РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 марта 2016года Ленинский районный суд города Нижнего Тагила Свердловской области в составе председательствующего судьи Орловой Т.А.,
при секретаре судебного заседания Шиловой Э.Р.,
с участием истца Ларионовой Н.А.,
представителя ответчика Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г.Н.Тагил и Пригородному району – Карташова И.В., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-650 (2016) по иску Ларионовой Н.А. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Нижний Тагил и Пригородному району о возложении обязанности назначить страховые выплаты,
УСТАНОВИЛ:
19 января 2016 года Ларионова Н.А. обратилась в суд с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Нижний Тагил и Пригородному району, в котором просит обязать ответчика назначить ежемесячное пособие на ребенка, в соответствии с законом Свердловской области от 14 декабря 2004 № 204-ОЗ «О ежемесячном пособии на ребенка», и ежемесячную денежную выплату в связи с рождением третьего ребенка, в соответствии с Законом Свердловской области от 20 ноября 2009 года № 100-ОЗ «О социальной поддержке многодетной семьи в Свердловской области»; признать отказ ответчика в приеме заявления на выплату пособий незаконным.
В обоснование заявленных требований указала, что она и ее муж Л,С.В. имеют троих несовершеннолетних детей: Л.А.С., ДД.ММ.ГГГГ.р., Л.С.С., ДД.ММ.ГГГГ., Л.А.С., ДД.ММ.ГГГГ.р. ДД.ММ.ГГГГ. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ежемесячного пособия на ребенка в соответствии с законом Свердловской области от 14.12.2004 № 204-03 «О ежемесячном пособии на ребенка»; ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением третьего ребенка в соответствии с Законом Свердловской области от 20.11.2009г. № 100-ОЗ «О социальной поддержке многодетной семей в Свердловской области». В нарушении 10-дневного срока, предусмотренного законом, только ДД.ММ.ГГГГ. она получила от ответчика отказ в приеме заявления, в связи с тем, что к заявлению якобы не приложены документы, подтверждающие ее доход в качестве члена семьи за полный расчетный период. Считает данный отказ незаконным. В соответствии с п. 16 Порядка исчисления среднедушевого дохода для назначения ежемесячного пособия на ребенка, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 01.02.2005г. № 70-ПП «О порядке реализации Закона Свердловской области от 14.12.2004г. № 204-03 «О ежемесячном пособии на ребенка». Доход семьи для исчисления среднедушевого дохода определяется как общая сумма доходов семьи за 3 календарных месяца, предшествующих месяцу, в котором было принято заявление о его назначении, и сходя из состава семьи на дату подачи заявления. В соответствии п. 11 Порядка исчисления среднедушевого дохода для предоставления многодетной семье, имеющей среднедушевой доход ниже установленного в Свердловской области величины прожиточного минимума на душу населения, в связи с рождением третьего ребенка и последующих детей ежемесячной денежной выплаты, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 30.11.2012г. № 1365-ПП «О реализации Закона Свердловской области от 20.11.2009 года № 100-ОЗ «О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской области» в части предоставления многодетной семье ежемесячной денежной выплаты» определяется как общая сумма доходов многодетной семьи за 3 календарных месяца, предшествующих месяцу, в котором было принято заявление о ее предоставлении, исходя из состава семьи на дату подачи заявления. В подтверждение своего дохода за три календарных месяца она предоставила: копию трудовой книжки с информацией об увольнении ДД.ММ.ГГГГ.в связи с ликвидацией предприятия ИП Г.А.В.; справку о доходе с ДД.ММ.ГГГГ. с предприятия ИП Г.А.В.; приказ о предоставлении отпуска о беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ., справку о выплаченном пособии по беременности и родам за период с ДД.ММ.ГГГГ.; копию трудовой книжки с записью об устройстве на работу ДД.ММ.ГГГГ в АО «<...>»; справку о доходе в ОАО «<...>» за период с ДД.ММ.ГГГГ справку нулевыми доходами ИП Ларионова Н.А. с пояснением, что ИП не закрыто из-за задолженности перед государством. Она предоставила полностью всю информацию о своем доходе за полный расчетный период. В период с ДД.ММ.ГГГГ. доход у нее отсутствовал, т.к. она не работала. Таким образом, у ответчика отсутствовали основания для отказа в приеме заявления, т.к. действующим законодательством не предусмотрено в качестве необходимого условия приема документов для назначения пособия и ежемесячной выплаты наличие работы и заработка у члена семьи.
В судебном заседании Ларионова Н.А. поддержала исковые требования, пояснив, ответчик необоснованно отказал ей в назначении пособия, в спорный период она нигде не работала, в связи с чем, подтверждающих документов не представила. Просит назначить ей пособие с месяца рождения ребенка.
Представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что при решении о назначении ежемесячной денежной выплаты Ларионова Н.А. приложила необходимые документы, отсутствовала только справка за период с ДД.ММ.ГГГГ Истцом были подтверждены периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ. Истец обратилась официально с заявлением только ДД.ММ.ГГГГ установленный срок ей был дан ответ. Истцу было отказано только в приеме заявления, а не в выплате пособия.
Заслушав стороны, исследовав представленные суду письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Положениями ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение в случае болезни, воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом.
В соответствии со ст. 2 Закона Свердловской области от 14.12.2004 «О ежемесячном пособии на ребенка» ежемесячное пособие на ребенка назначается лицам, на которых распространяется действие федерального закона, устанавливающего это пособие, при соблюдении следующих условий:
1) лицо, обратившееся за назначением пособия, является одним из родителей или усыновителей ребенка, не достигшего возраста 16 лет, либо ребенка в возрасте от 16 до 18 лет, обучающегося в образовательной организации общего образования, опекуном или попечителем такого ребенка;
2) лицо, обратившееся за назначением пособия, проживает совместно с ребенком на территории Свердловской области;
3) лицо, обратившееся за назначением пособия, имеет среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Свердловской области;
4) пособие на ребенка не назначено другому лицу;
5) ребенок не находится на полном государственном обеспечении;
6) законодательством Российской Федерации и Свердловской области не предусмотрена выплата денежных средств на содержание ребенка.
Территориальный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения проводит проверку наличия условий осуществления выплаты ежемесячного пособия на ребенка при назначении пособия, а также после его назначения не реже одного раза в два года.
Лица, которым назначено ежемесячное пособие на ребенка, обязаны по письменному требованию территориального исполнительного органа государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения не позднее чем в месячный срок представить документы, подтверждающие соблюдение условий осуществления выплаты пособия.
В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 01.02.2005 N 70-ПП «О порядке реализации Закона Свердловской области от 14 декабря 2004 года N 204-ОЗ «О ежемесячном пособии на ребенка» (вместе с «Порядком исчисления среднедушевого дохода для назначения ежемесячного пособия на ребенка», «Порядком изменения размера назначенного ежемесячного пособия на ребенка») Доход семьи для исчисления среднедушевого дохода определяется как общая сумма доходов семьи за 3 календарных месяца (далее - расчетный период), предшествующих месяцу, в котором территориальным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения было принято заявление о его назначении, исходя из состава семьи на дату подачи заявления (п.16).
Доход семьи для исчисления среднедушевого дохода при проверке условий осуществления выплаты ежемесячного пособия на ребенка после его назначения в соответствии с условиями пункта 2 статьи 2 Закона Свердловской области от 14 декабря 2004 года N 204-ОЗ «О ежемесячном пособии на ребенка» ("Областная газета" от 15.12.2004 N 338-340) определяется как общая сумма доходов семьи за 3 календарных месяца (расчетный период), предшествующих месяцу, в котором территориальным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения были затребованы документы, подтверждающие условия осуществления выплаты, исходя из состава семьи на дату затребования документов (п.17).
Исчисление дохода семьи производится на основании представленных лицом, обратившимся за назначением ежемесячного пособия на ребенка, документов о составе семьи и размере доходов каждого члена семьи, указанных в подпунктах 2 и 3 пункта 2 Перечня документов, подтверждающих соблюдение условий осуществления выплаты ежемесячного пособия на ребенка, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области (п.18).
В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 30.11.2012 N 1365-ПП «О реализации Закона Свердловской области от 20 ноября 2009 года N 100-ОЗ «О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской области" в части предоставления многодетной семье ежемесячной денежной выплаты» (вместе с «Порядком предоставления многодетной семье, имеющей среднедушевой доход ниже установленной в Свердловской области величины прожиточного минимума на душу населения, в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей ежемесячной денежной выплаты», «Порядком исчисления среднедушевого дохода для предоставления многодетной семье, имеющей среднедушевой доход ниже установленной в Свердловской области величины прожиточного минимума на душу населения, в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей ежемесячной денежной выплаты»)» настоящий порядок разработан в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона Свердловской области от 20 ноября 2009 года N 100-ОЗ «О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской области» и определяет процедуру предоставления многодетной семье, имеющей среднедушевой доход ниже установленной в Свердловской области величины прожиточного минимума на душу населения, в связи с рождением после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей (далее - ребенок), ежемесячной денежной выплаты до достижения таким ребенком возраста трех лет.
В случае рождения третьего ребенка или последующих детей одновременно ежемесячная денежная выплата выплачивается на каждого такого ребенка.
Ежемесячная денежная выплата предоставляется многодетной семье территориальным отраслевым исполнительным органом государственной власти Свердловской области - управлением социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области (далее - управление социальной политики) на основании заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты (далее - заявление), подаваемого одним из родителей по месту жительства или по месту пребывания.
Пунктом 6 Постановления Правительства Свердловской области от 30.11.2012 N 1365-ПП предусмотрен исчерпывающий перечень документов необходимых при подаче заявления.
Пунктом 10 Постановления Правительства Свердловской области от 30.11.2012 N 1365-ПП предусмотрено, что Управление социальной политики отказывает в приеме заявления в случае, если:
1) заявление подано лицом, не имеющим на это полномочий;
2) к заявлению не приложены документы, указанные в пункте 6 настоящего порядка.
Судом установлено, что истец имеет троих несовершеннолетних детей: Л.А.С., ДД.ММ.ГГГГ.р., Л.С.С., ДД.ММ.ГГГГ., Л.А.С., ДД.ММ.ГГГГ
Как следует из искового заявления истец в связи с рождением третьего ребенка ДД.ММ.ГГГГ. обратилась к ответчику с заявлением о назначении ежемесячного пособия на ребенка в соответствии с законом Свердловской области от 14.12.2004 № 204-03 «О ежемесячном пособии на ребенка»; ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением третьего ребенка в соответствии с Законом Свердловской области от 20.11.2009г. № 100-ОЗ «О социальной поддержке многодетной семей в Свердловской области».
К заявлению Ларионова Н.А. приложила следующие документы: свидетельство о рождении детей, справку о регистрации, о составе семьи, справку о доходе семьи за <...> месяца, справку доходов супруга и о компенсации платы за содержание в дошкольном учреждении, копию трудовой книжки с информацией об увольнением, справку о доходе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с предприятия ИП Г.А.В., приказ о предоставлении отпуска по беременности и родам за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, справку о выплаченном пособии по беременности и родам за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, копию трудовой книжки с записью об устройстве на работу в ОАО «<...>», справку о доходе ОАО «<...>», справку с нулевыми доходами ИП Ларионова Н.А. с пояснениями, что ИП не закрыто из-за задолженности перед государством.
В судебном заседании установлено, что фактически истец обратилась ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается распиской уведомлением о приеме документов.
ДД.ММ.ГГГГ ответчиком вынесен отказ в приеме заявления в связи с тем, что за период с ДД.ММ.ГГГГ. у Ларионовой Н.А. отсутствовал доход.
В судебное заседание истцом представлены сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица Ларионовой Н.А., из которого следует, что в спорный период у истца отсутствовал доход.
Пунктом 12 Постановления Правительства Свердловской области от 30.11.2012 N 1365-ПП предусмотрено, что ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте до 6 месяцев включительно назначается с месяца рождения ребенка.
Ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте с 6 месяцев назначается с месяца, в котором управлением социальной политики было принято заявление.
Статья 3 Закона Свердловской области от 14.12.2004 N 204-ОЗ «О ежемесячном пособии на ребенка предусматривает, что Территориальный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения рассматривает заявление о назначении ежемесячного пособия на ребенка в течение 10 дней со дня его принятия и принимает мотивированное решение о назначении либо об отказе в назначении ежемесячного пособия на ребенка. Копия решения направляется лицу, подавшему заявление о назначении ежемесячного пособия на ребенка, в течение 5 дней со дня принятия этого решения.
Ежемесячное пособие на ребенка в возрасте до 6 месяцев включительно назначается с месяца рождения ребенка.
Ежемесячное пособие на ребенка в возрасте с 6 месяцев назначается с месяца, в котором территориальным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения было принято заявление о его назначении.
Ежемесячное пособие на ребенка назначается до месяца, в котором ребенку исполняется <...> лет, включительно.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконным отказа, т.к. при подаче заявления о назначении пособия отсутствовал документ подтверждающий отсутствие дохода Ларионовой Н.А. с ДД.ММ.ГГГГ., который был представлен только в судебное заседание.
Из материалов дела следует, что ответчиком вынесен отказ в приеме заявления, который дан в установленный законом срок.
Однако учитывая обстоятельства дела, а именно: на момент подачи заявления у истца фактически отсутствовал доход, заявление подано в течение 6 месяцев после рождения ребенка, суд считает, что на ответчика следует возложить обязанность назначить ежемесячное пособие на ребенка, в соответствии с законом Свердловской области от 14 декабря 2004 № 204-ОЗ «О ежемесячном пособии на ребенка», и ежемесячную денежную выплату в связи с рождением третьего ребенка, в соответствии с Законом Свердловской области от 20 ноября 2009 года № 100-ОЗ «О социальной поддержке многодетной семьи в Свердловской области» с ДД.ММ.ГГГГ
Руководствуясь ст.ст.12, 194-199, 320 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Исковые требования Ларионовой Н.А., удовлетворить частично.
Обязать Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Нижний Тагил и Пригородному району назначить Ларионовой Н.А. ежемесячное пособие на ребенка, в соответствии с законом Свердловской области от 14 декабря 2004 № 204-ОЗ «О ежемесячном пособии на ребенка» и ежемесячную денежную выплату в связи с рождением третьего ребенка, в соответствии с Законом Свердловской области от 20 ноября 2009 года № 100-ОЗ «О социальной поддержке многодетной семьи в Свердловской области» с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы в Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.
В окончательной форме решение изготовлено 23 марта 2016 года.
Председательствующий - Т.А.Орлова