Дело № 2-217/2019
Изг. 26.03.2019 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль 26 февраля 2019 г.
Заволжский районный суд города Ярославля в составе
председательствующего судьи Ратехиной В.А.,
при секретаре Сизоненко Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ярославле гражданское дело по иску Травникова Алексея Николаевича к территориальной администрации Заволжского района мэрии города Ярославля, мэрии города Ярославля о признании незаконным и отмене распоряжения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма,
у с т а н о в и л:
Травников А.Н. обратился в суд с иском к территориальной администрации Заволжского района мэрии города Ярославля, просил признать незаконным и отменить распоряжение Главы территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля № 417 от 04.09.2018 г. об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
В обоснование иска указано, что Травников А.Н. является инвалидом детства II группы по <данные изъяты>, код заболевания №. Данное заболевание входит в перечень заболеваний, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации № 987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире». Истец проживает по адресу: <адрес> на основании договора социального найма жилого помещения № от 30.07.2018 г., заключенного между территориальной администрацией Заволжского района мэрии г. Ярославля и Травниковой Н.Н. – матерью истца. В указанном жилом помещении общей площадью 37,4 кв.м. зарегистрированы истец, его родители, брак между которыми расторгнут, и сестра истца, которая проживает по иному адресу вместе со своей семьей. Жилых помещений в собственности истец не имеет.
25.07.2018 г. Травников А.Н. обратился в территориальную администрацию Заволжского района мэрии г. Ярославля с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Распоряжением Главы территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля от 04.09.2018 г. № 417 Травникову А.Н. в принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма отказано.
В обоснование отказа территориальной администрацией Заволжского района мэрии г. Ярославля указано, что Травниковой Н.Н. – матери истца, принадлежит на праве собственности жилой дом общей площадью 60,3 кв.м. по адресу: <адрес>, в связи с чем обеспеченность общей площадью на каждого члена семьи составляет 24,4 кв.м., то есть более учетной нормы (12 кв.м.). Истец считает, что данное основание отказа нельзя считать правомерным, поскольку он просил принять его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как нуждающегося в дополнительной жилой площади в связи с серьезным психическим заболеванием, представляющим опасность для проживающих с ним лиц. Об улучшении жилищных условий родственников истец не просил. В силу пп.2,3 п. 1 ст.2 Закона Ярославской области № 40-з от 11.07.2005 г. «Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений по договорам социального найма» Травников А.Н. полагает, что его родители и сестра членами семьи истца не являются.
<адрес> не отвечает требованиям жилых помещений. С учетом износа 66% по состоянию на 23.10.2003 г. дом отнесен к категории ветхих. По сведениям технического паспорта по состоянию на 05.07.2012 г. общий физический износ дома составляет 68%. В доме сырость, подтопление в весенний период времени, стены промерзают, крыша протекает, дом постепенно разрушается, отсутствует горячее водоснабжение, канализация в виде выгребных ям. Заключением Межведомственной комиссии от 06.08.2013 г. № 37 установлена необходимость и возможность проведения капитального ремонта дома с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными требованиями и после его завершения – продолжение процедуры оценки. Постановлением мэрии г. Ярославля от 25.09.2013 г. было признано необходимым и возможным проведение капитального ремонта жилых помещений дома. До настоящего времени никаких ремонтных работ не проводилось и не проводится.
Протокольным определением к участию в деле в качестве ответчика привлечена мэрия г. Ярославля.
В судебное заседание истец Травников А.Н. не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель ответчика Осипова О.А., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения иска по доводам, изложенным в письменных возражениях (л.д. 113-114).
Третье лицо Травникова Н.Н., ее представитель по устному ходатайству Митрофанова Н.М., третье лицо Травников Н.А. полагали, что исковые требования подлежат удовлетворению по доводам, изложенным в письменной позиции по иску (л.д. 115-117).
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте с судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что истец зарегистрирован по адресу: г<адрес>. Также по данному адресу зарегистрированы: Травникова Н.Н., Травников Н.А., Травникова А.Н. (л.д.28). Травникова Н.Н. на основании договора найма жилого помещения № от 30.07.2018 г. является нанимателем квартиры №, расположенной по адресу: <адрес> Совместно с нанимателем в указанную квартиру в качестве членов семьи вселены: Травников Н.А. – бывший муж, Травников А.Н. – сын, Травникова А.Н. – дочь (л.д.7).
Травников А.Н. является инвалидом детства, согласно справке МСЭ-2011 № ему установлена вторая группа инвалидности бессрочно (л.д.14). Согласно справке <данные изъяты> Травников А.Н. состоит на учете по <данные изъяты>, код заболевания №, подходит под действие приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации № 987н от 29.11.2012 г. (л.д.63).
Распоряжением Главы территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля № 417 от 04.09.2018 г. Травникову А.Н. в признании малоимущим и принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, отказано (л.д.6). В обоснование отказа территориальной администрацией Заволжского района мэрии г. Ярославля указано, что Травников А.Н. зарегистрирован по адресу: <адрес>. Квартира двухкомнатная, общей площадью 37,4 кв.м., жилой – 24,3 кв. м., на данной площади зарегистрировано 4 человека. У Травниковой Н.Н., являющейся матерью истца, на праве личной собственности имеется жилой дом общей площадью 60,3 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> Обеспечение жилой площадью на каждого члена семьи составляет 24,4 кв.м. (более учетной нормы 12 кв.м.). Кроме того, не предоставлены предусмотренные ч. 4 ст.52 ЖК РФ документы, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя, а именно: кадастровая выписка на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>
В силу ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 г., предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона № 189-ФЗ от 29.12.2004 г. «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 1 марта 2005 г. принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или в муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи.
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ относит граждан, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с ч.2 ст. 58 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 987н (зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2013 N 27154) утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, где указана в том числе <данные изъяты> (код заболевания по МКБ-№).
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом 24.11.1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», согласно ст. 17 данного закона инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 г., и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).
Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации и федеральный закон, действующие на момент обращения истца в орган местного самоуправления с заявлением о постановке Травникова А.Н. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, то его право на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, т.е. в случае признания заявителем нуждающимся и малоимущим.
В соответствии с частью 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Из смысла данной нормы следует, что постановка на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий должна осуществляться исходя из общего уровня обеспеченности жилыми помещениями как самого гражданина, так и членов его семьи.
В соответствии с ч. 1 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Как видно из договора социального найма жилого помещения от 30.07.2018 г. Травников А.Н. был вселен в жилое помещение как член семьи нанимателя Травниковой А.Н.
Из пояснений третьего лица Травниковой Н.Н. следует, что она, Травников А.Н. (сын), Травников Н.А. (бывший муж) фактически проживают по иному адресу: <адрес> Жилой дом по указанному адресу принадлежит Травниковой Н.Н. на праве собственности. Травникова Н.Н. осуществляет уход за Травниковым А.Н., поскольку в силу своего заболевания он не может проживать отдельно. Травникова А.Н. (дочь) проживает отдельно со своей семьей.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости Травникова Н.Н. является собственником жилого дома площадью 60,3 кв.м. и земельного участка площадью 1227кв.м., расположенных по адресу: <адрес> (л.д. 87-89). Общая площадь двухкомнатной квартиры № <адрес> составляет 37,4 кв.м. (л.д.32, 95). Следовательно, обеспеченность общей площадью на каждого зарегистрированного по указанному адресу составляет 24,4 кв.м. ((37,4 кв.м. + 60,3 кв.м.) : 4 члена семьи), что более учетной нормы (12 кв.м.).
Из предоставленных в материалы учетного дела сведений о доходах, стоимости недвижимого имущества не имеется оснований отнести истца к числу малоимущих.
Доводы исковых требований о том, что истец, его родители и сестра, не являются членами одной семьи, суд находит необоснованными, доказательств этому обстоятельству не предоставлено.
В нарушение ч. 4 ст.52 ЖК РФ, п. 2 Перечня документов, необходимых для признания граждан малоимущими, утв. Постановлением Администрации ЯО от 14.11.2007 N 374 заявителем не были предоставлены документы, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя, а именно: кадастровая выписка на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>.
В силу подп. 1 п. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Ссылки истца на то, что в <адрес> проживать невозможно, поскольку она не отвечает требованиям, в соответствии с которыми помещение признается жилым, не состоятельны. Указанный жилом дом в установленном законом порядке аварийным не признан. В отношении квартиры, а также данного дома, решения о признании квартиры или дома непригодными для проживания межведомственной комиссией не принималось. Согласно заключению от 06.08.2013 г. № 37 межведомственная комиссия пришла к выводу о необходимости проведения капитального ремонта жилого <адрес> с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик, в соответствии с установленными требованиями и после его завершения – о продолжении процедуры оценки.
Таким образом, оснований для признания незаконным оспариваемого распоряжения Главы территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля об отказе Травникову А.Н. в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не имеется, что влечет отказ в удовлетворении исковых требований.
В силу принципа состязательности сторон, предусмотренного ст. 12 ГПК РФ, требований ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Суд полагает, что сторона истца не предоставила доказательства законности и обоснованности своих требований в пределах заявленного.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Травникова Алексея Николаевича оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Заволжский районный суд города Ярославля.
Судья В.А. Ратехина