Дело № 12-118/2021
УИД 18RS0021-01-2021-002982-49
Р Е Ш Е Н И Е
19 октября 2021 года г. Можга УР
Судья Можгинского районного суда Удмуртской Республики Ходырева Н.В.,
при секретаре Горбуновой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Кузнецова Владимира Николаевича, привлеченного к административной ответственности по ч. 6 ст. 12.31.1 КоАП РФ, об отмене постановления о наложении административного наказания,
у с т а н о в и л:
26.08.2021 постановлением начальника ОГИБДД ММО МВД России «Можгинский» Вахрушевым Е.А. за №*** Кузнецов В.Н. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 12.31.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Событие правонарушения, согласно постановлению заключается в том, что 20.08.2021 в 07 час. 20 мин. по адресу: УР, <***>, Кузнецов В.Н., являясь должностным лицом ответственным за техническое состояние транспортного средства и его выпуск на линию, выпустил на линию школьный автомобиль марки ВАЗ 32053-70, гос/знак №***, под управлением Н.Н.М., не застрахованного в установленном порядке, то есть с просроченным полисом ОСАГО, нарушив тем самым п.11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации.
Кузнецов В.Н. с данным постановлением не согласился и обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производства по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения
В обосновании жалобы указано, что в случае отсутствия полиса страхования гражданской ответственности действующим законодательством предусмотрена ответственность по специальной норме ст.12.37 КоАП РФ. Данная статья в данном случае является специальной по отношению к ст. 12.31.1 КоАП РФ, которая по своей правовой конструкции является бланкетной, и следовательно ч. 6 ст. 12.31.1 КоАП РФ в данном случае не подлежит применению.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Кузнецов В.Н., извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, своего защитника не направил, направил заявление о рассмотрении дела без его участия.
На основании ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело рассмотрено без участия Кузнецова В.Н.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения и т.д.
Частью 6 ст. 12.31.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 5 настоящей статьи, ст. ст. 11.15.1, 11.23, 12.21.1 настоящего Кодекса, и влечет наложение административного штрафа на водителей в размере одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - десяти тысяч рублей; на юридических лиц - двадцати пяти тысяч рублей.
Как следует из постановления по делу об административном правонарушении в действиях Кузнецова В.Н. выявлено нарушение п. 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации, а именно Кузнецов В.Н., являясь должностным лицом ответственным за техническое состояние транспортного средства и его выпуск на линию, выпустил на линию школьный автомобиль, под управлением Н.Н.М., не застрахованного в установленном порядке, то есть с просроченным полисом ОСАГО.
В силу требований Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 запрещается эксплуатация транспортных средств, владельцы которых не застраховали свою гражданскую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из указанной нормы, закон предусматривает ответственность именно владельца транспортного средства за неисполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, в виде привлечения лица к административной ответственности по ч. 2 ст.12.37 КоАП РФ, а не за допуск к управлению лица, в данном случае своего работника, не имеющего в установленном порядке, полис ОСАГО с возложением ответственности на должностное лицо.
Кроме того, как следует из ч. 6 ст. 12.31. КоАП РФ ответственность, в том числе должностных лиц, предусмотрена за осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Так Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15 января 2014 года № 7 утверждены Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - Правила), а также Перечень мероприятия по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации.
Согласно п. 2.2 указанного Перечня к мероприятия по подготовке транспортных средств к безопасной эксплуатации относится в том числе, проверка наличия действующей разрешительной документации, необходимой для допуска к участию транспортного средства в дорожном движении в соответствии с законодательством Российской Федерации (свидетельство о регистрации транспортного средства, страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, лицензия на осуществление пассажирских перевозок, путевой лист, а также иные документы, необходимые для осуществления конкретных видов перевозок в соответствии с законодательством Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федеральный закон от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» Правительством Российской Федерации до 1 января 2021 года в соответствии с определенным им перечнем видов государственного контроля (надзора) обеспечиваются признание утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации и отмена нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора).
Постановлением Правительства РФ от 26.10.2020 № 1742 приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 15 января 2014 года № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечень мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.06.2014, регистрационный № 32585), включены в перечень отменных с 1 января 2021 года актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного транспортного надзора, федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности (п. 75 Приложения 2).
После отмены Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, приняты новые Правила.
Правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом утвержденные Приказом Минтранса России от 30.04.2021 № 145 (зарегистрировано в Минюсте России 31.05.2021 № 63707), вступили в законную силу лишь с 1 сентября 2021 года. Правонарушение, допущенное Кузнецовым В.Н. выявлено 20.08.2021, протокол постановление об административном правонарушении №*** вынесено 26.08.2021 года, то есть в период, когда старые Правила утратили силу, а новые еще не действовали.
Таким образом, положения нормативного акта, за нарушение которого должностное лицо привлечено к ответственности, не являются действующими.
В силу ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 31.07.2020 № 247-ФЗ независимо от того, признаны ли утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации или отменены ли нормативные правовые акты, указанные в ч. 1 настоящей статьи, с 1 января 2021 года несоблюдение требований, содержащихся в указанных актах, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности, если они вступили в силу до 1 января 2020 года.
Федеральным законом от 24.02.2021 № 29-ФЗ «О внесении изменения в ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», вступившим в силу 07.03.2021, в ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ внесены изменения путем дополнения ее п. 5.1, в соответствии с которыми производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при совершении административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении содержащихся в нормативных правовых актах обязательных требований, в случае, если их несоблюдение в соответствии с ч. ч. 3, 4 и 7 статьи 15 Федерального закона от 31.07.2020 года № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» не может являться основанием для привлечения к административной ответственности.
Таким образом, принимая во внимание, что основанием для привлечения должностного лица Кузнецова В.Н. к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 12.31.1 КоАП РФ, послужило несоблюдение Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15.01.2014 года № 7, отмененных с 1 января 2021 года Постановлением Правительства РФ от 26.10.2020 № 1742, а несоблюдение содержащихся в отмененном нормативном правовом акте обязательных требований в настоящее время в соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 31.07.2020 № 247-ФЗ не может являться основанием для привлечения к административной ответственности, производство по делу об административном правонарушении отношении должностного лица Кузнецова В.Н. подлежит прекращению на основании п. 5.1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
Жалобу Кузнецова Владимира Николаевича удовлетворить.
Постановление начальника ОГИБДД ММО МВД России «Можгинский» Вахрушева Е.А. от 26.08.2021 за №*** в отношении Кузнецова Владимира Николаевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, производство по делу прекратить на основании п. 5.1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение десяти суток со дня получения его копии через Можгинский районный суд Удмуртской Республики.
Судья Н.В.Ходырева