Дело № 2-623/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ г. Кашира Московской области
Каширский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Булычевой С.Н.,
при секретаре судебного заседания Ефимычевой Т.О.,
с участием представителя истца по доверенности Кавериной А.В., представителя ответчика Смородиной А.Н., представителя 3-го лица администрации городского округа Кашира по доверенности Гришиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Московской области к Муниципальному унитарному предприятию «Производственно-технический комплекс» городского округа Кашира о понуждении к совершению действий по устранению нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства РФ,
установил:
Истец Управление Роспотребнадзора по Московской области обратилось в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к ответчику МУП «ПТК» о понуждении к совершению действий по устранению нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства РФ.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация городского округа Кашира Московской области.
Исковые требования мотивированы тем, что одним из основных видов деятельности МУП «ПТК» является удаление и обработка сточных вод (ОГРН 1105019000536 от 27.05.2010, ИНН 5019022504). Фактически МУП «ПТК» осуществляет деятельность по эксплуатации системы водоотведения <адрес> согласно договору безвозмездного пользования имуществом № № от ДД.ММ.ГГГГ и № с Комитетом по управлению имуществом администрации Каширского муниципального района. Административным органом в период ДД.ММ.ГГГГ года регистрируются случаи систематического несоблюдения МУП «ПТК» требований, связанных с охраной водных объектов от загрязнения. Так, внеплановой выездной проверкой, проведенной с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ установлено, что МУП «ПТК» по адресу: <адрес>, допустило нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения: - не согласовало периодичность проведения исследований состава сбрасываемых с очистных сооружений <адрес> сточных вод в окружающую среду, а также не согласовало размещение пунктов контроля, перечень загрязняющих веществ, подлежащих контролю с ТОУ Роспотребнадзора по МО в Каширском, Серебряно-Прудском, Ступинском районах; - не обеспечило лабораторный производственный контроль за эффективностью работы очистных сооружений <адрес> по качеству дегельминтизации и количества числа термотолерантных колиформных бактерий, числа общих колиформных бактерий и числа колифагов.
По фактам выявленных нарушений юридическое лицо было привлечено к административной ответственности по статье 6.3. КоАП РФ.
По результатам плановой выездной проверки юридическому лицу выдано предписание №. Предписание в установленный срок не было исполнено, в связи с чем в ДД.ММ.ГГГГ года МУП «ПТК» было привлечено к административной ответственности по части 1 ст.19.5 КоАП РФ мировым судьей. Последующие предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ так же не были исполнены, юридическое лицо так же привлечено к административной ответственности.
По результатам внеплановой проверки исполнения предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что юридическое лицо МУП «ПТК» по прежнему игнорирует исполнение требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно: юридическое лицо МУП "ПТК" по адресу: <адрес>, допустило сброс хозяйственно-бытовых сточных вод в <адрес>, небезопасных по эпидемиологическому критерию с числом общих колиформных бактерий <данные изъяты> мл при норме не более <данные изъяты>, с числом термотолерантных колиформных бактерий <данные изъяты> мл при норме не более <данные изъяты>, с жизнеспособными яйцами остриц, что создает угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний людей; не обеспечило обеззараживание сточных вод с целью удаления из них микроорганизмов, яиц гельминтов; не организовало проведение лабораторного производственного контроля за составом сбрасываемых сточных вод в <адрес> по качеству дегельминтизации и количеству числа термотолерантных колиформных бактерий, числу общих колиформных бактерий и числу колифагов; протоколы исследований аккредитованной организации за период ДД.ММ.ГГГГ. и истекший период ДД.ММ.ГГГГ. не представлены в Ступинский ТОУ Роспотребнадзора; не обеспечило установление, утверждение и согласование в установленном порядке норматива допустимого сброса для сточных вод, сбрасываемых в <адрес> в окружающую среду - в реку <данные изъяты>
Таким образом, в результате проведенной проверки было установлено неисполнение юридическим лицом обязанности по соблюдению требований, установленных законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и так же был составлен протокол по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ, материал направлен для рассмотрения по подведомственности мировому судье.
Результаты проверок исполнения выданных предписаний свидетельствуют о систематическом неисполнении юридическим лицом установленных требований в рассматриваемой области. При организации деятельности по эксплуатации системы водоотведения МУП «ПТК» обязано выполнять требования действующего законодательства. В рассматриваемом случае у юридического лица имелась возможность для их исполнения.
На основании изложенного, истец просит суд признать бездействие МУП «ПТК» в связи с неисполнением требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения незаконным и обязать МУП «ПТК» незамедлительно прекратить сброс не очищенных и необеззараженных хозяйственно-бытовых сточных вод в <адрес> в окружающую природную среду (на рельеф), небезопасных по эпидемиологическому критерию с целью исключения угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний людей.
Представитель истца Каверина А.В. в судебном заседании уточненные исковые требования Управления Роспетребнадзора по Московской области и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала в полном объеме, просила уточненные исковые требования удовлетворить. При этом пояснила, что плату за сбор и очистку сточных вод по <адрес> получает МУП «ПТК». Сточные воды вытекают из сетей, находящихся в пользовании МУП «ПТК», прямо на рельеф. Стоки текут, минуя очистные сооружения. МУП «ПТК» пустило стоки по другой трубе, которая не идет на очистные сооружения. Проверка в отношении ответчика была вызвана жалобами граждан.
Представитель ответчика МУП «ПТК» Смородина А.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поскольку ДД.ММ.ГГГГ имущество будет передано собственнику – муниципальному образованию «городской округ Кашира». По аналогичному вопросу Каширским городским судом вынесено решение, которым суд обязал администрацию городского округа Кашира осуществить реконструкцию очистных сооружений в <адрес> городского округа Кашира. Считает, что заявленные истцом требования связаны с осуществлением капитального ремонта очистных сооружений, который должен осуществлять собственник имущества. Не отрицала, что сети водоотведения в <адрес> находятся в пользовании МУП «ПТК». Нарушение было допущено ответчиком в связи с неудовлетворительным состоянием очистных сооружений.
Представитель третьего лица администрации городского округа Кашира Гришина А.В. в судебном заседании исковые требования Управления поддержала, при этом пояснила, что сети водоотведения в <адрес> находятся в пользовании ответчика на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ № который является действующим.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит уточненные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 15 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 5.18 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322, п. 8.19 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области", утвержденного приказом Роспотребнадзора от 22.06.2012 N 642, Управление Роспотребнадзора по Московской области вправе обратиться в суд с иском о прекращении противоправных действий в случае нарушения санитарного законодательства.
На основании договора № № безвозмездного пользования муниципальным имуществом городского округа Кашира от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между комитетом по управлению имуществом администрации городского округа Кашира Московской области и МУП «ПТК», канализационная сеть в <адрес> находится во временном безвозмездном пользовании МУП «ПТК» (приложение № к договору безвозмездного пользования).
Пунктами 2.1, 2.2 договора безвозмездного пользования установлено, что срок действия договора определен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Если Ссудополучатель продолжает пользоваться имуществом после истечения срока действия настоящего Договора при отсутствии возражений со стороны ссудодателя, Договор считается возобновленным на тех же условиях на тот же срок. При этом каждая из Сторон вправе в любое время отказаться от Договора, предупредив об этом другую сторону письменно за 1 месяц с указанием даты освобождения помещений. В этом случае Ссудополучатель обязан в течение 10 дней после указанной даты сдать имущество в установленном порядке по передаточному акту.
Поскольку ни одна из сторон не отказалась от договора, то договор № безвозмездного пользования муниципальным имуществом городского округа Кашира от ДД.ММ.ГГГГ продолжает действовать.
До этого канализационная сеть в <адрес> находилась во временном безвозмездном пользовании МУП «ПТК» на основании договора № безвозмездного пользования имуществом Каширского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 56-62).
Из акта проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ, составленного ТОУ Роспотребнадзора по Московской области в Каширском, Серебряно-Прудском, Ступинском районах, следует, что очистные сооружения биологической очистки <адрес>, включающие полный комплекс очистки сточных вод, разрушены, не эксплуатируются. С 2009г. хозяйственно-бытовые сточные воды в <адрес> проходят очистку на полях фильтрации, которые не имеют отстойников, обваловки, не имеют системы обеззараживания (дезинвазии) стоков перед сбросом в окружающую среду. Органом государственного контроля (надзора) установлено, что МУП «ПТК» допустило сброс хозяйственно-бытовых сточных вод с очистных сооружений биологической очистки - полей фильтрации <адрес> в окружающую среду, опасных по эпидемиологическому критерию без обеззрараживания, без обработки сточных вод с целью удаления из них санитарно-показательных микроорганизмов, что является нарушением п. 4.1.1. СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» (л.д. 33-36).
ТОУ Роспотребнадзора по Московской области в Каширском, Серебряно-Прудском, Ступинском районах неоднократно выдавало МУП «ПТК» предписания не допускать сброс хозяйственно-бытовых сточных вод в <адрес>, опасных по эпидемиологическому критерию с числом общих колиформных бактерий <данные изъяты> мл более <данные изъяты>, с числом термотолерантных колиформных бактерий <данные изъяты> мл более <данные изъяты>, организовать обеззараживание сточных вод, сбрасываемых в водный объект (<адрес>), с обработкой сточных вод с целью удаления из них санитарно-показательных микроорганизмов – предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13-14, 18, 26, 30).
Данные предписания МУП «ПТК» не исполнило, в связи с чем было неоднократно привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ мировым судьей судебного участка № Каширского судебного района Московской области (л.д. 19-25, 27-29).
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Ступинским территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Московской области проведена внеплановая выездная проверка в отношении МУП «ПТК», в ходе которой было установлено, что хозяйственно-бытовые сточные воды от жилой застройки <адрес> сбрасываются на рельеф местности без очистки. Точка сброса расположена около асфальтированного проезда в районе кладбища <адрес>. МУП «ПТК» допустило сброс хозяйственно-бытовых сточных вод в <адрес>, небезопасных по эпидемиологическому критерию с числом общих колиформных бактерий <данные изъяты> мл при норме не более <данные изъяты>, с числом термотолерантных колиформных бактерий <данные изъяты> мл при норме не более <данные изъяты>, с жизнеспособными яйцами остриц, что подтверждается протоколом исследований филиала ФБУЗ «ЦГЭМО» в Каширском, Серебряно-Прудском, Ступинском районах № от ДД.ММ.ГГГГ и экспертным заключением ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области» от ДД.ММ.ГГГГ № и создает угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний людей; не обеспечило обеззараживание сточных вод с целью удаления из них микроорганизмов, яиц гельминтов, что подтверждается протоколом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 86, 92-95, 97-99, 101).
Решением Каширского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворен иск Каширского городского прокурора Московской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации городского округа Кашира Московской области о защите экологических прав и об обязании осуществить реконструкцию очистных сооружений. Указанным решением на администрацию городского округа Кашира возложена обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить реконструкцию очистных сооружений (строительно-монтажные) работы в <адрес> (л.д. 53-55).
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Пунктами 1, 2 ст. 18 вышеуказанного Федерального закона установлено, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
Гигиенические требования к условиям отведения сточных вод в водные объекты установлены "СанПиН 2.1.5.980-00. 2.1.5. Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 22.06.2000), которые являются обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми юридическими и физическими лицами, деятельность которых связана с проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для организаций, осуществляющих государственное управление и государственный контроль в области охраны вод в соответствии с законодательством.
В соответствии с п. 4.1.1 указанных СанПиН в целях охраны водных объектов от загрязнения не допускается сбрасывать в водные объекты сточные воды (производственные, хозяйственно-бытовые, поверхностно-ливневые и т.д.), которые содержат возбудителей инфекционных заболеваний бактериальной, вирусной и паразитарной природы. Сточные воды, опасные по эпидемиологическому критерию, могут сбрасываться в водные объекты только после соответствующей очистки и обеззараживания до числа термотолерантных колиформных бактерий КОЕ/100 мл <= 100, числа общих колиформных бактерий КОЕ/100 мл <= 500 и числа колифагов БОЕ/100 мл <= 100.
Сточные воды, которые технически невозможно использовать в системах повторного, оборотного водоснабжения в промышленности, городском хозяйстве, для орошения в сельском хозяйстве и для других целей, допускается отводить в водные объекты после очистки в соответствии с требованиями настоящих санитарных правил к санитарной охране водных объектов и соблюдения нормативов качества воды в пунктах водопользования (п. 4.2).
Согласно п. 6.12 СанПиН 2.1.5.980-00 водопользователи обязаны, в том числе, проводить согласованные с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы или по предписаниям указанных органов и учреждений организационно-технические, санитарно-эпидемиологические или иные мероприятия, направленные на соблюдение гигиенических нормативов качества воды водных объектов; обеспечивать проведение работ по обоснованию безопасности и безвредности для здоровья человека материалов, реагентов, технологических процессов и устройств, используемых при очистке сточных вод, в канализационных, гидротехнических сооружениях и других технических объектах, которые могут привести к загрязнению поверхностных вод; обеспечивать контроль состава сбрасываемых сточных вод и качества воды водных объектов.
Из пояснений представителя истца следует, что ответчик осуществляет сброс сточных вод в <адрес> на рельеф местности. На очистные сооружения стоки не поступают.
Ответчик получает с потребителей <адрес> плату за водоотведение сточных вод. Данное обстоятельство представителем ответчика в судебном заседании не оспаривалось.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что ответчиком не исполняются требования законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Ответчик обязан прекратить сброс не очищенных и необеззараженных хозяйственно-бытовых сточных вод в <адрес> в окружающую природную среду (на рельеф), небезопасных по эпидемиологическому критерию с целью исключения угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний людей. Устранение указанных нарушений возможно путем сбора сточных вод и вывоза для очистки на очистные сооружения.
На основании изложенного, суд удовлетворяет исковые требования Управления Роспотребнадзора по Московской области.
В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета городского округа Кашира государственная пошлина в размере 6000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
уточненные исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Московской области удовлетворить.
Признать бездействие МУП «ПТК» в связи с неисполнением требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения незаконным.
Обязать МУП «ПТК» прекратить сброс не очищенных и необеззараженных хозяйственно-бытовых сточных вод в <адрес> <адрес> в окружающую природную среду (на рельеф), небезопасных по эпидемиологическому критерию с целью исключения угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний людей.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Производственно-технический комплекс» городского округа Кашира государственную пошлину в доход бюджета городского округа Кашира в размере 6000 (шести тысяч) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Каширский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Федеральный судья С.Н. Булычева