Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3947/2021 ~ М-3187/2021 от 15.07.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ года Центральный районный суд г. Тольятти в составе

председательствующего судьи Дурмановой Е.М.

при секретаре ФИО3

с участием представителя истца ФИО2ФИО9 – по доверенности,

представителя ответчика ФИО1ФИО4 по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ФИО1 об установлении границ земельного участка,

установил:

Истец обратился в суд с вышеуказанным иском, которым просит:

-установить местоположение границ земельного участка из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования: «для дальнейшего использования жилого дома», площадью 701 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в координатах в соответствии с межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленным кадастровым инженером ФИО5

-установить местоположение смежной границы между земельными участками с кадастровыми номерами и в координатах, указанных в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленном кадастровым инженером ФИО5

Заявленные требования мотивированы тем, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с КН , ориентировочной площадью 730 кв.м. Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Площадь ориентировочная. В связи с уточнением местоположения границ земельного участка и его площади истец обратился к кадастровому инженеру.

Представитель истца, действующий на основании доверенности ФИО9 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме, по основаниям изложенном в иске.

Представитель ответчика, действующая на основании доверенности ФИО4 в судебном заседании исковые требования, относительно ее участка признала в полном объеме и не возражала против их удовлетворения.

Представители третьих лиц – Управление Росреестра по Самарской области», ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, администрации г.о. Тольятти Самарской области в судебное заседание не явились, о слушании дела извещались надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не сообщили.

Третьи лица – ФИО6 и ФИО7 в судебное заседание не явились, представили в суд отзыв по существу заявленных требований, против их удовлетворения не возражали.

Суд, с учетом мнения представителя истца и представителя ответчика считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся третьих лиц ФИО6 и ФИО7, а также представителей третьих Управление Росреестра по Самарской области», ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, администрации г.о. Тольятти Самарской области.

Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив письменные материалы гражданского дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Статьей 64 ЗК РФ установлено, что земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

В соответствии с частью 8, 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, соответствующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения.

Судом установлено и следует из материалов дела, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок, из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования: «для дальнейшего использования жилого дома» с кадастровым номером , ориентировочной площадью 730 кв.м., по адресу: <адрес>, что подтверждает выпиской из ЕГРН.

Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, площадь является ориентировочной.

Собственником смежного земельного участка с КН , с которым возникли разногласия относительно местоположения границ земельного участка истца, является ФИО1, который в свою очередь не установил границы своего земельного участка в соответствии с действующим законодательством.

В связи с уточнением местоположения границ и площади своего земельного участка истец обратился к кадастровому инженеру ФИО5 для проведения кадастровых работ.

Из заключения кадастрового инженера, следует, что при анализе исходных данных выявлено, что имеется графический материал в виде Плана земельного участка, который является приложением к Свидетельству на право на наследство по закону ДД.ММ.ГГГГ года. Таким образом, для определения местоположения границ земельного участка должен быть использован вышеуказанный План. Однако длины линий по существующим на местности ограждениям меньше чем указаны в Плане ДД.ММ.ГГГГ года, при этом конфигурация, указанная в Плане, соответствует фактической. Со слов заказчика кадастровых работ фактические заборы существуют на местности уже много лет и не переносились с ДД.ММ.ГГГГ года. Проведение границ в точном соответствии с размерами, указанными в Плане приведет к пересечению с землями общего пользования и смежными земельными участками, что нарушит их права.

Граница земельного участка проведена по существующим более 15 лет на местности ограждениям с учетом конфигурации указанной в Плане ДД.ММ.ГГГГ года.

При проведении кадастровых работ выявлено, что границы смежного земельного участка с КН по сведениям ЕГРН не соответствуют существующим на местности ограждениям, поэтому, так как границы н1-н4 проведены именно в соответствии с фактическим пользованием, они были согласованы в индивидуальном порядке с правообладателями смежного земельного участка.

И в результате площадь земельного участка составляет 701 кв.м.

Площадь земельного участка, указанная в правоустанавливающем документе и по сведениям ЕГРН составляет 730 кв.м. Таким образом, разница в 29 кв.м. между площадью по сведениям ЕГРН и фактической площадью, не превышает 10% от площади, сведения о которой содержатся в ЕГРН.

Конфигурация земельного участка существенно не отличается от конфигурации, согласно Плану. Небольшие изменения связаны с проведением границы в соответствии с существующими много лет на местности ограждениями, во избежание споров с соседями и наложения на места общего пользования. Указанные изменения не повлекли за собой увеличение площади. Считаю проведение границы именно в такой конфигурации наиболее рациональным, при этом расхождения с Планом незначительные.

При проведении согласования с правообладателем смежного земельного участка с КН было получено возражение (прилагается), мотивированное тем, что проведение границы <данные изъяты> приводит к искажению реальных фактических данных и приводит к уменьшению площади всего земельного участка.

Следует отметить, что граница <данные изъяты> проведена в соответствии с фактическим забором (споров относительно существующих ограждений нет). Длина смежного земельного участка с КН больше чем уточняемого (см. Схема расположения земельных участков), поэтому длина границы н6-н1 (а также ее уменьшение или увеличение) не могут привести к уменьшению площади и нарушению прав смежного земельного участка.

Согласно письму № № ОГ-<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, если указанный в обращении земельный участок граничит с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности (в том числе с землями, государственная собственность на которые не разграничена), то согласование местоположения в отношении соответствующей части границы или характерной точки границы в порядке, установленном Законом о кадастре, не проводится. Следовательно, граница земельного участка от т.н4 до т.н6 согласованию не подлежит, так как это муниципальные земли.

Предельный минимальный и максимальный размер земельного участка (Рмин) и (Рмакс), м2 установлены в соответствии с Правилами землепользования и застройки г.о. Тольятти, утвержденными Решением Думы г.Тольятти от 24.12.2008 № 1059 - опубликовано "Городские ведомости", N 7(922), 27.01.2009 г.

В соответствии с п. 7 ст. 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Согласно действующего земельного законодательства при проведении процедуры межевания вычисляются уникальные координаты угловых точек земельного участка, позволяющие однозначно определить их положение на местности.

В соответствии с положениями п.7 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования.

Положениями ст. 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" определено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

В силу ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218- "О государственной регистрации недвижимости", межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

В межевом плане указываются:

-сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков;

-сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей земельного участка;

-новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков.

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Границы земельного участка не должны пересекать границы муниципального образования, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы населенного пункта, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого населенного пункта в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением случая образования земельного участка для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также размещения водохранилищ, иных искусственных водных объектов или случая выявления воспроизведенной в Едином государственном реестре недвижимости ошибки в определении местоположения границ территориальной зоны.

Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

В соответствии с ч.2 п.4 ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению: собственника объекта недвижимости - при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.

В соответствии с ч.2 ст.43 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).

Согласно ч.10 ст.22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя аз сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о (местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Согласно положениям ст. 209 ГПК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии с ч.2 ст.43 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

Положениями ст.ст. 39, 40 Закона «О кадастровой деятельности» (в действующей редакции) определено, что местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка.

Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая.

Возражений относительно местоположения границ земельного участка истца со стороны смежных пользователей, ответчика и третьих лиц по данному делу, суду не представлено. Права смежных землепользователей не нарушены. Споров по границе нет, что следует из отзыва третьих лиц ФИО6 и ФИО7, а также пояснений представителя ответчика ФИО1

Доказательств отсутствия у истца прав на уточнение местоположения границ и площади земельного участка в заявленных истцом координатах суду не представлено, как не представлено и доказательств наличия споров относительно границ земельного участка со стороны смежных землепользователей, в связи с чем, суд считает необходимым удовлетворить заявленные требования истца в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд,

решил:

Исковое заявление ФИО2 - удовлетворить.

Установить местоположение границ земельного участка из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования: «для дальнейшего использования жилого дома», площадью 701 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в координатах в соответствии с межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленным кадастровым инженером ФИО5

Установить местоположение смежной границы между земельными участками с кадастровыми номерами и в координатах, указанных в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленном кадастровым инженером ФИО5

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме через Центральный районный суд г. Тольятти.

    

    Судья Е.М. Дурманова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья Е.М. Дурманова

2-3947/2021 ~ М-3187/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Грошева Т.И.
Ответчики
Великих В.Ф.
Другие
Управление Росреестра по Самарской области
Корчагин А.К.
ФГБУ "ФКП" Росреестра по Самарской области
Администрация г.о.Тольятти
Суд
Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области
Судья
Дурманова Е.М.
Дело на странице суда
centralny--sam.sudrf.ru
15.07.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.07.2021Передача материалов судье
19.07.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.08.2021Подготовка дела (собеседование)
04.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.09.2021Судебное заседание
15.09.2021Судебное заседание
13.10.2021Производство по делу возобновлено
13.10.2021Судебное заседание
19.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее