Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

№ 7-6/2019

7 мая 2019 года                                                                                                     Калининград

Судья Балтийского флотского военного суда Постовалов Владимир Леонидович, при секретаре Даниловой Н.И., рассмотрев в судебном заседании в помещении суда в Калининграде, ул. Артиллерийская, 21Б, материалы об административном правонарушении по протесту военного прокурора Гусевского гарнизона на решение от 15 марта 2019 года судьи Калининградского гарнизонного военного суда об отмене постановления главного специалиста-эксперта отдела федерального государственного экологического надзора и лицензионного контроля Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области (далее по тексту главного специалиста-эксперта) от 11 января 2019 года -№-/-2019, которым заместитель командира войсковой части -№- по тылу <звание>

Суслин Сергей Валерьевич, родившийся ДД.ММ.ГГГГ в посёлке <адрес>, зарегистрированный в городе <адрес>, проживающий в городе <адрес> той же области, <адрес>,

подвергнут за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации (далее по тексту КоАП), административному наказанию в виде административного штрафа в размере десяти тысяч рублей,

у с т а н о в и л:

согласно указанному постановлению главного специалиста-эксперта Суслин допустил в своей служебной деятельности нарушения требований статьи 11, части 2 статьи 13, части 1 статьи 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», статей 13, 34, 35, 39 и 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», пункта 3.2 Сан.Пин 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов» и статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации. В результате этих нарушений отходы производства и потребления в воинской части не собирались, не накапливались, не утилизировались, не обезвреживались, не вывозились и не захоранивались безопасными для окружающей среды способами, а сбрасывались на почву на территории военного городка № 11 по <адрес>А, в городе <адрес>. С учётом данных обстоятельств Суслин признан должностным лицом виновным в совершении указанного административного правонарушения и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере десяти тысяч рублей.

Решением судьи Калининградского гарнизонного военного суда от 15 марта 2019 года упомянутое постановление должностного лица о привлечении Суслина к административной ответственности отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП, то есть в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Данное решение мотивировано тем, что на Суслина не возлагались обязанности по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления на территории военного городка № 11.

В протесте прокурор настаивал на отмене решения гарнизонного военного суда. В обоснование данного требования он указал, что в соответствии с требованиями статьи 18 Устава гарнизонного и караульной служб Вооружённых Сил Российской Федерации, статьи 104 Устава внутренней службы Вооружённых Сил Российской Федерации, статьи 247 Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооружённых Силах Российской Федерации, утверждённого приказом Минобороны РФ от 3 июня 2014 года № 333, пункта 25 Положения об органах экологической безопасности Вооружённых Сил Российской Федерации, утверждённого приказом Минобороны РФ от 14 сентября 2015 года № 530, пункта 26 Правил охраны природной среды в Военно-морском флоте (ПОПС-90), утверждённых приказом Главнокомандующего ВМФ от 12 декабря 1990 года № 320, именно Суслин, как заместитель командира воинской части по тылу, отвечал за обеспечение экологической безопасности подчинённых подразделений и объектов, обязан был контролировать выполнение мероприятий по охране окружающей среды и рациональному природопользованию, руководить должностными лицами по обеспечению экологической безопасности на объектах материально-технической базы воинской части, организовывать предотвращение причинения вреда окружающей среде. Приведённые требования законодательства суд оставил без оценки. Автор протеста обратил также внимание на то обстоятельство, что Суслин в суде не отрицал возложение на него командиром воинской части обязанностей по уборке территории военного городка № 11. В заключение протеста прокурор пришёл к заключению о невыполнении судом требований статьи 24.1 КоАП о всесторонности и полноте рассмотрения дела.

Изучив доводы протеста, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, проверив дело в полном объёме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП, прихожу к следующим выводам.

Из представленных материалов следует, что 12 октября 2018 года прокурорской проверкой обнаружено скопление отходов потребления на почве в военном городке № 11, старшим которого с 2016 года был назначен командир войсковой части -№- (л.д.). В тот же день по итогам данной проверки заместитель военного прокурора Гусевского гарнизона возбудил в отношении Суслина производство об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.2 КоАП, а материалы производства направил по подведомственности в Управление Росприроднадзора по Калининградской области (далее по тексту Управление). 11 января 2019 года главный специалист-эксперт вынес в отношении Суслина вышеуказанное постановлением -№-/-2019.

Факт загрязнения почвы в военном городке № 11 отходами потребления подтверждается приобщёнными к прокурорской проверке фотографиями (л.д.), объяснениями Суслина, данными помощнику прокурора (л.д.) и в суде (л.д.).

В силу требований статей 104 и 105 Устава внутренней службы Вооружённых Сил Российской Федерации (далее по тексту Устава) заместитель командира полка по тылу – начальник тыла полка отвечает за выполнение мероприятий по охране окружающей среды и рациональному природопользованию в полку, разрабатывает эти мероприятия и проверяет их выполнение.

В соответствии с пунктами 242 и 247 Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооружённых Силах Российской Федерации, утверждённого приказом Минобороны РФ от 3 июня 2014 года № 333 (далее по тексту Руководства), заместитель командира воинской части по тылу – начальник тыла обязан осуществлять мероприятия по предотвращению вреда окружающей среде в ходе повседневной деятельности воинской части, обеспечивать выполнение мероприятий по экологической безопасности.

При этом согласно пункту 2 Руководства хозяйственная деятельность соединений (воинских частей) включает в себя и мероприятия экологической безопасности, а также охране окружающей среды.

Пунктом 25 Положения об органах экологической безопасности Вооружённых Сил Российской Федерации, утверждённого приказом Минобороны России от 14 сентября 2015 года № 530, заместитель командира воинской части по тылу – начальник тыла организует предотвращение причинение вреда окружающей среде при повседневной деятельности воинской части, организует в рамках своей компетенции восстановление окружающей среды, нарушенной в результате деятельности воинской части.

В соответствии с пунктом 26 Правил охраны природной среды в Военно-морском флоте (ПОПС-90), введённых в действие приказом Главнокомандующего ВМФ от 12 декабря 1990 года № 320, руководство проведением организационных, учебных и технических мероприятий по охране природной среды от всех видов загрязнений в соединениях флота возложено на заместителей командиров по тылу – начальников тыла соединений.

Таким образом, в соответствии с требованиями приведённых нормативных актов выполнение мероприятий по экологической безопасности в воинской части, в том числе соблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами потребления, в соответствии с предписаниями приведённых нормативных правовых актов, возложено на заместителя командира воинской части по тылу – начальника тыла.

В соответствии с пунктом 1 статьи 41 Федерального закона «Об охране окружающей среды» требования в области охраны окружающей среды в полной мере распространяются на военные и оборонные объекты, за исключением чрезвычайных ситуаций, препятствующих соблюдению требований в области охраны окружающей среды.

Согласно пункту 1 статьи 51 того же Федерального закона отходы потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды.

При этом пунктом 2 той же статьи Федерального закона установлен запрет на сброс отходов потребления на почву.

Выявленный в военном городке № 11 прокурорской проверкой факт загрязнения почвы отходами потребления указывал на нарушение экологической безопасности и приведённых природоохранных требований, а также на наличие признаков административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 КоАП.

Данной нормой установлена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

В соответствии с частью 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации обязанность проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления возложена на землепользователей, которыми в соответствии с абзацем третьим части 3 статьи 5 того же кодекса являются лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования.

Обязанность обеспечивать выполнение мероприятий по экологической безопасности, в силу последнего абзаца пункта 242 Руководства, возложена на должностных лиц воинской части лишь в отношении закреплённой территории войскового хозяйства.

Вместе с тем, согласно копии акта (л.д.), военный городок № 11 передан балансодержателем – ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России командиру войсковой части -№- только 7 февраля 2019 года и ранее за войсковой частью -№- не закреплялся. В связи с данным обстоятельством и содержанием приведённой выше нормы Руководства соблюдение 12 октября 2018 года экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе и накоплении отходов потребления на территории военного городка № 11, находившегося в ведении ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России, должностными обязанностями начальника тыла войсковой части -№- не охватывалось.

Настаивая на законности указанного постановления главного специалиста-эксперта, автор протеста обратил внимание на факты назначения командира войсковой части -№- в ноябре 2016 года старшим военного городка № 11 и возложения устным приказом командира воинской части на Суслина обязанностей по наведению порядка там, в том числе ремонту ограждений, уборке территории.

Однако, ответственность и объём обязанностей командира полка, регламентированные Уставом внутренней службы Вооружённых Сил Российской Федерации, и старшего военного городка не тождественны. Ответственность и обязанности старшего военного городка существенно уже ответственности и обязанностей командира полка и ограничиваются проведением мероприятий по поддержанию воинской дисциплины и порядка на территории военного городка, осуществлением мер по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, организацией выполнения мероприятий гражданской (местной) обороны. При этмо статьи 51 и 52 Устава гарнизонной и караульной службы Вооружённых Сил Российской Федерации требований к служебной деятельности старшего военного городка в области охраны окружающей среды не содержат.

Доказательств возложения на Суслина ответственности за несоблюдение в военном городке № 11 экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами в материалах административного дела не имеется. Напротив, из сообщений начальника филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ по Балтийскому флоту от 26 апреля 2019 года -№- и врио командира войсковой части -№- от 29 апреля 2019 года -№- усматривается, что сбор, транспортирование и размещение отходов на объектах казарменно-жилищного фонда военных городков филиала Минобороны России по Балтийскому флоту в октябре 2018 года осуществлялся по государственному контракту, заключённому по итогам аукциона от 11 мая 2018 года, ООО «ОЛАНД». Доказательств возложения на должностных лиц войсковой части -№- контроля надлежащего исполнения данного контракта в военном городке № 11 в октябре 2018 года в деле нет.

Ненадлежащее выполнение Суслиным устного приказа командира по уборке территории и ремонту ограждений военного городка № 11, не закреплённого за войсковой частью -№-, не образует при установленных по делу обстоятельствах состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2. КоАП.

Кроме того, возложение указанных обязанностей носило временный характер, что в силу примечания к статье 2.4. КоАП исключало административную ответственность Суслина, не являвшегося представителем власти, а выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в Вооружённых Силах Российской Федерации.

С учётом изложенного решение судьи гарнизонного военного суда о прекращении производства по настоящему делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5. КоАП является верным.

Протест прокурора не содержит доводов, влекущих отмену или изменение оспариваемого акта. Несогласие автора протеста с оценкой имеющихся в деле доказательств и толкованием судьёй гарнизонного военного суда норм материального права не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения КоАП и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л:

решение от 15 марта 2019 года судьи Калининградского гарнизонного военного суда, принятое по жалобе Суслина С.В., об отмене постановления главного специалиста-эксперта отдела федерального государственного экологического надзора и лицензионного контроля Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области от 11 января 2019 года -№-/-2019, оставить без изменения, а протест военного прокурора Гусевского гарнизона – без удовлетворения.

Судья Балтийского флотского военного суда                             В. Постовалов

7-6/2019

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Истцы
Ляхницкий В.В.
Ответчики
Суслин Сергей Валерьевич
Другие
Фроленков Ю.А.
Суд
Балтийский флотский военный суд (Калининградская область)
Судья
Постовалов Владимир Леонидович
Статьи

КоАП: ст. 8.2

Дело на сайте суда
baltovs--kln.sudrf.ru
10.04.2019Материалы переданы в производство судье
30.04.2019Судебное заседание
07.05.2019Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее