Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3536/2020 ~ М-3228/2020 от 26.05.2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 июля 2020 года г.Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Мамонова К.Л. при секретаре Морозовой А.П. с участием представителя истца Сидаш А.С., третьего лица Исаковой И.С. и её представителя Кузнецова М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3536/2020 по иску Государственного унитарного предприятия Республики Карелия (ГУП РК) «КАРЕЛФАРМ» к Государственному казенному учреждению Республики Карелия (ГКУ РК) «Центр занятости населения Республики Карелия» о признании незаконным решения о сохранении среднего месячного заработка,

установил:

ГУП РК «КАРЕЛФАРМ», ссылаясь на положения гл. 50 Трудового кодекса Российской Федерации, обратилось в суд с требованиями об оспаривании решения Государственного казенного учреждения Республики Карелия «Центр занятости населения Республики Карелия» от ДД.ММ.ГГГГ о сохранении за бывшим работником истца Исаковой И.С. среднего месячного заработка в течение пятого месяца после увольнения. Иск мотивирован суждением о том, что ответчик в нарушение ч. 2 ст. 318 Трудового кодекса Российской Федерации не установил наличие исключительного случая для сохранения уволенному среднего заработка.

В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержала, Исакова И.С. и её представитель, возражая против иска, высказались о законности действий органа занятости населения. Ответчик своего представителя в суд не направил.

Заслушав пояснения участвующих в деле лиц и исследовав представленные письменные материалы, суд не находит правовых оснований для удовлетворения иска.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Исакова И.С. 1969 года рождения работала в ГУП РК «КАРЕЛФАРМ» в г.Петрозаводске. Из организации истца она уволена по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации, то есть с правом на сохраняемый месячный заработок на период трудоустройства, что предусмотрено ст. 178 Трудового кодекса Российской Федерации. Более того, распространяющийся на Исакову И.С. в силу Постановления Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 режим гл. 50 данного кодекса гарантирует ей сохранение такого заработка в исключительных случаях за счет работодателя в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (ст. 318 Трудового кодекса Российской Федерации).

Исакова И.С. встала на учет ГКУ РК «Центр занятости населения Республики Карелия» для поиска подходящей работы ДД.ММ.ГГГГ и с этой даты была зарегистрирована в качестве безработного. При этом ответчиком на протяжении пребывания Исаковой И.С. на названном учете на условиях, закрепленных в п. 1 ст. 4 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», оказывалась, хотя и безрезультатно, государственная услуга содействия в поиске подходящей работы, а решениями от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ определено о сохранении за уволенным среднего месячного заработка в течение четвертого и пятого месяцев соответственно.

Реализация таких полномочий в сфере управления трудом как изменение структуры, штатного расписания, численного состава работников организации с очевидностью может влечь за собой необходимость расторжения трудовых договоров по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с сокращением численности или штата работников организации. Как следствие, по смыслу закона, предоставление работодателю права расторгнуть трудовой договор по указанному основанию предполагает и возложение на него обязанности по соблюдению определенных законодателем правовых гарантий защиты увольняемого работника от негативных последствий, которые могут наступить для него в результате потери работы. В отличие от общего правила ст. 178 Трудового кодекса Российской Федерации выплата сохраняемого среднемесячного заработка на период трудоустройства, предусмотренная его ст. 318, является мерой социальной защиты не безработных, а гарантией и компенсацией для лиц, потерявших работу в особых неблагоприятных климатических регионах, где в условиях объективно ограниченного рынка труда новое трудоустройство, согласующееся с положениями вышеупоминавшегося п. 1 ст. 4 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», с очевидностью сложнее.

Такое целевое предназначение норм ст.ст. 178 и 318 Трудового кодекса Российской Федерации ориентирует приведенную в ст. 318 этого кодекса исключительность именно на обстоятельства приискания уволенным лицом новой работы. Затронувшая в 2020 году Российскую Федерацию новая коронавирусная инфекция, что исходя из ч. 1 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принимается в настоящем деле как не нуждающийся в доказывании общеизвестный факт, повлекла введение на территории Республики Карелия Распоряжением Главы Республики Карелия от 12 марта 2020 года № 127-р режима повышенной готовности с установлением комплекса ограничительных мер, причем, максимально жестких именно в календарный период, приходящийся на пятый месяц со дня увольнения Исаковой И.С., не только препятствовавших, но фактически исключивших эффективные, безопасные и традиционно доступные меры поиска работы. Само по себе это обстоятельство, характеристики которого по его природе и экстраординарности позволили дать касающиеся его правовые квалификации в значительной степени лишь спустя время, существенно и показательно для разрешения возникшего спора в свете необходимости судебной оценки не только соответствующего формализованного решения ответчика, оспоренного истцом, но и реального содержания имевшего место правоотношения. Как следствие, отсутствие в решении от ДД.ММ.ГГГГ какого-либо указания на пандемию COVID-19 не свидетельствует о необходимости игнорировать её последствия в вопросе корректного применения к Исаковой И.С. ч. 2 ст. 318 Трудового кодекса Российской Федерации.

Более того, по мнению суда, четкая мотивация решения ГКУ РК «Центр занятости населения Республики Карелия» от ДД.ММ.ГГГГ – обращение гражданина в месячный срок с момента увольнения в орган службы занятости, невозможность его трудоустройства в течение пятого месяца, социальная незащищенность гражданина, отсутствие трудового дохода и заработка в период поиска работы, существенное снижение уровня жизни – совокупностью перечисленного состоятельно обосновывает подвергнутую истцом сомнению исключительность. Наконец, не порочит этот подход и ссылка ГУП РК «КАРЕЛФАРМ» на факт назначения Исаковой И.С. в феврале 2020 года страховой пенсии.

Действительно, среди позиций, определяющих исключительность случая для конкретного уволенного работника, – уровень его социальной защищенности и наличие средств к существованию. Однако формирующаяся за их счет материальная обеспеченность гражданина не увязывается с уровнем физиологического выживания, а применительно к лишившемуся работы трудоспособному лицу, явно проявляющему намерения найти новое применение своих сил (что документально подтвердилось касательно Исаковой И.С., активно участвовавшей в конкурсах на гражданскую службу), соотносится с теми критериями, которые законодатель сформулировал во вновь обозначаемом п. 1 ст. 4 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». В их числе – работа, соответствующая условиям прежнего места работы, то есть сравнимая с уровнем ранее имевшего место заработка. Эти подходы наряду, как отмечено, с превалирующей в рассматриваемой ситуации особой эпидемиологической обстановкой не позволяют появившуюся у третьего лица после увольнения социальную выплату признать категорично указывающей на блокирующие гарантии ст. 318 Трудового кодекса Российской Федерации обстоятельства.

Таким образом, основания для оценки оспоренного решения ответчика незаконным не выявлены, в удовлетворении иска надлежит отказать.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении иска по иску Государственного унитарного предприятия Республики Карелия «КАРЕЛФАРМ» к Государственному казенному учреждению Республики Карелия «Центр занятости населения Республики Карелия» о признании незаконным решения о сохранении среднего месячного заработка отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение одного месяца.

Судья К.Л.Мамонов

2-3536/2020 ~ М-3228/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Государственное унитарное предприятие "КАРЕЛФАРМ"
Ответчики
Государственное казенное учреждение Республики Карелия "Центр занятости населения Республики Карелия" Агентство занятости населения города Петрозаводска (межрайонное)
Другие
Исакова Инга Сергеевна
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Мамонов К.Л.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
26.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.05.2020Передача материалов судье
27.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.06.2020Судебное заседание
29.06.2020Судебное заседание
08.07.2020Судебное заседание
08.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.11.2020Дело оформлено
03.11.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее