копия
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 февраля 2016 года с. Богучаны
Богучанский районный суд Красноярского края в составе председательствующего
Филиппова А.О.
С участием зам. прокурора Богучанского района Калашникова И.А.,
При секретаре Карениной А.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Богучанского района в интересах Российской Федерации к Администрации Богучанского района, Рукосуеву С.Н. об отмене распоряжения и.о. главы Богучанского района от 30.10.2015 № 88-од, в части привлечения главного специалиста по спорту администрации Богучанского района Рукосуева С.Н. к дисциплинарной ответственности в виде выговора, а атак же из изменения указанную в распоряжении и.о. главы Богучанского района от 17.02.2016 № 09-лс формулировку основания увольнения главного специалиста по спорту администрации Богучанского района Рукосуева С.Н. с увольнения на основании пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации - по собственному желанию, на увольнение на основании пунктов 1, 2, 3, 4 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» - в связи с утратой доверия.
У С Т А Н О В И Л:
В Богучанский районный суд обратился прокурор Богучанского района Красноярского края в интересах Российской Федерации к Администрации Богучанского района, Рукосуеву С.Н. об отмене распоряжения и.о. главы Богучанского района от 30.10.2015 № 88-од, в части привлечения главного специалиста по спорту администрации Богучанского района Рукосуева С.Н. к дисциплинарной ответственности в виде выговора, а атак же из изменения указанную в распоряжении и.о. главы Богучанского района от 17.02.2016 № 09-лс формулировку основания увольнения главного специалиста по спорту администрации Богучанского района Рукосуева С.Н. с увольнения на основании пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации - по собственному желанию, на увольнение на основании пунктов 1, 2, 3, 4 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» - в связи с утратой доверия.
Свои требования прокурор мотивировал тем, что по результатам проведенных в 2014г-2015 г. прокуратурой Богучанского района проверок соблюдения муниципальным служащим администрации Богучанского района Рукосуевым С.Н. обязанности предоставления достоверных сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а так же соблюдения Рукосуевым С.Н. обязанностей и ограничений, связанных с прохождением муниципальной службы, установлено, что в справках не указано о наличии ряда имущества, недостоверно указаны сведения о площади земельного участка, находящегося в собственности ответчика, а так же что в период 2013и 2014 годов Рукосуев С.Н. являлся учредителем ООО «РБР Капитал» с долей участия в уставном капитале. Кроме того было установлено, что с 14.07.2015 года Рукосуев С.Н. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, что влечет необходимость к расторжению трудового договора в связи с утратой доверия.
Также подлежит отмене распоряжение и.о. главы Богучанского района о 30.10.2015 № 88-од в части привлечения Рукосуева С.Н. к дисциплинарной ответственности в виде выговора, поскольку на момент вынесения данной распоряжения имелись безусловные предусмотренные законодательстве» основания для увольнения Рукосуева С.Н. в связи с утратой доверия.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал, настаивал на их удовлетворении в полном объеме, представил уточнение указав, что на момент рассмотрения дела Рукосуев С.Н, был уволен по собственному желанию, однако учитывая, что Рукосуевым нарушены антикоррупционные ограничения предусмотренные Федеральным законом № 273 от 25.12.2008 года, последний подлежит увольнению в связи с утратой доверия, в связи с чем прокурор уточнил свои требования и просил изменить указанную в распоряжении и.о. главы Богучанского района от 17.02.2016 № 09-лс формулировку основания увольнения главного специалиста по спорту администрации Богучанского района Рукосуева С.Н. с увольнения на основании пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации -по собственному желанию, на увольнение на основании пунктов 1, 2, 3, 4 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» - в связи с утратой доверия.
Ответчик, представитель Администрации Богучанского района в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, просил о рассмотрении в его отсутствие, возражений не представил, направил в адрес суда копию распоряжения от 17.02.2016 года №09-лс.
Ответчик Рукосуев С.Н. в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, не просили о рассмотрении в его отсутствие или об отложении.
При таких обстоятельствах в соответствии с ст.167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков.
Суд, выслушав прокурора, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.
В соответствии с п.1,10 ч.1 ст.12 ФЗ от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий обязан: соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение; соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Частями 1, 5 статьи 15 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлено, что граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальные служащие, замещающие указанные должности, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Аналогичная обязанность муниципальных служащих закреплена пунктом 4 части 1 статьи 8 и частью 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одной из мер для осуществления профилактики коррупции является установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Невыполнение муниципальным служащим обязанности предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей представителю нанимателя (работодателю), является правонарушением, влекущим освобождение его от замещаемой должности, увольнение его с муниципальной службы (часть 9 статьи 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
Непредставление лицом, замещающим муниципальную должность, сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений, являются основанием для увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия (пункт 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
Согласно пункту 2 части 3 статьи 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, для которых федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено иное, лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, не вправе, в том числе, заниматься предпринимательской деятельностью.В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лицо, замещающее муниципальную должность, подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае осуществления данным лицом предпринимательской деятельности.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и пункту 2 части 3 статьи 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом.
Лица, замещающие муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта (часть 4.1 статьи 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Частью 2 статьи 10 данного Федерального закона установлено, что под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов установлен статьей 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Из части 7 данной статьи следует, что в случае, если лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, владеет ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), оно обязано в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством.
В судебном заседании установлено, что Рукосуев С.Н. на основании заключенного трудового договора от 01.02.2007 года с Администрацией Богучанского района принят на муниципальную службу, на должность ведущего специалиста по ФК и спорту.
В соответствии с законом Красноярского каря «О реестре должностей муниципальной службы» №17-4354 от 27 декабря 2005 года, а также Постановления администрации Богучанского района №361-п от 29.03.2011 года должность ведущего специалиста внесена в соответствующий реестр должностей муниципальной службы.
Проведенной в 2014 году проверкой представленных Рукосуевым С.Н. сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 01.01.2013 г. по 31.12.2013 г. установлено, что Рукосуевым С.Н. в справке своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не указаны сведения о наличии у него в собственности хозяйственного строения площадью 30 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, строение 1, а также сведения о наличии в собственности гаража по данному адресу.
Проведенной в 2015 году проверкой представленных Рукосуевым С.Н. сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 01.01.2014 по 31.12.2014 установлено, что Рукосуевым С.Н. в справке не указаны сведения о наличии у него в собственности: земельного участка площадью 1200 кв.м,, расположенного по адресу: <адрес>; гаража площадью 30 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, строение 1; хозяйственного строения площадью 30 кв. м., расположенного по адресу: Красноярский, <адрес>, строение 1.
Кроме того в период 2013 и 2014 годов Рукосуев С.Н. являлся учредителем ООО «РБР Капитал» с долей участия в уставном капитале данного общества в размере 7500 рублей.
Согласно пунктам 2.4.9, 2.4.12, 2.4.13, 2.4.15 Устава ООО «РБР Капитал» к основным видам деятельности данного общества, в том числе относятся: розничная торговля спортивными товарами; деятельность спортивных объектов; прочая деятельность в области спорта; физкультурно-оздоровительная деятельность.
В соответствии с пунктом 4.1.1 Устава ООО «РБР Капитал» участники ООО «РБР Капитал» вправе участвовать в управлении делами Общества в порядке, установленном настоящим Уставом и Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Прокурором Богучанского района было вынесены представления в адрес администрации Богучанского района.
По результатам рассмотрения администрацией Богучанского района представлений прокуратуры Богучанского района вынесено распоряжение и.о. главы администрации Богучанского района от 10.07.2014 № 64-лс и распоряжением и.о. главы Богучанского района от 30.10.2015 № 88-од по привлечении Рукосуева С.Н. к дисциплинарной ответственности в виде выговора.
По состоянию на 30.11.2015 года Рукосуев С.Н. из состава участников общества ООО «РБР Капитал» был исключен.
Согласно выписки из ЕГРИП на 07.12.2015 года Рукосуев С.Н. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 14.07.2015 года.
Распоряжением И.о. главы Богучанского района №09.лс от 17.02.2016 года Рукосуев С.Н. уволен с 18 февраля 2016 года - по собственному желанию.
Таким образом, при прохождении муниципальной службы Рукосуевым С.Н. были допущены нарушения (указанные выше) по предоставлению недостоверных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также несоблюдение ограничений связанных с ее прохождением в виде занятии предпринимательской деятельностью и принятии участия в управлении хозяйственным субъектом.
В тоже время, в соответствии со ст.2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.
Согласно ст.12 ГК РФ защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. При этом положения ст.12 ГКРФ, содержащие неисчерпывающий перечень способов защиты гражданских прав, направлены на обеспечение государственной защиты прав и свобод и восстановление нарушенных прав субъектов правоотношений.
Гражданское законодательство не ограничивает субъекта в выборе способа защиты нарушенного права. Граждане и юридические лица в силу ст.9 ГК РФ вправе осуществить этот выбор по своему усмотрению, однако избранный лицом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения и в конечном итоге привести к восстановлению нарушенного права.
Суд исходит из того, что заявленные требования не подлежат удовлетворению поскольку Рукосуев С.Н. на день принятия судебного решения не занимает должность муниципального служащего и на него уже не распространяются те ограничения которые обязан соблюдать муниципальный служащий.
Суд полагает, что после увольнения Рукосуева С.Н. предмет судебного разбирательства был исчерпан, оснований для реагирования по антикоррупционному законодательству нет.
Суд обращает внимание на то, что в соответствии с ст. 13, ч.4 ст.14 ФЗ-25 от 02 марта 2007 года «О муниципальной службе в РФ», ст.12 ФЗ-273 от 25.12.2008 года «О противодействии коррупции», ст.64.1 Трудового кодекса РФ - не устанавливаются какие-либо ограничения в будущем, в том числе по трудоустройству для лиц, уволенных по основанию утраты доверия.
Изменение формулировки увольнения с основания по собственно желанию на в связи с утратой доверия не может привести к восстановлению каких-либо нарушенных прав ни в настоящее время не в будущем.
Учитывая вышеизложенное, и руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований прокурора Богучанского района в интересах Российской Федерации к Администрации Богучанского района, Рукосуеву С.Н. об отмене распоряжения и.о. главы Богучанского района от 30.10.2015 № 88-од, в части привлечения главного специалиста по спорту администрации Богучанского района Рукосуева С.Н. к дисциплинарной ответственности в виде выговора, а атак же из изменения указанную в распоряжении и.о. главы Богучанского района от 17.02.2016 № 09-лс формулировку основания увольнения главного специалиста по спорту администрации Богучанского района Рукосуева С.Н. с увольнения на основании пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации - по собственному желанию, на увольнение на основании пунктов 1, 2, 3, 4 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» - в связи с утратой доверия - отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Богучанский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Филиппов А.О.