РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 февраля 2019 года <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Грищенко Э.Н.,
при секретаре Григорьевой Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Бородиной Т. А., Бородиной О. О., действующей за себя и в интересах несовершеннолетнего Бородина С. М., к Департаменту управления имуществом г.о.Самара о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Бородина Т.А., Бородина О.О., действующая за себя и в интересах несовершеннолетнего Бородина С.М., обратились в Ленинский районный суд <адрес> с иском к Департаменту управления имуществом г.о.Самара о предоставлении жилого помещения, указав, что они с 1983 года зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес>. Первоначально им предоставлялась одна комната в коммунальной квартире. После освобождения соседней комнаты в 1993 году она была предоставлена истцам на основании П. <адрес>. В результате им был выдан служебный ордер на двухкомнатную квартиру. Распоряжением Первого заместителя Г. городского округа Самара за № от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу, срок отселения установлен до ДД.ММ.ГГГГ. В списках граждан занимающих жилое помещение по договору соцнайма истцы не числятся, поскольку их жилье имеет статус служебный, с чем истцы не соГ.. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истцы просят обязать ответчика предоставить им на состав семьи три человека жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, благоустроенное, отвечающее техническим и санитарным требованиям и находящееся в черте г.о.Самара.
Истцы, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, предоставили письменное заявление о рассмотрении дела без их участия, в котором поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель истца Бородиной Т.А. по доверенности Зинченко Р.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям.
Представитель Департамента управления имуществом г.о.Самара по доверенности Геворгян О.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований по мотивам, изложенным в отзыве.
Учитывая, что лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания судом извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, принимая во внимание, что участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы дела с учетом доводов сторон, суд приходит к выводу о том, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что лицевой счет № на <адрес> в <адрес> открыт на имя Бородиной Т. А.; в лицевом счете имеется указание на статус квартиры - служебная, жилая площадь квартиры составляет 28,10 кв.м; из справки ГУП «ЕИРРЦ» следует, что в <адрес> в <адрес> зарегистрированы: Бородина О. О. (дочь) с ДД.ММ.ГГГГ, Бородин С. М. (внук) с ДД.ММ.ГГГГ, Бородина Т.А. с ДД.ММ.ГГГГ, ранее в указанной квартире была зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ до 14 01.2004 года, которая и является квартиросъемщиком.
В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами по делу, что спорное жилое помещение было предоставлено Бородиной Т.А. в 1993 году в связи с трудовыми отношениями с ЖКО Государственное авиационное предприятие <адрес>. Данное обстоятельство не оспаривается сторонами и подтверждается материалами дела, в том числе ордером на служебное помещение № от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого, Бородиной Т.А. на семью из четырех человек предоставлено жилое помещение (двухкомнатная квартира) по адресу <адрес>1. (л.д.9)
СоГ. записи в трудовой книжке Бородиной Т.А., истица была уволена по собственному желанию приказом от ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, истцы проживают указанной квартире по настоящее время.
Ответом Департамента управления имуществом г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ истцам отказано в исключении занимаемого ими служебного жилого помещения из состава специализированного (служебного)жилищного фонда.
На основании распоряжения первого заместителя Г. г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № истцы признаны малоимущими и приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда по договора соц. найма составом семьи из трех человек.
СоГ. П. Г. администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за № многоквартирный дом, принадлежащий ЖКО Государственное авиационное предприятие <адрес> (в последствии переименованный в АО Авиакор) передан в муниципальную собственность <адрес>
На основании указанного выше П., дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в реестр муниципальной собственности, реестровый №.
Распоряжением первого заместителя Г. городского округа Самара за № от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу, срок отселения установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с Приложением к данному распоряжению в список граждан, занимающих жилые помещения по договорам социального найма и подлежащих отселению <адрес> и граждане, в ней зарегистрированные, включены не были.
В силу ч.2 п.5 Положений о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента от ДД.ММ.ГГГГ N 721, акционерному обществу передаются объекты социально-культурного, коммунально-бытового назначения и иные объекты, для которых действующим законодательством РФ предусмотрено ограничение или установлен особый режим приватизации, порядок дальнейшего использования которых определяется планом приватизации.
Пунктом 1 Указа Президента от ДД.ММ.ГГГГ "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты являются федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.
СоГ. п.2 ч.3 ст.19 ЖК РФ специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV ЖК РФ жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
Г. 9 ЖК РФ определяет виды жилых помещений специализированного жилого фонда, их назначение и порядок использования.
При этом ч.2 ст.92 ЖК РФ определяет, что в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Такое использование допускается только после отнесения помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Включение жилого помещения в указанный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из этого фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
СоГ. п.12 П. Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 42 "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений" включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
В судебном заседании установлено, что жилое помещение, в котором в настоящее время проживают истцы было предоставлено в 1993 году Бородиной Т.А. находящейся в трудовых отношениях с ЖКО Государственное авиационное предприятие <адрес> (АО Авиакор), жилой дом, в котором находится квартира, находился на балансе данного предприятия, которое в последствии было преобразовано в муниципальную собственность. Департамент управления имуществом г.о. Самара решение о включение в специализированный жилищный фонд спорного жилого помещения после передачи его в муниципальную собственность не принимал.
СоГ. разъяснениям, данным Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденный П. Президиума Верховного суда Российской Федерации от 07 и ДД.ММ.ГГГГ (вопрос 21), факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность, предполагает изменение статуса жилого помещения. Следовательно, при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
В соответствии с п.2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденным П. Правительства от ДД.ММ.ГГГГ № государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома, квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
Из изложенного следует, что после принятия решения о включении жилой площади в число служебных данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такого в органах государственной регистрации недвижимости. Вместе с тем, этого сделано не было.
Бородина Т.А. и члены ее семьи после передачи жилого помещения в муниципальную собственность продолжали проживать по указанному выше адресу, несли расходы по содержанию жилого помещения и оплате коммунальных платежей; договора найма служебного жилого помещения, после передачи дома в муниципальную собственность с Бородиной Т.А. не заключалось, истцы по-прежнему проживают в данном жилом помещении и несут расходы по его содержанию и оплате коммунальных услуг.
Исходя из анализа приведенных выше норм и обстоятельств установленных в судебном заседании, а также принимая во внимание, что Департаментом управления имуществом г.о.Самара не представлено доказательств того, что спорному жилому помещению, после его принятия в муниципальную собственность был присвоен статус служебного, суд приходит к выводу, что истцы занимают данное жилое помещение на основании договора социального найма.
Доводы представителя Департамента управления имуществом г.о.Самара о том, что статус служебного жилого помещения был сохранен за данным жилым помещением, не состоятельны и не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
В судебном заседании установлено, и не оспаривалось сторонами, что Распоряжением первого заместителя Г. г.о.Самара указанным выше дом, по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
В соответствии с п.3 данного распоряжения на Департамент управления имуществом г.о.Самара была возложена обязанность предоставить до ДД.ММ.ГГГГ другие жилые помещения в соответствии с жилищным законодательством гражданам, занимающим жилые помещения по договорам социального найма (л.д. 11).
На основании ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
СоГ. ст.57 ЖК РФ гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
В соответствии со ст.87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Судом установлено, что истица с составом семьи три человека состоит на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма с ДД.ММ.ГГГГ.
Проживание в данной квартире создает угрозу жизни и здоровью жильцам, однако другое жилое помещение истцам не предоставлено, что подтверждается отсутствием доказательств, указывающих на обратное. Указанные обстоятельства сторонами в судебном заседании не оспаривались.
Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован ст.ст.86-89 ЖК РФ.
В силу ст.86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
СоГ. ч.1 и ч.2 ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, предусмотренным ст.ст.86-88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п.37 П. Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", в случае выселения граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в ст.ст.86-88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч.5 ст.57, ст.58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст.55 ЖК РФ).
Соответственно, предоставление гражданам, в связи с признанием жилого помещения непригодным, другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в разделе третьем Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что жилье истцов в установленном законом порядке признано непригодным для проживания и подлежащим сносу, данное стороной ответчика не оспаривалось, а также то, что, истцы занимают спорное жилое помещение на правах социального найма, следовательно, у них возникло право на предоставление жилого помещения по договору социального найма, в связи с признанием дома, в котором они проживают, аварийным и подлежащим сносу, а поскольку законом на органы местного самоуправления г.о. Самары (в данном случае уполномоченным органом является Департамент управления имуществом г.о. Самара) возложена обязанность по предоставлению жилого помещения, однако данная обязанность в отношении истцов не исполняется в течение длительного времени, более того, они не включены в список лиц подлежащих отселению, а проживание в аварийном доме представляет опасность для жизни и здоровья истцов, суд приходить к выводу, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление удовлетворить.
Обязать Департамент по управлению имуществом г.о.Самара предоставить Бородиной Т. А., Бородиной О. О., Бородину С. М. на состав семьи три человека во внеочередном порядке другое жилое помещение по договору социального найма благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте г.о.Самара.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательном форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья (подпись) Э.Н.Грищенко
Копия верна:
Судья
Секретарь