КОПИЯ
Дело № 2-1366/2015 год
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ирбит 21 декабря 2015 года
Ирбитский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Буньковой Н.А., при секретаре судебного заседания Н.В.Булановой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тугулымского района, действующего в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах Ошкукова А.П. к Государственному учреждению - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации об обеспечении техническими средствами реабилитации,
установил:
Прокурор Тугулымского района в интересах инвалида Ошкукова А.П. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Свердловскому региональному отделению Фонда социального страхования (далее Фонд) об обязании обеспечения техническими средствами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, а именно впитывающими простынями в количестве <данные изъяты> штуки в сутки, подгузниками для взрослых в количестве <данные изъяты> штуки в сутки, противопролежневый матрац в количестве <данные изъяты> штуки, кресло - стул с санитарным оснащением активного типа в количестве <данные изъяты> штуки, указав, что ответчик должным образом не исполняется обязательства по обеспечению инвалида необходимыми средствами, согласно индивидуальной программы реабилитации. Просил обязать в течении 2 месяцев после вступления решения суда в законную силу обеспечить Ошкукова А.П. указанными выше средствами. Впоследствии прокурор от части требований отказался, поскольку подгузниками и абсорбирующим бельем (пеленками) инвалид обеспечен в полном объеме (л.д.25), на требованиях об обеспечении истца креслом-стулом и противопролежневым матрацом настаивал. Отказ от части требований принят судом, производство в данной части прекращено.
В судебное заседание прокурор, истец Ошкуков А.П. не явились, не просили о рассмотрении дела в их отсутствие, причину неявки не сообщили. Дело в порядке ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено при данной явке.
Представитель ответчика Государственного учреждения- Свердловское отделение фонда социального страхования Российской Федерации Колесников А.С. иск не признал и поддержал отзыв и дополнение к нему, имеющиеся в материалах дела, в которых указано, что обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации за счёт средств федерального бюджета организовано в соответствии с Правилами «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240 (далее Правила). В случае приобретения инвалидом соответствующего технического средства за свой счет ему выплачивается компенсация в размере его стоимости. Объем поставок средств реабилитации определяется исходя из имеющихся средств в федеральном бюджете. Ответчик, в свою очередь, принимает меры для получения дополнительных ассигнований. Требование об исполнении обязательств в течение месяца не обосновано, противоречит требованиям ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 года. Согласно актам сдачи -приемки товаров, инвалид обеспечен в полном объеме простынями и подгузниками, выданы направления от ДД.ММ.ГГГГ на получение кресла -стула, от ДД.ММ.ГГГГ - противопролежнего матраца. (л.д. 21-23,26). Считает, что Фондом выполнена необходимая процедура, направления на получение средств реабилитации инвалиду даны. В силу п. 14 Регламента, утвержденного Приказом Минтруда России от 23.09.2014 № 657н результатом предоставления государственной услуги является выдача направления на получение технического средства реабилитации, в связи с чем просит в иске отказать. Актов приема-сдачи требуемых технических средств от поставщика у Фонда нет.
Заслушав доводы представителя Фонда, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в силу следующих оснований.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее Закон) государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Согласно п. 11 Правил федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 2347-р, в качестве технических средств реабилитации включены недопоставленные средства реабилитации в виде кресла-стула, противопролежневого матраца (п.10,23).
Установлено, что Ошкуков А.П. является инвалидом (л.д. 14), состоит на учете Фонда на получение кресла -стула и противопролежневого матраца с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12,13), согласно индивидуальной программы реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8-9). ДД.ММ.ГГГГ Ошкукову А.П. выдано направление на получение противопролежневого матраца (л.д.28), ДД.ММ.ГГГГ - на получение кресла -стула (л.д.27), однако на момент вынесения решения инвалидом данные средства не получены.
Согласно п. 2 Правил, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов.
Судом установлено, что обеспечение истца средствами реабилитации предусмотрено, как того требует действующее законодательство, индивидуальной программой реабилитации. Вследствие несоблюдения уполномоченным органом - Фондом требований федерального законодательства по предоставлению технических средств реабилитации Ошкуков А.П. не был в полной мере обеспечен техническими средствами реабилитации, чем нарушены его права.
Согласно абз. 2 ст. 11 Закона индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и содержит реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации.
Финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями в соответствии с Правилами, осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами, включая изготовление и ремонт изделий, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации (ст. 16 Правил). Несмотря на выдачу направлений на получение необходимых средств реабилитации, их получение не состоялось по причинам, не зависящим от инвалида, в связи с нехваткой финансирования, которое должен обеспечить Фонд. Защита интересов инвалида является приоритетной для государства. Реализация социальных прав инвалидов не может быть поставлена в зависимость от финансирования ответчика из федерального бюджета на указанные цели или его отсутствия. В течении более года Фонд бездействовал, в нарушение требований п. 15 Регламента, утвержденного Приказом Минтруда России от 23.09.2014 № 657н, на который ссылается сторона ответчика, не последовала одновременная выдача направления на получение технических средств реабилитации, они были выданы ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Суд не соглашается с доводом представителя Фонда Колесниковым А.С. об исполнении своих обязательств в полном объеме в связи с выдачей направления, поскольку не с этим актом связывается исполнение услуги. В п. 14 Регламента указано, что выдача направления является результатом её предоставления, но не завершением. Данный Регламент предусматривает ряд действий Фонда после выдачи направлений на получение технических средств реабилитации, в том числе и контроль за предоставлением услуги ( п.78-80). Также Регламент предусматривает ряд критерий доступности и качества оказания государственной услуги ( п.48):
а) удовлетворенность заявителей результатами предоставления государственной услуги;
б) полнота, актуальность и достоверность информации о порядке предоставления государственной услуги, в том числе в электронной форме;
в) наглядность форм размещаемой информации о порядке предоставления государственной услуги;
г) соблюдение сроков предоставления государственной услуги и сроков выполнения административных процедур при предоставлении государственной услуги;
д) отсутствие обоснованных жалоб со стороны заявителей по результатам предоставления государственной услуги;
е) возможность подачи заявления и документов (содержащихся в них сведений), необходимых для предоставления государственной услуги, в форме электронного документа;
ж) возможность подачи заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр);
з) возможность получения информации о ходе предоставления государственной услуги, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Инициирование дела в суде не позволяет квалифицировать услугу истцу, какдоступную и качественную, поскольку отсутствует удовлетворенность инвалида результатом предоставления государственной услуги, её актуальность, не соблюдены сроки предоставления государственной услуги и сроки выполнения административных процедур при предоставлении государственной услуги, имеет место обоснованная жалоба заявителя.
Согласно ч. 1 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
Указанный двухмесячный срок исполнения обязательства не противоречит нормам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является не разумным, его окончание приходится на следующий год.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что уточненные требования прокурора о возложении обязанности обеспечить Ошкукова А.П. техническими средствами реабилитации подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Тугулымского района, действующего в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах Ошкукова А.П. к Государственному учреждению - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации об обеспечении техническими средствами реабилитации - удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации за счет средств Федерального бюджета обеспечить Ошкукова А.П. техническими средствами реабилитации в соответствии с разработанной индивидуальной программой реабилитации: противопролежневый матрац воздушный (с компрессором)- <данные изъяты> штука, кресло -стул с санитарным оснащением активного типа - <данные изъяты> штука, в течении двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца путем подачи жалобы через Ирбитский районный суд.
Председательствующий /подпись/
Решение вступило в зкаонную силу 23.01.2016 года..
Судья Н.А. Бунькова
<данные изъяты>
<данные изъяты>