О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о прекращении производства по делу
18 июля 2013 года село Бабаюрт
Бабаюртовский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи ШаиповаА.А., при секретаре Чораевой Д.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Бабаюртовского района РД в интересах ФИО1 к администрации МР «Бабаюртовский район» РД, Министерству финансов РД, Министерству образования РД об обязаниии обеспечить жилым помещением,
у с т а н о в и л:
Прокурор Бабаюртовского района РД в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к администрации МО «Бабаюртовский район» РД, Министерству финансов РД, Министерству образования РД об обязаниии обеспечить его жилым помещением, не ниже установленных социальных норм указав, что проведенной проверкой прокуратурой Бабаюртовского района РД по обращению ФИО1 в части его обеспечения его жилищных прав установлено, что ФИО1 родившийся 13 июня 1989 года после смерти отца ФИО1 в 2003 году и матери ФИО1 в 2004 году остался сиротой и без попечения родителей. Постановлением №112 от 25 мая 2004 года администрации Бабаюртовского района над несовершеннолетним ФИО1 установлено опекунство. Согласно справке выданной главой сельской администрации села Ново-Кара Бабаюртовского района за ФИО1 имущество в виде жилья не имеется. ФИО1. входит в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа, имеющих право на обеспечение жильем. Согласно данным отдела опеки и попечительства МО «Бабаюртовский район» ФИО1. состоит с 2003 года в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жильем. Целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилого помещения за счет бюджета Республики Дагестан ФИО1 по настоящее время не предоставлена. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», постановлением Государственного Совета РД от 14 июля 1999 года № 112 «О мерах по осуществлению адресной социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», постановлением Правительства РД от 20 февраля 2002 года № 35 «О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшихся, без родителей, лицам из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или но возвращении из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Детям-сиротам и детям, оставшихся без родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющими закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение. В соответствии с требованиями ст.ст. 3, 4 и 5 Закона РД от 04.12.2008 № 57 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий имеют право дополнительно использовать собственные финансовые средства и материальные ресурсы для осуществления государственных полномочий. Органы государственной власти РД обязаны своевременно и в полном объеме доводить до бюджетов муниципальных районов и городских округов РД субвенции на осуществление государственных полномочий. В соответствии с постановлением Правительства РД от 20 февраля 2002 года №35 «О первоочередных мерах по улучшению положения детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Министерству финансов РД и Министерству экономики РД совместно с Министерством образования РД, администрациям городов и районов при формировании республиканского бюджета РД ежегодно, начиная с 2002 года предусматриваются средства на финансирование расходов на приобретение жилья для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Общий объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам для финансового обеспечения государственных полномочий, и их распределение по муниципальным районам и городским округам устанавливается законом о республиканском бюджете РД на соответствующий финансовый год. В соответствии со ст. 40 ГК РФ по достижении малолетним подопечным 14 лет опека над ним прекращается. Попечительство над несовершеннолетним прекращается по достижению 18 лет. В соответствии с ч. 3 ст. 131 ГПК РФ настоящее обращение в суд в защиту законных интересов ФИО1 обосновано тем, что он с детства остался без попечения родителей, тяжелое материальное положение не позволяет ему самому обратиться в суд за защитой своих законных интересов, поскольку он не имеет средств для оплаты услуг адвоката, не обладает необходимыми юридическими познаниями для защиты своих прав самостоятельно. В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации. Согласно ст. 56 п.1 Семейного кодекса РФ защита прав и законных интересов несовершеннолетних осуществляется в случаях предусмотренных законом прокурором и судом. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, о защите нарушенных или оспариваемых социальных нрав, свобод и законных интересов в сфере защиты детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. В соответствии с ч.3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО1 исковые требования поддержал частично и просил их удовлетворить в части обязании администрацию МР «Бабаюртовский район» обеспечения жилищных прав ФИО1, пояснив, что проведенной прокуратурой Бабаюртовского района проверкой по обращению ФИО1 в соответствии в с требованиями Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что ненадлежащим исполнением администрацией МО «Бабаюртовский район» выразившихся непредставлением в Министерство образования РД сведений о количестве детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей состоящих на учете в установленный срок, а последним в Министерство финансов РД сведений о потребности средств необходимых для указанных целей, в том числе и в отношении ФИО1 Поэтому просит удовлетворить исковые требования об обязании администрацию МО «Бабаюртовский район» принять соответствующие меры для выделения необходимого размера субвенций на следующий год и обеспечить жильем ФИО1
Представитель ответчика администрации МР «Бабаюртовский район» РД Мамашев Н.А. исковые требования не признал и в судебном заседании пояснил, что имеется вступившее в законную силу решение Бабаюртовского районного суда от 2 февраля 2012 года по гражданскому делу по иску прокурора Бабаюртовского района РД в интересах ФИО1 по тем же основаниям о частичном удовлетворении иска и об обязании администрацию муниципального района «Бабаюртовский район» РД представить до 1 августа 2012 года в Министерство образования Республики Дагестан список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из их числа, имеющих право на обеспечение жильем в 2013 году и обеспечить ФИО1 жильем в соответствии с Порядком обеспечения жильем детей –сирот, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из их числа за счет республиканского бюджета Республики Дагестан утвержденному постановлением Правительства Республики Дагестан № 161 от 2 июня 2009 года ( в редакции Постановления Правительства РД от 19 августа 2010 года № 302) в связи с чем просит производство по настоящему делу прекратить..
Представитель Министерства финансов РД, извещенный о дне, времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, представив возражения на исковое заявление в которых просит освободить от участия в деле и отказать в удовлетворении заявленных требований и вынести решение без его участия, указав, что с момента передачи государственных полномочий общий объем субвенций, предусмотренных МО «Бабаюртовский район» составил в сумме 10 449 120 рублей и указанные средства в полном объеме перечислены в муниципальный бюджет. В республиканском бюджете Республики Дагестан на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 года» были предусмотрены на эти цели 5 517 600 рублей, которые так же перечислены в муниципальный бюджет Бабаюртовского района перед которым у Республики Дагестан имеются обязательства, а не перед получателями мер социальной поддержки.
Привлеченный к участию в деле представитель органа опеки и попечительства администрации МР «Бабаюртовский район» не возражал против прекращения производства по делу, так как во исполнение решения Бабаюртовского районного суда от 2 февраля 2012 года в Министерства образования РД до 1 августа 2012 года представлены сведений о количестве детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение жильем в 2013 году в том числе и ФИО1
Представитель Министерства образования РД извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, по имеющимся материалам.
Суд, выслушав участников процесса и исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно абзаца 2 ст.220 Гражданского процессуального кодекса РФ суд прекращает производство по делу в случае, если имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда или определение суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска или утверждением мирового соглашения сторон;
Судом установлено, что имеется вступившее в силу решение Бабаюртовского района РД от 2 февраля 2012 года по иску прокурора Бабаюртовского района РД в интересах ФИО1 к администрации МО «Бабаюртовский район» РД, Министерству финансов РД, Министерству образования РД об обязаниии обеспечить жилым помещением, которым постановлено обязать администрацию муниципального образования «Бабаюртовский район» РД представить до 1 августа 2012 года в Министерство образования Республики Дагестан список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из их числа, имеющих право на обеспечение жильем в 2013 году и обеспечить ФИО1 жильем в соответствии с Порядком обеспечения жильем детей –сирот, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из их числа за счет республиканского бюджета Республики Дагестан утвержденному постановлением Правительства Республики Дагестан № 161 от 2 июня 2009 года ( в редакции Постановления Правительства РД от 19 августа 2010 года № 302) и в остальной части иска отказать. Это обстоятельства сторонами не оспаривается.
При таких обстоятельствах суд считает, что производство по гражданскому делу по иску прокурора Бабаюртовского района РД в интересах ФИО1 к администрации МР «Бабаюртовский район» РД, Министерству финансов РД, Министерству образования РД об обязаниии обеспечить жилым помещением подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.220,221,224, 225 ГПК РФ, суд-
о п р е д е л и л:
Производство по гражданскому делу по иску прокурора Бабаюртовского района РД в интересах ФИО1 к администрации МР «Бабаюртовский район» РД, Министерству финансов РД, Министерству образования РД об обязании обеспечить жилым помещением прекратить.
Разъяснить, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Определение может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение 15 дней со дня его вынесения.
Судья А.А.Шаипов