Дело № 2-4963/13
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации*** г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
Председательствующего судьи Фирсовой Е.А.
При секретаре Крегель А.А.,
С участием представителя истца Лобач А.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора Благовещенского гарнизона в интересах государства, Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации» в лице Благовещенского филиала к Сергееву М. В. о взыскании средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку,
У С Т А Н О В И Л:
Военный прокурор Благовещенского гарнизона обратился с исковым заявлением в суд в интересах Российской Федерации и военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации» к Сергееву М.В. о взыскании средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку. В обоснование указал, что в соответствии с п. 7 ст. 35 Федерального закона от *** *** «О воинской обязанности и военной службе» граждане, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться, либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации. В соответствии с приказом начальника Дальневосточного высшего военного командного училища (военного института) от *** *** Сергеев М.В. был зачислен на 1 курс ДВВКУ (ВИ) и назначен на должность «курсант» с присвоением воинского звания «Рядовой». *** Сергеев М.В. заключил контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации в лице начальника Дальневосточного высшего военного командного училища (далее - ДВВКУ) (военного института) на период обучения в военном учебном заведении и на пять лет военной службы после его окончания, одновременно взяв на себя обязательство в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», возместить средства федерального бюджета, затраченные на его военную или специальную подготовку, в размере *** в год. В связи с тем, что от командира 1 роты курсантов поступил рапорт с просьбой ходатайствовать перед вышестоящим командованием о рассмотрении Сергеева М.В. на заседании ученого совета на предмет отчисления его из ДВВКУ по недисциплинированности, он был представлен на заседание ученого совета филиала ВУНЦ СВ «ОА ВС РФ» (г. Благовещенск) для решения вопроса об его отчислении по указанной причине. Ученый совет филиала постановил ходатайствовать об отчислении курсанта Сергеева М.В. из числа курсантов по недисциплинированности (протокол *** от *** года). Приказом начальника ДВВКУ от *** *** Сергеев М.В. был отчислен из ДВВКУ. За период обучения на военную и специальную подготовку Сергеева М.В. согласно бухгалтерской справке из средств федерального бюджета было затрачено ***. В соответствии с п. 1 Распоряжения Правительства *** от *** «О реорганизации государственных учреждений среднего и высшего профессионального образования» Дальневосточное высшее военное командное училище (военный институт) реорганизовано в филиал военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации» (г. Благовещенск) (далее - филиал ВУНЦ СВ «ОА ВС РФ» (г. Благовещенск). На основании изложенного, Военный прокурор просил взыскать с Сергеева М.В. в пользу ВУНЦ СВ «ОА ВС РФ» (***) в лице его филиала ВУНЦ СВ «ОА ВС РФ» (г. Благовещенск) средства, затраченные на военную и специальную подготовку в размере ***.
В судебном заседании представитель истца Лобач А.В. на требованиях о взыскании с Сергеева М.В. средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку, настаивал, пояснил об обстоятельствах, изложенных в исковом заявлении.
В судебное заседание не явились: ответчик Сергеев М.В., о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается отметкой в почтовом уведомлении, однако, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, не явился, причины неявки не известны, заявлений об отложении дела, о рассмотрении дела в свое отсутствие не поступало; представитель Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил РФ», представитель Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил РФ» в лице Благовещенского филиала, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, просили рассмотреть дело без своего участия.
С учетом мнения представителя истца, не возражавшего против рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц, в соответствии с ч.ч. 4, 5 ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть гражданское дело при данной явке.
Как следует из отзыва представителя Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил РФ» в лице Благовещенского филиала, поступившего в адрес Благовещенского городского суда *** года, в соответствии с п. 7 ст. 35 Федерального закона от *** *** «О воинской обязанности и военной службе» граждане, отчисленные из военных общеобразовательных учреждений профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться, либо отказавшиеся заключать контракты о прохождении военной службы, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от *** *** «Об исчислении размера подлежащих возмещению средств Федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан РФ в военных образовательных учреждения профессионального образования» утверждена методика исчисления размера указанных средств. Согласно п. 3 указанное Постановление вступило в силу с *** и распространяется на граждан РФ, поступивших в военные образовательные учреждения профессионального образования на обучение, начиная с ***. Пункт 1 Методики определяет порядок исчисления размера указанных средств. В соответствии с п. 2 вышеназванной Методики размер подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку граждан в военно-учебных заведениях, определяется исходя из расходов, произведенных военно-учебным заведением для выполнения квалификационных требований. Перечень расходов определен в п. 3 Методики. В него входят расходы: на содержание и эксплуатацию, ремонт и обслуживание вооружения и военной техники, подлежащих изучению (освоению) и (или) используемых в процессе обучения, элементов тренажерной базы и базы для общевоенной подготовки (далее - стоимость износа основных средств); на приобретение материальных запасов, используемых в образовательном процессе для выполнения квалификационных требований (далее - стоимость расхода материальных запасов); на содержание преподавателей (оклад месячного денежного содержания и процентная надбавка за выслугу лет, вещевое обеспечение - для военнослужащих, оплата труда - для лиц гражданского персонала), которые проводят учебные занятия по учебным дисциплинам в соответствии с квалификационными требованиями. Перечни конкретных видов вооружения и военной техники, элементов тренажерной базы и базы для общевоенной подготовки, материальных запасов, включаемых в состав указанных расходов, учебных дисциплин, разработанных с учетом квалификационных требований, а также методики расчета стоимости износа основных средств, стоимости расхода материальных запасов и расходы на содержание преподавателей определяются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрено прохождение военной службы, для подведомственных военно-учебных заведений. Согласно рекомендациям, разработанным на основании п.2 Приказа Министра Обороны РФ от *** ***, до ***, в котором военнослужащие будут заключать контракт, начальник военно-учебного заведения представляет начальнику центрального органа военного управления исходные данные для производства расчетов для дальнейшего проведения экспертизы и согласования представленных материалов с учетом полноты и правильности исходных данных и достоверности штатной численности переменного состава военно-учебного заведения. До 1 июля года, в котором военнослужащие будут заключать контракт о прохождении военной службы (после согласования с Главным управлением кадров Министерства Обороны РФ) начальники центральных органов управления утверждают фиксированные значения сумм, подлежащих возмещению средств за подчиненные военно-ученые заведения, по данным года, предшествовавшего заключению контракта. Период, на который определяются расходы, составляет 1 Финансовый год (п. 5 Методики). Размер подлежащих возмещению средств, включаемый в контракт, определяется исходя из фиксированного значения суммы этих средств. *** Главнокомандующим Сухопутными войсками был утвержден расчет фиксированных значений суммы подлежащих возмещению средств. Расчет суммы, подлежащей взысканию с ответчика, сделан в соответствии с Постановлением Правительства РФ от *** ***, Приказом Министра обороны РФ от *** *** "О мерах по реализации в Вооруженных силах Российской Федерации Постановления Правительства РФ от *** ***". Наступление обязанности лиц, отчисленных из военно-образовательных учреждений, по возмещению расходов, затраченных на военную или специальную подготовку, равно как и порядок определения размера данных расходов, установлены императивными по своей форме правовыми нормами, и не могут быть изменены волеизъявлением сторон спорных правоотношений (в данном случае Министерства обороны РФ в лице соответствующего военно-образовательного учреждения и лица, проходившего обучение в данном учреждении и отчисленного из него); обязанность по возмещению данных расходов распространяется на весь период фактического обучения лица, в том числе и до заключения названного контракта, поскольку ответчик не выполнил условия контракта по своей вине - отчислен из военно-учебного заведения в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта. В соответствии с приказом начальника ДВВКУ от *** *** с *** Сергеев М. В. был зачислен на 1 курс ДВВКУ по специальности «Применение мотострелковых подразделений» и назначен на должность «курсант» с присвоением воинского звания «рядовой». В первые месяцы учебы на 1 курсе во время информационных занятий с курсантами изучаются Федеральные Законы, Постановления Правительства, Приказы Министерства Обороны, другие законодательные акты и нормативные правовые документы, регулирующие порядок прохождения военной службы (Федеральный Закон от *** *** «О воинской обязанности и военной службе», Постановление Правительства РФ от *** *** «Об исчислении размера подлежащих возмещению средств Федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан РФ в военных образовательных учреждения профессионального образования», Федеральный Закон от *** *** « О статусе военнослужащего», приказ МО от *** *** «Об утверждении руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения МО РФ»). *** курсант 2 курса Сергеев М.В. заключил контракт о прохождении военной службы с Министерством Обороны РФ (п.1 ст.4, пп. «Д» п.8 ст. 8 Указа Президента РФ от *** *** «Вопросы прохождения военной службы») в лице начальника ДВВКУ (военного института) имени Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского (филиала) (действующего на основании доверенности *** от *** г.) на период обучения в военном учебном заведении и на 5 (пять) лет военной службы после его окончания. При заключении контракта курсант 2 курса Сергеев М.В. добровольно дал обязательство возместить в случаях, предусмотренных Федеральным Законом «О воинской обязанности и военной службе», средства федерального бюджета, затраченные на его военную или специальную подготовку, в размере *** в год. В соответствии с п. 1 Распоряжения Правительства *** от *** в целях совершенствования системы подготовки специалистов для Вооруженных Сил Российской Федерации и оптимизации сети военных образовательных учреждений Минобороны России было создано федеральное государственное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Военный учебно-научный центр Сухопутных Войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации» (***), к которому путем реорганизации было присоединено «Дальневосточное высшее военное командное училище (военный институт) имени Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского» (г. Благовещенск). В соответствии с пп. 2 п. 94 Приказа Министра Обороны РФ от *** *** «Об утверждении руководства по организаций работы высшего военно-учебного заведения Министерства Обороны Российской Федерации», слушатели и курсанты, проходящие военную службу по контракту, представляются к отчислению из ВУЗа в установленном порядке по неуспеваемости, недисциплинированности, нежеланию учиться, по состоянию здоровья (на основании заключения военно-врачебной комиссии), в связи с невозможностью продолжать обучение по независящим от них причинам. *** от командира 1 роты курсантов майора АС поступил рапорт с ходатайством об отчислении курсанта Сергеева М.В. из училища по недисциплинированности. Курсант Сергеев М.В. был представлен на заседание ученого совета филиала ВУНЦ СВ «ОА ВС РФ» (г. Благовещенск) для решения вопроса об его отчислении по недисциплинированности. Ученый совет филиала постановил ходатайствовать об отчислении Сергеева М.В. из числа курсантов по недисциплинированности. В соответствии со ст. 94 приказа Министра Обороны РФ от *** *** «Об утверждении руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства Обороны Российской Федерации», приказом начальника филиала от *** *** курсант Сергеев М.В. был отчислен из училища. За период обучения на военную и специальную подготовку курсанта Сергеева М.В., согласно бухгалтерской справке, составленной в соответствии с Постановлением правительства РФ от *** *** «Об исчислении размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан РФ в военных образовательных учреждениях профессионального образования», из средств федерального бюджета было затрачено ***. На основании изложенного, просили взыскать с Сергеева М.В. в пользу ВУНЦ СВ «ОА ВС РФ» (***) в лице его филиала ВУНЦ СВ «ОА ВС РФ» (г. Благовещенск) средства, затраченные на военную и специальную подготовку в размере ***.
Выслушав доводы представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.
Исходя из положений части 1 статьи 45 ГПК РФ, статьей 27 и 34 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статьей 71 Конституции Российской Федерации установлено, что в ведении Российской Федерации находятся федеральная государственная собственность и управление ею.
Согласно пункту 12 статьи 1 Федерального закона от *** *** «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Из приведенных норм в их системном единстве следует, что военный прокурор, также реализуя свои полномочия по охране интересов общества и государства, вправе обратиться в суд с настоящим иском в интересах Российской Федерации.
В ходе судебного разбирательства установлено, что согласно приказу начальника ДВВКУ (военного института) от *** *** Сергеев М. В., *** года рождения, с *** зачислен на первый курс в ДВВКУ (военный институт) (г. Благовещенск). Назначен на воинскую должность курсанта, ему присвоено воинское звание рядовой, специальность «Применение мотострелковых подразделений».
В соответствии с Распоряжением Правительства *** от *** «О реорганизации государственных учреждений среднего и высшего профессионального образования» Дальневосточное высшее военное командное училище (военный институт) реорганизовано в филиал военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации» (г. Благовещенск).
*** между рядовым Сергеевым М. В. и Министерством обороны Российской Федерации в лице начальника ДВВКУ (военного института) от имени Российской Федерации заключен контракт о прохождении военной службы на время обучения в военно-учебном заведении и пять лет военной службы после его окончания на условиях, установленных действующим законодательством о порядке прохождения военной службы.
Согласно пункту 2 указанного контракта Сергеев М.В. добровольно дает обязательства проходить военную службу по контракту в течение установленного настоящим контрактом срока; в период прохождения военной службы по контракту добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ; возместить в случаях, предусмотренных ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», средства федерального бюджета, затраченные на его военную или специальную подготовку, в размере *** в год. О вступлении в силу настоящего контракта объявлено приказом начальника училища от *** ***.
Как следует из материалов дела, в связи с тем, что от командира 1 роты курсантов поступил рапорт с просьбой ходатайствовать перед вышестоящим командованием о рассмотрении Сергеева М.В. на заседании ученого совета на предмет отчисления его из ДВВКУ по недисциплинированности, Сергеев М.В. был представлен на заседание ученого совета филиала ВУНЦ СВ «ОА ВС РФ» (г. Благовещенск) для решения вопроса об его отчислении по указанной причине. Ученый совет филиала постановил ходатайствовать об отчислении курсанта Сергеева М.В. из числа курсантов по недисциплинированности, что следует из протокола *** от *** года.
Согласно отметке в контракте, настоящий контракт прекратил свое действие *** в связи с отчислением по нежеланию учиться.
Приказом начальника Дальневосточного высшего военного командного училища (военного института) имени Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского (филиала_ федерального государственного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации» *** к от *** курсант 3 курса 1 роты рядовой Сергеев М.В. отчислен с *** из военно-учебного заведения на основании решения ученого совета от *** в связи с нежеланием учиться.
Как следует из индивидуальной карты учета средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку гражданина в период обучения в военно-учебном заведении, при отчислении из военно-учебного заведения срок обучения составил 2 года 5 месяца, подлежит возмещению ***.
В соответствии со ст. 60 Конституции Российской Федерации, гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.
По смыслу ст. 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи ее с ч. 1 ст. 37, п. «м» ст. 71, п. «б» ч. 1 ст. 72 и п. «д», «е» ч. 1 ст. 114 Основного закона военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их особый правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству.
Из ст. 2 Федерального закона от *** *** (ред. от ***, с изм. от ***) "О статусе военнослужащих" следует, что военнослужащие проходят военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с Федеральным законом от *** *** "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе").
К военнослужащим относятся:
офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту (далее - военнослужащие, проходящие военную службу по контракту);
сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (далее - военнослужащие, проходящие военную службу по призыву).
Согласно п. 7 ст. 53 указанного Федерального Закона, граждане, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования или учебных военных центров при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учитьсялибо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, а также граждане, окончившие указанные образовательные учреждения и уволенные с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, по основаниям, предусмотренным подпунктами "д", "е", "е.1" и "з" пункта 1, подпунктами "в" и "д" пункта 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Указанные граждане не возмещают средства федерального бюджета, затраченные на обеспечение исполнения ими обязанностей военной службы в период обучения. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации.
При заключении контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных образовательных учреждениях профессионального образования, условие о возмещении средств, указанных в настоящем пункте, а также размер подлежащих возмещению средств включаются в контракт о прохождении военной службы.
В силу ст. 2 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от *** ***, 1. Прохождение военной службы осуществляется:
а) солдатами, матросами, сержантами, старшинами - по призыву или по контракту;
б) прапорщиками и мичманами - по контракту;
в) офицерами - по контракту.
Граждане Российской Федерации (далее именуются - граждане), не проходившие военную службу, обучающиеся в военных образовательных учреждениях профессионального образования (далее именуются - военно-учебные заведения), до заключения контракта имеют статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.
Согласно п.п. 1, 5, 7.1, 11 ст. 4 Положения Контракт заключается между гражданином (военнослужащим) и от имени Российской Федерации - Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, письменно по типовой форме согласно приложению ***. Контракт может быть первым или новым.
Условия контракта включают в себя:
а) обязанность военнослужащего проходить военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, воинских подразделениях Государственной противопожарной службы в течение установленного контрактом срока, добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
б) обязанность гражданина возместить в случаях, предусмотренных Федеральным законом, средства федерального бюджета, затраченные на его военную или специальную подготовку, а также размер подлежащих возмещению средств;
в) право военнослужащего на соблюдение его прав и прав членов его семьи, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы, включая получение льгот, гарантий и компенсаций.
При заключении контрактов с гражданами, обучающимися в военно-учебных заведениях (поступающими в них), этим гражданам разъясняются порядок исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на их военную или специальную подготовку, включаемых в контракты, и состав расходов, исходя из которых определяется размер указанных средств.
Контракт, который был заключен военнослужащим до назначения на указанную должность, прекращает свое действие. За военнослужащим сохраняется статус военнослужащего, проходящего военную службу по контракту.
После освобождения указанного военнослужащего от этой должности он заключает новый контракт или увольняется с военной службы.
В силу ст. 8 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от *** ***, контракт с военнослужащим, поступающим в военно-учебное заведение или обучающимся в нем, заключается на время обучения в военно-учебном заведении и на пять лет военной службы после его окончания, что направлено на обеспечение Вооруженных сил Российской Федерации квалифицированными кадрами.
При заключении указанного контракта граждане, поступившие в военное образовательное учреждение профессионального образования, добровольно принимают на себя предусмотренные этим контрактом обязанности, обусловленные особым статусом военнослужащего, а также спецификой обучения в таком образовательном учреждении, а государство гарантирует им прохождение оплачиваемой военной службы с предоставлением гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Анализ данных правовых норм, а также содержание заключенного с ответчиком контракта показывает, что обязанность по возмещению средств федерального бюджета затраченных на его военную или специальную подготовку, разъяснялась Сергееву М.В. при заключении контракта о прохождении военной службы.
Пункт 7 ст. 35 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» не предполагает возмездность получения образования в военных образовательных учреждениях профессионального образования. Предусмотренная же этим пунктом обязанность граждан, отчисленных из названных образовательных учреждений по основаниям, связанным с их виновным поведением либо нежеланием в дальнейшем проходить военную службу, возместить средства федерального бюджета, затраченные на их военную (или специальную) подготовку, предполагает лишь возмещение государству фактически понесенных им расходов на подготовку военных специалистов для государственных нужд в том случае, когда они по своей вине не завершили обучение. Такое правовое регулирование, как направленное на покрытие расходов государства по обеспечению потребности Вооруженных Сил Российской Федерации в квалифицированных военных кадрах для осуществления его функций в области обороны и безопасности, которые оказались неоправданными по вине граждан, отчисленных из военных образовательных учреждений профессионального образования, не нарушает баланс между правами и свободами указанных лиц и правомерными публичными интересами общества и государства. Данная правовая позиция отражена в Определении Конституционного Суда РФ от *** ***.
Таким образом, неполное заполнение бланка контракта, его неверное заполнение, как и отсутствие контракта о прохождении военной службы, не освобождает от обязанности возмещения средств, затраченных на обучение курсанта, отчисленного за виновные действия, поскольку закон связывает необходимость возмещения затраченных средств федерального бюджета с их фактической затратой, а не с фактом заключения (не заключения) контракта, содержащего указание на обязанность по возврату затраченных денежных средств.
Наступление обязанности лиц, отчисленных из военно-образовательных учреждений, по возмещению расходов, затраченных на военную или специальную подготовку, равно как и порядок определения размера данных расходов, установлены императивными по своей форме правовыми нормами, и не могут быть изменены волеизъявлением сторон спорных правоотношений; обязанность по возмещению данных расходов распространяется на весь период фактического обучения лица, в том числе и до заключения контракта, поскольку ответчик не исполнил условия контракта по своей вине - отчислен из военно-учебного заведения в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта.
В этой связи заявленные военным прокурором требования о взыскании с Сергеева М.В. федеральных денежных средств за период 2 года 5 месяцев основаны на законе.
Методика исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан РФ в военных образовательных учреждениях профессионального образования, утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от *** ***.
Из пункта 1 указанной методики следует, что настоящая методика определяет порядок исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации, отчисленных из военных образовательных учреждений профессионального образования (далее - военно-учебные заведения) за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшихся заключить контракт о прохождении военной службы (далее - контракт), а также граждан Российской Федерации, окончивших военно-учебные заведения и уволенных с военной службы ранее срока, установленного контрактом, по основаниям, предусмотренным подпунктами «д», «е» и «з» и подпунктами «в» и «д» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (далее - граждане).
Кроме того, как следует также из п. 1 Методики исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан РФ в военных образовательных учреждениях профессионального образования военная или специальная подготовка (далее - военная подготовка) является составной частью основной профессиональной образовательной программы, определяемой в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, квалификационными требованиями, предъявляемыми к военно-профессиональной подготовке выпускников по соответствующим специальностям и специализациям (далее - квалификационные требования).
Согласно п. 2 методики размер подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку граждан в военно-учебных заведениях, определяется исходя из расходов, произведенных военно-учебным заведением для выполнения квалификационных требований.
Как следует из п. 3 методики в состав указанных в пункте 2 настоящей методики расходов включаются расходы:
на содержание и эксплуатацию, ремонт и обслуживание вооружения и военной техники, подлежащих изучению (освоению) и (или) используемых в процессе обучения, элементов тренажерной базы и базы для общественной подготовки (далее - стоимость износа основных средств);
на приобретение материальных запасов, используемых в образовательном процессе для выполнения квалификационных требований (далее - стоимость расхода материальных запасов);
на содержание преподавателей (оклад месячного денежного содержания и процентная надбавка за выслугу лет, вещевое обеспечение - для военнослужащих, оплата труда - для лиц гражданского персонала), которые проводят учебные занятия по учебным дисциплинам в соответствии с квалификационными требованиями.
Перечни конкретных видов вооружения и военной техники, элементов тренажерной базы и базы для общественной подготовки, материальных запасов, включаемых в состав указанных в пункте 3 настоящей методики расходов, учебных дисциплин, разработанных с учетом квалификационных требований, а также методики расчета стоимости износа основных средств, стоимости расхода материальных запасов и расходы на содержание преподавателей определяются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрено прохождение военной службы, для подведомственных военно-учебных заведений (п. 4 методики).
Период, на который определяются расходы, указанные в пункте 3 настоящей методики, составляет 1 финансовый год (п. 5 методики).
Согласно п. 6 методики, размер подлежащих возмещению средств, включаемый в контракт, определяется исходя из фиксированного значения сумм этих средств. Фиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств рассчитывается федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрено прохождение военной службы, по формуле: ФЗ = (Р1 + Р2 + Р3) / ШЧ, где ФЗ - фиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств, размер которых включается в контракт, тыс. рублей в год; Р1 - стоимость износа основных средств, тыс. рублей в год; Р2 - стоимость расхода материальных запасов, тыс. рублей в год; Р3 - расходы на содержание преподавателей, тыс. рублей в год; ШЧ - штатная численность переменного состава военно-учебного заведения, человек. Расчет фиксированного значения суммы подлежащих возмещению средств осуществляется до июля года, в котором военнослужащим заключен контракт, по данным года предшествовавшего заключению контракта.
Пунктом 7 названной Методики установлено, что граждане возмещают средства федерального бюджета, затраченные на военную подготовку, по текущему значению суммы подлежащих возмещению средств.
Текущее значение суммы подлежащих возмещению средств устанавливается:
а) для граждан, отчисленных из военно-учебных заведений за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшихся заключить контракт, - в размере, рассчитанном по формуле: ТЗ = ФЗ x (ПЛО + ПМО / 12), где:
ТЗ - текущее значение суммы подлежащих возмещению средств в случае отчисления из военно-учебного заведения, тыс. рублей;
ФЗ - фиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств, размер которых включается в контракт, тыс. рублей в год;
ПЛО - количество полных лет обучения (1 год - 365 дней) в военно-учебном заведении;
ПМО - количество полных месяцев обучения (1 месяц - 30 дней), прошедших со дня зачисления в военно-учебное заведение (для первого года обучения) либо со дня истечения полного года обучения (для последующих лет обучения).
Таким образом, поскольку контракт с Сергеевым М.В. заключен *** года, применению подлежит расчет фиксированных значений, действовавший в ***.
При этом судом также обращено внимание на то, что согласно утвержденному Главнокомандующим Сухопутными войсками расчету фиксированных значений суммы, подлежащих возмещению средств, размер которых включается в контракты о прохождении военной службы, заключаемые в *** в Дальневосточном высшем военном командном училище (военном институте), стоимость обучения по военной специальности «Применение мотострелковых подразделений» составляет *** в год. Таким образом, сомневаться в установленном уполномоченным лицом размере средств, подлежащих возмещению из федерального бюджета, а также в том, что данные средства не были затрачены на обучение Сергеева М.В., у суда оснований не имеется.
Кроме того, в судебном заседании данный размер стоимости обучения по указанной военной специальности за год стороной ответчика не оспаривался.
Из исследованного судом расчета установлено, что средства федерального бюджета, затраченные на обеспечение исполнения Сергеевым М.В. обязанностей военной службы в период обучения, в сумму, подлежащую взысканию с ответчика, не включены.
Проверяя представленный истцом расчет суммы, подлежащей возмещению, затраченной на военную или специальную подготовку, суд приходит к выводу о том, что сумма, подлежащая возмещению, с учетом периода обучения ответчика 2 года 5 месяцев при фиксированном значении, установленном в контракте о прохождении военной службы, в год, рассчитывается следующим образом *** х ((24 + 5) / 12) = ***. Таким образом, представленный истцом расчет подлежащей возмещению суммы произведен в соответствии с требованиями закона.
Поскольку с момента зачисления в военный институт ответчик приобрел статус военнослужащего, то на него в силу положений Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» именно с этого момента должна быть возложена обязанность возместить средства федерального бюджета, затраченные на его военную (или специальную) подготовку в случае отчисления из военного образовательного учреждения.
В этой связи заключение контракта о прохождении военной службы с ответчиком, достигшим возраста 18 лет, после первого курса, как того требует закон, возлагает на него обязанности возместить расходы, которое понесло государство на его обучение.
Учитывая изложенное, требования истца о взыскании с Сергеева М.В. в пользу федерального бюджета в счет возмещения средств, затраченных на военную или специальную подготовку, подлежат удовлетворению.
По настоящему делу при подаче искового заявления истец был освобожден от уплаты государственной пошлины по основанию, предусмотренному п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ.
В силу ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, учитывая правила п.1 ч.1 ст.333.19 НК РФ, с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере ***.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Военного прокурора Благовещенского гарнизона в интересах государства, Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации» в лице Благовещенского филиала удовлетворить.
Взыскать с Сергеева М. В. в пользу Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации» в лице его филиала Дальневосточного высшего военного командного училища (военный институт) имени Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского в счет возмещения средств, затраченных на военную и специальную подготовку, в сумме ***.
Взыскать с Сергеева М. В. государственную пошлину в доход местного бюджета в размере ***.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, то есть ***.
Председательствующий судья: Е.А. Фирсова