Дело № 3а-899/2020
РЕШЕНИЕ
именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 октября 2020 года г. Краснодар
Краснодарский краевой суд в составе:
судьи Песецкой С.В.,
при секретаре Масливец Д.Я.,
с участием прокурора Сидоровой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Муругова <...> о признании решения Городского Собрания Сочи от 27 июня 2018 года № 77 не действующим в части,
Установил:
административный истец Муругов А.В. через своего представителя по доверенности Вальтер Б.А. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением к Городскому Собранию Сочи, в котором просит признать Решение Городского Собрания Сочи от 27 июня 2018г. №77 недействующим в части перевода земельного участка с кадастровым номером <...> (единое землепользование, в состав которого входят земельные участки с кадастровыми номерами <...>, площадью <...> кв.м, <...>, площадью <...> кв.м), расположенного в районе ул. Бытха Хостинского района города Сочи, из зоны Ж-4 в зону Р-2 - пункт 4 Приложения №2 к оспариваемому нормативному правовому акту.
В обоснование административных исковых требований указано, что административному истцу на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером <...>, предоставленный муниципальным образованием город-курорт Сочи, площадью <...> кв.м, расположенный по адресу: г. <...> с видом разрешенного использования - «для проектирования и строительства многоквартирных жилых домов», в территориальной зоне Ж-4, категория земель - земли населенных пунктов, со сроком аренды - до 2051 года. Права и обязанности по данному земельному участку, предусмотренные договором о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды (договор аренды) №4900009011 от 23.05.2013г., заключенному между администрацией города Сочи (арендодатель) и первоначальным арендатором, перешли к административному истцу на основании Соглашения о передаче (уступке) прав и обязанностей от 21.09.2018 г. и зарегистрированы в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра картографии по Краснодарскому краю 25.09.2018 г.
В ходе подготовки к строительству многоквартирного жилого дома административным истцом было установлено, что пунктом 4 Приложения №2 к Решению Городского Собрания Сочи от 27 июня 2018г. №77 (далее - решение №77) был осуществлен перевод вышеуказанного земельного участка из территориальной зоны Ж-4 (многоэтажная жилая застройка до 36 метров) в зону Р-2 (зона зеленых насаждений общего пользования), что делает невозможным реализацию проекта по строительству многоквартирного жилого дома.
Административный истец полагает, что данным нормативно-правовым актом нарушены его права и законные интересы, так как решение №77 было принято без соответствующего уведомления об этом предшествующего правообладателя земельного участка ООО «ИНПК Девелопмент РДВС» в нарушение требований Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Изменение вида разрешенного использования спорного земельного участка оспариваемым решением №77 привело к невозможности строительства многоэтажных жилых домов, повлекло причинение значительного ущерба административному истцу.
Административный истец полагает, что административным ответчиком нарушена процедура принятия нормативного правового акта. Решение №77 принято с нарушением процедуры общественных обсуждений и публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, требований статьи 5.1 ГрК РФ, что в соответствии с подпунктом «в» пункта 2 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) является основанием признания нормативного правового акта недействующим.
По мнению административного истца, перевод спорного земельного участка из зоны Ж-4 в зону Р-2 противоречит Генеральному плану города Сочи, так как в соответствии с Генеральным планом города Сочи спорный земельный участок находится в функциональной зоне усадебной застройки. Считает, что решение №77 принято в нарушение требований пункта 1 статьи 615 ГК РФ, предусматривающей использование арендованного имущества в соответствии с условиями договора аренды; фактически оспариваемым решением в одностороннем порядке изменены условия договора, в то время как арендодатель не вправе в одностороннем порядке изменять вид разрешенного использования земельного участка, переданного в аренду.
Административный истец также указывает, что земельный участок с кадастровым номером <...> имеет сложную геологию и расположен на склоне горы Бытха в месте её примыкания к Курортному проспекту. Перепад высот на земельном участке составляет более 40 метров. Согласно карте оползней застроенной части города Сочи, исследуемый участок расположен в нижней языковой части одного из наиболее крупных оползней юго-западного склона горы Бытха. Отсутствие противооползневых сооружений повлечет за собой сползание грунта на Курортный проспект города Сочи и может спровоцировать возникновение оползня, способного разрушить федеральную трассу. Ссылается, что проектом по строительству жилого комплекса на указанном земельном участке предусмотрено строительство подпорных стенок стоимостью более <...> рублей. При принятии решения №77 орган местного самоуправления не проводил инженерные изыскания в целях подтверждения соответствия решения об изменении вида разрешенного использования техническим регламентам и иным требованиям законодательства, чем нарушены требования части 4 статьи 41.2 ГрК РФ.
В отзыве на административное исковое заявление представитель Городского Собрания Сочи по доверенности Нунаева Л.Х. и в дополнениях к нему представитель Городского Собрания Сочи по доверенности Меркулова М.А. просят в удовлетворении административных исковых требований отказать, мотивируя это тем, что решение Городского Собрания Сочи от 27 июня 2018 № 77 «О внесении изменений в решение Городского Собрания Сочи от 29.12.2009 №202 «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи» принято представительным органом в рамках полномочий, с соблюдением установленной градостроительным законодательством процедуры, опубликовано в установленном порядке и вступило в законную силу.
Представитель администрации города Сочи по доверенности Перекрестов П.А. в своем отзыве также просит в удовлетворении административных исковых требований Муругова А.В. отказать, поскольку оспариваемый нормативно-правовой акт принят и введен в действие в соответствии с порядком, установленным Градостроительным кодексом РФ.
В своем отзыве директор ООО «ИНПК Девелопмент РДВС» Князев А.В. просит административное исковое заявление Муругова А.В. удовлетворить, аргументируя это тем, что решение Городского Собрания Сочи №77 было принято с нарушением процедуры общественных обсуждений и публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории. Полагает, что решением Городского Собрания Сочи №77 нарушены требования ст.450, п. 1 ст.615 ГК РФ, предусматривающие использование арендованного имущества в соответствии с условиями договора аренды; изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором. Действующее законодательство не предусматривает такое основание одностороннего изменения договора, как принятие нормативного правового, изменяющего правовой режим объекта арендных отношений.
В судебном заседании представитель административного истца Ромадин Д.А., действующий на основании доверенности, настаивал на удовлетворении административного иска по изложенным в нем основаниям.
Представитель административного ответчика - Городского Собрания Сочи по доверенности Ольховская О.В. возражала против удовлетворения административного искового заявления, полагая, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы административного истца.
Прокурор Сидорова Л.Е. в заключении просила отказать в административном иске в полном объеме, мотивируя это тем, что требования законодательства при принятии оспариваемого нормативного правового акта соблюдены в полном объеме.
Административный истец Муругов А.В., представители заинтересованных лиц - комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Сочи, администрации г.Сочи, департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования города Сочи, ООО «ИНПК Девелопмент РДВС» в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Лица, участвующие в деле, ходатайств относительно рассмотрения дела в их отсутствие, а также заявлений, содержащих указания на причины неявки, суду не представили. Лицо, участвующее в деле, должно проявлять повышенную осмотрительность при совершении процессуальных действий и заботу о своих процессуальных делах, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что со стороны не явившихся лиц, участвующих в деле, имеет место отсутствие процессуального интереса в исходе рассмотрения данного дела.
Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной.
При таких обстоятельствах, учитывая, что судом явка лиц, участвующих в деле, не признана обязательной, с учетом положений части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного истца.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив доводы административного иска и отзывов на него, исследовав доказательства и материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, суд считает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Руководствуясь частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ, при рассмотрении настоящего административного дела, суд не связан с основаниями и доводами, содержащимися в административном иске, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ в полном объеме.
Решением Городского Собрания Сочи от 29 декабря 2009 № 202 утверждены Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи.
27 июня 2018 г. принято решение Городского Собрания Сочи № 77 «О внесении изменений в решение Городского Собрания Сочи от 29.12.2009 №202 «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи».
Проверяя полномочия Городского Собрания Сочи на принятие оспариваемого нормативного правового акта (административным истцом данные полномочия не оспариваются), суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы, осуществлять охрану общественного порядка, а также решать иные вопросы местного значения.
Согласно пункту 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации, генеральные планы городских округов являются документами территориального планирования.
В силу пунктов 3 и 4 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится утверждение правил землепользования и застройки городских округов; утверждение документации по планировке территории.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросу местного значения городского округа относится утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.
Статьей 2 Закона Краснодарского края от 01 апреля 2004 № 679-КЗ «Об установлении границ муниципального образования город-курорт Сочи и наделении его статусом городского округа», действовавшего на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, муниципальное образование город-курорт Сочи наделено статусом городского округа.
В соответствии с действующим Законом Краснодарского края от 03 апреля 2020 № 4268-КЗ «Об установлении границ муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края и о наделении его статусом городского округа» г. Сочи в настоящее время также наделен статусом городского округа.
На основании пункта 26 части 1 статьи 8 Устава муниципального образования город-курорт Сочи (принят решением Городского Собрания Сочи от 29.07.2010 № 92, зарегистрирован в Управлении Минюста РФ по Краснодарскому краю 14.09.2010 № RU23 3090002010001, далее - Устав г.Сочи) утверждение генерального плана города Сочи, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генерального плана города Сочи документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах города Сочи, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами) и т.д. относится к вопросам местного значения города Сочи.
В силу пункта 12 части 2 статьи 27 Устава г. Сочи на сессиях Городского Собрания Сочи решаются вопросы об утверждении правил землепользования и застройки.
Таким образом, суд приходит к выводу, что административный ответчик по делу – Городское Собрание Сочи является уполномоченным представительным органом местного самоуправления, имеющим полномочия по принятию оспариваемого нормативного правового акта.
Рассматривая вопрос о соблюдении порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, судом установлены следующие обстоятельства.
В соответствии частью 1 статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.
Согласно части 2 статьи 28 указанного Федерального закона, публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования.
Как указано в части 4 статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.
В соответствии с частью 5 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ и частью 5 статьи 18 Устава г. Сочи по проектам правил землепользования и застройки, проектам, предусматривающим внесение изменений в утвержденные правила проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется нормативным правовым актом Городского Собрания Сочи с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности.
Решением Городского Собрания Сочи от 25 июля 2006 № 234 утверждено «Положение о проведении публичных слушаний в муниципальном образовании город-курорт Сочи».
Пунктом 5 статьи 41 Устава г. Сочи предусмотрено, что администрация города в области градостроительной деятельности осуществляет полномочия по разработке проектов правил землепользования и застройки.
Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки (далее – Правила), их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30-35 Градостроительного кодекса Российской Федерации и включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее - Комиссия) (части 5 и 6 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (часть 7 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов и документам территориального планирования (часть 9 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку (части 10 и 11 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации), проведение Комиссией публичных слушаний по проекту (части 12, 13 и 14 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации), внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (часть 15 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что вышеприведенные правовые нормы при принятии оспариваемого нормативного правового акта соблюдены.
Из материалов дела следует, что во исполнение постановления администрации г. Сочи от 30 декабря 2016 № 3064 «О подготовке проекта внесения изменения в Правила землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи» комиссией по подготовке проекта Правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи подготовлен проект внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи (далее - Правила землепользования и застройки) с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требования технических регламентов, сведений Единого государственного реестра недвижимости, сведений, документов, материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.
В соответствии с постановлением администрации г. Сочи от 03 мая 2017 № 730 «О назначении публичных слушаний по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи» в период с 06 мая 2017 года по 12 июля 2017 года проведены публичные слушания по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки.
Комиссией по подготовке проекта Правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи в срок с 06 мая 2017 года по 12 июля 2017 года обеспечено ознакомление заинтересованных юридических и физических лиц с содержанием проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки.
Постановление администрации г.-к. Сочи от 03 мая 2017 № 730 «О назначении публичных слушаний по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи» было опубликовано в газете «Новости Сочи» от 05.05.2017 №68 (2852)-№69 (2853).
Требования градостроительного законодательства при проведении публичных слушаний соблюдены в полной мере, что подтверждается представленными административным ответчиком документами.
Согласно протоколу публичных слушаний по проекту внесения изменений в правила землепользования и застройки от 10.07.2017 года заявителем в части перевода спорного земельного участка из зоны Ж-4 в зону Р2 выступил департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи.
На основании п. 4 ст. 2.1 главы 2 Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденного решением Городского Собрания Сочи от 29.12.2009 №202, п.1.1 Положения о департаменте архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи, утв. постановлением администрации города Сочи от 01.09.2014 №33-ок (в редакции от 13.08.2015 г.) уполномоченным органом при подготовке и проведении публичных слушаний по проектам о внесении изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи в 2017 году являлся департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи. Вопрос о проверке проекта решения о внесении изменений в правила землепользования и застройки г. Сочи на соответствие генеральному плану г.Сочи также относился к компетенции департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи.
Заключение по результатам публичных слушаний по проекту внесения вменений в Правила землепользования и застройки опубликовано в газете «Новости Сочи» от 16.08.2017 г. №117 (2901) -№118 (2902) и размещено на официальном сайте администрации г. Сочи www.sochiadm.ru.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что жители муниципального образования г.-к. Сочи были заблаговременно оповещены о времени и месте проведения публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи.
В соответствии с постановлением администрации г. Сочи от 22 июня 2018 № 935 «О направлении проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи в Городское Собрание Сочи для его утверждения» проект решения «О внесении изменений в решение Городского Собрания Сочи от 29.12.2009 № 202 «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи» внесен в представительный орган главой г. Сочи.
На очередной сессии Городского Собрания Сочи 27 июня 2018 г. принято решение № 77 «О внесении изменений в решение Городского Собрания Сочи от 29.12.2009 № 202 «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи».
Таким образом, судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о нарушении порядка принятия оспариваемого решения.
Доводы административного истца о нарушении процедуры порядка принятия оспариваемого решения ввиду ненадлежащего уведомления прежнего правообладателя земельного участка ООО «ИНПК Девелопмент РДВС» о проведении публичных слушаний по вопросу изменения территориальной зоны своего подтверждения не нашли.
В силу ч. 1 ст. 33, ч. 7 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ в редакции, действовавшей на момент издания администрацией г. Сочи постановления от 03.05.2017 № 730 «О назначении публичных слушаний по проекту внесения изменении в Правила землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи», глава местной администрации не позднее чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки обеспечивает опубликование сообщения о принятой такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «.Интернет». Сообщение о принятии такого решения также может быть распространено по радио и телевидению (в ред. Федерального закона от 31.12.2005 № 210-ФЗ).
На основании части 14 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ (в действовавшей редакции Федерального закона от 20.03.2011 № 41-ФЗ) предусмотрено проведение публичных слушаний в случае подготовки правил землепользования и застройки применительно к части территории городского округа с участием правообладателей земельных участков и (или) объектов капитального строительства, находящихся в границах указанной части территории городского округа.
Таким образом, направление письменного уведомления соответствующим правообладателям земельных участков Градостроительным кодексом РФ не предусмотрено. Участие правообладателей обеспечивается путем опубликования сообщения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, и размещения указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет». Неявка правообладателей на слушания, непредставление предложений и замечаний в силу ч. 12 ст. 31, ст. 28 Градостроительного кодекса РФ (в действовавшей редакции и в настоящий момент) не является основанием для признания публичных слушаний несостоявшимися, для отклонения проекта решения.
Не содержится такой обязанности и в Положении о проведении публичных слушаний, общественных обсуждений в муниципальном образовании город-курорт Сочи, утвержденном решением Городского Собрания Сочи от 25.07.2006 № 234, в действовавшей редакции от 25.02.2016 № 24.
Согласно ст. 12.3 указанного Положения, оповещение общественности о проведении публичных слушаний осуществляется путем размещения в городских средствах массовой информации о проведении публичных слушаний. Оповещение физических и юридических лиц о проведении публичных слушаний путем направления сообщений в их адрес, с указанием сведений согласно п. 4 статьи 12.3, а также сроков представления своих предложений и замечаний по рассматриваемым вопросам осуществляется только по вопросам, указанным в п.п. 1.4 и 1.5 статьи 12: предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка пли объекта капитального строительства и предоставления разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
При таких обстоятельствах, направление письменного уведомления прежнему правообладателю земельного участка ООО «ИНПК Девелопмент РДВС» о проведении публичных слушаний по вопросу изменения территориальной зоны в отношении земельного участка с кадастровым номером <...> не было предусмотрено действовавшим на момент назначения и проведения слушаний нормативными правовыми актами и не может являться основанием для вывода о несоблюдении процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта.
Кроме того, суд также отмечает, что действующее законодательство не обязывает собственника земельного участка получать согласие арендатора земельного участка на изменение территориальной зоны.
Довод административного истца о нарушении органом местного самоуправления порядка проведения общественных слушаний в части не уведомления Муругова А.В. об изменении территориальной зоны и неполучения согласия на такое изменение является несостоятельным, поскольку административный истец Муругов А.В. на период проведения публичных слушаний не являлся правообладателем земельного участка.
Рассматривая вопрос соблюдения порядка публикации оспариваемых нормативных правовых актов, судом установлено следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Согласно части 1 статьи 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования.
В соответствии с частью 2 статьи 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании.
Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание. В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта в официальном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему в печатном издании могут не приводиться.
Согласно части 3 статьи 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан.
С учетом вышеприведенных правовых норм порядок опубликования оспариваемых нормативных правовых актов устанавливается Уставом муниципального образования г.-к. Сочи.
В соответствии с частью 3 статьи 76 Устава г. Сочи муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Официальным опубликованием нормативного и иного правового акта Городского Собрания Сочи считается первая его публикация в уполномоченных Городским Собранием Сочи печатных органах.
Согласно Перечню средств массовой информации, в которых осуществляется обязательная публикация сообщений, связанных с реализацией прав и обязанностей участников земельных отношений, утвержденным постановлением главы администрации Краснодарского края от 03 декабря 2002 № 1369, газета «Новости Сочи» определена в качестве средства массовой информации, в котором на территории муниципального образования город-курорт Сочи обязательна публикация сообщений, связанных с реализацией прав и обязанностей участников земельных отношений.
В соответствии с решением Городского Собрания Сочи от 27 апреля 2004 №59 «О разъяснении официального опубликования нормативных правовых актов Городского Собрания Сочи» газета «Новости Сочи» является уполномоченным печатным органом по официальному опубликованию нормативных правовых актов Городского Собрания Сочи.
Решение Городского Собрания Сочи от 27 июня 2018 №77 опубликовано в газете «Новости Сочи» № 117-118 от 30 июня 2018 г.
Таким образом, при принятии оспариваемого нормативного правового акта соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия Городского Собрания Сочи на принятие изменений в правила землепользования и застройки, форма, вид, процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта, порядок опубликования и вступления в силу.
Проверяя доводы административного истца о нарушении его прав оспариваемыми нормативными правовыми актами, суд установил следующие обстоятельства.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, земли делятся по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определённой категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий и требованиям законодательства.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливается федеральными законами и требованиями специальных законов.
Пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ определено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ).
Отношения, связанные с деятельностью по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемой в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий, регулируются законодательством о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 4 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ)).
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ). Генеральный план городского округа является одним из документов территориального планирования муниципального образования (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
Градостроительное зонирование согласно ГрК РФ представляет собой зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков (пункты 6, 8 части 1 статьи 1 ГрК РФ).
Генеральный план городского округа относится к документам территориального планирования муниципальных образований, в которых определяется назначение территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9, пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
Пунктом 2 статьи 1, пунктом 12 статьи 9 ГрК РФ предусмотрено, что территориальное планирование осуществляется, в том числе для установления функциональных зон, установление границ которых не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.
Как следует из пункта 5 статьи 1 ГрК РФ, функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.
Статьей 23 ГрК РФ предусматривает, что генеральный план городского округа содержит карту функциональных зон. Порядок утверждения и подготовки генерального плана и, следовательно, в том числе функциональных зон как составной части генерального плана урегулирован статьями 24, 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Пунктом 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом.
Частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ закреплен принцип первичности генерального плана городского округа как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
Из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: г. <...>, муниципальным образованием город-курорт Сочи предоставлен Дороганову А.Ю. в пользование на условиях аренды на основании договора о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды (договор аренды) №4900009011 от 23 мая 2013 г., сроком до 01.05.2051 года. В соответствии с соглашением о передаче (уступке) прав и обязанностей от 21.09.2018 г., заключенного между ООО «ИНПК Девелопмент РДВС» и Муруговым А.В., арендатором вышеуказанного земельного участка является Муругов А.В.
В соответствии с пунктом 4 приложения №2 оспариваемого решения Городского Собрания Сочи от 27.06.2018 № 77 «О внесении изменений в решение Городского Собрания Сочи от 29.12.2009 №202 «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи», решено перевести из зоны Ж-4 в зону Р-2 земельный участок с кадастровым номером <...> (единое землепользование, в состав которого входят земельные участки с кадастровыми номерами: <...> площадью <...> кв. м; <...> площадью 239 кв. м), расположенный в районе ул. Бытха Хостинского района города Сочи.
Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования города Сочи от 31.08.2020 года, земельный участок с кадастровым номером <...> в соответствии с генеральным планом городского округа города Сочи расположен в границах городской черты, в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Сочи в территориальной зоне «Р-2» - зона зеленых насаждений общего пользования. Из указанных сведений также следует, что земельный участок в зоне сейсмической интенсивности больше 9 баллов, в районе разломов и массового, активного развития оползней.
Согласно п. 8.2 гл. 7 Правил землепользования я застройки г. Сочи «P-2» - зона зеленых насаждений общего пользования; цель выделения - сохранение и обустройство озелененных пространств для отдыха населения.
Из представленного в материалы дела ответа департамента архитектуры и градостроительства администрации города Сочи на запрос Городского Собрания Сочи от 14.08.2020 №21.01-12/25882 следует, что земельный участок с кадастровым номером <...> согласно генеральному плану расположен в функциональной зоне «Курортно-гостиничных учреждений».
Таким образом, отнесение земельного участка к территориальной зоне «Ж-4» в период до 2018 года в соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Сочи не соответствовало функциональной зоне, определенной генеральным планом.
На основании ст. 8.2 гл. 7 Правил землепользования и застройки г.Сочи (в действующей редакции от 25.06.2020 г.) функциональная зона «Курортно-гостиничных учреждений» соответствует территориальным зонам:
- «ЖК» - зона гостиничного фонда до 12 метров; цель выделения - развитие существующих и преобразуемых территорий, предназначенных для размещения предприятий индустрии гостеприимства, осуществляющих прием и обслуживание посетителей, а также зон комфортного жилья;
- «РК» - зона лечебно-оздоровительных учреждений; цель выделения - развитие существующих и преобразуемых территорий, предназначенных для размещения лечебно-профилактических учреждений для лечения преимущественно природными и физиотерапевтическими средствами, а также развитие современной санаторной системы.
Согласно п. 9.8 Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, утвержденных приказом Минрегиона РФ от 26.05.2011 № 244, к функциональным зонам могут быть отнесены общественно-деловые зоны, жилые зоны, рекреационные зоны, производственные и коммунальные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, пригородные и иные функциональные зоны.
Зоны различного функционального назначения могут включать в себя территории общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, дорогами, набережными, скверами, бульварами, водоемами и другими объектами. Границы зон различного функционального назначения могут определяться с учетом красных линий, естественных границ природных объектов, границ земельных участков и иных обоснованных границ с учетом градостроительных ограничений.
В качестве параметров развития функциональных зон могут применяться такие показатели, как: максимально допустимый коэффициент застройки зоны (за исключением зон инженерной и транспортной инфраструктур и зон сельскохозяйственного использования); максимальная и средняя этажность застройки зоны (за исключением зон инженерной и транспортной инфраструктур и зон сельскохозяйственного использования); плотность населения (для функциональных зон, в которых возможно размещение жилья); площадь зоны; максимальное количество автомобильного транспорта в границах функциональной зоны; иные параметры, характеризующие количественные и качественные особенности функциональной зоны.
Учитывая, что на рассматриваемом земельном участке расположены густорастущие зеленые многолетние насаждения, а зоны различного функционального назначения могут включать в себя и территории общего пользования, занятые скверами, бульварами и другими объектами, Городским Собранием Сочи было принято оспариваемое решение от 27.06.2018 №77.
Из материалов дела также следует, что 27 марта 2019 г. на решение Городского Собрания Сочи от 27.06.2018 № 77 «О внесении изменении в решение Городского Собрания Сочи от 29.12.2009 №202 «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи» прокурором г. Сочи был принесен протест, в обоснование которого указано на отсутствие согласия арендатора земельного участка на изменение территориальной зоны, на невозможность использования земельного участка по назначению.
Однако решением Городского Собрания Сочи от 26.09.2019 №123 протест прокурора г. Сочи от 27.03.2019 №07-03-2019/105-3074 был отклонен.
Не нашли своего подтверждения и доводы административного истца о нарушении его прав оспариваемым решением, поскольку на момент внесения указанных изменений в Правила землепользования и застройки Муругов А.В. не являлся правообладателем земельного участка. Муругов А.В. при заключении сделки имел возможность и должен был проявить должную осмотрительность и разумность предварительно ознакомиться с действующим решением Городского Собрания Сочи от 27.06.2018 №77 в части отнесения земельного участка к территориальной зоне Р-2. Публикация о внесении изменений в Правила землепользования и застройки размещалась на официальном сайте администрации г. Сочи, являлась доступной для ознакомления всеми заинтересованными лицами, которые были вправе с использованием средств связи достоверно узнать о вносимых изменениях.
При принятии решения суд также учитывает, что в период с 2013 года по настоящее время разрешения на строительство объектов капитального строительства на земельном участке не выдавались, на участке отсутствуют объекты недвижимости.
Из материалов дела следует, что департаментом архитектуры и градостроительства администрации города Сочи 10.08.2015 года был выдан градостроительный план №7885 на имя первоначального арендатора земельного участка Дороганова. А.Ю.
Информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, может быть использована для подготовки проектной документации, для получения разрешения на строительство в течение трех лет со дня его выдачи. По истечении этого срока использование информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, в предусмотренных настоящей частью целях не допускается (ч.10 ст.57.3 Градостроительного Кодекса РФ).
Генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории поселения в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории, поскольку генеральные планы определят стратегию его развития и условия формирования среды жизнедеятельности.
По смыслу части 1 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территории муниципального образования, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников.
Тем самым, задача органов местного самоуправления муниципального образования город-курорт Сочи при разработке Генерального плана и Правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритета прав собственников, иных правообладателей земельных участков в ущерб общественным, экологическим, стратегическим, социально-значимым интересам населения муниципального образования, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.
При этом, Генеральный план является документом долгосрочного планирования (статья 9 ГрК РФ). Частью 3 статьи 9 и пунктом 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ установлен приоритет Генерального плана перед Правилами землепользования и застройки.
Принимая настоящее решение, суд исходит из позиции Европейского Суда по правам человека, который неоднократно отмечал, что в такой сложной сфере, как градостроительство власти должны иметь широкие пределы усмотрения в осуществлении политики городского планирования и задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих актах также указывает, что регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области (определения от 6 ноября 2003 г. N 387-О, от 15 июля 2010 г. N 931-О-О и от 25 февраля 2016 г. N 242-О).
Такое правовое регулирование направлено на обеспечение соблюдениябалансачастныхипубличныхинтересов и не может расцениваться как нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, тем более учитывая, что земельный участок расположен в зоне сейсмической интенсивности больше 9 баллов, в районе разломов и массового, активного развития оползней, то есть в зоне с повышенным риском возникновения чрезвычайных ситуаций, фактической невозможности осуществления многоэтажного строительства.
Таким образом, судом не установлено несоответствие оспариваемого административным истцом нормативного правового акта иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а также не выявлено нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
С учетом изложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления Муругова А.В.
Руководствуясь статьями 175-180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <...> ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 27 ░░░░ 2018 ░░░░ № 77 ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <...> (░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░: <...>, ░░░░░░░░ <...> ░░.░, <...>, ░░░░░░░░ <...>.░), ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░<...> ░-4 ░ ░░░░ ░-2 -░░░░░ 4 ░░░░░░░░░░ №2 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 23 ░░░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░