Дело №12-52/2021
УИД: 24RS0059-01-2021-001041-22
РЕШЕНИЕ
п.Шушенское 12 августа 2021 года
Судья Шушенского районного суда Красноярского края Кононов С.С., рассмотрев жалобу главы Ильичевского сельсовета Шушенского района Красноярского края Меркель Ивана Александровича на постановление по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Енисейского управления Ростехнадзора Равняга Е.А. от 2 июня 2021 года глава Ильичевского сельсовета Меркель И.А. был привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.9.2 КоАП РФ, с назначением административного штрафа в размере 2 000 рублей.
Согласно обжалуемому постановлению указанное нарушение выразилось, в том, что администрация Ильичевского сельсовета, которая является собственником гидротехнического сооружения (далее – ГТС) – плотины, расположенной по адресу: Красноярский край, Шушенский район, д.Ермолаево, пруд на реке Мокрая, 6,5 км. от устья, допустила нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере безопасности, охраны и антитеррористической защищенности гидротехнических сооружений. Мониторинг указанного ГТС с целью постоянного контроля за состоянием его безопасности не производится. У администрации не имеется разработанных и согласованных с Ростехнадзором правил эксплуатации ГТС, номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не установлены, фактически данный материальный резерв отсутствует. Информация о классе опасности, наличии страховки в Регистр не внесена, в орган контроля не поступала, при наличии технического паспорта сооружения, страхового свидетельства. Администрацией Ильичевского сельсовета не реализуется комплекс организационно-распорядительных, режимно-охранных и инженерно-технических мероприятий, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объект водоснабжения и водоотведения, выявление потенциальных нарушителей установленного на объекте водоснабжения и водоотведения режима и (или) признаков подготовки или совершения террористических актов, пресечение попыток совершения террористических актов на объекте водоснабжения и водоотведения, минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объекте водоснабжения и водоотведения и ликвидацию угроз террористических актов на объекте водоснабжения и водоотведения.
Не согласившись с указанным решением, глава Ильичевского сельсовета Меркель И.А. обратился с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить.
Жалоба мотивирована тем, что он не был извещен о времени и месте рассмотрения дела, извещение было им получено 10.06.2021, через 9 дней после рассмотрения дела. Тем самым, были нарушены права заявителя. В постановлении указано, что оно вынесено совместно с помощником прокурора, что противоречит порядку рассмотрения дела. Материалами дела не подтверждено наличие у Меркель И.А. полномочий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений. Постановление Правительства РФ от 10.11.1996 №1340, утвердившее Порядок создание и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, нарушение которого ему вменяют, утратило силу с 01.01.2021. Объективной стороной ст.9.2 КоАП РФ не охватывается нарушение требований антитеррористической защищенности ГТС. Плотина в д.Ермолаево, пруд на реке Мокрая не входит в состав водозабора или очистных сооружений, не является источником водоснабжения. Более того, в силу закона ГТС не может относиться к объекту водоснабжения, нарушение антитеррористической защищенности которого, ему вменяют. Решение о проведении проверки прокуратурой не было до него доведено, следовательно, результаты проверки получены с нарушением закона. Указанное в постановлении время совершения правонарушения, определенное временем его обнаружения – 29.03.2021, фактически не совпадает с таковым, поскольку правонарушение было выявлено не ранее 01.04.2021, когда прокуратурой были получены документы по запросу и после их исследования. Отсутствуют доказательства, что администрация Ильичевского сельсовета, являясь собственником ГТС, осуществляет его эксплуатацию. Федеральным законодательством о местном самоуправлении к полномочиям главы сельсовета не относится эксплуатация ГТС.
Глава Ильичевского сельсовета Меркель И.А. доводы жалобы в судебном заседании поддержал, по изложенным в ней основаниям, дополнительно пояснив, что о времени составления постановления о возбуждении прокурором дела об административном правонарушении, он также не был извещен.
Помощник прокурора Голикова А.А. возражала об удовлетворении жалобы, находит вынесенное постановление законным и обоснованным.
Выслушав участников производства по делу об административном правонарушении, проверив материалы дела, судья приходит к следующему.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при привлечении к административной ответственности предполагает как наличие законных оснований для применения административного наказания, так и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях, в том числе являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с ч.1 ст.28.4 КоАП РФ, прокурор наделен правом возбуждения дел об административных правонарушениях.
Согласно ч.2 ст. 28.4 КоАП РФ, о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 настоящего Кодекса.
Как установлено ч.ч.3,4 ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Аналогичные права лица имеют при возбуждении дела об административном правонарушении прокурором.
В соответствии с ч. 4.1. ст. 28.2 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, только если оно извещено в установленном порядке о составлении протокола.
Согласно ч.1 ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Как следует из представленных материалов дела об административном правонарушении, в нем содержится уведомление прокурором Шушенского района, адресованное главе Ильичевского сельсовета Меркель И.А. о составлении постановления об административном правонарушении с требованием о явке должностного лица в прокуратуру на 08.04.2021 в 09:00 час.
8 апреля 2021 года прокурором Шушенского района в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.2 КоАП РФ в отношении главы Ильичевского сельсовета Меркель И.А.
Вместе с тем, согласно реестру почтовых отправлений извещение Меркель И.А. о дате, времени и месте вынесения указанного постановления, направлено ему только 15 апреля 2021 года, то есть, после вынесения постановления, что в силу приведенных норм является недопустимым.
Согласно п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела
По смыслу вышеизложенных положений закона вынесение прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, возможно только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица о времени и месте его вынесения, и последующей неявки к прокурору без уважительных причин, в обратном случае вынесение в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, не предусмотрено законом.
Материалы дела, как указано выше, сведений о надлежащем извещении Меркель И.А. о вынесении прокурором указанного постановления не содержат.
С учетом данных обстоятельств, должностному лицу, к которому на рассмотрение поступили постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении вместе с материалами дела, надлежало вернуть его прокурору для устранения выявленных существенных недостатков, которые не могли быть устранены при рассмотрении дела.
Вместе с тем, указанное постановление прокурора была рассмотрено по существу и принято решение о признании главы Ильичевского сельсовета Меркель И.А. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.9.2 КоАП РФ.
При этом, при рассмотрении настоящего дела должностным лицом также были допущены существенные нарушения прав привлекаемого лица на защиту.
Так, согласно ч.2 ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрения дела об административном правонарушении заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, что корреспондирует положениям ч.1 ст.25.1 КоАП РФ, закрепляющим права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника.
Согласно ч.2 ст.25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Как следует, из материалов дела о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, назначенном на 2 июня 2021 года, Меркель И.А. был извещен только 11.06.2021, при этом, дело об административном правонарушении было рассмотрено в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, что лишило его возможности воспользоваться предоставленными законом правами.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении относятся, в том числе, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с п.п.4,5, 6 ч.1 ст.29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны: обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу.
мотивированное решение по делу.
Статьей 9.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований к обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений.
Вместе с тем, согласно обжалуемому постановлению главе Ильичевского сельсовета Меркель И.А. вменяется также нарушение требований законодательства Российской Федерации в сфере антитеррористической защищенности гидротехнических сооружений – плотины как объекта водоснабжения.
Однако, диспозицией статьи 9.2 КоАП РФ указанные действия (бездействия) не охватываются, поскольку подлежат квалификации на основании специальной нормы, устанавливающей административную ответственность за указанное деяние (ч.1 ст.20.35 КоАП РФ – нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий).
При этом, вынесенное постановление не содержит указанной квалификации бездействия главы Ильичевского сельсовета, равно, как и выводов о возможности применения положений ч.2 ст.4.4 КоАП о возможности назначения одного наказания за совершение лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса.
Наряду с указанным главе Ильичевского сельсовета вменяется нарушение Порядка создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.11.1996 N 1340, которое утратило свое силу с 01.01.2021 и не действовало во время совершения вмененного правонарушения.
Следовательно, при рассмотрении дела должностным лицом не учтены положения ч.1 ст.1.7 КоАП РФ, согласно которым лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Кроме того, в обжалуемом постановлении временем совершения правонарушения указано 29.03.2021 – день выявления правонарушения, что противоречит материалам дела, из которых следует, что на основании решения прокурора Шушенского района от 31.03.2021 проведена проверка в отношении Ильичевского сельсовета в период с 29.03.20921 по 12.04.2021, при этом, проверка являлась документарной, акт проверки датирован 08.04.2021.
Указанное свидетельствует, что вмененное главе Ильичевского сельсовета длящееся административное правонарушение было выявлено 08.04.2021, которое и должно считаться датой совершения данного правонарушения.
В силу ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
По смыслу данной нормы следует, что должностное лицо при наличии законных оснований, достаточных доказательств, получивших надлежащую оценку, и в установленном законом порядке, может быть привлечено к административной ответственности только если допущенное им бездействие или совершенные действия, связаны с неисполнением или ненадлежащем исполнением обязанностей, возложенных на должностное лицо.
Из обжалуемого постановления не усматривается за неисполнение или ненадлежащее исполнение, каких именно обязанностей, связанных с эксплуатацией ГТС, глава Ильичевского сельсовета привлечен к административной ответственности по ст.9.2 КоАП РФ.
Так в постановлении имеется ссылка о закреплении Уставом Ильичевского сельсовета в числе вопросов местного значения: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуации в границах сельсовета, участие в профилактике терроризма и экстремизма.
Вместе с тем, по указанным выше мотивам, ненадлежащее исполнение (неисполнение) полномочий в данной сфере влечет административную ответственность по иным статьям КоАП РФ.
При этом, в оспариваемом постановлении отсутствует ссылка на нормативные акты, закрепляющие полномочия главы Ильичевского сельсовета в сфере безопасности эксплуатации гидротехнических сооружений, расположенных на территории сельсовета, применительно, в том числе, к обязанностям собственника по содержанию принадлежащего ему имущества.
Вышеизложенные обстоятельства свидетельствует о существенном нарушении порядка рассмотрении дела об административном правонарушении, что не позволило принять законное и обоснованное решение.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Принимая во внимание, что срок давности привлечения к административной ответственности в настоящее время не истек, обжалуемое постановление подлежит отмене, а дело об административном правонарушении возвращению должностному лицу для повторного рассмотрения с учетом приведенных обстоятельств.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 30.7-30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление главного государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Енисейского управления Ростехнадзора Равняга Е.А. от 2 июня 2021 года по делу об административном правонарушении №16/035юДл, предусмотренном ст.9.2 КоАП РФ, в отношении главы Ильичевского сельсовета Шушенского района Красноярского края Меркель Ивана Александровича, отменить, дело об административном правонарушении вернуть на новое рассмотрение в Енисейское управление Ростехнадзора.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня получения или вручения его копии в судебную коллегию по административным делам Красноярского краевого суда, путем подачи жалобы через Шушенский районный суд.
Судья С.С. Кононов