Дело № 2-560/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Зилаир 27 октября 2021 года
Зилаирский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Фатхутдиновой Г.И.,
с участием истца в лице заместителя прокурора Зилаирского района РБ Кашкарова Т.М., истца Юриной А.А.,
при секретаре Киньябаевой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> РБ в интересах Юриной ФИО6 к администрации муниципального района Зилаирский район РБ о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
установил:
Прокурор Зилаирского района РБ в интересах Юриной А.А. обратился в суд с иском к администрации муниципального района Зилаирский район РБ о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, мотивируя тем, что прокуратурой Зилаирского района РБ проведена проверка исполнения законодательства о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части реализации права данной категории граждан на получение жилого помещения в связи с обращением Юриной А.А., в ходе которой установлено, что Юрина А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, постановлением ответчика № от ДД.ММ.ГГГГг. принята на регистрационный учет для предоставления жилья по договору социального найма. Право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения у Юриной А.А. возникло в 2019 году, по достижении ею 18 летнего возраста, однако до настоящего времени Юрина А.А. жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения не обеспечена, следовательно, право на получение жилого помещения за ней сохранилось. Истец, ссылаясь на положения ст. 40 Конституции РФ, ч.1 ст. 92, ч.1 ст.109.1 ЖК РФ, Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ч.2 ст. 19 Федерального закона № 131 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, ст. 45 ГПК РФ просил обязать ответчика предоставить Юриной А.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории МР Зилаирский район РБ отвечающее установленным законом санитарным и техническим требованиям, площадью не менее установленной нормы предоставления жилого помещения и заключить с Юриной А.А. договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.
В судебном заседании истец в лице заместителя прокурора Зилаирского района РБ Кашкарова Т.М. исковые требования поддержал полностью по основаниям, указанным в исковом заявлении, просил удовлетворить.
В судебном заседании истец Юрина А.А. исковые требования поддержала полностью по основаниям, указанным в исковом заявлении, просила удовлетворить.
В судебное заседание представитель ответчика администрации МР Зилаирский район РБ не явился, извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Поскольку представитель ответчика, извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела, суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.
Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В судебном заседании установлено, что Юрина А.А., 26 марта 2001 года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченных в соответствии с законом жилым помещением.
Постановлением заместителя главы администрации МР Зилаирский район РБ № от ДД.ММ.ГГГГг. Юрина А.А. включена в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в соответствии с ч.1 ст.8 Закона Республики Башкортостан от 27 октября 1998г. № 188-з «О дополнительных гарантия по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в МР Зилаирский район РБ.
Согласно сведению представленного Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ от 13 августа 2021г. Юрина А.А., прав на объекты недвижимого имущества не имеет.
Истец Юрина А.А., согласно копии документа удостоверяющего личность имеет регистрацию по адресу: РБ, <адрес>, однако, собственником данного жилого помещения не является.
08 июля 2021г. Юриной А.А. подано заявление в прокуратуру Зилаирского района РБ о содействии в получении жилого помещения.
Таким образом, установлено, что Юрина А.А., не являющаяся нанимателем жилого помещения по договорам социального найма, членом семьи собственника жилого помещения, с момента достижения возраста совершеннолетия до настоящего времени благоустроенным жилым помещением не обеспечена, тем самым нарушены её жилищные права.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
В соответствии с п.1, 2, 3 ст. 8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» N159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (п.1).
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений (п.2).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.
Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка (п.3).
Вместе с тем, исследованные в судебном заседании письменные доказательства, которые были предоставлены сторонами, указывают на допущенные нарушения требований закона, регулирующего жилищные отношения, и ограничивают права истца на получение жилья вне очереди.
Малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 ст. 40 Конституции РФ).
В силу конституционных положений, Жилищного Кодекса РФ предусмотрено внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, которые предоставляются в частности: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательном и иных учреждениях, в том числе в учреждениях специализированного обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ч. 2 ст.57 ЖК РФ).
По смыслу приведенных выше правовых норм, основанием возникновения права на внеочередное получения жилья у детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещения, является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях; прекращение опеки (попечительства); окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
При этом возникновение права на получения жилья в частности связано с прекращением опеки (попечительства), и с обращением этих лиц с заявлениями о предоставлении вне очереди жилых помещений в соответствующие органы.
Кроме того, положения ч. 2 ст. 57 Жилищного Кодекса РФ не содержат указания на конкретный срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, имеющим право на его внеочередное предоставление, в связи с чем, реализация такого права должна иметь место незамедлительно после его возникновения.
Согласно ст. 92 Жилищного Кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее –специализированные жилые помещения) относятся; жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Часть первая ст. 109.1. Жилищного Кодекса РФ устанавливает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года № 260-з (ред. от 06.12.2011) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан», органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливается законодательством Республики Башкортостан и относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан.
Согласно Закону Республики Башкортостан № 451-з «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РБ», с 1 января 2012 года государственное полномочие по обеспечению детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью передано органам местного самоуправления РБ.
Согласно пунктам 8.1 - 8.5 Постановления Правительства РБ от 06 сентября 2013 г. N 407 "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Башкортостан", жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - жилые помещения для детей-сирот), по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются:
а) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;
б) детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Порядком, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Жилые помещения для детей-сирот предоставляются указанным лицам на основании списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Жилые помещения для детей-сирот предоставляются по месту их жительства в муниципальном образовании Республики Башкортостан, на территории которого эти лица включены в список.
Жилое помещение для детей-сирот, предоставляемое по договору найма специализированных жилых помещений, должно соответствовать требованиям благоустроенности применительно к условиям соответствующего населенного пункта, а именно:
а) общая площадь жилого помещения должна соответствовать норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления муниципального образования Республики Башкортостан, на территории которого предоставляется жилое помещение;
б) жилое помещение должно соответствовать требованиям жилищного законодательства, санитарным, техническим и иным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предоставляемым гражданам для постоянного проживания.
Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет пять лет.
Согласно Списку детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в соответствии с ч.1 ст.8 Закона Республики Башкортостан от 27 октября 1998г. № 188-з «О дополнительных гарантия по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в МР Зилаирский район РБ, утверждённому постановлением первого заместителя главы администрации Зилаирского района РБ от ДД.ММ.ГГГГг. № Юрина А.А. включена в данный список.
Включив Юрину А.А. в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ответчик не оспаривает факт нуждаемости истца в жилом помещении муниципального специализированного жилищного фонда, однако до настоящего времени истец жильем не обеспечена.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора и возложении на ответчика обязанности по предоставлению Юриной А.А. жилого помещения из муниципального специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Согласно подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Таким образом, ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины и он не может быть отнесен к числу субъектов, являющихся в установленном законом порядке плательщиками государственной пошлины.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора Зилаирского района РБ в интересах Юриной ФИО7 к администрации муниципального района Зилаирский район РБ о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан предоставить Юриной ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории МР Зилаирский район РБ, отвечающее установленным законом санитарным и техническим требованиям, площадью не менее установленной нормы предоставления жилого помещения и заключить с Юриной ФИО9 договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Зилаирский межрайонный суд Республики Башкортостан.
Судья: Фатхутдинова Г.И.
Мотивированное решение составлено 02 ноября 2021 года