Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-333/2023 (2а-2472/2022;) ~ М-2141/2022 от 30.11.2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 января 2023 года г. Самара

Куйбышевский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи – Чернякова Н.Н.,

при секретаре – Кужеевой Э.Р.,

с участием административного ответчика – Ломакиной Е.Я.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-333/2023 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Самарской области к Ломакиной Екатерине Яковлевне о взыскании задолженности по земельному налогу,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец – Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит взыскать с административного ответчика –Ломакиной Е.Я. задолженность по земельному налогу, взимаемого с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поседений за 2014 год в размере 563 рубля, пени – 210 рублей 86 копеек.

В обоснование административного иска указано, что административный ответчик в рассматриваемый налоговый период являлся собственником земельного участка, а, соответственно, плательщиком земельного налога.

В связи с неуплатой налога административному ответчику направлялось требование, в которых сообщалось о наличии у него задолженности, предоставлялся срок для её уплаты. В установленный срок задолженность не была погашена, что послужило основанием для обращения налогового органа к мировому судье с заявление о вынесении судебного приказа и взыскании указанной задолженности. <дата> мировым судьей вынесен судебный приказ, который <дата> отменен, в связи с поступившим возражением административного ответчика.

Учитывая, что сумма налоговой задолженности в бюджет не поступила, административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.

В судебное заседание административный истец не явился, извещался надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административный ответчик в судебном заседании возражал против удовлетворения административных требований, указав на пропуск срока принудительного взыскания.

Дело рассмотрено в отсутствие административного истца в соответствии со ст. 150 КАС РФ.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу статьи 19 Налогового Кодекса РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с указанным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату (п. 2 ст. 44 Налогового кодекса РФ).

Из материалов дела следует, что административному ответчику в рассматриваемый период принадлежал земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> что подтверждается сведениями из Росреестра.

Административному ответчику направлялось налоговое уведомление от <дата>.

В связи с неуплатой налога в установленный законом срок, административному ответчику направлялось требование по состоянию на <дата> об уплате задолженности по земельному налогу за 2014 год в размере 563 рубля, пени – 210 рублей 86 копеек, предоставлялся срок для её уплаты до <дата>.

В установленный срок административный ответчик требования не исполнил, что послужило основанием для обращения административного истца к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании налоговой задолженности. <дата> мировым судьей вынесен судебный приказ, который <дата> отменен после поступления возражений ответчика.

В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Частью 2 указанной статьи регламентировано, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 16.11.2011 № 321-ФЗ, от 23.07.2013 № 248-ФЗ, действующей на момент спорных правоотношений), требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Как видно из налогового уведомления, требования сумма задолженности по налогу за 2014 год превышала 500 рублей, в связи с чем, налоговый орган с учетом установленного законом срока уплаты земельного налога был обязан направить требование налогоплательщику до <дата>. Административный истец требования ответчику направил только <дата>. Между тем, срок направления требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа не является пресекательным и нарушение налоговым органом данного срока, предусмотренного пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет автоматического нарушения последующей процедуры о взыскания соответствующего платежа с налогоплательщика.

Федеральный законодатель, действуя в рамках своей дискреции, в пункте 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации, установил только сроки направления требования налогоплательщику, иные вопросы, связанные с исчислением сроков на принудительное взыскание налогов, данное законоположение не регулирует.

Из разъяснений, данных Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 22 апреля 2014 года N 822-О следует, что нарушение сроков, установленных статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не может приводить к увеличению сроков, установленных для принудительного взыскания налогов иными статьями указанного Кодекса.

Таким образом, несоблюдение срока направления требования об уплате налога само по себе не лишает налоговый орган права на взыскание недоимки и пеней в пределах общих сроков, установленных налоговым законодательством, которые в этом случае следует исчислять исходя из совокупности сроков, установленных в статьях 48, 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации. Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может.

Сроки для обращения налогового органа в суд установлены статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно ст.48 НК РФ (в ред. Федеральных законов от 04.03.2013 № 20-ФЗ, от 03.07.2016 № 243-ФЗ, действовавшей до 09.12.2020 года), заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, не превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абз. 3 п. 2 ст. 48 НК РФ).

Согласно пунктам 4, 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты его направления.

Земельный налог за 2014 год в сумме 563 рубля подлежал уплате налогоплательщиком в срок не позднее 1 декабря 2015 года (абзац 3 пункта 1 статьи 397 НК РФ). Соответственно, срок для направления требования истек 01.03.2016. К указанному сроку подлежит присоединению срок направления и получения требования (6 дней – ч.6 ст.69 НК РФ) и минимальный срок на исполнение требования (8 дней - пункт 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, 3 года с момента истечения срока для исполнения требования (ст.48 НК РФ при сумме задолженности менее 3 тысяч рублей).

Следовательно, установленный ст.48 НК РФ шестимесячный срок для обращения в суд по требованию о взыскании транспортного налога за 2014 год подлежит исчислению с <дата> и истекал <дата>.

Соответственно, с учетом требований ст.48, 69, 70 НК РФ налоговый орган должен был обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности по земельному налогу за 2014 год в сумме 663 рубля не позднее <дата>.

К мировому судье налоговый орган обратился <дата>, т.е. с пропуском срока, установленного ст.48 НК РФ, ходатайств о восстановлении срока и мотивированного ходатайства не представил, в связи с чем, административные требования не подлежат удовлетворению.

Ввиду пропуска срока на взыскание налога, административный истец утрачивает право на взыскание пени за просрочку платежа.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Самарской области к Ломакиной Екатерине Яковлевне (ИНН ), проживающей по адресу: <адрес>, о взыскании налоговой задолженности по земельному налогу с лиц, обладающих земельными участков в границах сельских поседений, а также пени, за 2014 год, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Самары в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде.

Председательствующий                 Н.Н. Черняков

Мотивированное решение изготовлено 06.02.2023.

2а-333/2023 (2а-2472/2022;) ~ М-2141/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
МИФНС №23 по Самарской области
Ответчики
Ломакина Е.Я.
Суд
Куйбышевский районный суд г. Самары
Судья
Черняков Н. Н.
Дело на сайте суда
kuibyshevsky--sam.sudrf.ru
30.11.2022Регистрация административного искового заявления
01.12.2022Передача материалов судье
05.12.2022Решение вопроса о принятии к производству
14.12.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
14.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.01.2023Судебное заседание
06.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.03.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее