РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
21 марта 2018 года Промышленный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Бакаевой Ю.В.,
при секретаре Бакаевой Ю.В.,
с участием представителя административного истца помощника прокурора Промышленного района г. Самары Облиной Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1471/18 по административному иску заместителя прокурора города Самары к Струеву Сергею Александровичу о прекращении права управления транспортным средством,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец заместитель прокурора города Самара обратился в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в суд с административным иском к ответчику Струеву Сергею Александровича, в котором просил прекратить действие права на управление транспортными средствами у Струева Сергея Александровича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающего по адресу: <адрес> до прекращения его диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением); обязать Струева С.А. сдать в Управление ОГИБДД ГУ МВД России по Самарской области с целью аннулирования водительское удостоверение <адрес>, выданное 30.06.2010г.
В обоснование своих требований ссылается на то, что в результате проверки соблюдения требований ФЗ № 196-ФЗ от 10.12.1995г. «О безопасности дорожного движения» на предмет законности управления транспортными средствами выявлен факт наличия права на управление транспортным средством у Струева С.А., который состоит на учете в ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер» с апреля 1999г. с диагнозом <данные изъяты> что является противопоказанием к управлению транспортным средством.
Вместе с тем, у ответчика имеется действующее водительское удостоверение на право управления транспортными средствами №<адрес> от 30.06.2010г.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Промышленного района г.Самара Облина Е.О. административные исковые требования поддержала, дала пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении, просила административный иск удовлетворить, дополнив, что по данным ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер» ответчик Струев С.А. состоит на наркологическом учете, имеет противопоказания к управлению транспортным средством, после того как будет зафиксирована стойкая ремиссия, ответчик сможет обратиться за выдачей нового водительского удостоверения.
Административный ответчик Струев С.А. в судебное заседание не явился, извещен судом надлежаще, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель заинтересованного лица Управления ГИБДД ГУ МВД России по г. Самаре в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, о причинах не явки суду не сообщили.
Представитель заинтересованного лица ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер» в судебное заседание не явился, согласно письменному заявлению просили дело рассмотреть в отсутствие представителя, удовлетворение заявления оставили на усмотрение суда.
Заслушав представителя административного истца, суд признает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд
Согласно ч. 2 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации.
Согласно п.2.7 Правил дорожного движения РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ № 20 от 21.10.2013г. водителю запрещается управлять транспортным средством в болезненном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.
В соответствии со ст.1 ФЗ РФ № 196-ФЗ от 10.12.1995г. «О безопасности дорожного движения» задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий отнесены к задачам в сфере безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 24 Закона «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам РФ гарантируется государством, и обеспечиваются путем выполнения законодательства РФ о безопасности дорожного движения и международных договоров РФ. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч.2 ст. 25 Закона "О безопасности дорожного движения" право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в статье 26 настоящего Федерального закона.
Право на управление транспортными средствами подтверждается водительским удостоверением (ч.4 ст. 25 Закона).
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона к сдаче экзаменов допускаются лица, достигшие установленного настоящей статьей возраста, имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами, прошедшие в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение.
В соответствии с ч.1,2, ст. 23 Закона «О безопасности дорожного движения» медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами (ч. 6 ст. 23 названного Федерального закона).
В пункте 1 статьи 23.1 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" указано, что медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, согласно пункту 7 которого противопоказаниями для управления транспортным средством являются, в том числе психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (код заболевания по МКБ-10 F10 - F16, F18, F19) до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровления).
В силу п. 1 ст. 28 указанного Федерального закона, основаниями прекращения действия права на управление транспортным средством являются выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортным средствами в зависимости от их категории, назначения и конструктивных характеристик.
Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993г. № 377 «О реализации Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» утвержден Перечень медицинских психиатрических показаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Так, противопоказаниями для осуществления управления транспортными средствами всех категорий являются, в частности, алкоголизм, наркомания, токсикомания.
Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности установлено, что управление транспортным средством категории "B", "C" возможно при заболеваниях алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией лишь при стойкой ремиссии после специального лечения.
Согласно Инструкции о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском употреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания, утвержденной Приказом Минздрава СССР № 704 от 12.09.1988г. «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями» для больных наркоманией и токсикоманией установлен пятилетний срок диспансерного учета при условии выполнения больным всех назначений лечащего врача, соблюдения сроков явок в наркологическое учреждение не реже 1 раза в месяц, и наступления после лечения стойкой, объективно подтвержденной ремиссии.
Снятие с такого учета возможно при наличии стойкой ремиссии (выздоровления) и производится на основании заключения ВКК учреждения, в котором наблюдается больной.
Аналогичные положения содержит приказ Министерства здравоохранения РФ № 1034н от 30.12.2015г. об утверждении Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ.
Из системного толкования вышеприведенных норм закона следует, что установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами, свидетельствует о наличии непосредственной угрозы для безопасности дорожного движения неопределенного круга лиц, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты из прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
Согласно информации РЭО ГИБДД УМВД РФ по г. Самаре от 10.03.2018г. №54/17/1654 административному ответчику Струеву Сергею Александровичу, ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированному по адресу: <адрес> 30.06.2010г. выдано водительское удостоверение <адрес> категории «В» на основании свидетельства о прохождении обучения ВОА 0079188 от 25.10.2008г.
Согласно информации ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер» от 22.05.2017г. исх.№573 административный ответчик Струев С.А. состоял на учете в ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер» с диагнозом «Синдром зависимости от опиоидов» с апреля 1999г. Наблюдаемая ремиссия 1 год 2 месяца на момент последнего посещения 12.2016г. Имеет противопоказание на управление транспортным средством.
Согласно справке ГБУЗ «Смарский областной наркологический диспансер» Струев С.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. состоял на диспансерном наблюдении в Самарской наркологическом диспансере с апреля 1999г. с диагнозом «<данные изъяты>», снят с учета в феврале 2018г. из-за отсутствия сведений длительный период.
Учитывая, что Струев С.А. состоял на учете в ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер» с диагнозом «Синдром зависимости отопиоидов», снят с учета в феврале 2018г. из-за отсутствия сведений длительный период, сведения о наблюдении стойкой ремиссией (выздоровления) отсутствуют, что свидетельствует о наличии прямого противопоказания к управлению транспортными средствами, имеет действующее водительское удостоверение, суд полагает, что данные обстоятельства свидетельствуют о наличии непосредственной угрозы для безопасности дорожного движения неопределенного круга лиц, создается угроза для здоровья неопределенного круга граждан.
Таким образом, суд приходит к выводу, что наличие права управления транспортными средствами и действующего водительского удостоверения у лица, имеющего противопоказания к управлению транспортными средствами, создает опасность для других людей и ущемляет законные интересы граждан, которыми они наделены Конституцией РФ.
На основании изложенного, административное исковое заявление заместителя прокурора города Самары является обоснованным и подлежащим удовлетворению, право Струева С.А на управление транспортными средствами подлежит прекращению, а ранее выданное водительское удостоверение – подлежит изъятию.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление заместителя прокурора города Самары к Струеву Сергею Александровичу - удовлетворить.
Прекратить право управления транспортным средством в отношении Струева Сергея Александровича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающего по адресу: <адрес> до прекращения его диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией.
Данное решение является основанием для изъятия у Струева Сергея Александровича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ОГИБДД У МВД России по г. Самаре водительского удостоверения <адрес>, выданного 30.06.2010г. РЭО ГИБДД УМВД РФ по г. Самаре.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение суда изготовлено 28 марта 2018г.
Председательствующий: подпись Ю.В. Бакаева
Копия верна: Судья: Секретарь: