Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-123/2021 (2а-3925/2020;) от 03.11.2020

63RS0039-01-2020-003686-13

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

26 февраля 2021 года                            г.Самара

Ленинский районный суд г. Самара в составе:

председательствующего судьи Ивановой А.И.,

при секретаре Ахметовой Л.И.,

с участием прокурора Бербасовой А.Н.,

представителя административного истца Степанчука О.В. – Паладьева М.А.,

представителя административного ответчика Администрации г.о.Самара – Евтюшенковой Е.Л.,

представителя заинтересованного лица Департамента экономического развития, инвестиций и торговли Администрации г.о. Самара – Нестеровой Т.А.,

представителя заинтересованного лица Администрации Советского внутригородского района г.о. Самара – Лукояновой Т.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-123/2021 по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Степанчука Олега Владимировича об оспаривании нормативного правового акта Администрации г.о. Самара,

установил:

Индивидуальный предприниматель Степанчук О.В. обратился в суд с административным иском, в котором просит признать недействующим пункт 1.19 постановления Администрации городского округа Самара от 13.05.2020 N 354 "О внесении изменений в постановление Администрации городского округа Самара от 19.04.2013 N 377 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара" в части исключения из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара пункта 1853 (временного павильона-магазина по реализации продуктов питания, площадью 49,5 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего административному истцу).

В обоснование заявления указано, что 05.12.2012 между Министерством имущественных отношений Самарской области и ИП Степанчуком О.В. заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером площадью 49,5 кв.м, расположенного по вышеуказанному адресу, под существующий временный павильон-магазин по реализации продуктов питания. По истечении срока действия договора договор аренды возобновлен на неопределенный срок. На основании данного договора аренды принадлежащий истцу торговый павильон был включен в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара, утвержденную постановлением Администрации городского округа Самара от 19.04.2013 N377 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара", пункт - 1853 (далее также – Схема).

Постановлением Администрации городского округа Самара от 13.05.2020 N354 внесены изменения в постановление Администрации городского округа Самара от 19.04.2013 N377, в соответствии с которыми пункт 1853 исключен из Схемы.

Административный истец полагает, что оспариваемое решение противоречит нормам Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Федеральному закону от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", а также постановлению Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N772 "Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов", согласно которым нестационарные торговые объекты размещаются в целях обеспечения населения услугами торговли, а внесение изменений в схему не может ограничивать конкуренцию и служить основанием для пересмотра мест размещения объектов, строительство, реконструкция и эксплуатация которых была начата до утверждения указанной схемы, а также ограничивает права административного истца на осуществление предпринимательской деятельности. Исключение объекта из Схемы препятствует реализации права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта после прекращения действия договора аренды земельного участка.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит признать вышеуказанное постановление не действующим в части.

В судебном заседании представитель Степанчука О.В. административный иск поддержал, просил удовлетворить.

Представитель Администрации г.о.Самара, представитель Департамента экономического развития, инвестиций и торговли Администрации г.о. Самара, представитель Администрации Советского внутригородского района г.о. Самара возражали против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в письменных отзывах.

Представитель заинтересованного лица Департамента управления имуществом г.о. Самара в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, согласно которому просит в административном иске отказать.

Выслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшей требования не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Постановлением Администрации городского округа Самара от 19.04.2013 N 377 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара, в пункте 1853 которой числится нестационарный торговый объект (несезонный, продовольственный) расположенный по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером , площадью 49,5 кв.м.

Постановлением Администрации городского округа Самара от 13.05.2020 N354, опубликованным в издании "Самарская Газета", N 93(6530), 14.05.2020, в постановление Администрации городского округа Самара от 19.04.2013 N377 внесены изменения, предусматривающие, в том числе, исключение пункта 1853 из Схемы.

В соответствии с подпунктом 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится создание условий для обеспечения жителей муниципального, городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли: разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (пункт 2).

Согласно подп. «б.1» пункта 3 статьи 25 Устава городского округа Самара Администрация городского округа Самара для решения вопросов местного значения городского округа Самара разрабатывает и утверждает схемы размещения нестационарных торговых объектов.

На территории Самарской области действует Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Самарской области, утвержденный приказом министерства промышленности и торговли Самарской области от 17.06.2019 N87-п (далее – Порядок N87-п).

В соответствии с пунктами 1.3, 1.4 Порядка N87-п схема в городских округах разрабатывается и утверждается органами местного самоуправления городских округов в разрезе районов городских округов. Схема, равно как и внесение в нее изменений, утверждается нормативным правовым актом органа местного самоуправления, типовая форма которого установлена приложением 1 к настоящему Порядку.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и опубликования.

В соответствии с частями 1 и 6 статьи 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

Аналогичные положения предусмотрены пунктом 1.5 Порядка N87-п.

Из материалов дела следует, что 05.12.2012 между Министерством имущественных отношений Самарской области и ИП Степанчуком О.В. заключен договор №2553а-2012/2013 аренды земельного участка с кадастровым номером площадью 49,5 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, под существующий временный павильон-магазин по реализации продуктов питания. Договор заключен сроком на один год. Пунктом 7.4 договора предусмотрено, что при условии возобновления договора на неопределенный срок в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 621 ГК РФ, стороны вправе в любое время отказаться от договора аренды.

Письмом от 07.12.2018 №15-07-30/42605 Департамент управления имуществом г.о.Самара уведомил Степанчука О.В. об отказе от договора аренды земельного участка с 10.01.2019 в связи с неоднократным неисполнением арендатором обязательства по полной и своевременной оплате арендных платежей.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 20.02.2020 по делу №А55-4535/2019 иск ИП Степанчука О.В. о признании незаконными действий Департамента управления имуществом г.о.Самара, выразившихся в отказе от договора аренды, оставлен без удовлетворения.

04.02.2019 Департаментом управления имуществом г.о.Самара в адрес Департамента промышленности, предпринимательства, туризма, потребительского рынка товаров и услуг направлено обращение №15-07-15/3337 об исключении торгового объекта, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Советской Армии, в районе дома 144, из схемы размещения нестационарных торговых объектов в связи с прекращением договорных отношений с ИП Степанчуком О.В.

В ответ на обращение Департамента промышленности, предпринимательства, туризма, потребительского рынка товаров и услуг о целесообразности исключения места размещения нестационарного торгового объекта из Схемы Администрация Советского внутригородского района г.о.Самара письмом от 06.03.2019 сообщила, что объект потребительского рынка по вышеуказанному адресу установлен с нарушением п. 4.1 Главы 12 постановления Главы городского округа Самара от 10.06.2008 N 404 "Об утверждении Правил благоустройства территории городского округа Самара и территорий внутригородских районов городского округа Самара".

В соответствии с пунктом 3.4 Порядка N87-п основанием для отказа органа местного самоуправления во включении в Схему нестационарных торговых объектов является, в том числе, несоответствие предлагаемого места расположения нестационарного торгового объекта нормам и требованиям законодательства, предусмотренным пунктом 2.2 настоящего Порядка.

Пунктом 2.2 названного Порядка установлено, что разработка Схемы осуществляется с соблюдением норм градостроительного, земельного, санитарно-эпидемиологического, экологического, противопожарного законодательства, правил благоустройства, установленных на территории соответствующего муниципального образования, а также законодательства, регулирующего торговую деятельность.

В настоящее время на территории г.о. Самара действуют Правила благоустройства территории городского округа Самара и территорий внутригородских районов городского округа Самара, утвержденные решением Думы городского округа Самара от 08.08.2019 N 444.

В пункте 2 статьи 11 данных Правил закреплено, что не допускается размещение объектов потребительского рынка: 1) на придомовой территории, в арках зданий, на территориях, занятых зелеными насаждениями, на детских и спортивных площадках, автомобильных стоянках, в павильонах остановок общественного транспорта (за исключением сблокированных с павильоном), в охранных зонах подземных и наземных инженерных сетей и коммуникаций в случаях, предусмотренных федеральным законодательством; 2) ближе 10 м от павильонов остановок городского пассажирского транспорта, от наземных и подземных пешеходных переходов, совмещенных с входами на станции метрополитена, 25 м - от вентиляционных шахт, 20 м - от окон жилых помещений, перед витринами торговых организаций, 3 м - от ствола дерева, 1,5 м - от внешней границы кроны кустарника.

Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером согласно координатам, содержащимся в государственном кадастре недвижимости, расположен на придомовой территории, на расстоянии менее 20 метров от окон жилых домов.

Данное обстоятельство подтверждается схемой земельного участка, составленной Администрацией Советского внутригородского района г.о.Самара по результатам выезда на место, в ходе которого установлено, что земельный участок с кадастровым номером находится на придомовых территориях многоквартирных домов, расположенных по адресу: <адрес>. Расстояние от границ земельного участка до данных многоквартирных домов составляет 9,77 м и 15,76 м. При этом в ходе осмотра установлено, что торговый павильон на данном земельном участке отсутствует.

Из представленных документов следует и не оспаривалось участниками процесса, что фактическое местонахождение временного павильона-магазина, принадлежащего истцу, не совпадает с кадастровыми границами земельного участка, на котором он должен быть расположен.

Из проекта границ земельного участка, предоставленного ИП Степанчуку О.В., от 2003 года усматривается, что участок должен быть расположен вдоль проезжей части по <адрес>. Однако по данным публичной кадастровой карты и согласно заключению кадастрового инженера земельный участок расположен в ином месте, а именно, между жилыми домами <адрес>, что и было установлено в ходе его осмотра Администрацией Советского внутригородского района г.о.Самара.

В заключении кадастровым инженером сделан вывод, что фактические границы земельного участка с кадастровым номером смещены относительно сведений ЕГРН, имеет место реестровая ошибка.

В ходе судебного разбирательства представителем административного истца заявлено ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу до рассмотрения Арбитражным судом Самарской области заявления ИП Степанчука О.В. о признании реестровой ошибки и установлении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером . Данное ходатайство, с учетом мнения сторон, оставлено без удовлетворения, поскольку рассмотрение арбитражным судом указанного заявления не препятствует производству по настоящему гражданскому делу. В случае установления реестровой ошибки истец не лишен возможности ставить вопрос о пересмотре настоящего решения по вновь открывшимся обстоятельствам, либо заявить иные требования в связи с исключением нестационарного торгового объекта из Схемы.

Учитывая, что место размещения нестационарного торгового объекта в Схеме определяется местом расположения земельного участка с конкретным кадастровым номером, суд считает, что проверке на соответствие требованиям законодательства подлежит именно место расположения земельного участка, а не место фактического размещения объекта. В рассматриваемом случае расположение земельного участка, предназначенного для размещения торгового павильона, нарушает Правила благоустройства территории городского округа Самара в части запрета на размещение объектов на придомовой территории и ближе 20 м от окон жилых помещений.

При таких обстоятельствах постановление Администрации г.о.Самара от 13.05.2020 N354 в части исключения места размещения временного торгового объекта из Схемы не противоречит имеющим большую юридическую силу нормативным правовым актам, регулирующим отношения в сфере торговли, в том числе части 6 статьи 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", согласно которой

утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы, поскольку в данном случае из схемы исключено место, не предназначенное для размещения объектов потребительского рынка.

Таким образом, оснований для признания оспариваемого постановления не действующим в части не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

    

Административное исковое заявление ИП Степанчука Олега Владимировича о признании недействующим пункта 1.19 постановления Администрации городского округа Самара от 13.05.2020 N 354 "О внесении изменений в постановление Администрации городского округа Самара от 19.04.2013 N 377 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара" в части исключения из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара пункта 1853 (временного павильона-магазина по реализации продуктов питания, площадью 49,5 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>) – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья             (подпись)                А.И. Иванова

Копия верна: судья

Решение в окончательной форме изготовлено 15.03.2021.

2а-123/2021 (2а-3925/2020;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ИП Степанчук Олег Владимирович
Прокурор г. Самары
Ответчики
Администрация г.о. Самара
Другие
Департамент экономического развития, инвестиций и торговли Администрации г.о. Самара
Паладьев М.А.
Департамент управления имуществом г.о. Самара
Администрация Советского внутригородского района г.о. Самара
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Иванова А. И.
Дело на сайте суда
leninsky--sam.sudrf.ru
03.11.2020Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
03.11.2020Передача материалов судье
06.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.11.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
18.11.2020Предварительное судебное заседание
09.12.2020Судебное заседание
24.12.2020Судебное заседание
20.01.2021Судебное заседание
29.01.2021Судебное заседание
26.02.2021Судебное заседание
12.02.2021Судебное заседание
15.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее