УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Гельвер Е.В. Дело № 33-2916/2021
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 3 августа 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Чурбановой Е.В., Герасимовой Е.Н.
при секретаре Туктаровой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело 2-1-154/2021 по апелляционной жалобе областного государственного казённого учреждения социальной защиты населения Ульяновской области на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 27 апреля 2021 года, по которому постановлено:
Исковые
требования Инзенского межрайонного
прокурора в интересах Шияновой Натальи Александровны к Департаменту
Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия
Ульяновской области в г.Ульяновске, Областному государственному казённому
учреждению социальной защиты населения Ульяновской области удовлетворить.
Обязать Департамент Министерства семейной, демографической политики и
социального благополучия Ульяновской области в г.Ульяновске и Областное государственное казённое
учреждение социальной защиты населения
Ульяновской области принять решение о назначении и выплате Шияновой Наталье Александровне ежемесячной
денежной выплаты на ребенка Ш***
А*** Е***, *** года рождения, от трех до семи лет включительно.
Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения представителей ответчиков Департамента Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульянвоской области в г. Ульяновске Военковой Е.В., ОГКУСЗН Ульяновской области Новожениной О.С., поддержавших доводы апелляционной жалобы, прокурора Холодилиной Ю.О., возражавшей против доводов жалобы, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Инзенский
межрайонный прокурор Ульяновской области, действуя в интересах
Шияновой Н.А., обратился в суд с иском к Департаменту Министерства семейной,
демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в
г.Ульяновске, Областному государственному казённому учреждению социальной защиты
населения Ульяновской области, отделению Областного государственного казённого
учреждения социальной защиты населения
Ульяновской области по Инзенскому району о признании незаконным отказа в назначении
ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет
включительно, возложении обязанности назначить и выплачивать ежемесячную
денежную выплату на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно.
В обоснование иска
указал, что межрайонной прокуратурой
проведена проверка по обращению Шияновой
Н.А. о нарушении прав на получение
пособия на ребенка от трех до семи лет, в ходе которой установлено, что
13.01.2021 Шияновой Н.А. было подано
заявление через портал «Государственные услуги» о назначении и выплате ежемесячного пособия на ребенка – Ш*** А*** Е***, *** года рождения, от трех до
семи лет включительно. В рамках
межведомственных запросов были получены сведения об отсутствии каких-либо источников
дохода супруга Шияновой Н.А. – Ш***
Е.В. за запрашиваемый период с 01.07.2019 – 01.06.2020.
На основании
полученной информации 29.01.2021
Департаментом Министерства семейной, демографической политики и социального
благополучия Ульяновской области
(Инзенский район) было принято решение об отказе в назначении Шияновой Н.А.
ежемесячной денежной выплаты на ребенка в связи с отсутствием сведений о
доходах супруга за запрашиваемый период.
Просил признать решение
Департамента Министерства семейной, демографической политики и
социального благополучия Ульяновской области в городе Ульяновске, Областного государственного
казенного учреждения социальной защиты
населения Ульяновской области, отделения
ОГКУСЗН Ульяновской области по Инзенскому району об отказе в назначении
Шияновой Н.А. ежемесячной
денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно
незаконным.
Обязать
Департамент Министерства семейной, демографической политики и
социального благополучия Ульяновской
области в г. Ульяновске, Областное
государственное казенное учреждение
социальной защиты населения Ульяновской области, отделение ОГКУСЗН
Ульяновской области по Инзенскому району принять решение о назначении и выплате Шияновой Наталье Александровне
ежемесячной денежной выплаты на ребенка от трех до семи лет включительно.
Рассмотрев исковые требования по
существу, суд принял вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области не соглашается с решением суда, считает его принятым с нарушением норм материального права, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование жалобы ссылается на Указ Президента Российской Федерации от 20.03.2020 №199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 №384 «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении», Указ Губернатора Ульяновской области от 9 апреля 2020 года №47 «Об установлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно», ст. 4 ФЗ от 24.10.1997 №134 –ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», Закон Ульяновской области от 4.02.2005 №007-ЗО «О порядке установления величины прожиточного минимума в Ульяновской области». При этом автор жалобы указывает, что выплата осуществляется в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в Ульяновской области на второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением выплаты, если размер среднедушевого дохода членов семьи заявителя не превышает величину прожиточного минимума, за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением выплаты. Отмечают, что среднедушевой доход семьи для назначения выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи заявителя за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев, предшествуюших шести календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи заявителя. Обращает внимание, что на основании полученных ответов на запросы вынесено решение об отказе в назначении Шияновой Н.А. ЕДВ, поскольку отсутствуют сведения о доходах супруга истицы за запрашиваемый период с 01.07.2019 по 01.06.2020, что не дает возможность определить среднедушевой доход семьи и тем самым установить право на получение ЕДВ, в связи с наличием в предоставленном истицей заявлении неполных (недостоверных) сведений о доходах семьи Шияновой Н.А. Просят учесть, что супруг истицы Ш*** Е.В. в филиале ОГКУ «Кадровый центр Ульяновской области» в Инзенском районе зарегистрирован в качестве безработного только с 02.11.2020, что не может расцениваться как доказательство отсутствия доходов за оспариваемый период. При этом Шияновой Н.А. и ее супругом, не представлено доказательств и объективных причин, почему Ш*** Е.В. не осуществлялась трудовая деятельность и отсутствие постановки на учете в филиале ОГКУ «Кадровый центр Ульяновской области» в Инзенском районе». Вместе с тем отмечают, что отсутствие доходов одного из супруга является основанием для отказа в предоставлении ежемесячной выплаты на ребенка, поскольку достоверно определить среднедушевой доход семьи не представляется возможным. Кроме того ссылаясь на нормы права выражают несогласие с тем, что судом было оставлено без удовлетворения ходатайство ОГКУСЗН Ульяновской области об истребовании доказательств. Также добавляют, что истребуемые по ходатайству ОГКУСЗН Ульяновской области сведения являются юридически значимыми обстоятельствами по делу, поскольку необходимы для определения среднедушевого дохода семьи.
В отзыве на апелляционную жалобу Департамент Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в городе Ульяновске просит апелляционную жалобу удовлетворить, принять по делу новый судебный акт, в котором в удовлетворении исковых требований отказать.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник Инзенского межрайонного прокурора просит решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыв на апелляционную жалобу, возражения, судебная коллегия приходит к следующему.
В
соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов,
изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно
жалобы, представления.
Статья 7 Конституции
Российской Федерации провозглашает, что Российская Федерация является
социальным государством, политика которого направлена на создание условий,
обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской
Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства,
отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются
государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно статье 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
В
силу статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае
болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях,
установленных законом.
Из материалов дела следует, что Шиянова Наталья Александровна и Ш*** *** В*** состоят в зарегистрированном браке с *** года.
Шияновы Н.А. и *** являются родителями несовершеннолетнего ребенка - Ш*** А*** Е***, *** года рождения.
13.01.2021 Шиянова Н.А. подала заявление через портал «Государственные услуги» о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты на ребенка - Ш*** А*** Е***, в возрасте от трех до семи лет включительно.
В рамках межведомственных запросов были получены сведения об
отсутствии каких-либо источников дохода супруга
Шияновой Н.А. – Ш*** Е.В. за запрашиваемый период с 01.07.2019 по
01.06.2020.
29.01.2021 Департаментом Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в г.Ульяновске (Инзенский район) было принято решение об отказе в назначении Шияновой Н.А. ежемесячной денежной выплаты на ребенка от трех до семи лет включительно, как указано в данном Решении – отсутствуют сведения о доходах на супруга за запрашиваемый период. При таких обстоятельствах невозможно достоверно определить среднедушевой доход семьи.
Не согласившись с данным решением, Шиянова Н.А. обратилась к Инзенскому межрайонному прокурору Ульяновской области, который оспорил отказ в назначении Шияновой Н.А. ежемесячного пособия на ребенка от трех до семи лет в судебном порядке.
Рассмотрев по существу заявленные требования, суд, верно определив юридически значимые обстоятельства, дав надлежащую правовую оценку представленным доказательствам и правильно применив закон, подлежащий применению, обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Согласно статье 2 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.
Указом Президента РФ от 20.03.2020 № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в целях повышения доходов семей, имеющих детей, постановлено установить с 1 января 2020 г. ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предоставляемую в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.
Данным Указом Президента РФ установлено, что:
а) ежемесячная выплата предоставляется, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты;
б) размер ежемесячной выплаты составляет 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты.
При установлении порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, а также при установлении требований к имущественной обеспеченности семей для определения их нуждаемости при назначении ежемесячной выплаты применяются Основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.03.2020 № 384 (ред. от 29.04.2020) «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении».
Настоящие основные требования применяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации
Согласно п.2 указанных Требований ежемесячная выплата осуществляется в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.
Согласно п.п.4, 5 указанных Требований право на получение ежемесячной выплаты имеет один из родителей или иной законный представитель ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации и проживающий на территории Российской Федерации. Ежемесячная выплата осуществляется со дня достижения ребенком возраста 3 лет, но не ранее 1 января 2020 г., до достижения ребенком возраста 8 лет.
Согласно п.9 указанных Требований заявление о назначении ежемесячной выплаты подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление ежемесячной выплаты, либо в организацию, находящуюся в ведении указанного уполномоченного органа, которой в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации переданы полномочия по осуществлению ежемесячной выплаты, в то числе в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг» или с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг - по решению органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации;
Согласно п.10 указанных Требований заявление подается в соответствии с типовой формой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. № 384 «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении».
Согласно п.12 указанных Требований документы (сведения), необходимые для назначения ежемесячной выплаты, примерный перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. № 384 «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении» (далее - сведения), запрашиваются уполномоченным органом в рамках межведомственного взаимодействия в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся. Срок подготовки и направления ответа на межведомственный запрос не может превышать 5 рабочих дней со дня поступления межведомственного запроса в орган и (или) организацию.
Согласно п.16 указанных Требований решение об отказе в назначении ежемесячной выплаты принимается в случае, в частности, когда размер среднедушевого дохода семьи превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.
Согласно п.21 указанных Требований при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются следующие виды доходов семьи, полученные в денежной форме:
а) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) - налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производилась выплата указанного вознаграждения;
б) пенсии, пособия и иные аналогичные выплаты, полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации, актами (решениями) органов местного самоуправления;
в) стипендии, выплачиваемые лицам, обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, аспирантам, обучающимся по очной форме по программам подготовки научно-педагогических кадров, докторантам образовательных организаций высшего образования и научных организаций и лицам, обучающимся в духовных образовательных организациях, а также компенсационные выплаты указанным категориям граждан в период их нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям;
г) алименты;
д) выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;
е) ежемесячные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
ж) денежное довольствие (денежное содержание) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, а также дополнительные выплаты, имеющие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством Российской Федерации (при наличии);
з) компенсации, выплачиваемые государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей;
и) дивиденды, проценты и иные доходы, полученные по операциям с ценными бумагами;
к) проценты, полученные по вкладам в кредитных учреждениях;
л) доходы от предпринимательской деятельности и от осуществления частной практики;
м) доходы от продажи, аренды имущества;
н) доходы по договорам авторского заказа, об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности.
Согласно п.22 указанных Требований среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 6 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.
Согласно п.28 указанных Требований уполномоченный орган вправе проверять достоверность сведений о доходах семьи, указанных заявителем в заявлении. В этих целях уполномоченный орган вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимые сведения от органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления.
Аналогичные положения установлены и «Порядком и условиями назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно», утвержденным Указом Губернатора Ульяновской области от 09.04.2020 № 47 «Об установлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно».
В судебном заседании истица Шиянова Н.А. поясняла, что их семья проживает по адресу: г. И***, ул. С***, ***. данный дом оформлен на четверых . Супруг прописан в с. А***. Вкладов, банковских счетов нет. В настоящее время супруг устроился на работу к индивидуальному предпринимателю, зарплату еще не получал.
Поскольку документы (сведения), необходимые для назначения ежемесячной выплаты истице запрошены ответчиком в рамках межведомственного взаимодействия в органах и организациях, в распоряжении которых они находятся, и ответы на данные запросы ответчиком были получены, а также учитывая то, что представленные в рамках межведомственного взаимодействия документы данных о доходах Ш*** Е.В. не содержат, соответственно среднедушевой доход членов семьи истицы не превышает величину прожиточного минимума, установленного в расчете на душу населения в Ульяновской области, суд верно пришел к выводу о том, что документально подтверждена нуждаемость семьи Шияновой Н.А. в поддержке, и наличии у Шияновой Н.А. права на выплату ежемесячного пособия на ребенка от трех до семи лет. При таких обстоятельствах решение суда о возложении обязанности на Департамент Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в городе Ульяновске и Областное государственное казённое учреждение социальной защиты населения Ульяновской области принять решение о назначении и выплате Шияновой Н.А. ежемесячной денежной выплаты на ребенка Ш*** А.Е., *** года рождения, от трех до семи лет включительно, является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы в части того, что само по себе отсутствие данных о доходах одного из членов семьи является безусловным основанием к отказу в назначении ежемесячного пособия на ребенка от трех до семи лет включительно, основаны на неверном толковании закона.
Основанием к отказу в назначении и выплате указанного пособия является превышение размера величины прожиточного минимума на душу населения среднедушевого дохода на каждого члена семьи. Доказательств этого суду не представлено.
При этом, ссылка в апелляционной жалобе на необоснованный отказ суда в удовлетворении ходатайства представителя ответчика о запросе сведений о дохода семьи Шияновых , в частности сведений по банковским картам, несостоятельны.
Как следует из протоколов судебных заседаний от 22 и 27 апереля 2021 года представитель ответчиков никаких ходатайств не заявлял, а в пояснениях по иску сослался на представленные возражения по исковым требованиям. (л.д.89, 154, 156)
В отзыве на иск представитель ОГКУСЗН Ульяновской области указывает на то, что одним из способов доказать наличие неофициальных доходов является анализ движения денежных средств по счетам, открытым в кредитных учреждениях на Шияновых, а также запросив данные о наличии в их собственности недвижимости и автомобилей. При этом, отзыв ходатайство о запросе дополнительных доказательств не содержит. Указав, что приложением к отзыву является ходатайство об истребовании доказательств на 2 листах, данное ходатайство представитель ответчика не приложил. (л.д.52-53)
В остальной части доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с принятым судом решением, фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для рассмотрения спора, либо опровергали выводы суда первой инстанции, не содержат, в связи с чем являются несостоятельными и не влекут отмену судебного решения.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, верно применен материальный закон, регулирующий возникшие между сторонами отношения, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 27 апреля 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения Ульяновской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Инзенский районный суд Ульяновской области.
Председательствующий
Судьи: