Дело № 2-2489/15
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 ноября 2015 года Кировский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Е.С. Николаенко
при секретаре Ю.А. Карповой,
при участии
представителя третьего лица УМВД России по Томской области Бакшеева В.О., действующего на основании доверенности /________/ от 05.01.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску Ковалева А. А. к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Ковалев А.А. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование заявленного требования указал, что 07.01.1998 он был задержан в порядке ст. 91-92 УПК РФ, 09.01.1998 Кривошеинским районным судом была избрана мера пресечения в виде заключение под стражу. В периоды времени с 07.01.1998 по 20.01.1998, с 24.02.1998 по 10.03.1998, с 24.03.1998 по 28.04.19998, с 17.06.1998 по 30.06.1998 он содеражлся под стражей в ИВС ОМВД по Кривошеинскому району. В период содержания ему не выдавались постельные принадлежности (матрац, подушка, одеяло, постельное белье, полотенца), он не был обеспечен индивидуальным спальным местом, не выдавались столовые приборы, средства личной гигиены:туалетная бумага, мыло, зубная паста, зубной порошок. В камере отсутсвовал санитарный узел, вместо него стояло ведро. В камере было темно и сыро, единсветнным истоником освещения была лампочка вмурованная в стену, и через маленькие дырочки в железе пробивались лучики света. Окно также было заверено железом, свет попадал в камеру через маленькие дырочки размером с горошину, а в камере /________/ окна вообще не было. В камере отсутствовали тазы для личной гигиены и стирки вещей. Норма санитарной площади на одного человека не соблюдалась. Вместо кроватей в камере были настелены доски без матрацев. В ИВС отсутсвовала душевая кабина и за весь период содержания в бане он был 2-3 раза. В камере отсутсововало радио, литература не выдавалась. Из-за отсутствия прогулочных двориков прогулка проводилась не ежедневвно и продолжительностью 15-20 минут. Кроме того время содержания в ИВС превышало положенные 10 суток.
На основании изложенного, просит взыскать с Министерства финансов компенсацию морального вреда /________/ рублей.
Определением Кировского районного суда г.Томска от 11.09.2015 к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - УМВД России по Томской области, ОМВД России по Колпашевскому району УМВД России по Томской области.
Истец Ковалев А.А. о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил заявление, в котором просил рассмотреть гражданское дело в свое отсутствие.
Ответчик Министерство финансов РФ, третье лицо ОМВД России по Колпашевскому району УМВД России по Томской области надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания предстаивтелей в суд не направили.
Представитель третьего лица УМВД России по Томской области исковые требования не признал. Полагал в удовлетворении исковых требований следует отказать, поскольку доказательств того, что истец действительно содержался в ИВС ОМВД по Кривошеинскому району Томской области в 1998 году, отсутствуют.
В соответствии с ч. 3, 4 ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть гражданское дело без участия истца, представителя ответчика и третьего лица.
Заслушав представителя ответчика, изучив представленные доказательства, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.
Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии с п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ» суды должны учитывать необходимость соблюдения прав лиц, содержащихся под стражей, предусмотренных статьями 3, 5, 6 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В соответствии со ст.3 Конвенции и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом требований режима содержания.
Конституция РФ, провозглашая права и свободы человека высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства (ст.2), гарантирует каждому право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц (ст.53).
Гражданское законодательство, согласно ст.1 ГК РФ, основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
В соответствии со статьей 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
По тем же правилам возмещается причиненный моральный вред – физические и нравственные страдания.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулируются Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Данным законом установлено, что содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (ст. 4); в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных УПК РФ. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей (ст.15); подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров (ст. 23); лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых (ст. 24).
Обращаясь с требованием о взыскании компенсации морального вреда, истец ссылается на причинение его в связи содержанием в ИВС Шегарского РОВД с 03.02.1998 по 30.04.1998 в условиях не соответствующих установленным требованиям.
На основании ст. 57 ГПК РФ судом был направлен запрос с целью установления факта содержания Ковалева А.А. в ИВС по Кривошеинскому району в указанный им период.
По запросу суда Кривошеинский районный суд Томской области сообщил, что постановлений об избрании меры пресечения в виде содержания под стражу Ковалева А.А. уничтожены по истечении срока хранения.
Как следует из ответа на запрос начальника ИВС ПиО ООМВД России по Кривошеинскому району от 09.11.2015 подтвердить содержание Ковалева А.А. в ИВС в период с 07.01.1998 по 30.06.1998 не предстапвляется возможным в связи с уничтожением журналов учета лиц содержащихся в ИВС за 1998 год.
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В Определении от 22.03.2012 N 531-О-О по жалобе Кузьмина К.А. Конституционный Суд РФ указал, что норма части первой статьи 12 ГПК Российской Федерации, в силу которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, конкретизируется в части первой статьи 56 того же Кодекса, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Взаимосвязанные положения статей 12 и 56 ГПК Российской Федерации приняты во исполнение положений статьи 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Отказ в удовлетворении требований о компенсации морального вреда в связи с непредставлением доказательств претерпевания истцом нравственных страданий, не нарушает права, гарантированные статьями 18, 19, 21 и 53 Конституции Российской Федерации.
Гражданско-правовая ответственность за причинение вреда может быть возложена на причинителя вреда или лицо, обязанное возмещать указанный вред, при доказанности состава правонарушения (наличие вреда у потерпевшего, противоправность поведения причинителя вреда, причинная связь между указанными фактами, вина причинителя вреда).
Таким образом, по общим правилам, для возложения на ответчика обязанности компенсации морального вреда необходимо наличие его вины и причинно-следственной связи между наступившим вредом и действиями ответчика.
В соответствии со ст.195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Истцом в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих его содержание в ИВС Кривошеинского района в заявленные периоды, а именно 07.01.1998 по 20.01.1998, с 24.02.1998 по 10.03.1998, с 24.03.1998 по 28.04.19998, с 17.06.1998 по 30.06.1998.
В связи с тем, что факт содержания истцом не доказан, следовательно в судебном заседании не нашли своего подтверждения обстоятельства содержания его в ненадлежащих условиях, а также причинения ему морального вреда в результате ненадлежащих условий содержания в ИВС.
С учетом фактических обстоятельств, анализа представленных доказательств суд находит не доказанным, что у истца имеются правовые основания для предъявления требований на основании ст.1069 ГК РФ.
Суд считает не доказанными в порядке ст.56 ГПК РФ доводы истца о том, что в связи с ненадлежащими условиями содержания в ИВС Кривошеинского района, он претерпел нравственные страдания в связи с чем, требования истца не подлежат удовлеторению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Ковалева А. А. к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Кировский районный суд г.Томска в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья (подпись)
Копия верна:
Судья Е.С. Николаенко
Секретарь Ю.А. Карпова