Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ года <адрес>
Самарский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего Коваленко О.П.,
при секретаре Бреенковой М.Н.,
с участием представителя административного истца Лаптева Е.Н.., действующего на основании доверенности,
представителя Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по <адрес>» Борисовой Л.И., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному иску Неверовой Татьяны Ивановны к Филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра по <адрес>», Управлению Росреестра по <адрес> о признании действий должностных лиц незаконными и возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Административный истец Неверова Т.И.. обратилась в суд с административным иском к ФФГБУ «ФКП Росреестра по <адрес>» о признании незаконными действий должностных лиц Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная Кадастровая Палата Росреестра» по <адрес>, выразившихся в государственной регистрации помещений с кадастровыми номерами 63:09:0101166:2244, 63:09:0101166:2245, 63:09:0101166:2246, 63:09:0101166:2247, 63:09:0101166:2248, находящихся в пределах здания по адресу: <адрес>З-А. В обоснование административного иска, указав, что Неверова Т.И. является собственником нежилого здания, площадью 5796,5 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>-А; кадастровый № (прежний №). Право собственности возникло на основании договора купли-продажи от 03.11.2011г.
18.05.2011г. было заключено соглашение об объединении всех имеющихся в здании помещений, и установлении долей в праве собственности, которое было зарегистрировано 30.05.2011г., запись о регистрации №. Однако, согласно выписке из ЕГРН от 11.07.2017г. № имеются кадастровые номера помещений, машино-мест, расположенных в здании или сооружении: 63:09:0101166:2244, 63:09:0101166:2245, 63:09:0101166:2246, 63:09:0101166:2247, 63:09:0101166:2248, входящие в здание. Между тем, кадастровые номера, образованные до 05.12.2011г., подлежали снятию с кадастрового учета, при объединении всего здания, чего административным ответчиком сделано не было.
Кроме того, суммарная площадь перечисленных помещений в пределах здания составляет - 4807,4кв.м., что явно не соответствует площади здания, которая составляет -5796,5кв.м. Наличие на учете кадастровых номеров несуществующих помещений с неверной кадастровой стоимостью влечет за собой правовую неопределенность в отношении всего здания, а так же в отношении подлежащих уплате налоговых платежей.
Административный истец обратился к Административному Ответчику с заявлением от 24.07.2017г. вх.№-об, в котором просил снять с кадастрового учета несуществующие помещения, однако ФФГБУ «ФКП Росреестра по <адрес>» письмом от 18.08.2017г. отказал административному истцу.
По указанным обстоятельствам просил административный иск удовлетворить.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве административного соответчика привлечено Управление Росреестра по <адрес>.
В судебном заседании представитель административного истца требования уточнил, просил суд признать незаконными действия ответчиков, выразившееся в том, что в ЕГРП сохранены сведения о фактически отсутствующих нежилых помещениях находящихся в пределах здания по адресу: <адрес>А., и обязать ответчиков исключить из ЕГРП сведения о нежилых помещениях.
Представитель административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес>- Борисова Л.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании административный иск не признала, просила суд в их удовлетворении отказать по изложенным в отзыве основаниям.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения извещен надлежащим образом. Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного соответчика.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ) функции по государственному кадастровому учету объектов недвижимости с ДД.ММ.ГГГГ осуществляются органом регистрации прав - Росреестром и его территориальными органами.
Из материалов дела следует, что в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) содержатся сведения об объекте капитального строительства - нежилом здании с кадастровым номером 63:09:0101166:690, расположенном по адресу: <адрес>А, площадью 5796,5 кв.м., правообладатель - Неверова Т.И. (рег.запись от ДД.ММ.ГГГГ №).
ДД.ММ.ГГГГ Неверова Т.И. в лице представителя Лаптева Е.Н. обратилась в ФФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> с заявлением №-об о снятии с кадастрового учета помещений с кадастровыми номерами 63:09:0101166:2244, 63:09:0101166:2245, 63:09:0101166:2246, 63:09:0101166:2247, 63:09:0101166:2248, находящихся в пределах здания, с кадастровым номером 63:09:0101166:690, по адресу: <адрес>-А..
ДД.ММ.ГГГГ ФФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> дан ответ, согласно которому указано, что оснований для снятия с кадастрового учета помещений с кадастровыми номерами 63:09:0101166:2244, 63:09:0101166:2245, 63:09:0101166:2246, 63:09:0101166:2247, 63:09:0101166:2248, не имеется.
Оснований для признания действий административных ответчиков незаконными у суда не имеется.
Так, сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером 63:09:0101166:690 внесены на основании Акта, приложения к акту приема-передачи сведений об объектах капитального строительства, полученных в результате инвентаризации сведений архива, подготовленного ЗАО «Ай Эс Джи» и МП Инвентаризатор г.о. Тольятти.
Согласно сведениям ЕГРН в вышеуказанном здании с кадастровым номером 63:09:0101166:690 расположены следующие объекты капитального строительства - нежилые помещения:
с кадастровым номером 63:09:0101166:2244, площадью 282,8 кв.м., сведения об объекте внесены по заявлению о постановке на технический учет ОКС от ДД.ММ.ГГГГ № на основании технического паспорта на нежилые помещения, подготовленного МП Инвентаризатор г.о. Тольятти;
с кадастровым номером 63:09:0101166:2245, площадью 389,7 кв.м., сведения об объекте внесены по заявлению о постановке на технический учет ОКС от ДД.ММ.ГГГГ № на основании технического паспорта на нежилые помещения, подготовленного МП Инвентаризатор г.о. Тольятти;
- с кадастровым номером 63:09:0101166:2246, площадью 795,5 кв.м., сведения об объекте внесены по заявлению о постановке на технический учет ОКС от ДД.ММ.ГГГГ № на основании технического паспорта на нежилые помещения, подготовленного МП Инвентаризатор г.о. Тольятти;
- с кадастровым номером 63:09:0101166:2247, площадью 1543,2 кв.м., сведения об объекте внесены по заявлению о постановке на технический учет ОКС от ДД.ММ.ГГГГ №а2-334 на основании технического паспорта на нежилые помещения, подготовленного МП Инвентаризатор г.о. Тольятти;
с кадастровым номером 63:09:0101166:2248, площадью 1796,2 кв.м., сведения об объекте внесены по заявлению о постановке на технический учет ОКС от ДД.ММ.ГГГГ №а-308 на основании технического паспорта на нежилые помещения, подготовленного МП Инвентаризатор г.о. Тольятти.
Таким образом, государственный кадастровый учет вышеуказанных помещений кадастровым органом осуществлен на основании представленных документов в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Статьей 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ, устанавливались особенности осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости, сведения о которых при внесении в государственный кадастр недвижимости носят временный характер.
В соответствии с п. 4 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Согласно п. 55 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ, присвоение статуса «временные» не осуществляется в отношении созданных зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства и помещений.
Между тем, помещения с кадастровыми номерами 63:09:0101166:2244, 63:09:0101166:2245, 63:09:0101166:2246, 63:09:0101166:2247, 63:09:0101166:2248 имеют статус ранее учтенные, с заявлением о постановке на учет образованного из преобразуемых объектов недвижимости Неверова Т.И. в кадастровый орган учета не обращалась, в связи с чем, оснований для снятия с государственного кадастрового учета вышеуказанных помещений без заявления заинтересованных лиц в соответствии с действующим законодательством у органа кадастрового учета не имелось.
Из положений ч. 6 ст. 41 Закона № 218-ФЗ в случае, если все помещения в здании находятся в собственности одного лица, такое лицо вправе обратиться с заявлением о прекращении права собственности на все помещения с одновременной государственной регистрацией права собственности на такое здание, при этом снятие с государственного учета таких помещений не предусмотрено.
Согласно сведениям ЕГРН право собственности на здание с кадастровым номером 63:09:0101166:690 зарегистрировано, права на помещения с кадастровыми номерами 63:09:0101166:2244, 63:09:0101166:2245, 63:09:0101166:2246, 63:09:0101166:2247, 63:09:0101166:2248 в вышеуказанном здании прекращены.
В соответствии с ч.1 ст. 23 Закона № 218-ФЗ акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости, а также иных предусмотренных требованиями к подготовке акта обследования документов подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения, машино-места в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых они были расположены, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение или такое машино-место было расположено.
Технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера (ч.1 ст. 24 Закона 218-ФЗ).
Доводы административного истца о том, что органом кадастрового учета спорные помещения подлежали снятию с кадастрового учета на основании представленного административным истцом технического паспорта, в котором отсутствует деление здания на помещения, суд не принимает во внимание. Обращаясь в кадастровый орган, в том числе ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о снятии помещений с кадастрового учета, административный истец не предоставил технический план здания, а также документы, подтверждающие факт прекращения существования помещений в связи с их уничтожением, например, акт обследования, подготовленный кадастровым инженером в установленном ст. 23 Закона № 218-ФЗ порядке. Суду указанные документы, а также документ, подтверждающий согласование выполненной перепланировки в виде сноса внутренних перегородок на дату ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 73) в установленном законом порядке, также не представлены.
Ссылка административного истца о том, что наличие на учете кадастровых номеров несуществующих помещений с неверной кадастровой стоимостью, суммарная стоимость которых превышает кадастровую стоимость всего здания, влечет правовую неопределенность в отношении подлежащих уплате налоговых платежей, несостоятельна. Доказательств того, что административный истец несет расходы по оплате налогов за спорные помещения, право собственность на которые прекращена, суду не представлено.
При таких обстоятельствах у кадастрового органа отсутствовали основания для снятия объектов недвижимости с кадастрового учета, в связи с чем у суда отсутствуют правовые и фактические основания для признания действий должностных лиц органа кадастрового учета, действовавших в пределах компетенции, незаконными, поэтому административные исковые требования удовлетворению не подлежат. Кроме того, административный истец к административному ответчику Управление Росреестра по <адрес> с заявлением не обращался, в связи с чем признавать его действия (бездействие) незаконным и возлагать обязанность по исключению сведений о нежилых помещениях из Единого государственного реестра недвижимости у суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Неверовой Татьяны Ивановны к Филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра по <адрес>», Управлению Росреестра по <адрес> о признании действий должностных лиц незаконными и возложении обязанности - отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья