Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 мая 2018 года <адрес>
Промышленный райсуд <адрес> в составе:
Председательствующего судьи Рогозина С.В.,
при секретаре Соловьевой М.В.,
с участием Андрющенко Г.И., представителей ТСЖ «Согласие» - Семеновой Т.Л. и адвоката Семеновой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Андрющенко Г. И. к ТСЖ «Согласие» о признании действий противоречащими требованиям законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Андрющенко Г.И. обратился в суд с иском, впоследствии уточненным, к ТСЖ «Согласие» о признании действий противоречащими требованиям законодательства. В обоснование иска указал, что Андрющенко Г.И. является собственником квартир в многоквартирном <адрес>.
Общим собранием собственников помещения с дата была избрана форма управления МКД - ТСЖ «Согласие», председателем правления которого с дата является Семенова Т. Л..
ТСЖ «Согласие» в период дата взимало денежные средства с собственников помещений многоквартирного дома, в том числе и через суд на приватизацию земельного участка под домом не имея на то решения общего собрания ТСЖ «Согласие» по установлению размера обязательного платежа целевого взноса на приватизацию земельного участка в соответствии части 2 п.4 ст. 145 ЖК РФ, так как общим собранием ТСЖ «Согласие» такое решение не принималось.
При этом земельного участка в собственности собственников помещений дома по настоящее время нет.
Федеральный закон № от дата Ст. 13 п.5 «Об Энергосбережении» обязывает собственников помещений МКД за счет собственных средств устанавливать приборы учета использования энергетических ресурсов. Дом по <адрес> в <адрес> дата года при его сдаче в эксплуатацию, согласно ТУ оборудован в совокупности двумя общедомовыми счетчиками учета электроэнергии, а с дата установлен третий общедомовой прибор учета который учитывает энергопотребление в нежилых помещениях собственников дома.
Счетчик марки <данные изъяты> № учитывает общедомовое энергопотребление в жилых помещениях собственников дома.
Счетчик марки <данные изъяты> № учитывает потребление электроэнергии представленной на общедомовые нужды дома (лестничные клетки, коридоры, места общего пользования) суммарная площадь которых согласно технического паспорта дома составляет 452 кв.м. и соответствующая Приказу Министра ЖКХ СК № от 04.06.2015г. начало действий которого с дата и Протокола № п.8 от дата общего собрания ТСЖ «Согласие». Назначение и наличия данного прибора учета подтверждается актами проверки Управления СК по строительству и жилищному надзору, № от дата, № от дата и актом № от дата АО «Ставропольэнергосбыт».
Пункт 22 Правил утвержденных постановлением Правительства РФ № от дата с изменениями и дополнениями от дата указывает, что расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Пункт 32 (е2) п34 (г1г2) Правил утвержденных Постановлением Правительства РФ от дата № указывает на установку ввод в эксплуатацию и использования общедомовых приборов учета в целях учета потребленных коммунальных услуг.
Из пункта 44 Правил утвержденных постановлением Правительства РФ от дата № следует, что распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги представленной на ОДН МКД за расчетный период исходя их показаний общедомового прибора учета не может превышать над объемом коммунальной услуги рассчитанной исходя из нормативов потребителей коммунального ресурса представленного на ОДН МКД.
Согласно показаниям Семеновой Т.Л. данных ей при рассмотрении административного правонарушения в отношении юридического лица ТСЖ «Согласие» у мирового судьи судебного участка № <адрес> (постановление от дата), все нормативно правовые документы, регламентирующие порядок расчета общедомового потребления, четко указывают, что при наличии прибора учета, как в жилом, так и в нежилом помещении, для расчетов за потребленную электроэнергию берутся показатели прибора учета.
В то же время, после этой проверки, ТСЖ «Согласие» стало делать расчеты по нормативу и определило общедомовую площадь по техническому паспорту дома.
На основании данных показаний суд апелляционной инстанции <адрес>вого суда (определение от дата по делу №) признал, что порядок расчета общедомового энерго и водопотребления, примененный в ТСЖ, полностью соответствует нормативно-правовым актам.
Однако с дата и по настоящее время ТСЖ «Согласие» предъявляет к оплате собственникам помещений указанного МКД объемы потребления коммунальных услуг, предназначенных на общедомовые нужды дома, не понятно как, не признавая объемы показаний общедомового прибора учета, а так же и расчетные объемы нормативного энергопотребления коммунальной услуги предназначенного на ОДН МКД. Что приводит к завышению сумм начисления платы за реально потребленные коммунальные услуги.
При этом, расчеты ТСЖ «Согласие» ведет с АО «Ставропоэнергосбыт» согласно показаний объемов потребления указанного общедомового прибора учета. А при расчете водопотребления на ОДН, применяют недозволенные тарифы, т.е. включают в оплату потребителей стоимость объемов водоотведения по тарифу, тогда как в Пункте «а» п.47 Правил в редакции постановления Правительства РФ № от 11.04.2013г. слово водоотведение исключить. В то же время ТСЖ «Согласие» не оплачивает МУП «Водоканал» в объеме – 17 м3 воды по тарифу водоотведения ежемесячно.
При таких обстоятельствах ТСЖ «Согласие» завысило оплату потребителям дома за коммунальные услуги представленные на обще домовые нужды дома.
Просит суд признать действия ТСЖ «Согласие» незаконными, как несоответствующие требованиям действующего законодательства РФ в части сбора денежных средств с собственников помещений дома на приватизацию земельного участка под МКД по <адрес> в связи с отсутствием на то оснований, а также в части осуществления начисления и расчета оплаты за коммунальные услуги с собственников помещений дома представленные на общедомовые нужды многоквартирного дома (МКД №) расположенного по адресу: <адрес>
Представители ТСЖ «Согласие» - председатель ТСЖ Семенова Т.Л. и адвокат Семенова К.С. возражали против удовлетворения заявленных требований, представив письменные возражения, суть которых сводится к тому, что сбор средств на оформление земельного участка осуществлялся на основании решения общего собрания ТСЖ «Согласие» (Протокол № от дата), которым также и определен размер обязательного взноса, что подтверждается протоколами общего собрания членов ТСЖ и собственников № и 7А от дата. в связи с указанным доводы иска не обоснованы. Кроме того указанный взнос собирался с декабря 2009 г., по апрель 2010 г., в то время как истец оспаривает данные действия в 2018 году, в связи с чем, считает, что по заявленным требованиям истек срок исковой давности.
Относительно доводов о незаконности проводимых начислений за оказанные услуги ответчики указали, что доводы истца основаны на неправильном применении действующих положений, регулирующих спорные правоотношения. Так Постановление Правительства РФ № от дата, на которое ссылается истец, определяет порядок разработки нормативов потребления коммунальных услуг и является нормативным документов для региональных Министерств ЖКХ.
Постановление Правительства РФ № от дата вносит изменения Постановление Правительства РФ № с дата, п.44.: «Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам».
Постановление Правительства РФ N1498 от дата вносит изменения Постановление Правительства РФ № с дата. Пунктом 29 данного Постановления определено: «Нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по каждому виду коммунальных ресурсов включают нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, электрической энергии во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома), а также объем коммунальных ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
Норматив отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определяется путем суммирования нормативов потребления коммунальных ресурсов холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме».
Данная позиция закреплена в Жилищном кодексе Российской Федерации от 29.12.2004г.№188-ФЗ.
ЖК РФ ст. 156. п. 9.2. размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В Постановлении Правительства РФ № от дата определено: «коллективный (общедомовой) прибор учета" - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом». Истцом сделана выборка по одному счетчику, а учитывать следует совокупность средств измерения, т.е. три счетчика.
Согласно п. 17 указанного постановления, площадь общего имущества определяется согласно техническому паспорту дома.
Статья 36 Жилищного кодекса РФ дает точное понятие общей собственности дома и полный перечень того, что входит в это понятие.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, установленные Постановлением Правительства РФ № от дата, также дают исчерпывающий перечень общего имущества дома.
Собственники помещений в многоквартирном доме, в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества, вправе самостоятельно определять состав общего имущества в многоквартирном доме, руководствуясь статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктами 2 - 9 Правил содержания общего имущества (утв. постановлением Правительства РФ № от дата)
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления имеют полномочия устанавливать нормативы потребления и тарифы на коммунальные услуги, а правила отпуска коммунальных услуг устанавливаются Правительством РФ.
Органы местного самоуправления в целях выполнения собственниками помещений в многоквартирном доме обязанности по содержанию общего имущества, а также в иных целях, за исключением подготовки и проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации, не уполномочены утверждать или согласовывать состав (перечень) общего имущества в многоквартирном доме
Министерство регионального развития РФ письмом от дата № определило:
В соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от дата №, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 36 Правил предоставления коммунальных услуг, расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном указанными Правилами на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
Согласно определению мирового суда <адрес> от дата порядок расчета общедомового энерго и водопотребления, применяемый в ТСЖ, полностью соответствует нормативно-правовым актам.
Андрющнко Г.И с иском о признании незаконным порядка расчета ОДН по водо и электропотреблению обращался в суд в январе 2014 года и феврале 2015года. Настоящим иском по этому вопросу истец обращается в суд третий раз. Решениями суда <адрес> (дело № и дело №) в удовлетворении исковых требованиях Андрющенко Г.И. отказано. Настоящие требования Андрющенко аналогичны ранее рассматриваемым, только касаются иных периодов. Просят суд в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
Поскольку ответчиком понесены расходы на представительские услуги просят при разрешении спора по существу решить вопрос о судебных издержках.
Выслушав стороны, исследовав представленные сторонами в условиях состязательного процесса доказательства, оценка которым дана по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд полагает что заявленные требования являются необоснованными, а потому не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Истцом заявлено требование о признании незаконным действий ТСЖ по сбору денежных средств с собственников помещений дома на приватизацию земельного участка под МКД по <адрес>, поскольку такой сбор осуществлялся без соответствующего решения общего собрания собственников помещений.
По доводам ответчика сбор указанных средств действительно осуществлялся в дата годах.
По смыслу норм ст. 44, 137 ЖК РФ решение вопроса о распоряжении общим имуществом, об определении сметы доходов и расходов на год, в том числе необходимых расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели, относится к компетенции общего собрания собственников.
Как следует из материалов дела сбор средств на оформление земельного участка осуществлялся на основании решения общего собрания ТСЖ «Согласие» (Протокол № от дата), которым также и определен размер обязательного взноса, что подтверждается протоколами общего собрания членов ТСЖ и собственников № и 7А от дата. Указанные протоколы предоставлены ответчиком в судебное заседании в оригинале и в установленном законом порядке как доказательства не опорочены.
Указанное свидетельствует о необоснованности заявленных требований. Кроме того оспариваемые действия по сбору средств осуществлялись с декабря дата. по апрель дата как указано ответчиком и не оспаривалось истцом, в то время как истец обратился в суд с иском в 2018 году, что свидетельствует о пропуске установленного ст. 196 ГК РФ, ч. 6 ст. 46 ЖК РФ срока для обращения в суд.
Указанное обстоятельство является достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Рассматривая требования истца о признании незаконным начисления и расчета оплаты за коммунальные услуги с собственников помещений дома представленные на общедомовые нужды, суд исходит из того, что согласно ст. 156 ЖК РФ размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В силу п. 36 Правил предоставления коммунальных услуг, расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном указанными Правилами на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома. Также указанные правила регламентированы в Постановлении Правительства РФ № от дата, Постановлении Правительства РФ № от дата, Постановлении Правительства РФ №, Постановление Правительства РФ N1498 от дата.
Собственники помещений в многоквартирном доме, в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества, вправе самостоятельно определять состав общего имущества в многоквартирном доме, руководствуясь статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктами 2 - 9 Правил содержания общего имущества (утв. постановлением Правительства РФ № от дата).
Согласно акта проверки № от дата <адрес> по строительному и жилищному надзору предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям МКД №А по <адрес> в <адрес> осуществляется в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от дата №.
Постановлением мирового судьи судебного участка №<адрес> от дата прекращено производство по делу об административном правонарушении, возбужденном в отношении ТСЖ «Согласие» по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Указанное дело возбуждалось в отношении ТСЖ Управлением СК по строительному и жилищному надзору в связи с неисполнением предписания об устранении нарушений при расчете размера платы за коммунальные услуги в МКД №А по <адрес> в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении не установлено со стороны ТСЖ нарушений требований законодательства при расчете стоимости коммунальных услуг не установлено.
При указанных обстоятельствах суд оснований для удовлетворения иска не находит, а доводы иска считает необоснованными, не нашедшими свое подтверждение в судебном заседании, а потому не подлежащими удовлетворению.
В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно ст. 101 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Ответчиком понесены расходы на услуги представителя – адвоката Семеновой К.С., полномочия которой подтверждены доверенностью и ордером. Факт несения расходов подтвержден соглашением и квитанцией к приходному-кассовому ордеру на сумму 20000 руб. указанные расходы не являются чрезмерными, не соответствующими обычной практике и соответствуют тарифам адвокатской коллегии СК.
В силу разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата N 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.
При указанных обстоятельствах с истца в пользу ответчика подлежат взысканию расходы на услуги представителя в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Андрющенко Г. И. к ТСЖ «Согласие» о признании противоречащими требованиям законодательства действий ТСЖ в части сбора денежных средств с собственников помещений дома на приватизацию земельного участка под МКД по <адрес>, а также в части осуществления начисления и расчета оплаты за коммунальные услуги с собственников помещений дома представленные на общедомовые нужды многоквартирного дома (МКД №) расположенного по адресу: <адрес> – отказать в полном объеме.
Взыскать с Андрющенко Г. И. в пользу ТСЖ «Согласие» в счет возмещения расходов на оплату услуг представителя денежные средства в размере 20000 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд путем подачи жалобы через Промышленный районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 24.05.2018
Судья С.В. Рогозин