Производство№ 2-5065/2020
УИД 28RS0004-01-2020-006204-39
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 июля 2020 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
Председательствующего судьи Юрковой Н.С.,
При секретаре Назарчик Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искуадминистрации города Благовещенска к Специализированному отделу по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области, УФССП России по Амурской области об освобождении от исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г. Благовещенска обратилась в суд с исковым заявлением об освобождении от исполнительского сбора, указав, что решением Благовещенского городского суда от 23 августа 2017 года на администрацию города Благовещенска возложена обязанность предоставить Береславской Ю.А. жилое помещение на территории муниципального образования города Благовещенска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м., по договору специализированного найма жилого помещения. 06 августа 2019 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 14125/19/28025 - ИП. 25 мая 2020 года в адрес администрации города Благовещенска поступило постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в связи с неисполнением администрацией города Благовещенска решения Благовещенского городского суда о предоставлении Береславской Ю.А. жилого помещения. Решением Благовещенского городского суда от 11 мая 2016 года на администрацию города Благовещенска возложена обязанность предоставить Ковалеву А.Ю. жилое помещение на территории муниципального образования города Благовещенска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м., по договору специализированного найма жилого помещения.24 июня 2017 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 12082/16/28025 - ИП. 15 мая 2020 года в адрес администрации города Благовещенска поступило постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в связи с неисполнением администрацией города Благовещенска решения Благовещенского городского суда о предоставлении Ковалеву А.Ю. жилого помещения. Решением Благовещенского городского суда от 18 июля 2018 года на администрацию города Благовещенска возложена обязанность предоставить Ковалеву А.С. жилое помещение на территории муниципального образования города Благовещенска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м., по договору специализированного найма жилого помещения. 06 сентября 2018 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 11384/18/28025 - ИП. 25 мая 2020 года в адрес администрации города Благовещенска поступило постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в связи с неисполнением администрацией города Благовещенска решения Благовещенского городского суда о предоставлении Ковалеву А.С. жилого помещения. В действиях администрации города Благовещенска отсутствует виновное противоправное бездействие в неисполнении решений суда в связи со следующим.В соответствии с Законом Амурской области от 10 декабря 2018 года № 292-ОЗ «Об областном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» муниципальному образованию г. Благовещенска предусмотрены лимиты бюджетных обязательств на приобретение жилых помещений детям-сиротам в размере 40568550 рублей.В 2019 году администрацией г. Благовещенска неоднократно у субъекта запрашивалось дополнительное финансирование, о чем были направлены письма в Министерство социальной защиты населения Амурской области и в Правительство Амурской области об увеличении объема финансовых средств для обеспечения детей-сирот жилыми помещениями. Однако вопрос дополнительного финансирования не решен.В соответствии с Законом Амурской области от 12 декабря 2019 года № 449-ОЗ «Об областном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» муниципальному образованию города Благовещенска предусмотрены лимиты бюджетных обязательств на приобретение жилых помещений детям-сиротам в размере 64480218 рублей. Потребность администрации г. Благовещенска в бюджетных ассигнованиях на 2020 год на исполнение переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот составляет 1031686 488 рублей.В 2019 году администрацией г. Благовещенска представлено 21 жилое помещение детям-сиротам по судебным актам второго полугодия 2015 года, то есть ранее, чем по искам Береславской Ю.А., Ковалева А.Ю., Ковалева А.С.Между тем, по состоянию на 01 января 2020 года при администрации г. Благовещенска на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях состоят 544 лица из числа детей-сирот, в отношении 343 из которых у администрации г. Благовещенска имеются обязательства по предоставлению жилых помещений в рамках судебных актов. Администрация г. Благовещенска предпринимает все меры для предоставления Береславской Ю.А., Ковалеву А.Ю., Ковалеву А.С. жилых помещений. При этом, главный распорядитель бюджетных средств (Министерство социальной защиты населения Амурской области) не исполняет свои полномочия по финансированию переданных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам в требуемом объеме.
На основании изложенного, просит суд освободить администрацию города Благовещенска от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительным производствам № 12082/16/28025-ИП, № 14125/19/28025-ИП, № 11384/18/28025-ИП, возбужденным по исполнительным листам, выданным Благовещенским городским судом по делам № 2-3721/2016, № 2-5521/2017, № 2-2867/2018.
В судебное заседание не явились представитель истца, представители ответчиков, третьи лица, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на исполнении в СО по ИОВИД находится исполнительное производство № 14125/19/28025-ИП, возбужденное 06 августа 2019 года на основании исполнительного листа ФС №018668309, выданного Благовещенским городским судом Амурской области по гражданскому делу № 2-5521/2017, с предметом исполнения обязать администрацию г. Благовещенска Береславской Ю.А. жилое помещение в границах муниципального образования города Благовещенска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м, по договору найма специализированного жилого помещения в отношении должника: Администрация города Благовещенска, в пользу взыскателя: Береславской Ю.А.
На исполнении в СО по ИОВИД находится исполнительное производство № 12082/16/28025-ИП, возбужденное 24 июня 2016 года на основании исполнительного листа ФС №013404176, выданного Благовещенским городским судом Амурской области по гражданскому делу № 2-3721/2016, с предметом исполнения обязать администрацию г. Благовещенска предоставить Ковалеву А.Ю. жилое помещение в границах муниципального образования города Благовещенска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м, по договору найма специализированного жилого помещения в отношении должника: Администрация города Благовещенска, в пользу взыскателя: Ковалева А.Ю.
На исполнении в СО по ИОВИД находится исполнительное производство № 11384/18/28025-ИП, возбужденное 06 сентября 2018 года на основании исполнительного листа ФС №022522419, выданного Благовещенским городским судом Амурской области по гражданскому делу № 2-2867/2018, с предметом исполнения обязать администрацию г. Благовещенска предоставить Ковалеву А.С. жилое помещение в границах муниципального образования города Благовещенска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м, по договору найма специализированного жилого помещения в отношении должника: Администрация города Благовещенска, в пользу взыскателя: Ковалева А.С.
15 мая 2020 года, 25 мая 2020 года в связи с неисполнением должником требований исполнительных листов в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (5-ть дней со дня получения постановления о возбуждении исполнительного производства), судебным приставом-исполнителем вынесены постановления о взыскании с администрации города Благовещенска исполнительского сбора в размере 50000 руб.
Истец просит суд освободить его от взыскания исполнительского сбора, полагая, что в неисполнении решений суда отсутствуют его виновные действия.
Рассматривая заявленные требования по существу, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 11 статьи 30 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112, 116 настоящего Закона.
При этом срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства (часть 12 статьи 30 вышеуказанного Закона).
В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Основания ответственности за нарушение обязательства установлены в статье 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Таким образом, по смыслу приведенных правовых норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.
При этом в названном Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», лица (не субъекты предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Как следует из материалов дела, администрацией города Благовещенска в адрес Министерства социальной защиты населения Амурской области, Губернатора Амурской области, Правительства Амурской области неоднократно направлялись письма с указанием потребности в бюджетных ассигнованиях на 2018 год на исполнение переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот в размере 806,1 миллионов рублей.
Законом Амурской области от 10 декабря 2018 года № 292-ОЗ «Об областном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» муниципальному образованию г. Благовещенска предусмотрены лимиты бюджетных обязательств на приобретение жилых помещений детям-сиротам в размере 40568550 рублей.
Законом Амурской области от 12 декабря 2019 года № 449-ОЗ «Об областном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» муниципальному образованию города Благовещенска предусмотрены лимиты бюджетных обязательств на приобретение жилых помещений детям-сиротам в размере 64480218 рублей.
Потребность администрации г. Благовещенска в бюджетных ассигнованиях на 2020 год на исполнение переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот составляет 1031686 488 рублей.
В 2019 году администрацией г. Благовещенска представлено 21 жилое помещение детям-сиротам по судебным актам второго полугодия 2015 года, то есть ранее, чем по искам Береславской Ю.А., Ковалева А.Ю., Ковалева А.С. Между тем, по состоянию на 01 января 2020 года при администрации г. Благовещенска на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях состоят 544 лица из числа детей-сирот, в отношении 343 из которых у администрации г. Благовещенска имеются обязательства по предоставлению жилых помещений в рамках судебных актов. Администрация г. Благовещенска предпринимает все меры для предоставления Береславской Ю.А., Ковалеву А.Ю., Ковалеву А.С. жилых помещений. При этом, главный распорядитель бюджетных средств (Министерство социальной защиты населения Амурской области) не исполняет свои полномочия по финансированию переданных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам в требуемом объеме.
При указанных обстоятельствах, суд полагает, что администрацией г. Благовещенска предприняты меры для надлежащего исполнения обязательства.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о возможности освобождения должника – администрации г. Благовещенска от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительных производств № 14125/19/28025-ИП, № 12082/16/28025-ИП, № 11384/18/28025-ИП.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление администрации г. Благовещенска Амурской области - удовлетворить.
Освободить администрацию г. Благовещенска Амурской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей, наложенного постановлениями судебного пристава - исполнителя Специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области от 15 мая 2020 года, 25 мая 2020 года, в рамках исполнительных производств № 14125/19/28025-ИП, № 12082/16/28025-ИП, № 11384/18/28025-ИП по исполнению исполнительных листов ФС № 018668309, ФС № 013404176, ФС № 022522419, выданных Благовещенским городским судом Амурской области по гражданским делам № 2-3721/2016, № 2-5521/2017, № 2-2867/2018, соответственно.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.С. Юркова