Решение по делу № 2-3110/2020 ~ М-611/2020 от 29.01.2020

    УИД 50RS0-26                                                               

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

29 мая 2020 г.                                                                                             <адрес>

Красногорский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Климовского Р.В.,

при секретаре ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО4, действующей в интересах несовершеннолетних детей ФИО2 и ФИО3 к Министерству здравоохранения <адрес> о возложении обязанности по бесплатному обеспечению лекарственным препаратом,

УСТАНОВИЛ:

ФИО4, действующая в интересах несовершеннолетних дочерей ФИО2 и ФИО3, обратилась в Красногорский городской суд <адрес> к Министерству здравоохранения <адрес> с иском, в котором просит обязать организовать постоянное и своевременное обеспечение бесплатным лекарственным препаратом, обратить решение суда к немедленному исполнению.

В обоснование заявленных требований ФИО4 указала, что её дочери – ФИО2 и ФИО3 являются детьми-инвалидами. ФИО2 страдает редким наследственным заболеванием Муковисцидоз смешенной формы, хронический гнойный обструктивный бронхит, ДН 0степени. Хроническая панкреатическая недостаточность, тяжелая степень. Состояние после хирургического лечения кишечной непроходимости на фоне мекониальногоилеуса. Микробиологический диагноз – Хроническая синегнойная инфекция полирезитентная, хронический рост MSSA. Генетический диагноз 2143 delT/CFTRdele2,3 21 kb. Дефицит витамина Д.

ФИО3 имеет заболевание Муковисцидоз смешенной формы, хронический гнойный обструктивный бронхит, ДН 0степени. Хроническая панкреатическая недостаточность, тяжелая степень. Состояние после хирургического лечения кишечной непроходимости на фоне мекониальногоилеуса. Микробиологический диагноз – Хроническая синегнойная инфекция полирезитентная, хронический рост MSSA. Генетический диагноз 2143 delT/CFTRdele2,3 21 kb. Дефицит витамина Д.

    ДД.ММ.ГГГГ консилиумами врачей Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Медико-генетического научного центра имени академика ФИО7 (далее также - ФГБНУ «МГЦН»), были даны заключения о том, были назначены по жизненным показаниям препараты ColistiFlex 1 MIO I.E. (Colistimethat-Natrium) – колистиметата натрия, производства Xellia Pharmaceuticals, Denmark distributed by InfectoPharm Germany в дозе 1 млн ЕД в сутки (330 000 ЕД х 3 раза в день внутривенно капельно), на курс 14 млн ЕД, в год запланировать 2 курса – 28 млн ЕД.

В связи с этим ФИО4 обратилась в Министерство здравоохранения <адрес> с просьбой об организации обеспечения её дочерей названным лекарственным препаратом. В ответ на это обращение письмом от ДД.ММ.ГГГГ ответчик сообщил, что необходимость применения детям истца препарата ColistiFlex 1 MIO I.E. (Colistimethat-Natrium) – колистиметата натрия, производства Xellia Pharmaceuticals, Denmark distributed by InfectoPharm Germany не обоснована; данный лекарственный препарат не внесен в государственный реестр лекарственных средств Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Истец считает, что ответчик целенаправленно затягивает время и фактически отказывает в обеспечении данным лекарственным препаратом, полагает, что необеспечение её дочерей лекарственными препаратами, назначенными им по жизненным показаниям консилиумами врачей, нарушает их права как детей-инвалидов.

Представитель истца ФИО4 по доверенности – ФИО8 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить.

Представитель ответчика по доверенности – ФИО9 в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме по основаниям указанным в отзыве на исковое заявление.

Выслушав доводы сторон, изучив и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующему.

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (ст. 3 Всеобщей декларации прав человека; принята ДД.ММ.ГГГГ Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций).

В силу положений Стандартных Правил обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятых ДД.ММ.ГГГГ генеральной Ассамблеей ООН, в соответствии с которыми государствам следует обеспечить, чтобы инвалиды имели доступ к любым видам постоянного лечения и получали лекарственные препараты, которые могут потребоваться для поддержания или повышения уровня жизнедеятельности.

Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь.

Согласно Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ (далее также - Конвенция о правах ребенка, вступила в силу для СССР ДД.ММ.ГГГГ), государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (ст. 6 Конвенции о правах ребенка).

Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения (п. 1 ст. 24 Конвенции о правах ребенка).

Государства-участники добиваются полного осуществления данного права и, в частности, принимают необходимые меры для снижения уровней смертности младенцев и детской смертности, обеспечения предоставления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей с уделением первоочередного внимания развитию первичной медико-санитарной помощи (подп. a и b п. а 2 ст. 24 Конвенции о правах ребенка).

Государства-участники Конвенции о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ, ратифицирована Российской ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ), признавая, что дети-инвалиды должны в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми, и напоминая в этой связи об обязательствах, взятых на себя государствами-участниками Конвенции о правах ребенка (п. "r" преамбулы), согласились о том, что они принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка (п.п. 1п.п. 1, 2 ст. 7 данной конвенции).

Конституцией Российской Федерации определено, что ФИО1 - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции Российской Федерации).

Каждый имеет право на жизнь (ч. 1 ст. 20 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции Российской Федерации).

Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана в том числе на принципе поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе (абз. 3 ч. 2 ст. 4абз. 3 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей (ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее – Закон № 124-ФЗ).

Из приведенных норм международного права, Конституции Российской Федерации, Закона № 124-ФЗ следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права ребенка и особенно ребенка-инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.

В развитие норм международного права и положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ).

Согласно ст. 4 названного Федерального закона охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (ч.ч. 1ч.ч. 1, 2 ст. 7 Закона № 323-ФЗ).

Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 1 ст. 37 Закона № 323-ФЗ).

В силу ч. 15 ст. 37 Закона № 323-ФЗ назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (ч. 2 ст. 48 Закона № 323-ФЗ).

Порядок применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям определен Положением о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно п. 3 названного Положения в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.

В соответствии с ч. 3 и ч. 4 ст. 48 Закона № 323-ФЗ консилиум врачей - совещание нескольких врачей одной или нескольких специальностей, необходимое для установления состояния здоровья пациента, диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности направления в специализированные отделения медицинской организации или другую медицинскую организацию и для решения иных вопросов в случаях, предусмотренных названным федеральным законом. Консилиум врачей созывается по инициативе лечащего врача в медицинской организации либо вне медицинской организации (включая дистанционный консилиум врачей). Решение консилиума врачей оформляется протоколом, подписывается участниками консилиума врачей и вносится в медицинскую документацию пациента. В протоколе консилиума врачей указываются фамилии врачей, включенных в состав консилиума врачей, сведения о причинах проведения консилиума врачей, течении заболевания пациента, состоянии пациента на момент проведения консилиума врачей, включая интерпретацию клинических данных, лабораторных, инструментальных и иных методов исследования и решение консилиума врачей. При наличии особого мнения участника консилиума врачей в протокол вносится соответствующая запись. Мнение участника дистанционного консилиума врачей с его слов вносится в протокол медицинским работником, находящимся рядом с пациентом.

Исходя из положений ст. 47 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» допускается ввоз в ФИО1 конкретной партии незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента на основании разрешения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по заявлениям лиц, указанных в ст. 48 данного федерального закона, в числе которых названы медицинские организации.

Ст. 44 Закона № 323-ФЗ регулирует оказание медицинской помощи гражданам, которым предоставляются государственные гарантии в виде обеспечения лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания, в том числе гражданам, страдающим редкими (орфанными) заболеваниями.

Редкими (орфанными) заболеваниями являются заболевания, которые имеют распространенность не более 10 случаев заболевания на 100 тысяч населения (ч. 1 ст. 44 Закона № 323-ФЗ).

Перечень редких (орфанных) заболеваний формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании статистических данных и размещается на его официальном сайте в сети «Интернет» (ч. 2 ст. 44 Закона № 323-ФЗ).

Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, из числа заболеваний, указанных в ч. 2 ст. 44 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», утверждается Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 44 Закона № 323-ФЗ).

В соответствии с частью 2 статьи 77 Конституции Российской Федерации, в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

В силу положений подпункта "ж" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствие с подп. 2.1. п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится в том числе решение таких вопросов, как организации обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения, в соответствии с подпунктами 5 и 21 настоящего пункта.

Пунктом 24 части 2 статьи 26.3 данного федерального закона предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, социальной поддержки ветеранов труда и др., в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам и т.д.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона № 323-ФЗ, органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья граждан. Частью 2 названной статьи установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст. 82 Закона № 323-ФЗ).

В ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

В соответствии с п. 3 ч. 1 статьи 4.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов: организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

Согласно ч. 2, 4 и 9 статьи 4.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" средства на осуществление указанных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) самостоятельно организует деятельность по осуществлению переданных полномочий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 9).

Таким образом, решение вопросов по организации обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, изделиями медицинского назначения относится к компетенции субъектов Российской Федерации.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено ч. 2 ст. 19 Закона № 323-ФЗ.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 80 Закона № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Пунктом 2 ч. 3 ст. 80 Закона № 323-ФЗ предусмотрено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

Согласно п. 9.2 ст. 83 Закона № 323-ФЗ обеспечение лиц, больных в том числе муковисцидозом, лекарственными препаратами осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете уполномоченному федеральному органу исполнительной власти.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 г. и на плановый период 2020 и 2021 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Федеральная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи).

Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

В разделе V Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи («Финансовое обеспечение Программы») предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение граждан зарегистрированными на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности, а также обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.

Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение ). Согласно названному перечню право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.

В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (ч. 1 ст. 81 Закона № 323-ФЗ).

В силу п. 5 ч. 2 ст. 81 Закона № 323-ФЗ в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О <адрес> программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 г. и на плановый период 2021 и 2022 г.г.» утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории <адрес> на 2020 г. и на плановый период 2019 и 2020 гг. (далее также - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи).

Разделом V названной программы предусмотрено, что за счет средств бюджетных ассигнований бюджета <адрес> осуществляется, в частности, обеспечение граждан, зарегистрированных на территории <адрес> в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве здравоохранения <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Положение), Министерство здравоохранения <адрес> является центральным исполнительным органом государственной власти <адрес> специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории <адрес> в сфере охраны здоровья населения <адрес>, проводящим государственную политику, осуществляющим межотраслевое управление и координирующим деятельность в указанной сфере иных центральных и территориальных исполнительных органов государственной власти <адрес>, государственных органов <адрес> и государственных учреждений <адрес>, образованных для реализации отдельных функций государственного управления <адрес>ю.

Согласно п. 11 Положения основными задачами Министерства являются:

- обеспечение защиты и соблюдения прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья и связанных с этими правами государственных гарантий;

-разработка и реализация в пределах своей компетенции системы мер по охране здоровья населения <адрес>, включая организацию профилактических мероприятий и оказание медицинской и лекарственной помощи населению <адрес>.

Согласно п. 12.11, Положения Министерство осуществляет полномочия по организации обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации.

ФИО2 и ФИО3 являются детьми-инвалидами, страдающие редким генетическим заболеванием – Муковисцидоз смешенной формы, хронический гнойный обструктивный бронхит, ДН 0степени, которое включено в Перечень редких (орфанных) заболеваний.

ДД.ММ.ГГГГ консилиумами врачей Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Медико-генетического научного центра имени академика ФИО7 (далее также - ФГБНУ «МГЦН»), были даны заключения о том, что детям истца были назначены по жизненным показаниям препараты ColistiFlex 1 MIO I.E. (Colistimethat-Natrium) – колистиметата натрия, производства Xellia Pharmaceuticals, Denmark distributed by InfectoPharm Germany в дозе 1 млн ЕД в сутки (330 000 ЕД х 3 раза в день внутривенно капельно), на курс 14 млн ЕД, в год запланировать 2 курса – 28 млн ЕД.

В связи с этим ФИО4 обратилась в Министерство здравоохранения <адрес> с просьбой об организации обеспечения её дочерей названным лекарственным препаратом. В ответ на это обращение письмом от ДД.ММ.ГГГГ ТГ-33947/21 начальника Управления координации деятельности медицинских и фармацевтических организаций ФИО10 было сообщено, что необходимость применения детям истца препарата ColistiFlex 1 MIO I.E. (Colistimethat-Natrium) – колистиметата натрия, производства Xellia Pharmaceuticals, Denmark distributed by InfectoPharm Germany не обоснована. Что, данный лекарственный препарат не внесен в государственный реестр лекарственных средств Министерства здравоохранения Российской Федерации. По вопросам организации оказания медицинской, в ом числе лекарственной помощи рекомендовали предложили обратится к заместителю главного врача Учреждения по медицинской части ФИО11 Истец считает, что ответчик целенаправленно затягивает время и фактически отказывает в обеспечении данным лекарственным препаратом, полагает, что необеспечение её дочерей лекарственными препаратами, назначенными им по жизненным показаниям консилиумами врачей, нарушает их права как детей-инвалидов.

Из приведенных нормативных положений федерального законодательства и регионального законодательства <адрес> и подзаконных актов в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (в данном случае за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - <адрес>) зарегистрированными на территории Российской Федерации лекарственными препаратами граждан, страдающих заболеваниями, включенными в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности, а также обеспечение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации детей-инвалидов всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения. По жизненным показаниям решением консилиума врачей федеральной специализированной медицинской организации к индивидуальному применению пациентом может быть назначено лекарственное средство, не зарегистрированное на территории Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации может быть осуществлен на основании разрешения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в частности, по заявлению медицинских организаций. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

Имеющееся у ФИО2 и ФИО3 редкое (орфанное) наследственного заболевания включено в Перечень редких (орфанных) заболеваний, размещенных на сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Сам по себе факт того, что данное заболевание не включено в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , не может служить основанием для отказа в обеспечении детей-инвалидов лекарственными препаратами, необходимость применения которых по жизненным показаниям подтверждена консилиумом врачей.

Именно в связи с этим заболеванием детям истца установлена инвалидность. Вследствие этого ФИО2 и ФИО3 как дети-инвалиды в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», а также Федеральной и Территориальной программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи имеют право на обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами.

Данная правовая позиция выражена, в частности в определениях судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -КГ19-1, от ДД.ММ.ГГГГ -КГ19-10.

На недопустимость отказа гражданам, страдающим редкими заболеваниями, в лекарственном обеспечении за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации указано Министерством здравоохранения Российской Федерации в письме от ДД.ММ.ГГГГ . В этом же письме разъяснено, что Закон № 323-ФЗ не предполагает установления каких-либо ограничительных перечней лекарственных препаратов для обеспечения больных, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями.

При этом, не зарегистрированный на территории Российской Федерации препарат ColistiFlex 1 MIO I.E. (Colistimethat-Natrium) был назначен ФИО2 и ФИО3 по жизненным показаниям решением консилиума врачей федеральной специализированной медицинской организации в соответствии с п. 3 Положения о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ . То есть в данном случае имеется медицинский документ, содержащий назначение лекарственного препарата, выданный медицинскими работниками и являющийся основанием для приобретения этого препарата. Отсутствие рецепта врача не может умалять право ребенка-инвалида, страдающего редким (орфанным) заболеванием, на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом, назначенным ему решением консилиума врачей по жизненным показаниям.

Также, исходя из положений постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», предусматривающих обязательства органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению детей-инвалидов в возрасте до 18 лет всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, а также положений Федеральной и Территориальной программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, устанавливающих обеспечение лекарственными средствами бесплатно отдельных категорий граждан в соответствии с названным выше постановлением, суждение представителя ответчика о том, что возможность обеспечения истца по жизненным показаниям лекарственными препаратами, не зарегистрированными на территории Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета либо бюджета субъектов Российской Федерации действующим законодательством не предусмотрена, нельзя признать правильным.

С учетом того, что назначение консилиумом врачей ФГБУ «ФИО5 детская клиническая больница» ФИО3 ФИО2 по жизненным показаниям лекарственного препарата ColistiFlex 1 MIO I.E. (Colistimethat-Natrium) – колистиметата натрия - единственно возможный вариант их лечения, уклонение Министерства здравоохранения <адрес> от обеспечении ее этим препаратом за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации нарушает их право на жизнь и охрану здоровья, гарантированное государством.

Таким образом, принимая во внимание наличие у ФИО2 и ФИО3 редкого (орфанного) генетического заболевания и статуса ребенка-инвалида вследствие этого заболевания, нуждаемости ФИО2 и ФИО3 по жизненным показаниям в лечении лекарственным препаратом ColistiFlex 1 MIO I.E. (Colistimethat-Natrium) – колистиметата натрия, не зарегистрированным на территории Российской Федерации, назначения данного препарата как единственно возможного варианта лечения решением врачебной комиссии и консилиумом врачей ФГБНУ «МГЦН»), нормы действующего законодательства, суд полагает возможным исковые требования удовлетворить, и, учитывая состояние ФИО2 и ФИО3, на основании ст. 212 ГПК РФ, обратить решение суда к немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования ФИО4, действующей в интересах несовершеннолетних детей ФИО2 и ФИО3 к Министерству здравоохранения <адрес> о возложении обязанности по бесплатному обеспечению лекарственным препаратом удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения <адрес> принять меры по организации бесплатного обеспечения ФИО2 (ДД.ММ.ГГГГ) лекарственным препаратом ColistiFlex 1 MIO I.E. (Colistimethat-Natrium) – колистиметата натрия, производства Xellia Pharmaceuticals, Denmark distributed by InfectoPharm Germany регулярно и в полном соответствии с назначением консилиума Федерального Государственного Бюджетного Научного Учреждения «Медико-Генетический Научный Центр имени академика ФИО7» от ДД.ММ.ГГГГ по медицинским (жизненным) показаниям до отмены препарата.

Обязать Министерство здравоохранения <адрес> принять меры по организации бесплатного обеспечения ФИО3 (ДД.ММ.ГГГГ) лекарственным препаратом ColistiFlex 1 MIO I.E. (Colistimethat-Natrium) – колистиметата натрия, производства Xellia Pharmaceuticals, Denmark distributed by InfectoPharm Germany регулярно и в полном соответствии с назначением консилиума Федерального Государственного Бюджетного Научного Учреждения «Медико-Генетический Научный Центр имени академика ФИО7» от ДД.ММ.ГГГГ по медицинским (жизненным) показаниям до отмены препарата.

Обратить решение к немедленному исполнению.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Красногорский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья:                                     Р.В. Климовский

2-3110/2020 ~ М-611/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Исаева Анна Николаевна
Ответчики
Министерство здравоохранения МО
Суд
Красногорский городской суд Московской области
Судья
Климовский Руслан Викторович
Дело на странице суда
krasnogorsk--mo.sudrf.ru
29.01.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.01.2020Передача материалов судье
03.02.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.03.2020Подготовка дела (собеседование)
20.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.04.2020Судебное заседание
30.04.2020Судебное заседание
29.05.2020Судебное заседание
29.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.02.2022Дело оформлено
21.02.2022Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее