Мотивированное постановление изготовлено 11.12.2020
Дело № 5-2061/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Алапаевск 11 декабря 2020 года
Судья Алапаевского городского суда Свердловской области Мелкозерова Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении:
юридического лица Общество с ограниченной ответственностью «Равис- Птицефабрика Сосновская», расположенного по адресу: 456513 Челябинская область, Сосновский район, поселок Рощино, ИНН 7438016550, ОГРН 1027401864258,
УСТАНОВИЛ:
14.10.2020 года юридическим лицом - Обществм с ограниченной ответственностью «Равис-Птицефабрика Сосновская» (далее – ООО «Равис-Птицефабрика Сосновская») допущено нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, выразившееся в не выполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, в том числе ст.ст. 1, 3, 11 Федерального закона Российской Федерации № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Закон № 52-ФЗ); Указа Губернатора Свердловской области от 18.03.2020 года № 100-УГ «О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)»; Постановления главного государственного санитарного врача РФ от 13.03.2020 № 6 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения Сovid-19», п.п.10.5, 10.4, 10.6, 10.7, 13.4, 13.5 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов»; п. 4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (covid-19)»; а именно на объектах:
1) магазин «Среднеуральская птицефабрика» (<адрес>):
- отсутствует помещение для мытья торгового инвентаря (досок, ножей, ёмкостей для птицы), мытье проводится в пластмассовой ёмкости;
- отсутствует комната приема пищи;
- в торговом зале отсутствует бактерицидный облучатель воздуха;
2) магазин «Среднеуральская птицефабрика» (<адрес>):
- для сбора отходов и мусора в помещениях используется ведро без крышки;
- не организовано выявление лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу, а именно: не организован ежедневный перед началом рабочей смены «входной фильтр» (отсутствует термометр) с проведением контроля температуры тела работника и обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой тела и/или с признаками респираторного заболевания;
3) магазин «Среднеуральская птицефабрика» (<адрес>):
- нарушается режим мытья торгового инвентаря: не выделено помещение для мытья и хранения инвентаря (досок, ножей, емкостей); мытье инвентаря осуществляется в торговом зале в пластмассовой емкости, ополаскивание горячей водой проводится в раковине, находящейся в туалете;
- работники организации торговли не соблюдают правила личной гигиены: принимают пищу на рабочем месте, так как отсутствует специально отведенное место для приема пищи;
- не организовано выявление лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу, а именно: не организован ежедневный перед началом рабочей смены «входной фильтр» с проведением контроля температуры тела работника (отсутствуют термометры) и обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой тела и/или с признаками респираторного заболевания;
- не соблюдается социальная дистанция от 1,5 до 2 метров (в торговом зале и перед кассами отсутствует разметка, предусматривающая расстояние между посетителями не менее 1,5 м);
- для обеззараживания воздуха в помещениях с постоянным нахождением работников не применяются (отсутствуют) бактерицидные облучатели воздуха рециркуляторного типа;
4) магазин «Среднеуральская птицефабрика» (<адрес>):
- отсутствует помещение для обработки торгового инвентаря (досок, ножей, емкостей для сырой птицы), торговой инвентарь моется в туалете в раковине для мытья рук;
- не выделен отдельный инвентарь уборочный инвентарь для туалета; для уборки всех помещений используется одна лентяйка и ведро;
- дезинфицирующее средство «Део-хлор» хранится в открытом виде;
- проводится совместное хранение санитарной, домашней и верхней одежды;
- отсутствует помещение для приема пищи;
- в магазине не проводится ежедневный контроль температуры тела сотрудников (отсутствует термометр), термометрия проводится дома перед выходом на работу;
- в торговом зале отсутствует бактерицидный облучатель воздуха.
Защитник юридического лица ООО «Равис- Птицефабрика Сосновская» Гридин А.А. в судебном заседании пояснил, что Общество вину признает в полном объеме, в настоящее время все выявленные нарушения устранены. В связи с тяжелой финансовой ситуацией в стране при назначении наказания просит применить положения КоАП РФ о снижении минимального размера штрафа.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, заместитель начальника Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Алапаевск, Алапаевском, Артемовской и Режевском районах Ситник В.Р. в судебное заседание не явилась, о его времени и месте проведения была уведомлена надлежащим образом, ходатайство об отложении судебного заседания не заявляла.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, заслушав участвующих лиц, судья приходит к следующему выводу.
Частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Отношения в указанной сфере регулируются Законом № 52-ФЗ, в силу п. 1 ст. 29 которого в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
В силу п. 1 ст. 2 Закона № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
К полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в частности относится принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации и контроль за их исполнением (ст. 6 Закона № 52-ФЗ).
Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц (абз. 2 ст. 11 ФЗ № 52-ФЗ).
Согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (пункт 1), утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322, Роспотребнадзор является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Абзацем 3 п. 2 ст. 51 Закона № 52-ФЗ установлено, что главный государственный санитарный врач РФ наделен полномочиями на утверждение нормативных документов, регламентирующих осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.01.2020 № 66 «О внесении изменений в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих» в указанный перечень включена коронавирусная инфекция (2019-nCoV) и внесена в список особо опасных инфекций.
Указом Губернатора Свердловской области от 18 марта 2020 года № 100-УГ «О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» (с учетом внесенных изменений на дату совершения правонарушения) на территории Свердловской области введен режим повышенной готовности и приняты дополнительные меры по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в том числе, постановлено обязать работодателей: обеспечить соблюдение в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), на прилегающих территориях, иных рабочих местах, с использованием которых осуществляется соответствующая деятельность, санитарно-эпидемиологических требований по защите от распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в соответствии с законодательством в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе в части соблюдения социального дистанцирования, обеспечения работников индивидуальными средствами защиты дыхательных путей и дезинфицирующими средствами, кожными антисептиками; обеспечить измерение температуры тела работникам на рабочих местах с обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой тела, признаками острой респираторной вирусной инфекции.
В соответствии с п. 4.4. СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (covid-19)» мероприятиями, направленными на «разрыв» механизма передачи инфекции, являются в том числе: соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров; организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха; обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств; организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу.
Согласно п.10.4. СП 2.3.6.1066- 01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» для сбора отходов и мусора в помещениях устанавливаются металлические или пластмассовые педальные бачки с крышками. По мере наполнения, но не более чем на 2/3 объема, они должны очищаться, а по окончании работы промываться разрешенными в установленном порядке для этих целей моющими и дезинфицирующими средствами, затем ополаскиваться горячей водой.
В силу п.10.5. СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» режим мытья торгового инвентаря ручным способом состоит из следующих этапов:
а) механическое удаление остатков пищевых продуктов;
б) мытье инвентаря щеткой с добавлением моющих средств при температуре воды 45 - 50 град. С;
в) ополаскивание инвентаря горячей проточной водой с температурой не ниже 65 град. С;
г) просушивание на специальных полках или решетках.
Ванны для мытья инвентаря регулярно промывают горячей проточной водой с применением моющих и дезинфицирующих средств. Щетки и мочалки для мытья инвентаря, посуды, тары ежедневно тщательно промываются с применением моющих средств, при возможности кипятятся в течение 10-15 минут, сушатся и хранятся в специально выделенном месте. Изотермические емкости, используемые для реализации кваса, пива, молока и др., подвергаются санитарной обработке на предприятии - изготовителе этих продуктов. Режим мытья автоматов по продаже пищевых продуктов проводится в соответствии с инструкцией по их эксплуатации и санитарной обработке.
Из п.10.6. СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» следует, что туалеты по мере необходимости и после окончания работы организации торговли моются и дезинфицируются. Для уборки туалетов выделяется специальный инвентарь, имеющий маркировку. Уборочный инвентарь для туалетов и спецодежда хранятся в отдельно выделенных местах, изолированно от уборочного инвентаря других помещений. При каждой уборке туалетов вентили водопроводных кранов, а также ручки и затворы дверей, спусковые ручки и другие поверхности, которых касаются руки человека при посещении туалета, протирают отдельно выделенной тканью, смоченной дезинфицирующим раствором.
Как следует из п.10.7. СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» - в организациях торговли применяются моющие и дезинфицирующие средства, разрешенные органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке, которые используются в строгом соответствии с прилагаемыми инструкциями и хранятся в специально отведенных местах в таре производителя. Моющие и дезинфицирующие средства хранят в сухом, хорошо проветриваемом помещении, оборудованном стеллажами, где не допускается хранение пищевых продуктов.
В соответствии с п.13.4. СП 2.3.6.1066- 01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» совместное хранение санитарной и домашней одежды в организациях торговли не проводится.
Пунктом 13.5. СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» предусмотрено, что работники организации торговли обязаны соблюдать следующие правила личной гигиены:
оставлять верхнюю одежду, обувь, головной убор, личные вещи в гардеробной;
перед началом работы тщательно мыть руки с мылом, надевать чистую санитарную одежду, подбирать волосы под колпак или косынку;
работать в чистой санитарной одежде, менять ее по мере загрязнения;
перед посещением туалета снимать санитарную одежду в специально отведенном месте, после посещения туалета тщательно мыть руки с мылом;
не курить и не принимать пищу на рабочем месте (прием пищи и курение разрешаются в специально отведенном помещении или месте).
Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч. 3 ст. 29 Закона № 52-ФЗ, п. п. 1.3, 2.6, 2.7, 10.1, 13.1 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», утвержденных постановлением врио Главного государственного санитарного врача РФ от 16.12.2013 № 65).
Указанные требования по соблюдению санитарно-эпидемиологического законодательства юридическим лицом выполнены не были.
Из материалов дела об административном правонарушении судьей установлено, что поводом к возбуждению настоящего дела явилось непосредственное обнаружение должностным лицом Роспотребнадзора достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения, содержащихся в акте обследования, проведенного по предписанию главного государственного санитарного врача в городе Алапаевске, Алапаевском, Артемовском и Режевском районах, начальника Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Алапаевске, Алапаевском, Артемовском и Режевском районах Литвиненко Ю.Ю. от 13.10.2020 года в рамках проводимого эпидемиологического расследования на основании приказа главного государственного санитарного врача в городе Алапаевске, Алапаевском, Артемовском и Режевском районах, начальника Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Алапаевске, Алапаевском, Артемовском и Режевском районах Литвиненко Ю.Ю. № 66-02-01/03-283-2020 от 13.10.2020 года.
Так, 14.10.2020 должностными лицами филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в г. Алапаевск, Алапаевском и Режевском районах», а именно на объектах: магазин «Среднеуральская птицефабрика» по адресу Свердловская область, г. Алапаевск, ул. С.Перовской, 25; магазин «Среднеуральская птицефабрика» по адресу Свердловская область, г. Алапаевск, ул. 3-го Интернационала, 22; магазин «Среднеуральская птицефабрика» по адресу Свердловская область, г. Алапаевск, ул. Мира, 5; магазин «Среднеуральская птицефабрика» по адресу Свердловская область, Алапаевский район, п. Верхняя Синячиха, ул. Октябрьская, 6, установлены нарушения указанных выше требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что зафиксировано в актах обследования от 14.10.2020 года.
Кроме того, факт совершения юридическим лицом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, и его виновность подтверждены, в том числе протоколом об административном правонарушении, который составлен уполномоченным лицом в соответствии с требованиями ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; фотоматериалом выявленных нарушений; выпиской из ЕГРЮЛ и другими материалами.
Оценивая каждое из этих доказательств судья находит его относимым к данному делу, допустимым как полученное без нарушения закона и достоверным, а все приведенные доказательства в их совокупности достаточными для правильного разрешения дела и вывода о виновности юридического лица ООО «Равис-Птицефабрика Сосновская» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
При этом оснований подвергать сомнению представленные службой Роспотребнадзора в обоснование виновности юридического лица документы у судьи не имеется.
В соответствии ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судьей установлена вина юридического лица ООО «Равис-Птицефабрика Сосновская» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, поскольку у него имелась в период возникновения угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, возможность выполнить соответствующие требования законодательства в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения, однако им не были приняты все необходимые меры по их соблюдению.
Доказательств того, что в силу объективных причин и (или) по независящим от юридического лица причинам у него не имелось возможности соблюдать требования указанных норм, судье не представлено.
Признаков малозначительности деяния, с учетом обстоятельств совершенного правонарушения в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, характера установленных нарушений, которые непосредственно угрожали жизни и здоровью населения, поскольку создавали реальную угрозу распространения коронавирусной инфекции (2019-nCoV) среди населения Свердловской области, не усматривается.
В силу ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В качестве смягчающих административную ответственность обстоятельств судья учитывает полное признание вины и принятие мер по устранению выявленных нарушений.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
Законных оснований для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ по данному делу не имеется, поскольку не установлено наличие совокупности всех условий, при которых в соответствии с положениями части 2 статьи 3.4, части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ допускается замена административного штрафа предупреждением.
Вместе с тем, с учетом установленных по делу обстоятельств, характера правонарушения, с целью индивидуализации административной ответственности и обеспечения справедливого и соразмерного административного наказания, принимая во внимание отсутствие установленных негативных последствий совершенного административного правонарушения, степени вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, фактически осуществляющего деятельность в сложных экономических условиях, судья считает, что назначение наказания в пределах санкции, предусмотренной ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, будет связано с несоразмерным (чрезмерным) ограничением экономической свободы и права собственности юридического лица, поэтому не будет отвечать целям и задачам административного наказания и, руководствуясь, частями 3.2 и 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, полагает возможным снизить минимальный размер штрафа, предусмотренный санкцией ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, и назначить юридическому лицу административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Равис-Птицефабрика Сосновская», признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Штраф подлежит уплате в течение шестидесяти дней с момента вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам: УФК по Свердловской области (Управление Роспотребнадзора по Свердловской области), ИНН 6670083677, КПП 667001001, БИК 046577001, ОКАТО 65728000. Номер счета получателя платежа 40101810500000010010. Наименование банка: Уральское ГУ Банка России, код бюджетной классификации 14111601061010003140, УИН 14102660014120004090, ЕИП 27438016550746001001.
Квитанцию об уплате штрафа необходимо предоставить в суд по адресу (г.Алапаевск, ул. Бр. Серебряковых, 16).
В случае неуплаты штрафа и непредставления в суд документов, подтверждающих его уплату в установленный законом срок, виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности в соответствии с ч.1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии в Свердловский областной суд.
Судья Алапаевского городского суда Т.В. Мелкозерова