Председательствующий в первой инстанции –
мировой судья Чепурков И.А.
Дело № 12-678/2020
РЕШЕНИЕ
21 декабря 2020 года город Севастополь
Гагаринский районный суд города Севастополя в составе председательствующего - судьи Котешко Л.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в городе Севастополе жалобу Глущенко Аллы Борисовны на постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 6 Гагаринского судебного района г.Севастополя – мирового судьи судебного участка № 4 Гагаринского судебного района г.Севастополя по делу об административном правонарушении № 5-432/6/2020 от 20 октября 2020 года о привлечении Глущенко Аллы Борисовны к административной ответственности по ст. 15.11 ч.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением и.о. мирового судьи судебного участка № 6 Гагаринского судебного района г.Севастополя – мирового судьи судебного участка № 4 Гагаринского судебного района г.Севастополя от 20 октября 2020 года Глущенко Алла Борисовна признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде предупреждения.
Не согласившись с данным постановлением судьи, апеллянт подала жалобу, в которой просит об отмене названного выше судебного акта и прекращении производства по делу, указывая на неправильную квалификацию вмененного ей в вину нарушения по ст. 15.11 КоАП РФ, поскольку описанные в протоколе об административном правонарушении действия связаны с нарушением требований, предъявляемым к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности, за что установлена административная ответственность по ст. 15.15.6 КоАП РФ. Также, мировым судьей не исследован вопрос о времени поступления первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета. Дата совершения правонарушения указана 03 февраля 2020 года, в то время как первичные бухгалтерские документы поступили должностному лицу лишь 29 февраля 2020 года, что исключает административную ответственность должностного лица.
В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется производство по делу, – Глущенко А.Б. доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Прокурор в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, настаивал на том, что обжалуемое постановление является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Заслушав объяснения участников процесса, изучив письменные материалы дела, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме
Часть 1 ст. 15.11 КоАП РФ предусматривает ответственность за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.15.6 настоящего Кодекса).
Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 15.11 КоАП РФ является совокупность способов ведения бухгалтерского учета, образующего учетную политику организаций, независимо от их организационно-правовых форм.
Объективную сторону правонарушения составляет искажение данных бухгалтерского учета, в том числе связанных с искажением сумм начисленных налогов и сборов, а также нарушение срока хранения учетных документов.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что 18 августа 2020 года постановлением заместителя военного прокурора <данные изъяты>. возбуждено производство об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ, в отношении должностного лица – начальника финансово-экономического отделения – главного бухгалтера Глущенко А.Б., в должностные обязанности которой, в том числе, входит организация, планирование, координация и контроль процесса формирования информации в системе бюджетного, статистического и управленческого учета, осуществлять счетную и логическую проверку правильности формирования числовых показателей отчетов, входящих в состав бюджетной (финансовой) отчетности, поскольку Глущенко А.Б. допустила грубое нарушение требований к бухгалтерской (финансовой) отчетности, в части искажения показателей бухгалтерской отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 %, что привело к искажению бухгалтерского учета. Так, проведенной с привлечением специалистов Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации проверкой финансово-экономической и хозяйственной деятельности лицами филиала <данные изъяты>) установлено, что имущество, переданное на обслуживание и обеспечение электроснабжением ФГУП «<данные изъяты>» Минобороны России по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 87278066,51 руб. не отражено на забалансовом счете 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование», чем нарушены ст. 264.1 Бюджетного кодекса РФ, п.п. 1,2 ст. 10 Федерального закона №402-ФЗ от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете», п.п. 7,20 Инструкции №191н по коду строки 260 Справки о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах в составе Баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма по ОКУД0503130).
Как следует из протокола № 3 от 15 апреля 2020 года рассмотрения возражений объекта ведомственного финансового контроля – филиала федерального государственного казанного общеобразовательного учреждения «<данные изъяты>», субъект ведомственного финансового контроля (Межрегиональное управление ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации) указывает, что вменяемое Глущенко А.Б. в соответствии с требованиями Классификатора нарушений отнесено к нарушениям порядка ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и составление и предоставления отчетности, код нарушения 3.01.03 – искажение данных бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности, за исключением ведений о дебиторской и кредиторской задолженности.
Постановлением и.о. мирового судьи судебного участка № 6 Гагаринского судебного района г.Севастополя – мирового судьи судебного участка № 4 Гагаринского судебного района г.Севастополя от 20 октября 2020 года Глущенко Алла Борисовна признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде предупреждения.
Положениями ст. 15.15.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере бюджетных правоотношений.
Объективная сторона указанного правонарушения характеризуется, в том числе, в предоставлении заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что применительно к порядку представления бюджетной отчетности состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 15.15.6 КоАП РФ, является специальным по отношению к составу административного правонарушения, содержащегося в ст. 15.11 КоАП РФ.
Кроме того, введение одним законодательным актом в часть 1 ст. 4.5 КоАП РФ двухлетнего срока привлечения к административной ответственности за совершение нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и в главу 15 КоАП РФ группы статей с 15.15.1 по 15.15.16, свидетельствует о введении специальных норм, предусматривающих ответственность за совершение конкретных нарушений бюджетного законодательства в целях усиления финансового контроля за участниками бюджетного процесса.
В п. п. 1 и 3 ст. 264.1 Бюджетного кодекса РФ определено, что единая методология и стандарты бюджетного учета и бюджетной отчетности устанавливаются Минфином России в соответствии с положениями БК РФ; бюджетная отчетность включает в себя в том числе баланс исполнения бюджета.
Как следует из п. 11.1 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной Приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н (далее - Инструкция № 191н), в состав форм бюджетной отчетности для главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета входит в том числе баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма по ОКУД 0503130).
Согласно п. 10 Инструкции № 191н получатель бюджетных средств представляет бюджетную отчетность своему вышестоящему распорядителю (главному распорядителю) бюджетных средств в установленные им сроки.
В соответствии с п. 7 Инструкции № 191н бюджетная отчетность составляется на основе данных главной книги и (или) других регистров бюджетного учета, установленных законодательством РФ для получателей бюджетных средств, администраторов доходов бюджетов, администраторов источников финансирования дефицита бюджетов, финансовых органов, органов казначейства, с обязательным проведением сверки оборотов и остатков по регистрам аналитического учета с оборотами и остатками по регистрам синтетического учета.
В данном случае филиал ФГКОУ «<данные изъяты>» является получателем бюджетных средств, а вменяемое правонарушение касается искажения получателем бюджетных средств бюджетной отчетности.
Анализ приведенных норм применительно к фактическим обстоятельствам дела, изложенным в протоколе об административном правонарушении и установленные мировым судьей в ходе судебного разбирательства, свидетельствует о том, что совершенные Глущенко А.Б. действия охватываются составом административного правонарушения, предусмотренного специальной нормой ч.4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, диспозиция которой устанавливает ответственность за нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Таким образом, судьей описанные выше действия Глущенко А.Б. неправильно квалифицированы по ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ.
Абзацем 2 п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" определено, что если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Норма ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ предусматривает более строгий вид наказания для должностных лиц, а именно штраф в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Поскольку санкцией ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ установлено более строгое административное наказание по сравнению с административным наказанием, предусмотренным санкцией ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ, переквалификация действий Глущенко А.Б. в данном случае невозможна, так как повлечет ухудшение ее положения, что недопустимо.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 6 Гагаринского судебного района г.Севастополя – мирового судьи судебного участка № 4 Гагаринского судебного района г.Севастополя от 20 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, вынесенное в отношении должностного лица – начальника финансово-экономического отделения – главного бухгалтера Севастопольского президентского кадетского училища Глущенко А.Б. по ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ, подлежит отмене. Производство по делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7. КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 6 Гагаринского судебного района г.Севастополя – мирового судьи судебного участка № 4 Гагаринского судебного района г.Севастополя от 20 октября 2020 года по делу об административном правонарушении № 5-432/6/2020 о привлечении Глущенко Аллы Борисовны к административной ответственности по ст. 15.11 ч.1 КоАП РФ отменить, дело об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председательствующий –