае если заявителем выбран способ получения экстренной социальной помощи через кредитную организацию. К документам и сведениям, подтверждающим доходы и трудную жизненную ситуацию, относятся: а) документы, подтверждающие сведения о доходах заявителя и всех членов его семьи за три календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления; б) документ, подтверждающий факт установления инвалидности (представляется при условии отсутствия соответствующих сведений в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр инвалидов" в) документ, подтверждающий факт установления пенсии; г) заключение (справка) медицинской организации, подтверждающее наличие заболевания (болезни); д) свидетельство о смерти; е) трудовая книжка и (или) сведения о трудовой деятельности; ж) справка органов службы занятости о регистрации гражданина (члена его семьи) в качестве безработного (для неработающих членов семьи трудоспособного возраста, за исключением обучающихся по очной форме обучения в образовательных организациях); з) постановление о возбуждении уголовного дела по факту хищения документов и (или) денег; и) сведения об инвалидности, содержащиеся в федеральном реестре инвалидов. Для подтверждения наличия обстоятельств, являющихся основанием для оказания экстренной социальной помощи в трудной жизненной ситуации, заявитель вправе представить дополнительно другие документы, подтверждающие сложившуюся трудную жизненную ситуацию.
Согласно п. 13, п.14., п.17, 17.1 указанного Порядка, заявление со всеми необходимыми документами подлежит рассмотрению территориальным подразделением Министерства в течение 10 рабочих дней с даты его регистрации в территориальном подразделении Министерства.
При необходимости проведения комиссионного обследования, указанного в пункте 14 настоящего Порядка, срок рассмотрения заявления может быть продлен до 25 рабочих дней.
Решение об оказании экстренной социальной помощи либо отказе в оказании экстренной социальной помощи принимается руководителем территориального подразделения Министерства.
Основаниями для отказа в предоставлении экстренной социальной помощи являются: отсутствие у заявителя права на получение экстренной социальной помощи; несоответствие документов, представленных заявителем, требованиям, установленным законодательством Российской Федерации; неполный комплект документов, необходимых для предоставления экстренной социальной помощи, предусмотренных абзацами первым и третьим пункта 12 настоящего Порядка; наличие неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем заявителю (его семье) имуществе на праве собственности; содержание противоречивых сведений в документах, представленных для оказания экстренной социальной помощи; представление заявителем документов (сведений) с информацией, противоречащей сведениям, содержащимся в документах, находящихся в ведении органов государственной власти; отказ заявителя от проведения комиссионного обследования с составлением акта обследования материально-бытовых условий - в случае необходимости проведения дополнительной проверки представленных заявителем сведений; несоответствие оригиналов документов, представленных заявителем для сверки в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, электронным образам документов, поданных посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг, Государственной информационной системы Московской области "Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Московской области"; непредставление заявителем в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг оригиналов документов для сверки с электронными образами документов, поданных посредством единого портала государственных и муниципальных услуг, Государственной информационной системы Московской области "Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Московской области", в течение 2 рабочих дней, следующих за днем направления уведомления в личный кабинет заявителя и изменения текущего статуса на портале государственных и муниципальных услуг, Государственной информационной системы Московской области "Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Московской области".
Отказ в приеме и регистрации документов или в оказании экстренной социальной помощи заявитель может обжаловать в вышестоящий орган и (или) в суд.
Президиумом Верховного Суда РФ от 17.06.2020 г. утвержден "Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан", в котором закреплены положения пунктов 1,2 ст. 20 ГК РФ, где предусмотрено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов; пункта 2 ст. 36 ГК РФ, где установлено, что опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 2 февраля 1998 г. N 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй ст. 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, системный анализ приведённых норм права, подтверждает доводы искового заявления о преимущественном (фактическом) проживании истца Печениной и ее несовершеннолетнего ребёнка Кудрявцева на территории Московской области, наличии у права истца Печениной и ее несовершеннолетнего ребёнка Кудрявцева на получение вышеназванной социальной помощи и незаконности отказа в предоставлении государственной услуги по места жительства в Московской области.
Руководствуясь ст.ст. 193-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Воскресенского городского прокурора в интересах Печениной Елены Александровны к Воскресенскому управлению социальной защиты населения Московской области, Министерству социального развития Московской области об установлении факта проживания в жилом помещении на территории Московской области, признании отказа в предоставлении государственной услуги по назначению экстренной социальной помощи незаконным, признании права на получение экстренной социальной помощи удовлетворить.
Установить факт проживания Печениной Елены Александровны, <дата> года рождения, и Кудрявцева Яна Евгеньевича, <дата> года рождения, при обращении за назначением экстренной социальной помощи (21.07.2020) в жилом помещении на территории Московской области.
Признать незаконным решение № от 28.07.2020 начальника Воскресенского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области Бормашова В.В. об отказе в назначении экстренной социальной помощи Печениной Елене Александровне.
Признать за Печениной Еленой Александровной, <дата> года рождения, и ФИО17, <дата> года рождения, право на назначение экстренной социальной помощи.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Воскресенский городской суд в течение месяца.
Судья С.М. Ильин
Мотивированное решение изготовлено <дата>.