Петрозаводский городской суд Республики Карелия Дело № 12а-765/2017
Красная ул., д. 33, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185910
Р Е Ш Е Н И Е
18.10.2017 город Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Лазарева Елена Владимировна при секретаре Куценко А.А., рассмотрев жалобу законного представителя казенного учреждения Республики Карелия «Управление автомобильных дорог Республики Карелия» (далее – Учреждение, Управление, КУРК «Управтодор Республики Карелия», привлеченное лицо, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении) на постановление мирового судьи судебного участка № 4 г. Петрозаводска Республики Карелия, временно исполнявшего обязанности мирового судьи судебного участка № 13 г. Петрозаводска Республики Карелия, № 5-599/2017-13 от 15.09.2017 (далее – постановление от 15.09.2017, оспариваемое постановление), вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении
казенного учреждения Республики Карелия «Управление автомобильных дорог Республики Карелия» (<данные изъяты>), зарегистрированного по адресу: ул. Шотмана, д. 10а, г. Петрозаводск,
у с т а н о в и л:
Оспариваемым постановлением Учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 руб. по тем основаниям, что оно 16.06.2017 в 22:30 час., по адресу: г. Петрозаводск, ул. Шотмана, д. 10а, не исполнило обязанность по обеспечению безопасности дорожного движения, что выразилось в том, что на проезжей части автомобильной дороги «Петрозаводск-Суоярви» (далее – спорная дорога), имеются повреждения покрытия – дефекты асфальтобетонного покрытия проезжей части (выбоины), размеры которых составили: 44 км + 10 м. – длина – 140 см, ширина – 180 см, глубина – 12 см, 44 км + 10 м. – длина – 130 см, ширина – 130 см, глубина – 8 см, что является нарушением требований ГОСТ Р 50597-93, ГОСТ 33220-2015, ГОСТ Р 52289-2004, п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (далее – Основные положения).
Законный представитель привлеченного лица обратился с жалобой на постановление от 15.09.2017, полагая его незаконным и подлежащим отмене, поскольку Учреждением приняты меры по содержанию спорной дороги посредством заключения государственного контракта, по условиям которого подрядчик обязался круглогодично круглосуточно обеспечивать безопасное и бесперебойное движение транспортных средств, в связи с чем в действиях привлеченного лица отсутствует вина.
Защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в ходе рассмотрения дела доводы жалобы поддержал в полном объеме, дополнительно пояснив, что штраф по оспариваемому постановлению оплачен.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, прихожу к следующим выводам.
В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме. При этом учитываю, что поскольку копия оспариваемого постановления была получена 20.09.2017, а настоящая жалоба подана 28.09.2017, срок его обжалования, установленный ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, не пропущен.
В соответствие с ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Оспариваемым постановлением установлено и материалами дела подтверждается, что 16.06.2017 в 22:30 час., по адресу: г. Петрозаводск, ул. Шотмана, д. 10а, Управление не исполнило обязанность по обеспечению безопасности дорожного движения, что выразилось в том, что на проезжей части спорной дороги, имеются повреждения покрытия – дефекты асфальтобетонного покрытия проезжей части (выбоины), размеры которых составили: 44 км + 10 м. – длина – 140 см, ширина – 180 см, глубина – 12 см, 44 км + 10 м. – длина – 130 см, ширина – 130 см, глубина – 8 см, что является нарушением требований ГОСТ Р 50597-93, ГОСТ 33220-2015, ГОСТ Р 52289-2004, п. 13 Основных положений.
Указанные обстоятельства установлены актом выявленных недостатков от 16.06.2017 и не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 257-ФЗ).
В соответствии с п. 6 ст. 3 Закона № 257-ФЗ дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, а согласно п. 12 этой же статьи содержание автомобильной дороги – это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу взаимосвязанных положений пп. 2 п. 1 ст. 5, чч. 5-7 ст. 6, ч. 2 ст. 15 Закона № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, включенных в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, утвержденный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196-ФЗ) обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
С учетом изложенного, п. 13 Основных положений, субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений, каковыми могут являться любые должностные или юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
В силу взаимосвязанных положений пп. 1-2 ст. 123.21, пп. 1 и 4 ст. 123.22 ГК РФ, ст. 6 БК РФ для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием может быть создано казенное учреждение (государственное или муниципальное соответственно), осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Спорная дорога, имеющая идентификационный номер 86 ОП РЗ 86К-10, включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Карелия, утвержденный Распоряжением Правительства РК от 01.11.2010 N 471р-П.
Кроме того, спорная дорога распоряжением № 176-р от 20.03.2008 была передана в оперативное управление реорганизованному в Учреждение, юридическому лицу, в связи с чем привлеченное лицо сохранило права в отношении спорной дороги (п. 1 ст. 57, п. 5 ст. 58 ГК РФ).
В соответствие с п. 2 Распоряжения Правительства РК от 12.04.2011 № 166р-П основными целями деятельности Учреждения являются, в том числе, обеспечение сохранности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и осуществление в отношении них дорожной деятельности.
Согласно пункту 2.1 устава КУРК «Управтодор Республики Карелия» предусмотрено, что Управление создано для организации выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений на них Республики Карелия регионального или межмуниципального значения. Целями деятельности Учреждения являются, в том числе, обеспечение сохранности и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения.
В связи с изложенным, Учреждение обязано в соответствии с целями и задачами, определенными Распоряжением Правительства РК от 12.04.2011 № 166р-П, его уставом, обеспечивать сохранность автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Карелия, улучшать их техническое состояние путем обеспечения безопасного бесперебойного движения по ним транспортных средств.
При этом правильно констатировано, что с учетом пп. 3.1.1-3.1.3 ГОСТ Р 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью, предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см, должны устраняться в срок, не превышающий 10 суток.
Таким образом, мировой судья обоснованно исходил из того, что установленный факт нарушения правил содержания дорог в безопасном для дорожного движения состоянии при отсутствии доказательств принятия Управлением всех зависящих от него мер к соблюдению действующего законодательства с учетом положений Закона № 257-ФЗ, Закона № 196-ФЗ и свидетельствует о том, что привлеченное лицо, будучи лицом, ответственным за состояние спорной дороги, является субъектом вмененного ему административного правонарушения и подлежит административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Доводы Управления о наличии государственного контракта и вины его исполнителя отклоняются судьей, имея ввиду как то обстоятельство, что размеры дефектов дорожного покрытия не позволяют прийти к выводу об их одномоментном образовании, в то время, как привлеченное лицо ненадлежащим образом осуществляло контроль за работой подрядной организации, не определяло в ведомостях планируемых работ виды, объемы и стоимость работ в силу п. 5.1.12 контракта (притом что лишь согласованные работы в силу п. 6.1.6 контракта подлежали оплате), фиксировало ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по государственному контракту, выдавались предписания на устранение неудовлетворительных дорожных условий, контролировалось их исполнение, применялись к нему санкции, предусмотренные государственным контрактом.
Само по себе выдача предписания об устранении дефекта на отметке 44 км + 00 м не свидетельствует о принятии мер по устранению недостатка дорожного покрытия на отметке 44 км + 10 м. Кроме того, отсутствуют сведения о дате вручения предписания, датированного 05.06.2017.
Также учитывается, что определяя в календарном графике выполнения объемных видов работ по содержанию автодорог на 2017 год выполнение работ на спорной дороге в течение мая-июня 2017 г., Управление не предприняло должных мер по устранению недостатка 16.06.2017, в связи с чем привлеченным лицом не обеспечено устранение недостатков на всем протяжении спорной дороги, в том числе, на отметке 44 км + 10 м, что свидетельствует о наличии именно в действиях лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Таким образом, мировой судья верно, с учетом фактических обстоятельств пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Управления состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ – несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог.
Определяя место совершения правонарушения, и, как следствие, место его рассмотрения, мировой судья обоснованно, с учетом фактических обстоятельств и характера административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия в связи с невыполнением вытекающих из ст.ст. 12, 22 ФЗ Закона № 196-ФЗ, п. 6 ст. 3, пп. 2 п. 1 ст. 5, чч. 5-7 ст. 6, ч. 2 ст. 15 Закона № 257-ФЗ, п. 13 Основных положений, ГОСТ Р 50597-93, ГОСТ 33220-2015, ГОСТ Р 52289-2004, Распоряжения Правительства РК от 12.04.2011 № 166р-П, устава Управления обязанности по надлежащему содержанию спорной дороги в безопасном для дорожного движения состоянии, обоснованно исходил из того, что местом совершения правонарушения является место регистрации привлеченного лица.
Кроме того, место регистрации Управления и, как следствие, место нахождение его постоянно действующего исполнительного органа, уполномоченного выступать от имени юридического лица в силу закона (п. 2 ст. 54 ГК РФ) и, как следствие, осуществляющего управление привлеченным лицом, определено в его уставе по адресу: г. Петрозаводск, ул. Шотмана, д. 10а (пп. 1.8, 4.1, 4.4 устава).
Соответственно, бездействие было допущено в связи с непринятием Управлением мер по надлежащему содержанию спорной дороги в безопасном для дорожного движения состоянии по месту его регистрации, что согласуется с разъяснениями, содержащимися в абзаце третьем подпункта «з» пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – постановление № 5), а также многочисленной практикой Верховного Суда РФ по делам об административным правонарушениям, имеющим сходный состав (постановления от 01.08.2017 № 46-АД17-7, от 20.07.2017 № 49-АД17-9, от 02.05.2017 № 11-АД17-19, от 28.02.2017 № 46-АД17-3, от 10.02.2017 № 36-АД17-1, от 01.12.2016 № 74-АД16-13, от 01.12.2016 № 44-АД16-34, от 28.11.2016 № 86-АД16-8, от 25.07.2016 № 24-АД16-2, от 13.07.2016 № 67-АД16-8, от 15.06.2016 № 67-АД16-7, от 10.06.2016 № 46-АД16-13, от 22.12.2015 № 46-АД15-35, от 19.01.2015 № 18-АД14-74, от 26.03.2013 № 71-АД13-3, п. 5 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2, ответ на вопрос 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за январь - июль 2014 года и т.д.).
Иной подход определения места совершения правонарушения (по месту, в котором должны были быть выполнены соответствующие работы по надлежащему содержанию дороги в безопасном для дорожного движения состоянии) не отвечает существу правонарушения в форме бездействия, имея ввиду, что таковое имело место именно по месту нахождения привлеченного лица, где им не предпринимались необходимые и достаточные меры по надлежащему содержанию спорной дороги в безопасном для дорожного движения состоянии.
Кроме того, определение места совершения правонарушения по месту нахождения каждого допущенного нарушения требований по обеспечению безопасности дорожного движения при эксплуатации автодороги, вне зависимости от ее протяженности, выявленных в результате одного проверочного мероприятия, позволяет привлекать лицо, ответственное за содержание автодороги к ответственности за каждое нарушение, что не отвечает требованиям п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
При этом учитывается, что Федеральным законом от 07.03.2017 № 26-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» была изменена не только ст. 12.34 КоАП РФ, но и подведомственность их рассмотрения, в связи с чем данные дела подлежат рассмотрению исключительно судьями.
Также учитываются обстоятельства, связанные с передачей дела по подсудности ( определение судьи Пряжинского районного суда РК от 25.08.2017 года – дело передано по подсудности для рассмотрения мировому судье судебного участка Пряжинского р-на РК, определение мирового судьи судебного участка Прионежского р-на, временно исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка Пряжинского р-на, от 28.08.2017 – дело передано для рассмотрения мировому судье судебного участка № 13 г. Петрозаводска). Указанные судебные акты вступили в законную силу, участниками административного судопроизводства в установленном порядке не обжаловались.
Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, с соблюдением прав привлеченного лица по участию в рассмотрении дела.
Наказание избрано справедливое с учетом личности правонарушителя и обстоятельств совершенного правонарушения. Данные о малозначительности с учетом общественной опасности, того обстоятельства, что вследствие совершения правонарушения возникла угроза безопасности дорожного движения и, как следствие, причинения вреда жизни и здоровью людей, повреждения имущества.
При таких обстоятельствах постановление от 15.09.2017 является законным и обоснованным, оснований для его отмены либо изменения, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.3-30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление мирового судьи судебного участка № 4 г. Петрозаводска Республики Карелия, временно исполнявшего обязанности мирового судьи судебного участка № 13 г. Петрозаводска Республики Карелия, № 5-599/2017-13 от 15.09.2017, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении казенного учреждения Республики Карелия «Управление автомобильных дорог Республики Карелия» оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.
Судья Е.В. Лазарева