Дело № 2-2-139/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Дубенки 06 ноября 2019 г.
Атяшевский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Радаева С.А.,
при секретаре Кудосиной Л.Н.,
с участием в деле:
истца – заместителя прокурора Дубенского района Республики Мордовия Рощина С.М.,
представителей ответчика Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Мордовия «Атяшевский аграрный техникум»: Петрушкина А.И., Сутайкиной М.Н., действующей на основании доверенности №179 от 06 ноября 2019 г.,
ответчика Министерства образования Республики Мордовия,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дубенского района Республики Мордовия, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению Республики Мордовия «Атяшевский аграрный техникум» и Министерству образования Республики Мордовия о возложении обязанности установить систему видеонаблюдения,
установил:
прокурор Дубенского района Республики Мордовия на основании статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) и статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» обратился в суд с иском к ответчикам о возложении обязанности установить систему видеонаблюдения.
В обоснование исковых требований указал, что проведённой прокуратурой района проверкой соблюдения законодательства об образовании в части обеспечения безопасности детей и о противодействии терроризму в деятельности Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Мордовия «Атяшевский аграрный техникум» (далее – ГБПОУ РМ «Атяшевский аграрный техникум», учреждение) выявлены нарушения указанного законодательства в той части, что здание учреждения, расположенное по адресу: ул.Бровцева, д.139, с.Дубенки, Дубенский район, Республика Мордовия, не оборудовано системой видеонаблюдения.
В соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности от 07 апреля 2017 г. №3873 учреждение осуществляет деятельность, в том числе, по адресу: Республика Мордовия, Дубенский район, с.Дубенки, ул.Бровцева, д.139.
Указанно также, что отсутствие систем видеонаблюдения в здании не исключает проникновения в них посторонних лиц, что с точки зрения безопасности нахождения несовершеннолетних в общеобразовательных учреждениях может создать реальную угрозу жизни и здоровья детей. Выявленные нарушения затрагивают права и законные интересы неопределенного круга лиц - обучающихся ГБПОУ РМ «Атяшевский аграрный техникум» на безопасные условия получения образования, а также лиц, которые могут поступить на обучение в учреждение.
Данные нарушения законодательства по обеспечению безопасного пребывания обучающихся и работников образовательного учреждения в части невыполнения обязанностей по предупреждению терроризма могут повлечь за собой возникновение происшествий, грозящих причинением вреда жизни и здоровью несовершеннолетних обучающихся, их родителей.
Просит обязать ГБПОУ РМ «Атяшевский аграрный техникум» и Министерство образования Республики Мордовия в срок до 01 июня 2020 г. оборудовать системой видеонаблюдения здание ГБПОУ РМ «Атяшевский аграрный техникум», расположенное по адресу: Республика Мордовия, Дубенский район, с. Дубенки, ул. Бровцева, д. 139.
В судебном заседании истец - заместитель прокурора Дубенского района Республики Мордовия Рощин С.М. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении, в порядке уточнения исковых требований пояснил, что необходимо обязать ответчиков оборудовать системой видеонаблюдения здание учебного корпуса ГБПОУ РМ «Атяшевский аграрный техникум», расположенное по адресу: Республика Мордовия, Дубенский район, с. Дубенки, ул. Бровцева, д. 139.
Ответчик - Министерство образования Республики Мордовия, своевременно и надлежащим образом извещённое о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о наличии уважительных причин неявки представителя не сообщило.
На основании статьи 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя Министерства образования Республики Мордовия.
Представитель ответчика ГБПОУ РМ «Атяшевский аграрный техникум» Петрушкин А.И. в судебном заседании исковые требования прокурора признал в полном объеме, пояснил, что по причине недостаточного финансирования и отсутствия необходимых собственных денежных средств здание учебного корпуса ГБПОУ РМ «Атяшевский аграрный техникум», отделение Дубенское до настоящего времени не оборудовано системой видеонаблюдения.
Представитель ответчика ГБПОУ РМ «Атяшевский аграрный техникум» по доверенности Сутайкина М.Н. против удовлетворения исковых требований прокурора также не возражала.
Заместитель министра образования Республики Мордовия Бузулуков А.В. в отзыве на исковое заявление указал, что 17 декабря 2018 г. ГБПОУ РМ «Атяшевский аграрный техникум» обращалось в Министерство образования Республики Мордовия с просьбой выделить финансовые средства, необходимые для устранения нарушений законодательства о противодействии терроризму и о пожарной безопасности, указанных в представлении прокуратуры Дубенского района Республики Мордовия от 07 декабря 2018 г.
В связи с отсутствием у Министерства образования Республики Мордовия бюджетных ассигнований, необходимых для устранения указанных нарушений, 19 февраля 2019 г. Министерство образования Республики Мордовия обратилось в Министерство Финансов Республики Мордовия с просьбой рассмотреть возможность выделения из Республиканского бюджета Республики Мордовия дополнительного финансирования, необходимого для устранения нарушений, выявленных в ГБПОУ РМ «Атяшевский аграрный техникум».
До настоящего времени из Республиканского бюджета Республики Мордовия, Министерству образования Республики Мордовия не предоставлено дополнительное финансирование на установку видеонаблюдения в ГБПОУ РМ «Атяшевский аграрный техникум».
При выделении денежных средств из бюджета Министерство образования Республики Мордовия направит денежные средства ГБПОУ РМ «Атяшевский аграрный техникум».
Заслушав объяснения участников процесса, прокурора, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В пункте 3 статьи 3 Конвенции о правах ребёнка указано, что государства-участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
В силу пункта 7 статьи 2, части 3.1 статьи 5 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения, в целях осуществления которых юридические лица обеспечивают выполнение требований антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Частью 7 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в том числе, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 41 названного Федерального закона охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Из приведенных положений Закона следует, что достижение цели обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, предполагает необходимость комплексного подхода к решению указанных задач, то есть конкретные меры по обеспечению безопасности в образовательном учреждении должны определяться с учетом результатов оценки уязвимости и защищенности объекта, наличия иных мер по предупреждению терроризма.
В силу части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Во исполнение вышеуказанных положений Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 07 октября 2017 г. № 1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территории), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», которым установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 23 «Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее - Требования) в отношении объектов (территорий) второй категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 22 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: оборудование объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны (системой видеонаблюдения, контроля и управления доступом, охранной сигнализацией).
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
В силу пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 г., расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
В соответствии с пунктом 5.2 приказа Рособразования от 11 ноября 2009 г. № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений (в первую очередь - учреждений с постоянным пребыванием детей) современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников), контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения, а также первичными средствами пожаротушения, индивидуальными средствами защиты органов дыхания фильтрующего действия для эвакуации людей при пожаре, сертифицированными в области пожарной безопасности.
Из приведенных норм видно, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью, как образовательных учреждений, так и субъектов Российской Федерации, обеспечивающего финансирование образовательных учреждений.
Согласно уставу ГБПОУ РМ «Атяшевский аграрный техникум», учреждение является государственным образовательным учреждением профессионального образования. Учредителем является Республика Мордовия. Функции и полномочия учредителя и собственника осуществляет Министерство образования Республики Мордовия (пункты 1.1, 1.4). К компетенции Министерства образования Республики Мордовия относится, в том числе, финансовое обеспечение выполнения государственного задания (подпункт 12 пункта 4).
На основании выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 03 апреля 2017 г. судом установлено, что ГБПОУ РМ «Атяшевский аграрный техникум» на праве оперативного управления принадлежит здание учебного корпуса общей площадью 2688,1 кв.м, расположенное по адресу: Республика Мордовия, Дубенский район, с. Дубенки, ул. Бровцева, д. 139.
Прокуратурой Дубенского района Республики Мордовия проведена проверка соблюдения законодательства об образовании в части обеспечения безопасности детей и о противодействии терроризму в деятельности ГБПОУ РМ «Атяшевский аграрный техникум», в результате которой установлено, что здание ГБПОУ РМ «Атяшевский аграрный техникум», расположенное по адресу: Республика Мордовия, Дубенский район, с. Дубенки, ул. Бровцева, д. 139, не оборудовано системой видеонаблюдения, что подтверждается письмом директора учреждения Петрушкина А.И. от 23 сентября 2019 г. и сторонами не оспаривается.
В соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности №3873 от 07 апреля 2017 г. учреждение осуществляет деятельность, в том числе, по адресу: Республика Мордовия, Дубенский район, с. Дубенки, ул. Бровцева, д.139.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание приведенные выше нормы материального права, и учитывая, что установка системы видеонаблюдения в образовательном учреждении является обязательной в силу закона, суд приходит к выводу о необходимости возложения на ответчиков обязанности по оборудованию системой видеонаблюдения указанного объекта в сфере предоставления образования.
Отсутствие системы видеонаблюдения в учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного учреждения, создает опасность для неопределенного круга лиц.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав может осуществляться, в том числе и путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Отсутствие денежных средств у ответчиков не является основанием к отказу в удовлетворении исковых требований, так как действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и представителя учредителя образовательного учреждения по обеспечению антитеррористической безопасности с их наличествующими финансовыми возможностями.
В соответствии со статьёй 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определённые действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении суда срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Поскольку для проведения работ по установке системы видеонаблюдения необходимо время, по мнению суда, заявленный прокурором срок – до 01 июня 2020 г., является разумным для исполнения.
В силу подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Также, согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Таким образом, ГБПОУ РМ «Атяшевский аграрный техникум» к числу лиц, освобождённых от уплаты государственной пошлины, не относится.
В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскивается с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счёт средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку иск заявлен прокурором в интересах неопределённого круга физических лиц, а судом заявленный иск удовлетворён в полном объеме, то в данном случае с ГБПОУ РМ «Атяшевский аграрный техникум» подлежит взысканию государственная пошлина, которую должен был оплатить при подаче искового заявления неимущественного характера истец, как физическое лицо.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ, при подаче заявления неимущественного характера государственная пошлина уплачивается физическими лицами в размере 300 рублей. Следовательно, сумма государственной пошлины, подлежащей взысканию с ГБПОУ РМ «Атяшевский аграрный техникум», составляет 300 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования прокурора Дубенского района Республики Мордовия, действующего в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц, к Государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению Республики Мордовия «Атяшевский аграрный техникум» и Министерству образования Республики Мордовия о возложении обязанности установить систему видеонаблюдения удовлетворить.
Обязать Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Мордовия «Атяшевский аграрный техникум» и Министерство образования Республики Мордовия в срок до 01 июня 2020 г. оборудовать здание учебного корпуса Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Мордовия «Атяшевский аграрный техникум», расположенное по адресу: Республика Мордовия, Дубенский район, с. Дубенки, ул. Бровцева, д. 139, системой видеонаблюдения.
Взыскать с Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Мордовия «Атяшевский аграрный техникум» государственную пошлину в доход бюджета Дубенского муниципального района Республики Мордовия в размере в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Атяшевский районный суд Республики Мордовия.
Судья Атяшевского районного суда
Республики Мордовия С.А. Радаев
Решение в окончательной форме принято 06 ноября 2019 г.
Судья Атяшевского районного суда
Республики Мордовия С.А. Радаев