Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-5321/2015 ~ М-4783/2015 от 28.07.2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 сентября 2015 <адрес> районный суд <адрес>, в составе:

председательствующего Поповой Е.В.

при секретаре ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес>, действующего в интересах Кучеренкова Я.В. к мэрии городского округа Тольятти об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного фонда,

у с т а н о в и л:

<адрес>, действуюя в интересах Кучеренкова Я.В. обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит обязать мэрию городского округа Тольятти включить Кучеренкова Я.В. список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного фонда.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО6, иск поддержала. Суду пояснила, что Кучеренкова Я.В. является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, мать Кучеренкова Я.В.ФИО7 лишена родительских прав, сведения об отце записаны со слов матери. С 30.0.2001 г. Кучеренкова Я.В. помещена в семейную группу. На основании Постановления от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> срок пребывания Кучеренкова Я.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в семейной группе ФИО8 и ФИО9, продлен до ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ -р/5 года Кучеренкова Я.В. было отказано во включении в список граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного фонда, по тем основаниям, что она не имеет постоянной регистрации в <адрес>. С данным отказом не согласны, поскольку ранее Кучеренкова Я.В. проживала совместно с законным представителем - опекуном ФИО8 по адресу: <адрес>, на основании временной регистрации по указанному адресу. Законным представителем Кучеренкова Я.В. - ФИО8 в администрацию муниципального района <адрес> были поданы документы для постановки Кучеренкова Я.В. на учет в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного фонда муниципального района Шигонский, в связи с чем, Кучеренкова Я.В. была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного фонда муниципального района <адрес>. В 2014 году Кучеренкова Я.В. поступила в образовательное учреждение, расположенное на территории <адрес>, в связи с чем, сменила место постоянного жительства. На сегодняшний момент, Кучеренкова Я.В. проживает по месту временной регистрации на территории <адрес>, а именно по адресу: <адрес> А, ком. 512. После окончания обучения в образовательном учреждении планирует проживать на территории <адрес>, в связи с чем, законным представителем в мэрию г.о. Тольятти были поданы документы на постановку Кучеренкова Я.В. в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного фонда <адрес>. Просит удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Представитель мэрии городского округа Тольятти ФИО10, действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала. Суду пояснила, что Кучеренкова Я.В. обоснованно было отказано во включении в список детей сирот, в связи с отсутствием регистрации по месту жительства на территории г.о.Тольятти. Кучеренкова Я.В. была временно зарегистрирована в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ она поступила в ГАОУ СПО Тольяттинский колледж сервисных технологий и предпринимательства, где ей временно была предоставлена комната, в которой она зарегистрирована по месту пребывания. Считает, что оснований для включения истца в список детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, у мэрии г.о.Тольятти не имеется. В удовлетворении иска просит отказать.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Согласно ч.2 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ГД (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>» (принят Самарской Губернской Думой ДД.ММ.ГГГГ) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес> (далее - органы местного самоуправления) наделяются отдельными государственными полномочиями <адрес> по обеспечению жилыми помещениями, указанными в части 1 настоящей статьи, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - государственные полномочия).

В соответствии с п. 8 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся: жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п. 8 введен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ).

В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (введена Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ).

В силу части 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. п. 1, 3 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 указанного Закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи; в список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ) предусмотрено создание специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (введена Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ).

В соответствии со ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ГД (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>» (принят Самарской Губернской Думой 20.12.20121) заявление о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда (далее - список), подается в орган местного самоуправления лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, до достижения ими возраста 18 лет в случае приобретения ими полной дееспособности, если они не были своевременно включены в список (далее - заявители).

Заявление о включении в список подается заявителями в орган местного самоуправления по месту жительства детей в течение 60 календарных дней со дня достижения ими возраста 14 лет или возникновения после достижения ими возраста 14 лет предусмотренных федеральным законодательством и настоящим Законом оснований для предоставления указанным лицам жилых помещений.

Орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня поступления заявления и документов, указанных в статье 5 настоящего Закона, проводит проверку сведений, содержащихся в документах, и принимает решение: о включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список;об отказе во включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список.

Решение об отказе во включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список принимается в случае отсутствия предусмотренных действующим законодательством оснований для включения в список.

Решение органа местного самоуправления об отказе во включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список может быть обжаловано заинтересованными лицами в суде. В случае признания соответствующего решения незаконным в судебном порядке орган местного самоуправления принимает решение о включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список в порядке очередности в зависимости от первоначальной даты подачи заявления.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Кучеренкова Я.В. является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Мать Кучеренкова Я.В. -ФИО7 решением Сызранского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав в отношении дочери, сведения об отце внесены по указанию матери. Решением Сызранского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ актовая запись (в графе отец - ФИО11), внесенная в свидетельство о рождении Кучеренкова Я.В., аннулирована.

На основании Постановления от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> срок пребывания Кучеренкова Я.В. Яны Кучеренкова Я.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в семейной группе ФИО8 и ФИО9, продлен до ДД.ММ.ГГГГ.

Распоряжением заместителя мэра г.о.Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ -р/5 Кучеренкова Я.В. Яне Кучеренкова Я.В. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда на основании п.З ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ - ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>», в связи с отсутствием постоянной регистрации по месту жительства на территории г.о. Тольятти.

Представитель ответчика считает, что Кучеренкова Я.В. обоснованно было отказано во включение в список, поскольку на момент вынесения распоряжения она не имела постоянной регистрации в <адрес>, тогда как закон прямо указывает на то, что на учет могут быть поставлены граждане по месту постоянного жительства.

Суд не может согласится с указанными доводами представителя ответчика, поскольку действие <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ГД (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес> распространяется на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории <адрес> и ранее не обеспеченных жилыми помещениями за счет бюджетных средств по основаниям, предусмотренным в целях реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями (п.3 ст.1 Закона).

В силу ч. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно ст. 1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

На основании ч.1 ст. 20 Гражданского кодекса РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно ст. 2 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

В силу ст. 3 приведенного Закона, а также п. 4 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию», регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Из указанных норм права следует, что данная форма учета граждан в пределах Российской Федерации носит уведомительный характер и отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 20) и международными актами о правах человека, каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ. Ограничение права граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ допускается только на основании закона.

Из пояснений представителя истца следует, что ранее Кучеренкова Я.В. проживала совместно с законным представителем - опекуном ФИО8 по адресу: <адрес>, на основании временной регистрации по указанному адресу. Ранее законным представителем Кучеренкова Я.В. - ФИО8 в администрацию муниципального района <адрес> были поданы документы; для постановки Кучеренкова Я.В. на учет в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного фонда муниципального района Шигонский, в связи с чем, Кучеренкова Я.В. была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного фонда муниципального района <адрес>. В 2014 году Кучеренкова Я.В. поступила в образовательное учреждение, расположенное на территории <адрес>, в связи с чем, сменила место постоянного жительства. На сегодняшний момент, Кучеренкова Я.В. проживает по месту временной регистрации на территории <адрес>, а именно по адресу: г, Тольятти, <адрес> А, ком. 512. После окончания обучения в образовательном учреждении планирует проживать на территории <адрес>, в связи с чем, законным представителем в мэрию г.о. Тольятти были поданы документы на постановку Кучеренкова Я.В. в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного фонда <адрес>.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела.

Согласно справке <данные изъяты>» Кучеренкова Я.В. зарегистрирована (постоянно проживает) на период обучения в общежитии <данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, по адресу: <адрес> А, ком. 512.

В связи с выездом за пределы муниципального района на новое место жительства в <адрес> и обучением в <данные изъяты> Администрацией м.<адрес> ДД.ММ.ГГГГ принято решение об исключении Кучеренкова Я.В. из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда м.<адрес> по договору найма с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справке ГУП СО «Центр технической инвентаризации» Шигонского филиала, МП «Инвентаризатор» <адрес>, Управления Росеестра по <адрес>, Кучеренкова Я.В. (до смены фамилии Гудалина) не имеет в своей собственности жилья, право бесплатной приватизации не использовано.

На основании изложенного, учитывая представленные суде доказательства суд приходит к выводу, что Кучеренкова Я.В. с рождения по настоящее время постоянно проживает на территории <адрес>, с 2014 года она проживает в <адрес>. Следовательно, в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ГД (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) истица имеет право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда.

Мэрия г.о. Тольятти, отказывая Кучеренкова Я.В. во включении в список по причине отсутствия постоянной регистрации в <адрес> нарушает ее права, поскольку регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации (ст.3 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"), поэтому в силу ст.ст. 11-12 ГК РФ нарушенные права подлежат восстановлению судом, посредством обязания ответчика включить Кучеренкова Я.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного фонда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,56,194-198 ГПК РФ, ст. 1,6, 175-180 КАС суд,

р е ш и л:

Иск удовлетворить.

Обязать мэрию городского округа Тольятти включить Кучеренкова Я.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного фонда с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано, на него может быть подано апелляционное представление в Самарский облсуд через Центральный райсуд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий:

2-5321/2015 ~ М-4783/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кучеренкова Я.В.
Прокурор Центрального района г.Тольятти
Ответчики
Мэрия г.о. Тольятти
Суд
Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области
Судья
Попова Е. В.
Дело на странице суда
centralny--sam.sudrf.ru
28.07.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.07.2015Передача материалов судье
31.07.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.07.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.08.2015Подготовка дела (собеседование)
24.08.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.09.2015Судебное заседание
05.10.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.10.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.10.2015Дело оформлено
02.11.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее