Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-54/2019 от 09.09.2019

Дело № 12-54/2019

РЕШЕНИЕ

по делу по жалобе об административном правонарушении

р.п. Зубова Поляна                        25 октября 2019 года

Судья Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия Горячева О.С., при секретаре Кисткиной О.В., с участием представителя Общества с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажное управление » Артешина Е.В.,

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажное управление № 1» на постановление начальника отдела госнадзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации об охране труда Государственнной инспекции труда в Республике Мордовия Баракина П.В. от 26 июля 2019 года № 13/12-6341-19-И о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажное управление № 1» к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 120 000 рублей,

установил:

Постановлением начальника отдела госнадзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации об охране труда Государственнной инспекции труда в Республике Мордовия Баракина П.В. от 26 июля 2019 года № 13/12-6341-19-И Общество с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажное управление № 1» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3, ст. 5.27.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 120 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Обществом с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажное управление № 1» была подана жалоба, в которой он просит суд постановление начальника отдела госнадзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации об охране труда Государственнной инспекции труда в Республике Мордовия Баракина П.В. от 26 июля 2019 года № 13/12-6341-19-И отменить, на основании доводов изложенных в жалобе и дополнении к ней.

В судебном заседании представитель заявителя Артешин Е.В. доводы жалобы поддержал. Просил постановление по делу об административном правонарушении отменить, восстановить срок обжалования постановления.

Представитель Государственнной инспекции труда в Республике Мордовия в судебное заседание не явился, был уведомлен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки в судебное заседание не сообщил.

На основании пунктов 2, 4 части 1 статьи 30.6 КоАП РФ считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившего лица.

Выслушав участвующих в судебном заседании лиц, изучив доводы жалобы и материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьёй 30.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока он по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей, правомочным рассматривать жалобу.

Из материалов дела следует, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении была подана ООО «СМУ №1» в десятидневный срок с момента получения копии постановления, вместе с тем была возвращена заявителю ввиду несоблюдения порядка направления жалобы в суд.

Анализируя представленные доказательства, судья считает, что ходатайство заявителя жалобы о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении подлежит удовлетворению, поскольку сок подачи жалобы пропущен заявителем по уважительным причинам.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение которого в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении (решение) проверяет на основании имеющихся и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии со ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан обеспечить: безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; создание и функционирование системы управления охраной труда; применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда; недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты; проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда; в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований; недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний; информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты; предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий; принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи; расследование и учет в установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи; беспрепятственный допуск должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки; обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; ознакомление работников с требованиями охраны труда; разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов; наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

В соответствии со ст. 213 ГПК РФ работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.

Настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для отдельных категорий работников могут устанавливаться обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены). Время прохождения указанных медицинских осмотров включается в рабочее время.

Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В случае необходимости по решению органов местного самоуправления у отдельных работодателей могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению обязательных медицинских осмотров.

Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для отдельных категорий работников медицинскими осмотрами может предусматриваться проведение химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.

Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.

Частью 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей.

Приказом № 216 от 26 февраля 2019 года начальнику отдела госнадзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации об охране труда Государственной инспекции труда в Республике Мордовия Баракину П.В. приказом руководителя Государственной инспекции труда в Республике Мордовия поручено расследование несчастного случая со смертельным исходом, произошедшего 22 февраля 2019 года в Обществе с ограниченной ответственностью «Строительно-Монтажное Управление № 1».

По результатам проведенной проверки вынесено предписание № 13/12-5288-19-И, в котором отражены выявленные нарушения трудового законодательства при осуществлении деятельности Общества с ограниченной ответственностью «Строительно-Монтажное Управление № 1».

Согласно постановлению о назначении административного наказания № 13/12-5288-19-И от 26 июля 2019 года, вынесенному начальником отдела госнадзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации об охране труда Государственной инспекции труда в Республике Мордовия Баракиным П.В. в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Строительно-Монтажное Управление № 1», установлено, что в ходе проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выявлено, что в нарушение требований ст. 212 ТК РФ, п. 8 Правил по охране труда при работе на высоте, утвержденных Приказом Министерством труда и соцзащиты РФ от 28 марта 2014 года № 155н, работник предприятия Тимофеев А.В. был допущен к выполнению работ на высоте без обязательного обучения безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте, а также без прохождения периодического медицинского осмотра при работе на высоте, не организовано, до поведения работ на высоте, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте и периодические медицинские осмотры.

Административная ответственность по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ наступает, в том числе, за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

В силу ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

Исходя из абз. 2 ч. 1 ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

Согласно ст. 212 ТК РФ, п. 8 Правил по охране труда при работе на высоте, утвержденных Приказом Министерством труда и соцзащиты РФ от 28.03.2014 года № 155н, работники предприятия допускаются к выполнению работ на высоте после проведения обязательного обучения и проверки знаний требований охраны труда и обучения безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте.

В соответствии со ст. 212 ТК РФ, п. 17 Правил по охране труда при работе на высоте, утвержденных Приказом Министерством труда и соцзащиты РФ от 28.03.2014 года № 155н, работодатель до начала выполнения работ на высоте должен организовать проведение технико-технологических и организационных мероприятий, включающих в себя назначение лиц, ответственных за организацию и безопасное проведение работ на высоте, за выдачу наряда-допуска, составление плана мероприятий по эвакуации и спасению работников при возникновении аварийной ситуации и при проведении спасательных работ, а также проводящих обслуживание и периодический осмотр СИЗ и прошедшие в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Субъективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, характеризуется и умышленной, и неосторожной формой вины. Необходимым основанием для привлечения к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ является наличие вины юридического лица в форме действия или бездействия при условии, что у последнего имелась возможность соблюдения требований действующего трудового законодательства, однако указанным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Факт совершения административного правонарушения и виновность Общества с ограниченной ответственностью «Строительно-Монтажное Управление № 1» в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, исследованных в судебном заседании, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает.

Установлено, что указанное правонарушение напрямую влияло на обеспечение государственных гарантий трудовых прав работников, посягало на безопасные условия и охрану труда.

Таким образом, в ходе рассмотрения жалобы установлено, что все исследованные в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении доказательства вины Общества с ограниченной ответственностью «Строительно-Монтажное Управление № 1» отвечают критериям относимости и допустимости, их анализ и оценка, проведенные должностным лицом Государственной инспекции труда в Республике Мордовия в соответствии с требованиями ст. ст. 26.1, 26.7, 26.11 КоАП РФ позволили прийти к правильному выводу о виновности юридического лица во вмененном ему административном правонарушении.

Подлежат отклонению доводы жалобы о не подведомственности дела об административном правонарушении Государственной инспекции труда в Республике Мордовия, поскольку состав административного правонарушения, вмененного Общества с ограниченной ответственностью «Строительно-Монтажное Управление № 1», предусматривает как бездействие – отсутствие организации, до поведения работ на высоте, обучения безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте и периодических медицинских осмотров, так и действие – допуск работника к выполнению работ на высоте без обязательного обучения безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте, в связи с чем, положения ст. 29.5 КоАП РФ в данном случае неприменимы.

Согласно ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В силу ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Из правовых позиций Постановления Конституционного Суда РФ от 25 февраля 2014 года № 4-П следует, что при назначении административного наказания необходимо учитывать характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины лица привлекаемого к административной ответственности, его имущественное и финансовое положение и в исключительных случаях для индивидуализации наказания судам следует назначать административный штраф ниже низшего предела, указанный в соответствующей административной санкции.

Как видно из материалов дела в обоснование доводов о снижении щтрафа не представлены документы о финансовом положении предприятия.

Учитывая вышеизложенное, суд считает размер административного штрафа не подлежащим снижению в соответствии с ч. ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, поскольку исключительных обстоятельств, принимаемых во внимание: вмененные нарушения устранены, уплата штрафа в размере, определенном в постановлении, затруднит деятельность общества, ухудшит его материальное и финансовое положение, приведет к сокращению рабочих мест, не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6.-30.8. КоАП РФ, суд

решил:

Постановление начальника отдела госнадзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации об охране труда Государственнной инспекции труда в Республике Мордовия Баракина П.В. от 26 июля 2019 года № 13/12-6341-19-И о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажное управление № 1» к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 120 000 рублей, оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия через Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия или непосредственно в Верховный Суд Республики Мордовия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Зубово-Полянского районного суда

Республики Мордовия                                       подпись

                               О.С. Горячева

1версия для печати

12-54/2019

Категория:
Административные
Статус:
Жалоба (протест) на определение (постановление) не по существу дела - рассмотрена
Ответчики
ООО "Строительно-монтажное управление №1"
Суд
Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия
Судья
Горячева Ольга Сергеевна
Статьи

КоАП: ст. 5.27.1 ч.3

Дело на странице суда
zubovo-polyansky--mor.sudrf.ru
09.09.2019Материалы переданы в производство судье
09.10.2019Судебное заседание
25.10.2019Судебное заседание
25.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.01.2020Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее