Дело № 2-753/2018
24RS0029-01-2018-000677-37
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 декабря 2018г. пгт.Козулька
Козульский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Чижиковой О.В.,
с участием истцов Пухарева В.В., Пухаревой Т.В.,
представителя ответчика ФИО1 действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №,
при секретаре Дядиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Пухарева В.В., действующего за себя и в интересах несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО3, ФИО4, Пухаревой Т.В., Пухарева Е.В., Пухаревой Н.В. к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Пухарев В.В., действующий в своих интересах и интересах своих несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО3, Пухарева С.В., Пухарева Т.В., Пухарев Е.В., Пухарева Н.В. обратились в суд с иском к ОАО «Российские железные дороги» (далее ОАО «РЖД») о компенсации морального вреда, требования мотивируя тем, что истцы проживают по адресу <адрес>, являются потребителями воды, поставляемой им ответчиком. Истцом Пухаревым В.В. было заказано санитарно-гигиеническое исследование питьевой воды, подаваемой в его дом. Согласно протокола лабораторного исследования № от ДД.ММ.ГГГГ. качество воды, в жилом доме, по адресу <адрес>, не соответствует требованиям СанПиН 2.1.41074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству централизованных систем питьевого водоснабжения». Считают, что ответчик, как исполнитель коммунальных услуг по холодному водоснабжению, предоставлял данную услугу ненадлежащего качества, что неблагоприятно сказывается на здоровье граждан. Также истцы считают, что ответчик обязан осуществлять производственный контроль поступающего к ним ресурса, проверять качество услуги до её предоставления потребителю, проводить оценку риска для здоровья населения оказываемой услуги. По мнению истцов, протокол лабораторных испытаний № от ДД.ММ.ГГГГ. служит достаточным доказательством того, что услуга по предоставлению холодного водоснабжения, предоставляемая ответчиком, ненадлежащего качества.
Просят суд взыскать с ответчика в счет компенсации морального вреда в пользу ФИО4, ФИО3, ФИО2 по 40000 рублей каждому, в пользу Пухаревой Н.В., Пухарева Е.В. по 20000 рублей каждому, в пользу Пухаревой Т.В. 40000 рублей, в пользу Пухарева В.В. 10000 рублей, а также расходы, связанные с проведением лабораторных испытаний в размере 1780,36 рублей.
Истец Пухарев В.В. в судебном заседании требования иска поддержал в полном объёме, по изложенным в нем основаниям, суду пояснил, что между ним и Красноярской дирекцией заключен договор, до 2015 года платил исправно, но с 2015 года не оплачивал услуги по холодному водоснабжению, моральный вред ему причинен нарушением его прав, как потребителя, поскольку услуга предоставляется ненадлежащего качества. Мутность и норма железа превышены в несколько раз, цвет не соответствует нормам, холодная вода не соответствует по качеству.
Истец Пухарева Т.В. в судебном заседании требования иска поддержала в полном объёме, по изложенным в нем основаниям, суду пояснила, что её здоровье ухудшилось и вполне возможно, что из-за воды, она два годы пытается поднять гемоглабин, выпадают волосы, ломаются кости, началась одышка. Воду пить она не может, поскольку все покрылось ржавчиной, у ребенка, после купания в данной воде, идут аллергические реакции. Они установили счетчики, по тарифам платить дороже. Пухарев Е.В. проживает по соседству с ними, воду набирает у них. Пухарева Н.В. живет в <адрес>, приезжает на выходные, но она выросла на этой воде. ФИО2, ФИО3, ФИО4 проживают с ними.
Истцы Пухарева Н.В., Пухарев Е.В., ФИО2 в судебное заседание не явились, извещены надлежаще и своевременно, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствии.
Представитель ответчика ФИО1., действующий на основании доверенности, в судебном заседании требования иска не признал, суду пояснил, что сумма морального вреда ничем не подтверждена. За предоставляемую услугу истцы не платили. Жителям <адрес> за 2018 г. деньги возвращены.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 2 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Кодекса) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В силу ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать, предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации, находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность, используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него, отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Согласно ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Согласно пункту 13 Правил предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги ненадлежащего качества (подпункт "а" пункта 31 Правил).
Абзацем 15 пункта 2 Правил предусмотрено, что к потребителям коммунальных услуг относятся собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Одним из видов коммунальных услуг являются холодное водоснабжение, то есть снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения (подпункт "а" пункта 4 Правил).
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что истцу Пухареву В.В. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Ответчик через присоединенную сеть поставляет истцам холодную воду.
Согласно справке, выданной администрацией Жуковского сельсовета Козульского района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ. № Пухарев В.В., действительно проживает по адресу: <адрес> края, и имеет состав семьи: жена – Пухарева Т.В., 1973 года рождения, сын – Пухарев Е.В., 1993 года рождения, дочь – Пухарева Н.В. – 1996 года рождения, дочь – ФИО2, 2000 года рождения, дочь – ФИО3, 2003 года рождения, сын – ФИО4, 2015 года рождения.
Из положений части 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" следует, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В силу части 1 статьи 23 и части 1 статьи 24 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" организация, осуществляющая холодное и горячее водоснабжение с использованием централизованной системы холодного и горячего водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую и горячую воду, соответствующую установленным требованиям.
Гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест, установлены СанПиН 2.1.4.1074-01.
Качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям настоящих Санитарных правил (пункт 2.2 СанПиН 2.1.4.1074-01).
Согласно пункту 3.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.
При этом благоприятные органолептические свойства воды определяются ее соответствием нормативам, указанным в таблице 4, а также нормативам содержания веществ, оказывающих влияние на органолептические свойства воды, приведенным в таблицах 2 и 3 и в Приложении 2 (пункт 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01).
В соответствии с таблицей 2 и 4 СанПиН 2.1.4.1074-01 предельно допустимая концентрация железа в воде составляет 0,3 мг/л.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения, обязаны соблюдать санитарные правила, установленные СанПиН 2.1.4.2496-09.
Исходя из положений пунктов 2.2 и 3.1.9 СанПиН 2.1.4.2496-09 горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность, и ее качество у потребителя должно отвечать требованиям санитарно-эпидемиологических правил и норм, предъявляемым к питьевой воде.
Согласно протокола лабораторных исследований (испытаний) №1.380 от 19 марта 2018 года ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» Красноярский дорожный филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» питьевая вода, отобранная в кране холодного водоснабжения на кухне, у Пухарева В.В., по адресу: <адрес> установлено, что питьевая вода, подаваемая потребителям, по определяемым показателям составляет: цветность 249,78+/-49,96, при величине допустимого уровня 20, мутность 93,75+/-18,75 при величине допустимого уровня 1,5, железо 2,15+/-0,54 при величине допустимого уровня 0,3.
Учитывая, что в ходе лабораторных исследований питьевой воды, которая ответчиком подается в жилое помещение истцов, по уровню концентрации железа, цветности и мутности не соответствует приведенным санитарным правилам и нормативам, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что ответчиком ОАО «РЖД» предоставляет коммунальные услуги ненадлежащего качества.
Согласно статье 15 Федерального закона от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
В соответствии с пунктом 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем, размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
Исходя из принципа разумности и справедливости. С учетом всех установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание, что ответчиком не оспаривался и материалами дела доказан факт нарушения прав истцов как потребителей, путем оказания некачественной услуги по подаче питьевой воды, суд считает возможным удовлетворить частично требование истцов о компенсации морального вреда, взыскав в пользу Пухарева В.В., действующего за себя и в интересах несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО3, ФИО4 в счет компенсации морального вреда 5000 рублей, в пользу Пухаревой Т.В., Пухарева Е.В. в счет компенсации морального вреда по 2000 рублей каждому, в пользу Пухаревой Н.В. в счет компенсации морального вреда 500 рублей.
Согласно ч.1 ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Также судом установлено, что для защиты нарушенных прав истцом Пухаревым В.В. понесены убытки, связанные с оплатой лабораторных исследований в сумме 1780,36 руб., что подтверждается договором об оказании услуг от 19.03.2018г. заключенного между ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» и Пухаревым В.В., копией чека.
Поскольку судом установлено нарушение прав истца, в вязи, с чем убытки, связанные с проведением лабораторных испытаний следует взыскать с ответчика в пользу истца Пухарева В.В. в размере 1780 рублей 36 копеек.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, судебные расходы по уплате государственной пошлины следует взыскать с ответчика в доход местного бюджета в размере 1200 руб. 00 коп.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░2, ░░░3, ░░░4, ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░2, ░░░3, ░░░4 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ 5000 (░░░░ ░░░░░) ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 1780 ░░░░░░ 36 ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 6780 (░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░) ░░░░░░ 36 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2000 (░░░ ░░░░░░) ░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ 500 (░░░░░░░) ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1200 (░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░: 14.01.2019░.