Дело № 2-277/14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
гор. Костомукша 07апреля 2014 года
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Е.С. Бехтерева,
при секретаре Ю.Б. Рахимовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> к В.А.Ю, о взыскании задолженности по налогам и взносам,
у с т а н о в и л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № по <адрес> (далее по тексту - МРИ ФНС № по РК) обратилась с иском к В.А.Ю, о взыскании задолженности по налогам и взносам, мотивируя требований тем, что у ответчика имеется задолженность по налогам и взносам, администрируемым инспекцией, в размере 193441 рублей 37 копеек, меры принудительного взыскания задолженности налоговым органом не применялись. На задолженность с истекшим сроком исковой давности начислены пени в сумме 190673 рублей 69 копеек, штраф в размере 183695 рублей 30 копеек. Ответчику ДД.ММ.ГГГГ выставлено требование с указанием имеющейся задолженности. Просит восстановить пропущенный срок подачи искового заявления и взыскать с ответчика задолженность по уплате налогов и взносов в сумме 567810 рублей 36 копеек.
Представитель истца МРИ ФНС № по РК, извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился. Просит суд рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчик В.А.Ю, извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился, уважительной причины неявки суду не сообщил. Ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие не заявлял.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителя истца и ответчика в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковое заявление удовлетворению не подлежит.
Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. № 324-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» исключен исковой порядок рассмотрения требований налоговых органов (таможенных органов) о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов.
Согласно п. 1 и 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных ст. 48 НК РФ.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В судебном заседании установлено, что В.А.Ю, ДД.ММ.ГГГГ был поставлен на налоговый учет как физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о снятии В.А.Ю, с налогового учета. Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку ИП В.А.Ю, несвоевременно и не в полном объеме перечислял соответствующие налог и взносы, то у него образовалась задолженность по:
- налогу на доходы физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, на ДД.ММ.ГГГГ в размере 5700 рублей 37 копеек;
- единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный бюджет, на ДД.ММ.ГГГГ в размере 2156 рублей 00 копеек;
- единому социальному налогу, зачисляемому в ФОМС, на ДД.ММ.ГГГГ в размере 53 рублей 00 копеек;
- налогу на добавленную стоимость на товары, производимые на территории РФ, на ДД.ММ.ГГГГ в размере 185532 рублей 00 копеек.
В результате образовалась задолженность по уплате налогов в общей сумме 193441 рубля 37 копеек.
Ввиду несвоевременной уплаты налогоплательщиком налога, подлежащих перечислению в бюджет, ответчику, в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ, были начислены пени:
- за несвоевременную уплату единого социального налога, зачисляемого в Федеральный бюджет, на ДД.ММ.ГГГГ в размере 2219 рублей 81 копейки;
- за несвоевременную уплату единого социального налога, зачисляемого в ФОМС, на ДД.ММ.ГГГГ в размере 54 рублей 74 копеек;
- за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории РФ, на ДД.ММ.ГГГГ в размере 164384 рублей 25 копеек;
- за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории РФ, на ДД.ММ.ГГГГ в размере 20151 рубля 13 копеек;
- за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, на ДД.ММ.ГГГГ в размере 3861 рубля 13 копеек;
- задолженность по страховым взносам, пеням и штрафам, зачисляемым в ПФ РФ, на ДД.ММ.ГГГГ в размере 02 рублей 24 копеек;
- задолженность по страховым взносам, пеням и штрафам, зачисляемым в ТФОМС, на ДД.ММ.ГГГГ в размере 0 рублей 37 копеек;
- задолженность по страховым взносам, пеням и штрафам, зачисляемым в ФОМС, на ДД.ММ.ГГГГ в размере 0 рублей 02 копейки. Всего в общей сумме 190673 рублей 69 копеек.
Ввиду несвоевременной уплаты налогоплательщиком налога, подлежащих перечислению в бюджет, ответчику были начислены штрафы:
- за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории РФ, на ДД.ММ.ГГГГ в размере 183695 рублей 30 копеек.
ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом в адрес ответчика направлено сообщение об уплате образовавшейся задолженности в течение 10 рабочих дней с даты получения указанного письма.
Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В целях обеспечения исполнения налогоплательщиками данной конституционной обязанности и восполнения потерь, понесенных казной в случае ненадлежащего исполнения налогоплательщиком налоговой обязанности, федеральный законодатель в соответствии со ст.ст. 57, 71 (п.п. «в», «ж», «з», «о»), 72 (п.п. «б», «и» ч. 1), 75 (ч. 3) и 76 (ч. 1 и 2) Конституции РФ устанавливает систему налогов, взимаемых в бюджет, и общие принципы налогообложения, а также предусматривает меры государственного принуждения, в том числе правовосстановительного характера (погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога, в частности в виде пени), направленные на понуждение налогоплательщика к полной и своевременной уплате причитающихся государству сумм налога.
Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 03 апреля 2007 г. № 334-О-О, федеральный законодатель, руководствуясь вытекающими из Конституции Российской Федерации принципами справедливости и равенства налогообложения, а также необходимостью обеспечения налогового суверенитета государства, в целях гарантирования прав налогоплательщиков и рационализации функционирования финансово-бюджетной системы вправе, но не обязан предусмотреть условия, при которых уплата и взыскание недоимки объективно невозможны, и освободить налогоплательщика от исполнения налоговой обязанности по таким безнадежным долгам.
Освобождение от уплаты налога - даже в случае, когда его принудительное взыскание невозможно, - представляет собой одну из форм налоговых льгот, а в соответствии с правовыми позициями, ранее выраженными Конституционным Судом РФ в его решениях, налоговая льгота является исключением из вытекающих из Конституции РФ (ст.ст. 19 и 57) принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения, льготы всегда носят адресный характер, а их установление относится к исключительной прерогативе законодателя (Постановления от 21 марта 1997 г. № 5-П, от 28 марта 2000 г. № 5-П и от 19 июня 2002 г. № 11-П).
Согласно ст. 196 Гражданского кодекса РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Как следует из искового заявления, налоговым органом меры принудительного взыскания, предусмотренные статьей 48 НК РФ, не применялись. Согласно представленному расчету задолженность по уплате налогов образовалась за 2004 год, при этом сроки для взыскания указанной задолженности в исковом порядке истекли. Пени начисляются на задолженность с истекшим сроком исковой давности.
Учитывая, что МРИ ФНС № по РК не представлено доказательств уважительности пропуска срока исковой давности, оснований для восстановления процессуального срока для обращения в суд и взыскания с В.А.Ю, задолженности по уплате налога и пени за несвоевременную уплату налога не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 196 - 198, 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по <адрес> к В.А.Ю, о взыскании задолженности по налогам и взносам, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления решения судом в окончательной форме через Костомукшский городской суд Республики Карелия.
Судья Е.С. Бехтерев