Постановление по делу № 5-1-197/2021 от 15.01.2021

Материал №5-1-197/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

20 января 2021 года г.Ливны Орловской области

Судья Ливенского районного суда Орловской области Гончаров О.А., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении индивидуального предпринимателя Ивашова В.Н., <данные изъяты>

У С Т А Н О В И Л :

14.01.2021 в отношении индивидуального предпринимателя Ивашова В.Н. должностным лицом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области в г. Ливны, ведущим специалистом-экспертом С. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 ч.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно протоколу, при проведении мониторинговых обследований предприятий торговли, в целях усиления мероприятий по предупреждению заболеваний острыми респираторными вирусными инфекциями населения, в том числе новой коронавирусной инфекции (COVID-19), территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере по защите прав потребителей и благополучия человека по Орловской области в г.Ливны в магазине «Мебель на заказ» индивидуального предпринимателя Ивашова Вячеслава Николаевича, расположенного по адресу: Орловская область, г. Ливны, ул. Карла Маркса, д.147, в 16 часов 15 минут 11.01.2021 непосредственно установлено, что в магазине (в помещении с постоянным нахождением продавца и покупателей) отсутствует оборудование для обеззараживания воздуха, что является нарушением требований ст.29 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п. 4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;п.2.8. МР 3.1/2.3.5.0191-20 «Рекомендаций по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в предприятиях торговли», утвержденных руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации А.Ю. Поповой 01.06.2020.

Определением от 14.01.2021 данное дело об административном правонарушении передано для рассмотрения по подведомственности в Ливенский районный суд.

В судебном заседании, лицо привлекаемое к административной ответственности, Ивашов В.Н. не отрицал, что на момент проверки на его рабочем месте не было оборудования для обеззараживания воздуха. Вместе с тем, Ивашов пояснил, что он является индивидуальным предпринимателем и осуществляет изготовление мебели на заказ. По адресу: <адрес> него имеется помещение, в котором фактически расположен выставочный зал с образцами материалов для изготовления мебели. В помещении имеется стол с компьютером, за которым он сам лично принимает заказы от заказчиков мебели. Продавцы у него не работают. Покупатели постоянно в зале не находятся. Последнее оформление заказа у него имело место 22.12.2020. С указанного времени по настоящее время им не принимались заказы на мебель.На момент проверки должностными лицами он находился в помещении один. После того как ему указали на необходимость приобретения рециркулятора воздуха, он в кратчайшие сроки выполнил данные требования. В настоящее время бактерицидныйрециркулятор воздуха в помещении имеется.

Выслушав представителя территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области в г. Ливны Букину Э.В., считающую, что в действиях ИП Ивашова В.Н. имеется нарушение, установленных санитарных правил и состав административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 ч.2 КоАП РФ, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.

Часть 2 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность граждан, должностных и юридических лиц за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенных в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, а так же не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Согласно требованиям ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.

Пункт 4.4 санитарных правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 22.05.2020, нарушение которого вменяется лицу, привлекаемому к административной ответственности, содержит перечень мероприятий, направленных на "разрыв" механизма передачи инфекции, в числе которых указано организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха; обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха.

Однако, содержание данного пункта правил, в части обязательности выполнения отдельных мероприятий, направленных на "разрыв" механизма передачи инфекции, должно толковаться исходя из общего содержания санитарных правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в их взаимосвязи.

Так, согласно п.1.1 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», настоящие санитарно-эпидемиологические правила (далее - санитарные правила) устанавливают требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации.

В силу п. 2.2. тех же санитарных правил, в целях принятия решений, направленных на предупреждение распространения COVID-19, разработки санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на снижение рисков распространения COVID-19 и предотвращение формирования очагов с множественными случаями заболеваний, проводятся, в том числе: контроль и обоснованная оценка масштабов, качества и эффективности осуществляемых профилактических и противоэпидемических мероприятий для их корректировки, планирование последовательности и сроков их реализации.

Разделом 4 названного нормативного акта определены противоэпидемические мероприятия в отношении COVID- 19.

Согласно п.4.1, противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19 включают комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции, и организуются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, исходя из смысла приведенных выше норм санитарных правил в их системном толковании, противоэпидемические мероприятия, предусмотренные данными санитарно-эпидемиологическими правилами и направленные на предотвращение завоза и распространение инфекции, применяются на основании принятия соответствующего решения с учетом обоснованной оценки масштабов, качества и эффективности осуществляемых профилактических и противоэпидемических мероприятий для их корректировки, планирования последовательности и сроков их реализации. При этом организация данных мероприятий, с учетом прямого указания п.4.1. на территории субъектов Российской Федерации, возложена на территориальные органы Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Выполнение таких мероприятий может быть обеспечено, как изданием индивидуально-правовых актов территориального органа Роспотребнадзора в отношении конкретных субъектов путем внесения соответствующих предписаний о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, так и путем издания региональных нормативно-правовых актов уполномоченными органами власти субъекта Российской Федерации.

К такому выводу суд приходит и с учетом толкования содержания самого п.4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», который в одном ряду с мероприятием об использовании организациями и индивидуальными предпринимателями оборудования по обеззараживанию воздуха, содержит, например, мероприятия, включающие временное прекращение работы предприятий общественного питания, розничной торговли, переход на удаленный режим работы, перевод на дистанционное обучение образовательных организаций, введение которых, безусловно, требует издания специальных нормативных актов субъектами Российской Федерации с учетом эпидемиологической обстановки, мониторинг которой на территории отдельных субъектов Российской Федерации возложен на территориальные органы Роспотребнадзора.

Иная трактовка данного пункта ведет к необоснованному расширительному толкованию объема требований данного нормативного акта.

При рассмотрении данного дела об административном правонарушении, путем выездного судебного заседания и осмотра помещения, установлено, что по адресу: г. Ливны, ул. К.Маркса, д. 147 индивидуальным предпринимателем Ивашовым В.Н. осуществляется деятельность по приему заказов на изготовление мебели. В данном помещении отсутствует непосредственно товар с ценниками, а имеются образцы мебели и материалов. То есть, данное помещение фактически представляет собой выставочный зал с образцами мебели и материалов для изготовления мебели. В помещении имеется стол с компьютерным оборудованием, за которым предприниматель осуществляет приемку заказов на изготовление мебели. Покупатели в зале постоянно не находятся. На момент рассмотрения судом дела об административном правонарушении, бактерицидный обеззараживатель воздуха в помещении Ивашовым В.Н. установлен.

В судебном заседании Ивашовым В.Н. представлены два кассовых отчета, сопоставление номеров которых свидетельствует, что в период с 22.12.2020 по 20.01.2021 денежные средства в кассу от покупателей не поступали.

Предписаний о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в отношении предпринимателя Ивашова Д.Н., которые предписывали бы обязательное использование в помещении по приемке заказов на изготовление мебели оборудования по обеззараживанию воздуха, территориальными органами Роспотребнадзора не выносилось.

В связи с возникшими рисками на территории Орловской области новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), Правительство Орловской области на территории Орловской области с 19 марта 2020 года ввело режим повышенной готовности (Постановление Правительства Орловской области от 19.03.2020 N 155 "О мерах по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Орловской области"). Кроме того Губернатором Орловской области принят Указ от 03.04.2020 N 15 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Орловской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" вместе с "Особым порядком передвижения на территории Орловской области лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки".

Данные нормативные акты также не содержат требования об обязательном использовании оборудования по обеззараживанию воздуха в сфере оказания услуг по изготовлению мебели на заказ.

Согласно п. 2 "МР 3.1/2.3.5.0191-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. 2.3.5. Предприятия торговли. Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в предприятиях торговли. Методические рекомендации" утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 01.06.2020, в рамках профилактических мер по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), сокращения контактов между сотрудниками для ограничения воздушно-капельного и контактного механизмов передачи инфекции на предприятиях (в организациях) работодателям целесообразно организовать и осуществлять следующие мероприятия:

- 2.8 применение в помещениях с постоянным нахождением работников устройств для обеззараживания воздуха.

Таким образом, данные нормы методических рекомендаций, разработанных для предприятий торговли, носят исключительно рекомендательный характер ввиду прямого указания об этом в данном нормативном акте. Кроме того, они предусматривают применение устройств для обеззараживания воздуха в помещениях с постоянным нахождением работников. В самих методических рекомендациях определения помещений с постоянным пребыванием работников не имеется.

Кроме того, из разъяснений, данных в письме руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 21.10.2020 N 02/21655-2020-32 "Об обеззараживании воздуха в помещениях" следует, что снижение микробной обсемененности воздуха в помещениях возможно не только путем применения бактерицидных облучателей-рециркуляторов на основе ультрафиолетового излучения. При возможности, альтернативной мерой, направленной на снижение уровня микробной обсемененности, является регулярное проветривание помещений с естественной вентиляцией (каждые 2 часа), что также предусмотрено санитарно-эпидемиологическими требованиями и рекомендациями.

Также письмом обращено внимание, что право использовать тот или иной способ обеззараживания воздуха для обеспечения эпидемиологического благополучия помещений, используемых при осуществлении деятельности зданий и сооружений, остается за хозяйствующими субъектами. Положения методических документов носят рекомендательный характер, не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену прав и обязанностей граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; какая-либо ответственность за неисполнение рекомендаций не предусмотрена.

Ивашов В.Н. пояснил, что труд наемных работников он не использует, постоянно пребывает в помещении только сам. Доказательств того, что помещение, в котором осуществляет свою деятельность индивидуальный предприниматель Ивашов В.Н., относится к помещениям с постоянным нахождением работников, материалы дела не содержат и таких доказательств в судебном заседании суду не представлено.

Кроме того, суд считает необходимым обратить внимание и на тот факт, что протокол по делу об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя Ивашова В.Н. составлен на основании акта санитарно-эпидемиологического обследования (л.д.4) содержащего информацию о выявленных нарушениях.

Вместе с тем, из данного акта следует, что лицами проводившими санитарно-эпидемиологическое обследование являются: «гл. спец. администрации А.; УУП Б.; пом. врача К.». Подобные сокращения в указании должностей лиц, проводивших обследование, не являются общепринятыми и не позволяют судить об органах власти, организациях, учреждениях в которых данные лица занимают свои должности, а также об их полномочиях.

Составленный в отношении индивидуального предпринимателя Ивашова В.Н. протокол об административном правонарушении (л.д. 7) в своей установочной части содержит сведения о том, что место, время и события правонарушения установлены должностным лицом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области в г. Ливны 14.01.2021 в 15 часов по месту нахождения отдела в <адрес>. При этом данные о выявленном правонарушении получены должностным лицом, составившим протокол, из некого мониторингового обследования предприятий торговли. Однако, протокол по делу об административном правонарушении не позволяет установить, каким органом власти, либо иным полномочным органом, проводилось такое мониторинговое обследование, каковы полномочия и компетенция должностных лиц, проводивших обследование. Отсутствие данных сведений в протоколе, а также иных материалах дела не позволяет проверить законность такого обследования, в том числе с учетом установленных законом гарантий при проведении государственного и муниципального контроля для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

С учетом вышеизложенных обстоятельств, оценив исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии состава административного правонарушения в действиях индивидуального предпринимателя Ивашова В.Н.

Согласно ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Руководствуясь статьями 24.5; 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

П О С Т А Н О В И Л :

производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении индивидуального предпринимателя Ивашова В.Н. прекратить на основании ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления.

Судья

5-1-197/2021

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено постановление о прекращении производства по делу об адм. правонарушении
Ответчики
Ивашов Вячеслав Николаевич
Суд
Ливенский районный суд Орловcкой области
Судья
Гончаров О.А.
Статьи

ст.6.3 ч.2 КоАП РФ

Дело на странице суда
livensky--orl.sudrf.ru
15.01.2021Передача дела судье
15.01.2021Подготовка дела к рассмотрению
19.01.2021Рассмотрение дела по существу
20.01.2021Рассмотрение дела по существу
20.01.2021Вручение копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ
25.01.2021Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
02.02.2021Вступление постановления (определения) в законную силу
Постановление

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее