Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1930/2021 ~ М-2300/2021 от 06.09.2021

Дело № 2а-1930/2021

УИД № 13RS0023-01-2021-003865-38

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 октября 2021 года город Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:

судьи Чибрикина А.К.,

при секретаре Мариной А.С.,

при участии в деле:

административного истца Морозкина Н.А.,

административного ответчика прокуратуры Красноярского края, её представителя старшего помощника прокурора Ленинского района г. Саранска Мещеряковой И.М. – доверенность от 12.10.2021,

заинтересованного лица ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Морозкина Н. А. к прокуратуре Красноярского края о признании незаконным ответа на обращение, возложении обязанности

установил:

Морозкин Н.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным ответа прокуратуры Красноярского края от 22 июля 2021 г. № 17-143-2021 на его обращение, возложении обязанности рассмотреть жалобу от 17 июня 2021 г. по существу с проведением прокурорской проверки.

В обоснование административного иска Морозкин Н.А. указал, что в прокуратуру Красноярского края подана жалоба от 17 июня 2021 г. относительно наложения на него 7 ноября 2018 г. в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю взыскания в виде водворения в штрафной изолятор. Между тем нарушение в виде воспрепятствования надзору, за которое его привлекли к дисциплинарной ответственности, он не совершал, с постановлением о водворении в штрафной изолятор ознакомлен не был, а само воспрепятствование надзору не могло быть 7 ноября 2018 г., поскольку в период с 2 ноября 2018 г. по 3 декабря 2018 г. он находился в лечебном учреждении КТБ-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю.

С оспариваемым ответом от 22 июля 2021 г. № 17-143-2021, которым не установлено нарушений закона при наложении взыскания и сообщено об отсутствии оснований для принятия мер прокурорского реагирования, Морозкин Н.А. не согласен, просит обязать административного ответчика рассмотреть его жалобу от 17 июня 2021 г. по существу, проведя соответствующую проверку.

В судебном заседании административный истец Морозкин Н.А., участвующий посредством видеоконференц-связи, заявленные исковые требования поддержал.

Представителем административного ответчика Мещеряковой И.М. представлены возражения на административное исковое заявление. В судебном заседании просила в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на то, что по обращению административного истца была в полном объеме проведена проверка, оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имелось. Обращение рассмотрено, на него своевременно направлен мотивированный ответ по существу постановленного вопроса.

Представитель заинтересованного лица ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом, уважительной причины неявки не представил, отложить разбирательство дела не просил.

Суд на основании статей 150 и 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС Российской Федерации) счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.

Право гражданина на обращение в суд с требованием об оспаривании решения, действия органа государственной власти, должностного лица, если гражданин полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности, предусмотрено ч.1 ст.218 КАС Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 227 названного Кодекса суд удовлетворяет требование об оспаривании решения, действия государственного органа, должностного лица только в том случае, если установит, что оспариваемое решение, действие не соответствуют нормативному правовому акту и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1). При отсутствии совокупности указанных обстоятельств, суд выносит решение об отказе в удовлетворении заявленных требований (пункт 2).

В силу пункта 3 статьи 5 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 этого же Федерального закона, или уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Согласно пунктам 1, 2, 3 статьи 10 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным.

Порядок рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры установлен Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 года N 45.

В соответствии с п. 3.1 Инструкции обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из предусмотренных Инструкцией решений.

В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ, а также пункта 5.1 Инструкции обращения граждан разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - в течение 15 дней.

При отказе в удовлетворении обращения ответ заявителю должен быть мотивирован. В нем дается оценка всем доводам обращения, а отказ в его удовлетворении должен быть обоснован. Кроме того, в ответе заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если такое предусмотрено законом. В прокуратурах субъектов Российской Федерации решение об отказе в удовлетворении первичных обращений граждан принимает начальник управления (отдела), старший помощник (помощник) прокурора, заместитель прокурора, при повторном обращении в связи с отказом в удовлетворении требований - прокурор, или лицо, его замещающее. Они же подписывают ответы заявителям (п. 6.5 Инструкции).

Как следует из материалов дела, 17 июня 2021 г. Морозкин Н.А., содержащийся в ФКУ Тюрьма ГУФСИН России по Красноярскому краю, обратился в прокуратуру Красноярского края с жалобой, в которой оспаривал наложение 7 ноября 2018 г. в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю дисциплинарного взыскания в виде водворения в штрафной изолятор на 15 суток.

Данное обращение зарегистрировано 23 июня 2021 г. за N ВО-10767-21.

В жалобе приведены доводы о том, что препятствий осуществлению надзора заявитель не оказывал, с постановлением о наложении дисциплинарного взыскания ознакомлен не был, 7 ноября 2018 г. был не в следственном изоляторе, а на лечении в медико-санитарной части, т.е. в другом учреждении.

По результатам рассмотрения указанной жалобы от 17 июня 2021 г., с учётом результатов произведенной проверки материалов ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю о нарушениях Морозкиным Н.А. 29.10.2018, 30.10.2018, 02.11.2018 установленного порядка содержания под стражей, письмом от 22 июля 2021 г. № 17-143-2021 за подписью и.о. начальника отдела по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний прокуратуры Красноярского края, Морозкину Н.А. с учетом положений статей 115, 117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации дан ответ о том, что нарушений закона при наложении на него 7 ноября 2018 г. взыскания в виде водворения в штрафной изолятор, не установлено, оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется. Указанным ответом заявителю также разъяснены нарушения, допущенные им и послужившие основанием для наложения взыскания (препятствие осуществлению надзора в качестве таковых нарушений отсутствует), приведены сведения об ознакомлении Морозкина Н.А. 20 ноября 2018 г. с постановлением о водворении в штрафной изолятор, разъяснено право обжалования указанного ответа в суд.

Факт получения ответа Морозкиным Н.А. не оспаривался.

Таким образом, жалоба Морозкина Н.А. от 17 июня 2021 г. рассмотрена прокурором в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 02 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан" и в сроки, предусмотренные статьей 12 данного закона, уполномоченным на то лицом; по существу поставленных в обращении вопросов составлен мотивированный ответ со ссылками на соответствующие нормы права. Права административного истца указанным ответом не нарушены, оспариваемым ответом ему не созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов, так Морозкин Н.А. не был лишен возможности обратиться в суд с обжалованием взыскания, на него не возложена какая-либо дополнительная обязанность.

Довод истца о том, что в ходе прокурорской проверки он не был опрошен, не влечет незаконности принятого по итогам такой проверки решения, поскольку опрос лица, направившего обращение, не является обязательным.

Также подлежат отклонению и доводы истца о неполноте проведённой прокурорской проверки ввиду отсутствия в оспариваемом ответе сведений о наложении на Морозкина Н.А. 7 ноября 2018 г. взыскания за препятствие осуществлению надзора, чего он, по его мнению, не совершал.

Материалы проверки ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю, по результатам которой было вынесено оспариваемое решение прокурором, исследовались в суде; содержат сведения о наложении 7 ноября 2018 г. взыскания за нарушения, выразившиеся в отказе расписаться в журнале назначения дежурным по камере, невежливом обращении к сотруднику СИЗО-1, употреблении в речи нецензурных слов, а также причинении себе телесных повреждений.

Сведения о препятствовании осуществлению надзора отсутствуют в материале проверки, не являлись основанием для привлечения истца 07.11.2018 к дисциплинарной ответственности, содержаться лишь в Справке о поощрениях и взысканиях осужденного Морозкина Н.А. (л.д. 12 оборот) и отношения к предмету административного иска не имеют.

Возможность принятия мер прокурорского реагирования предусмотрена специальным (Закон о прокуратуре) и процессуальным законодательством.

В статье 33 Закона о прокуратуре закреплено право прокурора отменить дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу.

При этом статья 5 Закона о прокуратуре закрепляет принцип недопустимости вмешательства в осуществление прокурорского надзора.

Выбор конкретных мер прокурорского реагирования, в случае, если имеются к тому основания, равно как и отказ в применении этих мер, относится к усмотрению органов прокуратуры, оценка которого не входит в компетенцию суда. В противном случае, это означало бы лишение органов прокуратуры самостоятельности в решении подведомственных им вопросов согласно положениям Федерального закона "О прокуратуре в Российской Федерации".

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Таким образом, орган прокуратуры самостоятельно определяет порядок разрешения обращений, а суд не вправе обязать прокурора принять по итогам проверки то или иное конкретное решение (об отмене постановления от 7 ноября 2018 г. о водворении в штрафной изолятор), которое, по мнению заявителя, представляется правильным. Полученный ответ по своей сути не удовлетворяет административного истца, однако это не может рассматриваться как незаконное решение, действие (бездействие) должностного лица (органа) при рассмотрении обращения Морозкина Н.А.

Доказательств того, что оспариваемым ответом административного ответчика были нарушены права, свободы и законные интересы административного истца и на него возложены какие-либо дополнительные обязанности, последним в нарушение требований пункта 1 части 9 статьи 226 КАС Российской Федерации не представлено, несмотря на то, что данная обязанность возлагается на административного истца.

По смыслу положений статьи 227 КАС Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Поскольку совокупность оснований для признания незаконными оспариваемого решения (ответа) административного ответчика при рассмотрении настоящего административного дела не установлена, судом отказано в удовлетворении заявленных требований в полном объеме согласно пункту 2 части 2 статьи 227 КАС Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Ленинский районный суд города Саранска Республики Мордовия

решил:

в удовлетворении административных исковых требований административного иска Морозкина Н. А. к прокуратуре Красноярского края о признании незаконным ответа на обращение, возложении обязанности отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 19 октября 2021 г.

Судья А.К. Чибрикин

1версия для печати

2а-1930/2021 ~ М-2300/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Морозкин Николай Александрович
Ответчики
Прокуратура Красноярского края
Другие
СИЗО-1 ГУФСИН Росиии по Красноярскому краю
Суд
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия
Судья
Чибрикин Алексей Константинович
Дело на странице суда
leninsky--mor.sudrf.ru
06.09.2021Регистрация административного искового заявления
07.09.2021Передача материалов судье
08.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
08.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.09.2021Судебное заседание
15.10.2021Судебное заседание
19.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее