14RS0035-01-2021-000604-42
Дело № 2-1717/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Якутск 14 апреля 2021 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Макарова М.В., при секретаре Николаевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Окружной администрации г. Якутска к Парахину Гаврилу Павловичу, Парахиной Алине Гавриловне, Солоненко Татьяне Александровне об освобождении самовольно занятого земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Окружная администрация г. Якутска обратилась в суд с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что ответчиками самовольно занят земельный участок площадью 240 кв.м., расположенный по адресу: ____ и ____, прилегающий к земельным участкам с кадастровыми номерами № и №, что подтверждается актом обследования земельного участка № от ____. Так, согласно данного акта на самовольно занятом земельном участке расположены часть ограждения, одноэтажное не капитальное строение, используемое под склад товаров и два металлических контейнера. На самовольно занятый земельный участок отсутствуют правоустанавливающие документы. В связи с чем, с учетом уточнения, истец просит обязать ответчиков за свой счет в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу освободить вышеуказанный самовольно занятый земельный участок путем сноса одноэтажного не капитального строения, демонтажа части ограждения, вывоза двух металлических контейнеров, согласно поворотных точек, указанных в акте обследования земельного участка от ____ №. В случае неисполнения ответчиками решения суда предоставить истцу право на снос одноэтажного не капитального строения, демонтаж части ограждения, вывоз двух металлических контейнеров с вышеуказанного самовольно занятого земельного участка с последующим возложением расходов на ответчиков.
В судебном заседании представитель истца Окружной администрации г. Якутска по доверенности Голокова В.В. исковые требования с учетом уточнения поддержала в полном объеме и просит удовлетворить.
Ответчики, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, не явились. С учетом мнения явившихся лиц, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Представитель ответчика Парахина Г.П. по доверенности Орлова О.О. с исковыми требованиями не согласилась, указав, что истцом нарушен порядок проведения муниципального земельного контроля, установленный Административным регламентом. В связи с чем, акт обследования земельного участка является ненадлежащим доказательством. Сами исковые требования считают необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п.26 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится осуществление муниципального земельного контроля в границах муниципального, городского округа.
В соответствии с ч.1 ст.17.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.72 Земельного кодекса РФ под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением, в том числе гражданами в отношении объектов земельных отношений, требований законодательства РФ, законодательства субъекта РФ, за нарушение которых законодательством РФ, законодательством субъекта РФ предусмотрена административная ответственность и иная ответственность.
Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.
В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством РФ предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения.
Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов РФ, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи (ч.2 ст.72 Земельного кодекса РФ).
Постановлением Окружной администрации г. Якутска от 07.04.2014 №73п утвержден Административный регламент по исполнению функции муниципального земельного контроля Управлением муниципального контроля Окружной администрации города Якутска на территории городского округа «город Якутск» (далее Административный регламент).
Указанный регламент был утвержден в целях реализации исполнения функции по муниципальному земельному контролю в соответствии со ст.72 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 26.12.2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 г. №489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 г. №141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и граждан при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Уставом городского округа «город Якутск», Положением об Управлении муниципального контроля, утвержденным распоряжением главы городского округа «город Якутск» от 13.03.2014 г. №302р, Положением об осуществлении муниципального земельного контроля, утвержденным постановлением главы городского округа «город Якутск» от 24.03.2014 г. №48п.
В соответствии с пунктами 2 и 3 Административного регламента муниципальный земельный контроль осуществляется в форме проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований земельного законодательства, нормативных правовых актов Окружной администрации города Якутска в области использования земель. Проверки проводятся муниципальными служащими Управления муниципального контроля и Управлений округов городского округа «город Якутск», уполномоченными на осуществление муниципального земельного контроля.
Согласно пп.1 п.1.5 Административного регламента муниципальные земельные инспекторы городского округа «город Якутск» (далее - муниципальные инспекторы) при проведении проверок имеют право составлять по результатам проверок акты с обязательным ознакомлением с ними собственников, землевладельцев, землепользователей, арендаторов земельных участков, а также лиц, самовольно занявших земельные участки или использующих их без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, и направлять их в контрольно-надзорные органы для возбуждения дел об административных правонарушениях с целью привлечения виновных лиц к ответственности.
Согласно пп.2 п.1.5 Административного регламента муниципальные инспекторы при проведении проверок соблюдения земельного законодательства в области использования земель обязаны: 1) своевременно исполнять полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований и требований, установленных нормативными правовыми актами Окружной администрации города Якутска; 2) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан; 3) проводить проверки на основании и в строгом соответствии с распоряжениями, приказами на проверку; 4) посещать земельные участки граждан в целях проведения проверок только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения и распоряжения (приказа) на проверку; 5) не препятствовать гражданам присутствовать при проведении проверки, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки; 6) предоставлять гражданам информацию, относящуюся к предмету проверки; 7) знакомить граждан с результатами проверок; 8) соблюдать сроки проведения проверки; 9) не требовать от граждан документы и иные сведения, предоставление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации; 10) перед началом проведения выездной проверки по просьбе гражданина, ознакомить его с положениями настоящего Административного регламента; 12) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан.
В соответствии с п.1.6 Административного регламента гражданин при проведении соблюдения требований земельного законодательства и требований, установленных муниципальными правовыми актами в области использования земель, имеет право: 1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки; 2) получать от муниципальных инспекторов информацию, которая относится к предмету проверки; 2.1) знакомиться с документами и (или) информацией, полученными органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам, или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация; 2.2) представлять документы и (или) информацию, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля по собственной инициативе; 3) знакомиться с результатами проверки; 4) обжаловать действия (бездействие) муниципальных инспекторов, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя и граждан при проведении проверки, в административном и судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Проведение проверок соблюдения земельного законодательства заканчивается: 1) составлением актов проверки соблюдения земельного законодательства; 2) выдачей предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений земельного законодательства и их последствий (пп.2 п.1.7 Административного регламента).
Таким образом, Административный регламент в случае выявления нарушений земельного законодательства предусматривает составление акта проверки соблюдения земельного законодательства, а не акта обследования земельного участка.
Под проверкой соблюдения земельного законодательства (в рамках осуществления муниципального земельного контроля) понимается совокупность действий должностных лиц, наделенных полномочиями по осуществлению муниципального земельного контроля, связанных с проведением проверки соблюдения юридическими и физическими лицами требований земельного законодательства, и закрепления результатов проверки.
Согласно п.7.1 Положения о муниципальном земельном контроле на территории городского округа «город Якутск», утвержденного Постановлением Окружной администрации г. Якутска от 24.03.2014 №48п, для осуществления имеющихся полномочий должностные лица органа муниципального земельного контроля имеют право: 1) посещать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, Республики Саха (Якутия) и нормативными правовыми актами городского округа «город Якутск», при предъявлении служебного удостоверения организации и объекты, обследовать земельные участки, находящиеся на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, на праве аренды, а также в случае отсутствия указанных прав на земельные участки; 2) давать обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения требований земельного законодательства, а также об устранении нарушений, выявленных в ходе проведения проверок; 3) составлять по результатам проверок акты с обязательным ознакомлением с ними собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков, а также лиц, у которых отсутствуют права на земельные участки и направлять их в контрольно-надзорные органы для возбуждения дел об административных правонарушениях с целью привлечения виновных лиц к ответственности; 4) безвозмездно получать сведения и материалы об использовании земель, в том числе документы, удостоверяющие право на землю, необходимые для осуществления муниципального контроля; 5) обращаться в органы внутренних дел за содействием в предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению муниципального земельного контроля, а также в установлении лиц, виновных в нарушении земельного законодательства; 6) составлять по результатам обследований земельных участков акты для принятия мер по предупреждению и пресечению нарушений земельного законодательства.
Последний подпункт 6 и приложение 9 (форма акта обследования земельного участка) были введены в действие Постановлением Окружной администрации г. Якутска от 21.05.2018 №158п «О внесении изменений в Положение о муниципальном земельном контроле на территории городского округа «город Якутск», утвержденное постановлением Окружной администрации города Якутска от 24 марта 2014 года №48п».
Однако в соответствии с частью 1 статьи 71.2 Земельного кодекса Российской Федерации, административное обследование объектов земельных отношений проводится должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора.
Под административным обследованием объекта земельных отношений понимается исследование его состояния и способов его использования на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (дистанционное зондирование (в том числе аэрокосмическая съемка, аэрофотосъемка), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований) и другими методами (часть 2 статьи 71.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу части 4 статьи 71.2 Земельного кодекса Российской Федерации, порядок проведения административного обследования объекта земельных отношений и форма акта административного обследования объекта земельных отношений утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2015 г. №251 Утверждены Правила проведения административного обследования объектов земельных отношений (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил, при административном обследовании объектов земельных отношений проводится исследование состояния и способов использования объектов земельных отношений на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (данные дистанционного зондирования (в том числе аэрокосмической съемки, аэрофотосъемки), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований), информации, полученной по результатам визуального осмотра и другими методами.
В ходе проведения административного обследования объектов земельных отношений должностные лица самостоятельно (без дополнительных разрешений и согласований) осуществляют анализ полученной информации.
Проведение административного обследования объектов земельных отношений должностными лицами осуществляется без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений и доступа указанных должностных лиц на обследуемые объекты земельных отношений.
Результаты административного обследования объектов земельных отношений оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений, форма которого утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2015 №251 «Об утверждении Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений», или заключением об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации (пункт 8 Правил).
Таким образом, правом на внеплановое обследование объектов земельных отношений без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений и доступа на обследуемые объекты земельных отношений обладают только должностные лица, осуществляющие государственный земельный надзор.
В данном случае, существует Приказ Росреестра от 18.06.2019 г. №П/0240, который утвердил Административный регламент осуществления Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственного земельного надзора (далее - Регламент).
Судом установлено, что Солоненко Т.А. и Парахина А.Г. являются собственниками земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1 335 +/- 4 кв.м., расположенного по адресу: ____.
Парахин Г.П. и Солоненко Т.А. являются собственниками земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1 314 +/- 4 кв.м., расположенного по адресу: ____.
Согласно ч.1 ст.11 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.
Противоправным деянием считается общественно вредное (опасное) деяние, запрещенное законом, за совершение которого законом предусмотрена ответственность. Соответственно, направлению в соответствии с их компетенцией в государственные органы подлежат обращения о любом нарушении законодательства: гражданско-правовом, трудовом, земельном, пенсионном и т.д.
Как было выше указано, уполномоченным органом в данном случае является Управление муниципального контроля Окружной администрации г. Якутска, которая осуществляет соответствующую проверку.
Согласно п.11 Административного регламента по исполнению функции муниципального земельного контроля Управлением муниципального контроля Окружной администрации города Якутска на территории городского округа «город Якутск» по решению руководителя, заместителя руководителя органа муниципального контроля предварительная проверка, внеплановая проверка прекращаются, если после начала соответствующей проверки выявлена анонимность обращения или заявления, явившихся поводом для ее организации, либо установлены заведомо недостоверные сведения, содержащиеся в обращении или заявлении.
Из пояснений представителя истца в адрес Окружной администрации г. Якутска поступило анонимное обращение неизвестного лица по факту нарушения земельного законодательства со стороны ответчиков, на основании которого было проведено обследование земельных участков истцов. Однако суду на протяжении нескольких судебных заседаний анонимное обращение неизвестного лица не представлено.
Таким образом, суду не представлены документы, являющиеся основанием для проверки земельных участков ответчиков.
Изначально истцом в обоснование исковых требований был предоставлен акт обследования земельного участка № от ____, затем в ходе судебного разбирательства истцом был предоставлен акт обследования земельного участка № от ____ и были уточнены исковые требования.
Из пояснений представителя истца следует, что обследование земельного участка было проведено не в рамках плановой или внеплановой проверки, у истца нет обязанности извещать ответчиков перед обследованием земельного участка.
Однако согласно п.3.1.2 Административного регламента по исполнению функции муниципального земельного контроля Управлением муниципального контроля Окружной администрации города Якутска должностные лица муниципального земельного контроля уведомляют субъект проверки о проведении проверки посредством направления копии распоряжения главы, заместителя главы городского округа «город Якутск» или приказа начальника Управления муниципального контроля Окружной администрации города Якутска о проведении проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля: - при проведении плановой проверки - не позднее трех рабочих дней до начала ее проведения; - при проведении внеплановой проверки, указанной в подпункте 3.1.1.1, не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения.
Указанное обследование земельного участка было проведено без извещения и участия ответчиков, без возможности давать объяснения и предоставления документов, без доступа во внутрь земельного участка, границы земельного участка были установлены без обмера площади на месте картографическим методом.
Как было выше указано, такого права на обследование земельного участка (объекта земельных отношений) у должностных лиц муниципального земельного контроля не имеется, поскольку не закреплено земельным законодательством.
Согласно пунктам 5 и 6 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации в случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, только в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора.
А рассмотрение указанного акта проверки и принятие решения о возбуждении дела об административном правонарушении или решения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении является обязанностью органа государственного земельного надзора.
При этом, необходимо отметить, что Административный регламент по исполнению функции муниципального земельного контроля Управлением муниципального контроля Окружной администрации города Якутска на территории городского округа «город Якутск», утвержденный Постановлением Окружной администрации г. Якутска от 07.04.2014 №73п, предусматривает проведение муниципального земельного контроля в виде плановых и внеплановых проверок с обязательным извещением правообладателей объектов земельных отношений, и составлением акта проверки соблюдения земельного законодательства. Составление акта обследования земельного участка данный регламент не предусматривает.
Кроме этого, в нарушение положений Административного регламента решение о проведении плановой или внеплановой проверки в отношении земельного участка истца не принималось.
Одной из важнейших задач административного судопроизводства является правильное разрешение административных дел (статья 3 КАС Российской Федерации). Суд в силу части 2 статьи 14 и части 3 статьи 62 данного Кодекса осуществляет руководство процессом, в том числе определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, а также выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались, что является необходимым условием для достижения указанной цели. При этом в соответствии с частью 3 статьи 59 этого же Кодекса доказательства, полученные с нарушением федерального закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.
В данном случае представленные акты обследования земельных участков нельзя признать допустимыми доказательствами, поскольку они были получены в нарушение статей 71.2, 72 Земельного кодекса РФ, Постановления Правительства Российской Федерации от ____ №, Административного регламента по исполнению функции муниципального земельного контроля Управлением муниципального контроля Окружной администрации города Якутска на территории городского округа «город Якутск» по вышеуказанным мотивам.
Оценивая все представленные доказательства в совокупности по правилам ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ___ ░.░. ░░░░░░░
___
___
___