№ 1-287/2020
УИД 73RS0013-01-2020-002552-81
ПРИГОВОР
Именем Российской Федерации
г.Димитровград 03 августа 2020 года
Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе судьи Русского Д.В.,
с участием государственного обвинителя – заместителя прокурора г.Димитровграда Вашенкина Ф.В.,
потерпевшего (гражданского истца) К.Ю.В.
подсудимого (гражданского ответчика) Гильманова Р.Р.,
защитника – адвоката Адвокатской палаты Ульяновской области Зюзина А.Ю., представившего удостоверение № <данные изъяты> от 18.03.2016 и ордер № 22 от 23.05.2020,
при секретаре Абдульмановой Э.Ж.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении
ГИЛЬМАНОВ Р.Р., <данные изъяты>, ранее судимого приговором Димитровградского городского суда от 24.11.2004 (с учетом изменений, внесенных постановлением от 19.05.2011) по ст.111 ч.4 УК РФ к 9 годам 10 месяцам лишения свободы, освобожденного по отбытии срока 10.07.2014;, приговором Димитровградского городского суда от 13.10.2015 по ст.111 ч.2 п. «з» УК РФ к 4 годам лишения свободы, освобожденного по отбытии срока 29.07.2019, содержащегося под стражей с 23.05.2020,
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.30, ч.1 ст.105 УК РФ,
УСТАНОВИЛ:
Гильманов виновен в покушении на убийство, умышленное причинение смерти другому человеку, совершенном при следующих обстоятельствах.
23 мая 2020 года в период времени с 12 часов до 12 часов 41 минуты Гильманов, находясь возле дома 26 по ул.Власть Труда в г.Димитровграде, на почве личных неприязненных отношений, в ходе ссоры с К.Ю.В., имея умысел на убийство последнего, толкнул последнего со значительной силой, отчего потерпевший упал на землю. После этого Гильманов взял в руку нож, обладающий большой поражающей способностью и умышленно со значительной силой нанес потерпевшему один удар в жизненно-важный орган – шею. Испугавшись за свою жизнь, К.Ю.В. встал и побежал в сторону, попытавшись скрыться, однако Гильманов, высказав угрозу убийством, догнал потерпевшего около дома 257 по ул.Куйбышева, умышленно нанес ему тем же ножом два удара в область грудной клетки слева, и полагая, что от этого наступит смерть потерпевшего, не стал его дальше преследовать. Однако преступный умысел Гильмановым не был доведен до конца по независящим от него обстоятельствам, поскольку К.Ю.В. в короткий промежуток времени была оказана квалифицированная медицинская помощь. Своими умышленными преступными действиями Гильманов причинил К.Ю.В. колото-резаное ранение передней поверхности шеи слева (подчелюстной области слева) с повреждениями стенки наружной сонной артерии, верхней щитовидной артерии и частичным повреждением венозного сплетения корня языка, уходящим в позадиглоточное пространство; проникающее колото-резаное ранение подмышечной области слева и проникающее колото-резаное ранение лопаточной области слева с повреждениями лопаточных вен, боковой грудной вены и широчайшей мышцы спины, осложнившиеся развитием геморрагического шока тяжелой степени и левосторонним пневмотораксом, которые как в совокупности, так и каждое по отдельности квалифицируются как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни.
Подсудимый Гильманов в судебном заседании вину в совершении преступления признал частично, суду показал, что 23 мая 2020 года возле дома 26 по ул.Власть Труда распивал спиртное вместе с К.Ю.В.. В процессе распития между ними произошла ссора и потасовка. Они стали бороться, в какой-то момент он вытащил из куртки кухонный нож и ударил им К.Ю.В. в область шеи. Тот зажал рану, из которой потекла кровь, и после этого он еще раз ударил потерпевшего ножом в область спины слева. К.Ю.В. упал на землю, и он нанес ему еще один удар ножом по телу. К.Ю.В. поднялся на ноги и ушел в сторону. Он пришел к себе домой, помыл нож и оставил его на кухне. Позже его задержали сотрудники полиции, которым он рассказал о нанесении К.Ю.В. ударов ножом. Убивать К.Ю.В. он не хотел, угрозу убийством не высказывал и его не преследовал. Исковые требования признает частично.
Вина Гильманова в совершении преступления подтверждается показаниями потерпевшего К.Ю.В., свидетелей А.Р.С. и М.Н.Ю. письменными материалами дела и заключениями экспертиз.
Потерпевший К.Ю.В. дал показания в судебном заседании, а также подтвердил свои показания на предварительном следствии, исследованные в соответствии со ст.281 УПК РФ (л.д.79-83, 132 т.1). Из его показаний следует, что 23 мая 2020 года в обеденное время он проходил мимо дома 26 по ул.Власть Труда, у которого увидел ранее знакомого ему Гильманова в компании других малознакомых парней. Гильманова он знал, т.к. они отбывали наказание в одном учреждении, но после освобождения не общались. Он подошел к ним, они стали разговаривать. Спиртное он не употреблял. Через некоторое время кто-то из присутствующих отвел его в сторону и сказал, что Гильманов его оскорбил. Он подошел к нему, потребовал обосновать претензии, между ними возникла ссора и потасовка. Потом все разошлись, и он пошел вдоль дома 26. Завернув за дом, он увидел Гильманова, между ними вновь возникла словесная перепалка. Гильманов вытащил нож, начал им размахивать, потом толкнул его, он запнулся и упал на землю. После этого Гильманов ударил его ножом в шею слева, он зажал рану, почувствовал кровь, вскочил на ноги и побежал. Гильманов бежал за ним, кричал, что убьет. Потом он его догнал и дважды ударил ножом – под лопатку и в подмышечную область. Он выбежал к магазину «Пятерочка» в одном из домов по ул.Куйбышева, упал на асфальт и потерял сознание. Полагает, что Гильманов не стал его преследовать дальше, поскольку был уверен в том, что он не выживет. Иск поддерживает, просил его удовлетворить в полном объеме, т.к. испытал физические страдания, имеется необходимость в дальнейшем лечении. В результате действий Гильманова у него нарушилась координация, появились дефект речи и провалы в памяти.
В ходе проверки показаний на месте К.Ю.В. подтвердил их, на месте происшествия продемонстрировал обстоятельства нанесения ему ножевых ранений (л.д.112-118 т.1).
Свидетели А.Р.С. и М.Н.Ю. показали суду, что 23 мая 2020 года они находились на дежурстве в составе патруля ППС. В обеденное время им поступило указание проехать на ул.Куйбышева к магазину «Пятерочка», возле которого лежал мужчина, истекающий кровью. Приехав на место, они увидели лежащего на асфальте в луже крови К.Ю.В., который не был в полном сознании и не мог ничего пояснить. После отъезда скорой помощи им поступило сообщение, что в доме 24 по ул.Власть Труда бегает мужчина с ножом. Они прибыли в указанный дом, поднялись на 4 этаж. Проживающие там женщины рассказали им, что на кухню пришел Гильманов, помыл нож в мойке, и что нож лежит за столом. Они увидели за столом лежащий нож, после чего стали проводить розыскные мероприятия. На ул.Льва Толстого Гильманов был ими задержан. Он не отрицал причастность к нанесению ударов ножом К.Ю.В.. До этого момента достоверно не было известно о том, кто причинил К.Ю.В. телесные повреждения. Впоследствии Гильманов был доставлен на место происшествия и участвовал в следственных действиях.
Свидетель А.К.С. показала суду, что 23 мая 2020 года в составе СОГ выезжала для проведения следственных действий по факту причинения телесных повреждений К.Ю.В. и проводила осмотры с участием задержанного Гильманова.
Показания потерпевшего и свидетелей в полной мере согласуются с письменными материалами дела.
Как следует из протоколов осмотра места происшествия от 23.05.2020 были осмотрены – участок местности за домом 26 по ул.Власть Труда, участвующее лицо Гильманов продемонстрировал, каким образом нанес удары К.Ю.В.; участок местности возле дома 259 по ул.Куйбышева, где был обнаружен К.Ю.В., изъят тампон со следами крови; помещение общей кухни на 4 этаже дома 24 по ул.Власть Труда, изъят нож; помещение приемного покоя стационара больницы, изъята одежда К.Ю.В. (л.д.32-36 т.1).
Из карты вызова скорой медицинской помощи от 23.05.2020 видно, что в 12 часов 40 минут был осуществлен выезд для оказания помощи К.Ю.В., у которого имелись кровоточащие раны в области грудной клетки слева и на шее (л.д.163).
Согласно заключению эксперта № 410 от 11.06.2020 по данным представленной медицинской карты стационарного больного у К.Ю.В. имелись колото-резаное ранение передней поверхности шеи слева (подчелюстной области слева) с повреждениями стенки наружной сонной артерии, верхней щитовидной артерии и частичным повреждением венозного сплетения корня языка, уходящим в позадиглоточное пространство; проникающее колото-резаное ранение подмышечной области слева и проникающее колото-резаное ранение лопаточной области слева с повреждениями лопаточных вен, боковой грудной вены и широчайшей мышцы спины, осложнившиеся развитием геморрагического шока тяжелой степени и левосторонним пневмотораксом, которые как в совокупности, так и каждое по отдельности квалифицируются как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни (л.д.226-228 т.1).
Согласно заключению судебной биологической экспертизы № 326 от 03.06.2020 на марлевом тампоне-смыве обнаружена кровь человека, происхождение которой от К.Ю.В. не исключается (л.д.197-201 т.1).
Согласно заключению судебной генетической экспертизы от 19.06.2020 на поверхности клинка ножа, изъятого в ходе осмотра кухни в доме 24 по ул.Власть Труда, найдена кровь человека, которая произошла от К.Ю.В.. На рукоятке ножа обнаружены следы пота и крови, которые произошли от Гильманова и К.Ю.В. (л.д.207-213 т.1).
Согласно заключению судебной трассологической экспертизы от 19.06.2020 повреждения на куртке и футболке К.Ю.В. могли образоваться в результате воздействия ножа, изъятого из помещения кухни в доме 24 по ул.Власть Труда (л.д.221-225 т.1).
Изъятые по делу предметы были осмотрены, постановлением признаны вещественными доказательствами и приобщены к делу в качестве таковых (л.д.149-154 т.1).
Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу, что вина Гильманова в предъявленном обвинении нашла свое подтверждение в полном объеме. Доказательства, добытые в ходе предварительного следствия, являются относимыми и допустимыми, судебные экспертизы проведены в соответствии с УПК РФ, выводы экспертов не вызывают сомнений у суда. Экспертные исследования проводились компетентными специалистами, имеющими значительный стаж работы и опыт проведения экспертиз. Суд находит приведенную совокупность доказательств достаточной для установления вины Гильманова в совершении описанного выше преступления.
В судебном заседании не были установлены какие-либо обстоятельства, дающие суду основания полагать, что потерпевший К.Ю.В. в чем-либо заинтересован по делу либо имеет повод для оговора подсудимого. Показания потерпевшего последовательны по существенным для обвинения моментам, согласуются с показаниями подсудимого, результатами осмотров и заключениями экспертиз. У суда отсутствуют какие-либо основания не доверять им, суд полагает, что их содержание соответствует фактическим обстоятельствам дела и опровергает доводы подсудимого об отсутствии действий, свидетельствующих о наличии у него умысла на убийство (высказывание угроз убийством, преследование потерпевшего).
Суд соглашается с предложенной стороной обвинения квалификацией действий подсудимого по ст.ст.30 ч.3, 105 ч.1 УК РФ, и считает доказанным, что Гильманов желал наступления смерти К.Ю.В., действовал с прямым умыслом, который не был доведен до конца по не зависящим от него обстоятельствам в связи со своевременным оказанием квалифицированной медицинской помощи потерпевшему. Об умысле Гильманова на убийство К.Ю.В. свидетельствуют следующие установленные судом обстоятельства – высказывание угрозы убийством в адрес потерпевшего; преследование и нанесение со значительной силой ударов ножом, обладающим большой поражающей способностью, в область жизненно-важных органов человека – шею и область грудной клетки слева. Суд полагает, что Гильманов прекратил дальнейшее преследование и не стал наносить последующие удары К.Ю.В., поскольку был уверен в доведении умысла до конца с учетом причиненных потерпевшему повреждений.
Суд квалифицирует действия Гильманова по ст.ст.30 ч.3, 105 ч.1 УК РФ – покушение на убийство, т.е. покушение на умышленное причинение смерти другому человеку.
Судом установлено, что Гильманов 23 мая 2020 года в период с 12 часов до 12 часов 41 минуты, находясь возле дома 26 по ул.Власть Труда, а затем и возле дома 257 по ул.Куйбышева в г.Димитровграде, имея умысел на причинение смерти К.Ю.В., нанес ему три удара ножом в шею и левую область грудной клетки, причинив проникающие колото-резаные ранения. Однако в связи с оказанием потерпевшему своевременной и квалифицированной медицинской помощи умысел Гильманова на убийство К.Ю.В. не был доведен до конца.
Назначая подсудимому наказание, суд учитывает характер и степень общественной опасности преступления, личность подсудимого, наличие обстоятельств, смягчающих наказание, обстоятельства, отягчающего наказание, влияние наказания на исправление подсудимого.
В частности суд учитывает, что Гильманов ранее неоднократно судим за преступления против личности, на учете у нарколога и психиатра не состоит, по месту жительства характеризуется удовлетворительно. Решением суда от 21.05.2019 в отношении него был установлен административный надзор, условия отбывания которого он нарушил, был привлечен к административной ответственности по ст.19.24 КоАП РФ, после чего решением суда ему установлено дополнительное ограничение. Кроме того, Гильманов в течение календарного года трижды привлекался к административной ответственности за мелкое хулиганство.
Обстоятельствами, смягчающими наказание подсудимого, являются явка с повинной (при опросе 23.05.2020 дал пояснения о причастности к преступлению), признание вины, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, состояние здоровья подсудимого и его матери. Вопреки доводам защитника суд не находит оснований для признания смягчающим обстоятельством поведения потерпевшего ввиду его противоправности и аморальности, поскольку предшествующие ударам ссора и оскорбления носили обоюдный характер.
Суд не признает отягчающим наказание Гильманова обстоятельством совершение преступления в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, поскольку суду не представлены достоверные данные о том, что именно опьянение, а не иные обстоятельства, послужило причиной совершения им преступления.
Согласно заключению амбулаторной психиатрической судебной экспертизы № 1602 от 11.06.2020 Гильманов <данные изъяты>. В момент совершения инкриминируемого преступления признаков болезненных расстройств психической деятельности, в том числе и временного характера, он не обнаруживал, мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими. В применении принудительных мер медицинского характера не нуждается (л.д.229-231 т.1). У суда не имеется оснований ставить под сомнения выводы экспертов. С учетом изложенного и иных материалов дела, касающихся личности Гильманова, обстоятельств совершения преступления, его поведения в судебном заседании, суд считает необходимым признать его вменяемым в отношении инкриминированного ему деяния.
Принимая во внимание данные о личности подсудимого, обстоятельства совершения преступления, суд приходит к убеждению, что исправление подсудимого невозможно без изоляции от общества, полагает необходимым назначить ему наказание в виде лишения свободы с учетом положений ч.3 ст.66 УК РФ. В соответствии в п. «б» ч.3 ст.18 УК РФ в действиях Гильманова суд усматривает особо опасный рецидив, поскольку он ранее дважды был осужден за тяжкие преступления и совершил особо тяжкое преступление. Согласно положениям п. «а» ч.1 ст.63 УК РФ суд учитывает рецидив преступлений как отягчающее наказание обстоятельство, назначает подсудимому наказание с учетом правил ч.2 ст.68 УК РФ, определяет ему в соответствии со ст.58 ч.2 УК РФ отбывание части срока наказания в тюрьме, а оставшегося срока наказания по правилам со ст.58 ч.1 п. «г» УК РФ - в исправительной колонии особого режима. Дополнительное наказание в виде ограничения свободы суд полагает возможным Гильманову не назначать.
Суд считает, что именно такое наказание послужит достижению целей наказания – восстановлению социальной справедливости, исправлению осужденного и предупреждению совершения им новых преступлений. Оснований для применения положений ст.ст.64, 68 ч.3 УК Российской Федерации суд не находит.
На основании ст.ст.44, 309 УПК РФ, ст.ст.151, 1064 ГК РФ, гражданский иск потерпевшего о взыскании в его пользу с Гильманова денежных средств в возмещение морального вреда необходимо удовлетворить.
При определении размера возмещения суд, учитывая степень испытанных гражданским истцом физических и нравственных страданий, степень тяжести вреда, причиненного здоровью, наступившие последствия от полученных телесных повреждений, требования разумности и справедливости и полагает необходимым в пользу К.Ю.В. взыскать 1000000 рублей, удовлетворив его требования в полном объеме. Суд считает, что указанный размер возмещения морального вреда соответствует испытанным истцом нравственным и физическим страданиям, соразмерен причиненному моральному вреду.
В соответствии со ст.ст.131, 132 УПК РФ и с учетом личности подсудимого с Гильманова необходимо взыскать в возмещение процессуальных издержек в доход федерального бюджета сумму в размере 9150 рублей, выплаченную адвокату Зюзину за оказание юридической помощи по назначению в период предварительного следствия.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.307, 308 и 309 УПК Российской Федерации, суд
ПРИГОВОРИЛ:
Признать ГИЛЬМАНОВА Р.Р. виновным в совершении преступления, предусмотренного ст.ст.30 ч.3, 105 ч.1 УК Российской Федерации, и назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком на 10 (десять) лет 6 (шесть) месяцев с отбыванием первых 3 (трех) лет в тюрьме, оставшегося срока наказания - в исправительной колонии особого режима.
Меру пресечения Гильманову до вступления приговора в законную силу оставить прежней – в виде заключения под стражей, срок наказания исчислять со дня вступления приговора в законную силу. В соответствии с п. «а» ч.3.1 ст.72 УК РФ зачесть Гильманову в срок отбывания наказания период содержания под стражей с 23 мая 2020 года до дня вступления приговора в законную силу из расчета один день содержания под стражей за один день отбывания наказания в тюрьме. Зачесть период с 23 мая 2020 года по день вступления приговора в законную силу в срок отбывания наказания в тюрьме.
Взыскать с Гильмнова Р.Р. в возмещение процессуальных издержек в доход федерального бюджета сумму в размере 9150 (девять тысяч сто пятьдесят) рублей, выплаченную адвокату за оказание юридической помощи по назначению в период предварительного следствия.
Взыскать с Гильманова Р.Р. в пользу К.Ю.В. 1000000 (один миллион) рублей в счет возмещения морального вреда, причиненного преступлением.
Вещественные доказательства – нож, марлевый тампон-смыв, куртку, футболку, пачку из-под сигарет, очки, диск, хранящиеся в Димитровградском МСО СУ СК России по Ульяновской области, - уничтожить как не представляющие материальной ценности.
Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в судебную коллегию по уголовным делам Ульяновского областного суда в течение 10 суток со дня провозглашения, а осужденным, содержащимся под стражей, - в тот же срок со дня вручения копии приговора.
В случае подачи апелляционной жалобы или представления осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции, вправе пользоваться услугами защитника, в том числе по назначению суда.
Судья: