Дело № 2-1504/14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 февраля 2014 года г. Калининград
Ленинградский районный суд г.Калининграда в составе судьи Дорошенко О.Л.
при секретаре Варзарь А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Горолевича А. Н. о признании незаконным решения УГИБДД УМВД по Калининградской области по отказу во внесении изменений регистрационных данных номерного агрегата транспортного средства
У С Т А Н О В И Л:
Горолевич А.Н. обратился в суд с заявлением, в котором просит суд признать незаконным решение УГИБДД УМВД по Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым ему отказано в соврешении регистрационных действий по регистрации замены кузова на принадлежащем ему автомобиле Фольксваген транспортер № по мотиву неуплаты утилизационного сбора.
В судебном заседании Горлевич А.Н. и его предстаивтели по лдвоеренностям Мелащенко И.И., Кведарас Е.С. настаивлаи на удвоелвтоернии заявления, ссылаясь на то, что у УГИБИДД не имелось законных совнаоний к отказу во внесмении в соверешнии регситарциолнного действия. Кузов автомобиля имеет ряд дефектов, в связи с чем возникла необходимость его замены, для чего он приобрел кузов аналогичного автомобиля, который предназначался в качестве сменной запасной части к принадлеажщему ему автомобилю <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ года Горолевич А.Н. обратился в УГИБДД с заявлением о разрешении внести изменения в конструкцию его автомобиля, путем замены кузова, однако ему было отказано со ссылкой на то, что им не уплачен утилизационный сбор и замена кузова приведет к утрате основных элементов базового транспотрного средства и фактическому удалению идентификационной маркировки, нанесенной заводом-изготовителем на транспортное средство, и соответственно к невозможности идентификации автомобиля. Заявитель полагает, что данный отказ неправомерен, поскольку замена кузова на кузов аналогичной конструкции не приведет к изменению основных характеристик транспортного средства. Полагает, что как собственник транспортных средств и кузовов, он вправе заменить кузов.Просил признать незаконными действия УГИБДД по отказу в предоставлении государственной услуги по регистрации замены кузова транспортного средства, как нарушающий его права сосбвтенника трансопртного средства, и обязать УГИБДД произвести изменение регистрационных данных в связи с заменой кузова принадлежащего ему автомобиля.
Представитель УМВД по Калининградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом. Представил отзыв на заявление, в котором просит заявление Горолевича А.Н. оставить без удовлетворения.
Заслушав заявителя, его представителей, и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Из №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Калининградской таможней, и свидетельства о регистрации серии № следует, что Горолевич А.Н. ДД.ММ.ГГГГ приобрел автомобиль <данные изъяты> с идентификационным номером ( VIN) : № с номером кузова №,тип кузова причие легковые, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, белогоцвета, после чего ДД.ММ.ГГГГ поставил его на регистрационный учет в РЭО г. Калининграда, с выдачей регистрационных знаков №
ДД.ММ.ГГГГ Горолевич А.Н. приобрел у ООО «Торговая Компания» кузов автомобиля <данные изъяты> с номером кузова: №, синего цвета, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, ввезенный по таможенной декларации №, уплатив за него <данные изъяты> рублей.
Из таможенной декларации № следует, что ДД.ММ.ГГГГ ООО «Торговая компания» поместило под таможенный режим свободной таможенной зоны в Калининградской области ввезенный из Польши в РФ кузов для легкового автомобиля <данные изъяты> с номером кузова №, синего цвета, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска; кузов поставлялся в сборе с салоном, электрооборудованием; отсуствуют: двигатель, коробка передач, элементы ходовой части, таможенной стоимостью <данные изъяты> рублей.
ДД.ММ.ГГГГ Горолевич А.Н. обратился в УГИБДД с заявлением о разрешении на внесение изменений в конструкцию транспортного средства, указав, что на принадлежащем ему автомобиле <данные изъяты> номер VIN: №, с номером кузова №, типом кузова грузовой фургон, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, белого цвета, с номерными знаками №, он намерен заменить кузов на кузов с номером № причине коррозии кузова.
ДД.ММ.ГГГГ письмом заместителя начальника УГИБДД У.А.В. № Г.А.Н. в соответствии с требвоаниями п. 24 административного регламента, утвержденного приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № 605, отказано в регистрации замены кузова на автомобиле со ссылкой на то, что замена кузова приведет к утрате основных элементов базового транспортного средства и фактическому удалению идентификационной маркировки, нанесенной заводом-изготовителем на транспортное средство, и соответственно к невозможности идетификации автомобиля. Обращено внимание и на отсутсвие в сопровдительной документации информации об упалте утилизацционного сбора, сбор которого ен предусмотрен.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется в том числе посредством осуществления федерального государственного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Частями 3-4 статьи 15 указанного Закона установлено, что допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории РФ, осуществляется в соответствии с законодательством РФ путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается; после внесения изменения в конструкцию зарегистрированных транспортных средств, в том числе в конструкцию их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения, необходимо проведение повторной сертификации или повторного декларирования соответствия.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
«Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1090, установлено, что техническое состояние и оборудование участвующих в дорожном движении транспортных средств в части, относящейся к безопасности дорожного движения и охране окружающей среды, должно отвечать требованиям соответствующих стандартов, правил и руководств по их технической эксплуатации; запрещается эксплуатация автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов и других самоходных машин, если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.
Пунктом 7.18 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1090, установлено, что запрещается эксплуатация транспортных средств, в конструкцию которых внесены изменения без разрешения ГИБДД МВД РФ или иных органов, определяемых Правительством РФ.
Согласно положению о ГИБДД, утвержденному указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 711, госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов следующие автомототранспортные средства и прицепы к ним, в конструкцию которых внесены изменения, - без документов, удостоверяющих их соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения.
Понятие изменения конструкции транспортного средства дано в приказе МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1240; согласно данному определению, изменение конструкции транспортного средства – это исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения.
Пунктом 3 Порядка контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1240 (далее - Порядок), определено, что для целей данного Порядка, под базовым транспортным средством понимается - сертифицированное в установленном порядке транспортное средство, в конструкцию которого вносятся изменения.
Согласно пункту 4 Порядка, рассмотрение заявлений на внесение изменений в конструкцию транспортного средства осуществляется подразделением ГИБДД по месту учета транспортного средства. В заявлении подробно описываются вносимые изменения в конструкцию транспортного средства.В соответствии с пунктом 11.2. Порядка, после внесения изменений в конструкцию транспортного средства производители этих работ выдают собственнику транспортного средства заявление - декларацию об объеме и качестве работ по внесению изменений в конструкцию транспортного средства.
В силу пункта 14.1. Порядка, для получения свидетельства о соответствии конструкции требованиям безопасности собственник транспортного средства представляет в подразделение ГИБДД транспортное средство и следующие документы:
документ, удостоверяющий личность;
документ, подтверждающий право владения, или пользования и (или) распоряжения транспортным средством;
паспорт транспортного средства и свидетельство о регистрации транспортного средства (технический паспорт, технический талон);
заявление и решение по нему;
заключение (в случаях, предусмотренных пунктом 7);
заявление - декларацию;
диагностическую карту;
заверенные в установленном порядке копии сертификатов соответствия на используемые для переоборудования составные части и предметы оборудования, запасные части и принадлежности, подлежащие обязательной сертификации (в случае отсутствия маркировки знаком соответствия).
Пунктами 14.2. – 14.3 Порядка установлено, что на основании представленных документов производится идентификация транспортного средства, и по результатам рассмотрения представленных документов подразделение ГИБДД оформляет, регистрирует и выдает заявителю свидетельство или отказывает в его выдаче.
Как следует из материалов дела, Горолевич А.Н. обратился в ГИБДД, указывая, что он намеревается внести изменения в конструкцию транспортного средства в виде замены кузова автомобиля <данные изъяты> на кузов от автомобиля <данные изъяты>, имевшего ранее номер VIN: №. В своих требованих просит зарегистрировать внесение изменений в конструкцию транспортных средств.
В силу пункта 10 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 720 (далее Технический регламент), конструкция транспортного средства с учетом его категории и назначения обеспечивает:
1) эффективное действие тормозной системы;
2) эффективное действие рулевого управления, управляемость и устойчивость;
3) минимизацию травмирующих воздействий на находящихся в транспортном средстве людей и возможность их эвакуации после дорожно-транспортного происшествия;
4) минимизацию физического воздействия на других участников движения;
5) пожарную безопасность;
6) обзорность внешнего пространства для водителя;
7) измерение, регистрацию и ограничение скорости транспортного средства;
8) электробезопасность;
9) защиту транспортного средства от несанкционированного использования;
10) минимизацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ, а также энергетическую эффективность, которая выражается в минимизации потребления топлива транспортными средствами с двигателями внутреннего сгорания и потребления электроэнергии электромобилями;
11) минимизацию внешнего и внутреннего шума;
12) устойчивость к воздействию внешних источников электромагнитного излучения и электромагнитную совместимость;
13) безопасное для здоровья состояние микроклимата в кабине водителя и пассажирском помещении и минимизацию содержания вредных веществ в воздухе кабины водителя и пассажирского помещения транспортного средства;
14) необходимое и достаточное количество, месторасположение, характеристики и действие светотехнических и звуковых сигнальных устройств;
15) необходимое расположение и идентификацию органов управления и средств контроля транспортного средства;
16) соблюдение габаритных и весовых ограничений, определяемых особенностями национальной дорожной сети.
Согласно пункту 12 Технического регламента, реализация вышеуказанных требований в отношении транспортных средств, находящихся в эксплуатации, в том числе после внесения изменений в конструкцию, обеспечивается выполнением требований, содержащихся в приложении N 7 к Техническому регламенту. Указанное приложение N7 содержит, как требования к техническому состоянию и безопасности транспортного средства, так и требования о наличии маркировки и обеспечения идентификации транспортного средства (п. 7.37.1 Приложения).
Из пункта 13 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 720 следует, что каждое транспортное средство имеет индивидуальный идентификационный номер.
Согласно пункту 1.1. Требований к маркировке и обеспечению возможности идентификации транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 720, установлено, что на каждое транспортное средство изготовителем должен быть нанесен идентификационный номер, который является уникальным в течение, по крайней мере, 30 лет.
Из вышеизложенных правовых норм следует, что при ремонте, внесении изменений в конструкцию транспортного средства должны соблюдаться, как технические требования, целью которых является обеспечение безопасной эксплуатации транспортного средства, так и требования к идентификации транспортного средства весь период его эксплуатации.
Под эксплуатацией понимается стадия жизненного цикла транспортного средства, включающая промежуток времени, когда транспортное средство используется по назначению, с момента его приобретения для использования по назначению до момента утилизации (п. 5 Технического регламента).
Идентификация транспортного средства обеспечивается нанесением на раму или часть кузова, не являющуюся легкосъемной, идентификационного номера транспортного средства (VIN), состоящего из 17 знаков, в котором определенным образом шифруется информация: об изготовителе, основных признаках, модельном годе, сборочном заводе и серийном номере транспортного средства (Приложение 8 к Техническому регламенту).
Поскольку идентификационный номер VIN присваивается не какой-либо отдельной части транспортного средства, а транспортному средству в целом, он должен быть уникален у каждого транспортного средства, и изменению в ходе эксплуатации транспортного средства не подлежит. Ремонт транспортного средства, изменение его конструкции, во всяком случае, не должны влечь изменение идентификационного номера VIN, присвоенного транспортному средству изготовителем, поскольку это повлечет невозможность идентификации транспортного средства, под которой следует понимать не только возможность дифференцировать одно транспортное средство от другого, но и возможность получить достоверную информацию о транспортном средстве, путем расшифровки его номера VIN.
Из пояснений Горолевитча А.Н., которые суд оценивает в совокупности с установленными по делу обстоятельствами, следует, что заявителем не предполагалось производить ремонт принадлежащего ему транспортного средства и внесение каких-либо изменения в его конструкцию, а фактически ставился вопрос о постановке на регистрационный учет и допуске к дорожному движению вновь создаваемого им транспортного средства с использованием ввезенных и имеющихся в РФ составных частей. Создаваемый таким образом автомобиль будет иметь характеристики, существенно отличающиеся от базовых транспортных средств, и будет являться идентичным транспортному средству, на основе кузова которого будет создаваться новое транспортное средство.
То изменение конструкции транспортных средств, которое просит зарегистрировать заявитель, приведет к полной утрате базовых транспортных средств (п. 1 Технического регламента), и невозможности идентификации базового транспортного средства в транспортном средстве, образованном в результате изменения конструкции, что явялется недопустимым (п. 79 Технического регламента).
С учетом особенностей конструкции транспортного средства, не имеющего рамы, и имеющего несущий кузов (на который производится установка двигателя, коробки перемены передач и прочего оборудования), суд полагает принципиально невозможным произвести на указанном типе транспортных средств замену несущего кузова, поскольку кузов в данном случае является основным и единственным элементом транспортного средства, который не подлежит замене в ходе эксплуатации, и не выпускается производителями в качестве сменных запасных частей.
Допущение возможности замены несущего кузова автомобиля фактически означает допущение возможности ввоза разобранных на части автомобилей, помещение их частей под таможенный режим свободной таможенной зоны с освобождением от уплаты таможенных платежей (что в отношении автомобилей недопустимо), и их повторную сборку на территории РФ, что фактически явялется уклонением от уплаты причитающихся при ввозе транспортных средств таможенных платежей, утилизационного сбора и неприменением мер экономической политики, устанавливаемых в отношении ввоза подержанных транспортных средств.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Г.А.Н. обоснованно отказано в соврешении регистрационных действий, и оснований для удовлетворения заявленнных им требований не имеется.
Руководствуясь статьями 194-198,199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Горолевича А. Н. о признании незаконным решения УГИБДД УМВД по Калининградской области по отказу во внесении изменений регистрационных данных номерного агрегата транспортного средства - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд, через Ленинградский районный суд в течение одного месяца.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: