Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-624/2012 ~ М-564/2012 от 02.10.2012

Дело № 2-624

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 ноября 2012 года                                                                           г. Питкяранта

Питкярантский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Халецкой Ю.Г.,

при секретаре Басовой О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Питкярантского района в интересах ФИО1 к администрации Питкярантского муниципального района о предоставлении жилого помещения,

установил:

Прокурор обратился с названным иском по тем основаниям, что прокуратурой Питкярантского района была проведена проверка по факту нарушения жилищных прав ФИО1, оставшейся без попечения родителей, в ходе которой установлено, что решением Питкярантского городского суда от 16.06.1995г. ФИО4, приходящаяся одинокой матерью истице, была лишена родительских прав в отношении дочери. Постановлением Ляскельской поселковой администрации от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, а также ее брат и сестры ФИО9: <данные изъяты> были определены в детское государственное учреждение сиротского типа, за ними было закреплено право пользования жилой площадью по адресу: <адрес>. 14.08.2003г. мать ФИО1 умерла. В июне 2006 года ФИО1 закончила обучение в ГОУ начального профессионального образования РК профессиональное училище в <адрес>, с 25.08.2006 года на основании постановления администрации Ляскельского сельского поселения состоит в списке на получение жилья и улучшении жилищных условий как выпускник детского дома; в настоящее время проживает в г. Питкяранта, временно безработная, до 17.08.2012 г. работала санитаркой рентгеновского кабинета ЦРБ, вынуждена проживать на съемной квартире, воспитывает дочь, 2008 года рождения. В иске указывается, что закрепленное за истицей жилое помещение, общей площадью 43 кв.м., находится в удовлетворительном состоянии, в котором зарегистрировано 8 человек, из них трое также относятся к лицам из числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей. Также прокурор указывает, что постановлением администрации Ляскельского сельского поселения от 22.10.2009г. № 81 установлена норма предоставления площади жилого помещения в данном поселении в размере 15 кв.м. общей площади, в связи с чем на зарегистрированных в выше указанном помещении лиц, которые относятся к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, приходится по 10,75 кв.м. Ссылаясь на п.2 ч.1 ст.51, п.2 ч.2 ст. 57, ч.5 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закон Республики Карелия «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», прокурор просит обязать администрацию Питкярантского муниципального района предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 15 кв.м. в г. Питкяранта.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в иске, пояснил, что фактически у ФИО1 отсутствует жилое помещение.

Истица поддержала исковые требования, пояснила, что, вернувшись в 2006 году из училища, она в течение года проживала в квартире вместе со своим братом ФИО9 <данные изъяты> и его семьей в съемной квартире. По месту регистрации проживать было невозможно, поскольку там жил старший брат, который злоупотреблял спиртными напитками, привел квартиру в неудовлетворительное состояние, после того, как он умер, Николай отремонтировал ее и стал в ней жить. Она в течение всего времени проживала в съемных квартирах, летом 2010 года переехала в г. Питкяранта, где нашла временную работу, в декабре 2012 года будет трудоустроена в открывающийся детский сад «Сказка», квартиру также снимает. Кроме того, пояснила, что жить в п. Ляскеля вместе с братом не представляется возможным, так у него своя семья, двое детей, найти работу в поселке трудно.

Представитель ответчика - администрация Питкярантского муниципального района в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен, представил заявление, в котором указывается на не признание исковых требований в связи с тем, что ФИО1 является нанимателем пригодного для проживания жилого помещения по адресу: <адрес>.

Третьи лица: администрация Ляскельского сельского поселения, администрация Питкярантского городского поселения, финансовое управление Питкярантского муниципального района в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав объяснения прокурора, истицы, свидетеля ФИО7, заключение представителя органа опеки и попечительства ФИО5, полагавшей о законности предъявленного иска, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В судебном заседании установлено, что по решению Питкярантского городского народного суда РК от 16.06.1995 года ФИО4, приходящаяся одинокой матерью истице, была лишена в отношении нее родительских прав, соответственно, ФИО1 относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением Ляскельской поселковой администрации от 17.07.1995 года за истицей, а также за ее братом ФИО9 Николаем, сестрами: ФИО9 Натальей и Анной, в отношении которых мать также была лишена родительских прав, было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. Из материалов дела следует, что указанная квартира является пригодной для проживания. Вместе с тем, удовлетворяя иск прокурора, суд исходит из следующего.

В судебном заседании установлено, что закрепленное за истицей жилое помещение - это двухкомнатная муниципальная квартира в неблагоустроенном доме с печным отоплением, общей площадью 43 кв.м. ФИО1 с 25.08.2006 года состоит в списке очередников на получение жилья и улучшения жилищных условий в п. Ляскеля, что следует из постановления администрации Ляскельского сельского поселении от указанной даты. На тот период в квартире было зарегистрировано пять человек, в настоящее время - восемь. Как следует из объяснений ФИО1, вернувшись в июле 2006 года из училища, в квартире по месту регистрации проживать было невозможно, так как там жил старший брат <данные изъяты> который злоупотреблял спиртными напитками, квартира была в непригодном для проживания состоянии. Данное обстоятельство подтверждается показаниями свидетеля ФИО6, пояснившего, что после того, как вернулся из детского дома, он пожил какое-то время в квартире, но затем стал снимать другое жилье, так как с братом проживать было невозможно из-за его пьянок, сестра тоже проживала с ним (с Николаем), но потом стала снимать квартиру сама. В материалах дела имеется решение Питкярантского городского суда РК от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому суд обязал ФИО9: <данные изъяты> и ФИО1 провести текущий ремонт квартиры, а администрацию Ляскельского сельского поселения капитальный ремонт: заменить оконные блоки, межкомнатные блоки, входную дверь и полы в кухне. Как следует из объяснений истицы, свидетеля, брат Александра в 2009 году умер, квартиру долго не ремонтировали, но после того, как Ляскельская администрация исполнила решение суда, ФИО7 доделал в ней ремонт и переехал туда жить вместе со своей женой и двумя несовершеннолетними детьми, где проживает до сих пор; принять участите в ремонте она не могла, так как в августе 2008 года родила дочь. Судом установлено, что ФИО1 не является членом семьи нанимателя данного жилого помещения, то есть своего брата, после окончания училища никогда в нем не проживала, при чем суд считает, что это незлонамеренное, а вынужденное решение истицы, поскольку фактически жить в этой квартире она не могла по объективным, независящим от ее воли указанным выше причинам, в настоящее время проживать в этой квартире истица также не может, поскольку в ней проживает ФИО7, который не намерен пускать сестру.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки наиболее социально незащищенной категории детей, направлен на защиту их прав.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 07.06.2011г. № 746-О-О, исходя из положений Конституции Российской Федерации, служащих основой конституционно-правовых отношений с участием детей, нуждающихся в повышенной социальной защите, Российская Федерация призвана создавать условия, обеспечивающие им достойную жизнь и свободное развитие, и гарантировать реализацию их прав, в частности права на жилище, с учетом положений международно-правовых актов, являющихся в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации. Так, Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года) обязывает подписавшие ее государства обеспечивать детям такую защиту и заботу, которые необходимы для их благополучия (пункт 2 статьи 3), принимать все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в Конвенции (статья 4), признавать право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (пункт 1 статьи 27).

Кроме того, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в названном Определении, закрепленное пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации правовое регулирование в системной связи с положениями статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» направлено на установление дополнительных гарантий для указанной категории граждан и предусматривает для них, в частности, право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (абзац второй пункта 1 статьи 8).

При этом, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 5 марта 2009 года № 376-О-П, предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49 и часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В Послании Федеральному Собранию от 30 ноября 2010 года, посвященному, помимо других важных вопросов, проблемам материнства и детства, Президент РФ отметил, что «забота о будущих поколениях - это самые надежные, умные и благородные инвестиции», в связи с чем большое внимание необходимо уделять тем детям, которые по разным причинам лишились семьи и домашнего тепла.

Учитывая данные обстоятельства, отсутствия в собственности у ФИО1 жилого помещения, подтверждения объективной ее нуждаемости в жилом помещении, суд считает возможным обязать ответчика предоставить ей благоустроенное жилое помещение в г. Питкяранта по основаниям, предусмотренным статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьей 4 Закона Республики Карелия «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

       В соответствии с п.1 ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Как установлено в судебном заседании, ФИО1 с июня 2010 года проживает в г. Питкяранта. Данное обстоятельство не оспаривалось ответчиком. Кроме того, из материалов дела следует, что с ноября 2011 года истица работала на швейной фабрике в г. Питкяранта, затем временно в Питкярантской больнице до 17.08.2012 года. Из справки, выданной заведующей детским садом «Сказка», следует, что ФИО1 в декабре 2012 года будет принята туда на работу (в настоящее время проводятся работы по его открытию). Дочь ФИО1 ФИО8 с августа 2011 года посещает детский сад <данные изъяты> в г. Питкяранта, ее медицинская карта имеется в наличии в регистратуре Питкярантской детской консультации, что подтверждается соответствующими документами. Таким образом, суд приходит к выводу, что истица преимущественно проживает в г. Питкяранта, соответственно, местом ее жительства можно признать этот город.

Частью 5 ст. 57 ЖК РФ установлено, что по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Согласно решению Совета Питкярантского городского поселения от 24.04.2008г. № 147 норма предоставления жилья на территории поселения составляет 15 кв.м. общей площади на одного человека.

Таким образом, истице должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение в г. Питкяранта, не менее 15 кв.м. общей площади.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать администрацию Питкярантского муниципального района предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в г. Питкяранта не менее 15 кв.м. общей площади.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение месяца через Питкярантский городской суд Республики Карелия.

Судья                                                                                                 Ю.Г. Халецкая

Мотивированное решение вынесено 09 ноября 2012 года.

Судья                                                                                                 Ю.Г. Халецкая

2-624/2012 ~ М-564/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Емельянова Анастасия Сергеевна
в интересах Емельяновой А.С.
Ответчики
Администация Питкярантского муницпального района
Другие
финансовое управление Питкярантского муниципального района
администрация Ляскельского сельского поселения
Суд
Питкярантский городской суд Республики Карелия
Судья
Халецкая Юлия Геннадьевна
Дело на сайте суда
pitkiaransky--kar.sudrf.ru
02.10.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.10.2012Передача материалов судье
03.10.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.10.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.10.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.10.2012Судебное заседание
08.11.2012Судебное заседание
13.11.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.02.2013Дело оформлено
13.02.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее