строка 99г
Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 марта 2017 года <адрес> районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Щербатых Е.Г.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО2 к Министерству обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась к Министерству обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, указывая в обоснование заявленных требований на следующие обстоятельства: ФИО2 является нанимателем комнаты по адресу: <адрес>, ком.12, и пользуется ею на условиях социального найма жилого фонда согласно договору № от ДД.ММ.ГГГГ В спорном жилом помещении также зарегистрирован сын истицы - ФИО6, который отказался от участия в приватизации указанного жилого помещения. В реестре муниципального имущества спорное жилое помещение не значится, в муниципальную собственность не передавалось и находится на балансе «Воронежская КЭЧ района» Министерства обороны РФ. Поскольку «Воронежская КЭЧ района» Министерства обороны РФ полномочиями по передаче жилья в собственность граждан не наделено, истец обратился с соответствующим заявлением в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, однако ответа не последовало.
Основываясь на изложенных обстоятельствах, ФИО2 обратилась в суд с иском, в котором просит признать за ней право собственности на комнату № в <адрес> в порядке приватизации.
В судебное заседание истец ФИО2, будучи извещенной надлежащим образом, не явилась, направила в суд своего представителя по доверенности ФИО5, который заявленные исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить.
Третье лицо ФИО6, будучи извещенным надлежащим образом, в судебное заседание не явился, направил в суд заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие и указанием на согласие с исковыми требованиями.
Ответчики Министерство обороны РФ, Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ и третье лицо ТУФАУГИ в <адрес> о дате, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, в суд своих представителей не направили, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, а также учитывая мнение явившихся участников процесса, суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся, надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Выслушав объяснения явившихся участников процесса, исследовав материалы дела и представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Установлено, что истец ФИО2 на основании договора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с городским округом <адрес> в лице начальника Воронежской КЭЧ является нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес>, ком.12, (л.д.11-13).
Указанная комната предоставлена ФИО2 и членам ее семьи (сын ФИО6) в бессрочное владение и пользование на основании решения о предоставлении жилого помещения, заявления и разрешения начальника КЭЧ.
В настоящее время в спорной комнате зарегистрированы и постоянно проживают ФИО2 и ФИО6, что подтверждается выпиской из домовой книги (поквартирной карточки) (л.д.9).
Согласно представленной ТУФАУГИ в <адрес> выписке, здание по адресу: <адрес>, учтено в реестре федерального имущества и закреплено на праве оперативного управления за ФГКЭУ «Воронежская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ.
Однако, как усматривается из выписки из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ, представленной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества – комнату № в <адрес>, отсутствуют.
Сообщением ТУФАУГИ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 отказало в передаче в ее собственность спорного жилого помещения, по мотивам отсутствия у Управления необходимых полномочий (л.д.14).
Направленное ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ в адрес Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ заявление с просьбой о передаче в собственность истца в порядке приватизации занимаемого жилого помещения до настоящего времени оставлено без ответа (л.д.16).
При таком положении, истец лишен возможности реализовать свое право на приобретение занимаемого жилого помещения в собственность путем его приватизации, что не может быть признано обоснованным и соответствующим требованиям действующего законодательства.
В соответствии со ст.1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда РФ» приватизация жилых помещений – это бесплатная передача в собственность гражданам РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Статьей 2 названного Закона предусмотрено, что граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность.
Согласно разъяснениям, содержащегося в пунктах 5 и 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
При этом за гражданами, выразившими согласие на приобретение другими проживающими с ними лицами занимаемого помещения, сохраняется право на бесплатное приобретение в собственность в порядке приватизации другого впоследствии полученного жилого помещения, поскольку в указанном случае предоставленная этим лицам ст. 11 названного Закона возможность приватизировать бесплатно занимаемое жилое помещение только один раз не была реализована при даче согласия на приватизацию жилья другими лицами.
Пункт 3 Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 25-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"…» предусматривает, что установление права на приватизацию осуществляется публичной властью. В то же время, закрепляя в законе это право, государство обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Круг лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилья в порядке приватизации, определен в ст. 6 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Однако, как было установлено в ходе судебного разбирательства, уполномоченным органом ФГКЭУ «Воронежская КЭЧ района» МО РФ, в оперативном управлении которого находится спорная квартира, в собственность ФИО2 указанное жилое помещение не передало, что не может быть признано обоснованным, поскольку создает препятствие к реализации истцом своего конституционного права на участие в приватизации, которым она ранее не пользовалась, о чем также свидетельствует справка Управления жилищных отношений администрации г/о <адрес> (л.д.18).
В судебном заседании достоверно нашли свое подтверждение обстоятельства наличия законных оснований для вселения и проживания истца в спорной квартире. Право пользования ФИО2 спорным жилым помещением на основании договора социального найма в установленном порядке кем-либо не оспорено, о правах на спорный объект недвижимого имущества не заявлено. От участия в приватизации спорной комнаты третье лицо ФИО6 также отказался в пользу истца (л.д.15).
Согласно разъяснениям, данным в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Таким образом, анализируя установленные по делу обстоятельства, сопоставляя их с приведенными положениями, суд находит заявленные ФИО2 исковые требования о признании за ней права собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации подлежащими удовлетворению, применяя в качестве акта прямого действия Конституцию РФ (ст.ст. 2, 8, 35) во взаимосвязи со ст.ст. 2 и 11 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Поскольку настоящим решением за ФИО2 признано право собственности на спорное жилое помещение, данное судебное постановление по вступлению в законную силу в соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" является основанием для государственной регистрации за истцом такого права.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 199, 235, 237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 удовлетворить.
Признать за ФИО2 право собственности на комнату № в <адрес> в порядке приватизации.
Настоящее решение суда по вступлению в законную силу является основанием для регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права собственности ФИО2 на комнату № в <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес> областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Е.Г. Щербатых
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
строка 99г
Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 марта 2017 года <адрес> районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Щербатых Е.Г.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО2 к Министерству обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась к Министерству обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, указывая в обоснование заявленных требований на следующие обстоятельства: ФИО2 является нанимателем комнаты по адресу: <адрес>, ком.12, и пользуется ею на условиях социального найма жилого фонда согласно договору № от ДД.ММ.ГГГГ В спорном жилом помещении также зарегистрирован сын истицы - ФИО6, который отказался от участия в приватизации указанного жилого помещения. В реестре муниципального имущества спорное жилое помещение не значится, в муниципальную собственность не передавалось и находится на балансе «Воронежская КЭЧ района» Министерства обороны РФ. Поскольку «Воронежская КЭЧ района» Министерства обороны РФ полномочиями по передаче жилья в собственность граждан не наделено, истец обратился с соответствующим заявлением в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, однако ответа не последовало.
Основываясь на изложенных обстоятельствах, ФИО2 обратилась в суд с иском, в котором просит признать за ней право собственности на комнату № в <адрес> в порядке приватизации.
В судебное заседание истец ФИО2, будучи извещенной надлежащим образом, не явилась, направила в суд своего представителя по доверенности ФИО5, который заявленные исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить.
Третье лицо ФИО6, будучи извещенным надлежащим образом, в судебное заседание не явился, направил в суд заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие и указанием на согласие с исковыми требованиями.
Ответчики Министерство обороны РФ, Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ и третье лицо ТУФАУГИ в <адрес> о дате, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, в суд своих представителей не направили, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, а также учитывая мнение явившихся участников процесса, суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся, надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Выслушав объяснения явившихся участников процесса, исследовав материалы дела и представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Установлено, что истец ФИО2 на основании договора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с городским округом <адрес> в лице начальника Воронежской КЭЧ является нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес>, ком.12, (л.д.11-13).
Указанная комната предоставлена ФИО2 и членам ее семьи (сын ФИО6) в бессрочное владение и пользование на основании решения о предоставлении жилого помещения, заявления и разрешения начальника КЭЧ.
В настоящее время в спорной комнате зарегистрированы и постоянно проживают ФИО2 и ФИО6, что подтверждается выпиской из домовой книги (поквартирной карточки) (л.д.9).
Согласно представленной ТУФАУГИ в <адрес> выписке, здание по адресу: <адрес>, учтено в реестре федерального имущества и закреплено на праве оперативного управления за ФГКЭУ «Воронежская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ.
Однако, как усматривается из выписки из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ, представленной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества – комнату № в <адрес>, отсутствуют.
Сообщением ТУФАУГИ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 отказало в передаче в ее собственность спорного жилого помещения, по мотивам отсутствия у Управления необходимых полномочий (л.д.14).
Направленное ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ в адрес Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ заявление с просьбой о передаче в собственность истца в порядке приватизации занимаемого жилого помещения до настоящего времени оставлено без ответа (л.д.16).
При таком положении, истец лишен возможности реализовать свое право на приобретение занимаемого жилого помещения в собственность путем его приватизации, что не может быть признано обоснованным и соответствующим требованиям действующего законодательства.
В соответствии со ст.1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда РФ» приватизация жилых помещений – это бесплатная передача в собственность гражданам РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Статьей 2 названного Закона предусмотрено, что граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность.
Согласно разъяснениям, содержащегося в пунктах 5 и 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
При этом за гражданами, выразившими согласие на приобретение другими проживающими с ними лицами занимаемого помещения, сохраняется право на бесплатное приобретение в собственность в порядке приватизации другого впоследствии полученного жилого помещения, поскольку в указанном случае предоставленная этим лицам ст. 11 названного Закона возможность приватизировать бесплатно занимаемое жилое помещение только один раз не была реализована при даче согласия на приватизацию жилья другими лицами.
Пункт 3 Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 25-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"…» предусматривает, что установление права на приватизацию осуществляется публичной властью. В то же время, закрепляя в законе это право, государство обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Круг лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилья в порядке приватизации, определен в ст. 6 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Однако, как было установлено в ходе судебного разбирательства, уполномоченным органом ФГКЭУ «Воронежская КЭЧ района» МО РФ, в оперативном управлении которого находится спорная квартира, в собственность ФИО2 указанное жилое помещение не передало, что не может быть признано обоснованным, поскольку создает препятствие к реализации истцом своего конституционного права на участие в приватизации, которым она ранее не пользовалась, о чем также свидетельствует справка Управления жилищных отношений администрации г/о <адрес> (л.д.18).
В судебном заседании достоверно нашли свое подтверждение обстоятельства наличия законных оснований для вселения и проживания истца в спорной квартире. Право пользования ФИО2 спорным жилым помещением на основании договора социального найма в установленном порядке кем-либо не оспорено, о правах на спорный объект недвижимого имущества не заявлено. От участия в приватизации спорной комнаты третье лицо ФИО6 также отказался в пользу истца (л.д.15).
Согласно разъяснениям, данным в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Таким образом, анализируя установленные по делу обстоятельства, сопоставляя их с приведенными положениями, суд находит заявленные ФИО2 исковые требования о признании за ней права собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации подлежащими удовлетворению, применяя в качестве акта прямого действия Конституцию РФ (ст.ст. 2, 8, 35) во взаимосвязи со ст.ст. 2 и 11 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Поскольку настоящим решением за ФИО2 признано право собственности на спорное жилое помещение, данное судебное постановление по вступлению в законную силу в соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" является основанием для государственной регистрации за истцом такого права.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 199, 235, 237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 удовлетворить.
Признать за ФИО2 право собственности на комнату № в <адрес> в порядке приватизации.
Настоящее решение суда по вступлению в законную силу является основанием для регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права собственности ФИО2 на комнату № в <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес> областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Е.Г. Щербатых
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.