Решение по делу № 2-487/2017 (2-6185/2016;) ~ М-5875/2016 от 06.12.2016

Дело № 2-487/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ухтинский городской суд Республики Коми

в составе: судьи Семяшкиной В.С.,

при секретаре Поповой А.С.,

с участием истца, представителя ответчика, представителя третьего лица,

рассмотрев 22 марта 2017 года в открытом судебном заседании в г. Ухте Республики Коми гражданское дело по иску Кузнецовой Н.А. к Потаповой Г.В. об обязании ответчика обеспечить беспрепятственный доступк объекту социальной инфраструктуры, компенсации морального вреда,

установил:

Кузнецова Н.А. обратилась в суд с иском к Потаповой Г.В. об обязании ответчика обеспечить беспрепятственный доступ к объекту социальной инфраструктуры, компенсации морального вреда в сумме 100000,00 рублей, в обоснование требований указав, что истец является инвалидом .... группы. Потапова Г.В. является собственником нежилого помещения, где расположен магазин «...», где ответчик осуществляет торговлю розничной обувью. В нарушение законодательства Потапова Г.В. не обеспечила беспрепятственный доступ для маломобильных групп населения к объекту социальной инфраструктуры: пандус, установленный при входе в магазин, не соответствует установленным нормативам. Действиями ответчика истцу причинены нравственные страдания.

Определением суда от 02.02.2017 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены на стороне истца, – УГО КРО «Всероссийское общество инвалидов», на стороне ответчика - Администрация МОГО «Ухта».

Ответчик Потапова Г.В., представитель администрации МОГО «Ухта», надлежащим образом уведомленные о месте и времени судебного заседания, в суд не явились. Неявка данных лиц в суд является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а поэтому не является преградой для рассмотрения дела.

В силу положений ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие данных лиц.

Истец Кузнецова Н.А. на требованиях настаивала, доводы иска поддержала.

Представитель ответчика Голанов Д.Л. с доводами иска не согласился, просил в удовлетворении требований отказать.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - УГО КРО «Всероссийское общество инвалидов» Козловский А.А., действующий по доверенности, в судебном заседании поддержал требования истца в части обязания ответчика обеспечить беспрепятственный доступ в магазин «...».

Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Декларация о правах инвалидов, принятая 9 декабря 1975 г. Резолюцией 3447 (XXX) на 2433-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН, предусматривает, что инвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать им возможность приобрести как можно большую самостоятельность (ст. 5).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Статьёй 15 вышеназванного Федерального закона № 181-ФЗ предусмотрено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Государственные и муниципальные расходы на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Таким образом, в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» законодатель установил обязанности разных субъектов, в том числе организаций независимо от организационно-правовых форм, по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая обязанность по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

Закрепляющее названную обязанность положение части 1 статьи 15 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» носит общий характер, конкретизация данного положения, в частности, в законодательстве о местном самоуправлении, градостроительной деятельности, техническом регулировании, определяет деятельность органов местного самоуправления и иных управомоченных субъектов в указанной сфере. Одним из способов конкретизации положения части 1 статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», вступившего в силу в полном объёме с 1 июля 2010 года (статьи 3, 8, 12, 15, 30).

Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в СП 59.13330.2012 (Свод правил) «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»), утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011г. №605.

В Указанном Своде Правил в части общих требований к помещениям и их элементам предусмотрено, что в зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для маломобильных групп населения (далее – МГН) условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо при помощи сопровождающего, а также эвакуации в случае экстренной ситуации. В здании должен быть как минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием (п. 5.1.1); наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ 51261 (п.5.1.2); при ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 и более следует дополнительно предусматривать разделительные поручни (п. 5.1.2); входная площадка при входах, доступных МГН, должна иметь: навес, водоотвод, а в зависимости от местных климатических условий – подогрев поверхности покрытия; размеры входной площадки при открывании полотна дверей наружу должны быть не менее 1,4 х 2,0м или 1,5 х 1,85 м; размеры входной площадки с пандусом не менее 2,2 х 2,2 м; поверхности покрытий входных площадок и тамбуров должны быть твердыми, не допускать скольжения при намокании и иметь поперечный уклон в пределах 1-2% (п. 5.1.3); помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках или с недостатками зрения, следует размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли; при ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы для инвалидов или лифты (п. 5.1.9). Лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20. Ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах 0,9 - 1,0 м. Пандус с расчетной длиной 36,0 м и более или высотой более 3,0 м следует заменять подъемными устройствами (4.1.15). Длина горизонтальной площадки прямого пандуса должна быть не менее 1,5 м. В верхнем и нижнем окончаниях пандуса следует предусмотреть свободную зону размером не менее 1,5?1,5 м, а в зонах интенсивного использования не менее 2,1?2,1 м. Свободные зоны должны быть также предусмотрены при каждом изменении направления пандуса. Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 м (допустимо от 0,85 до 0,92 м) и 0,7 м с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Расстояние между поручнями должно быть в пределах 0,9 - 1,0 м. Колесоотбойные устройства высотой 0,1 м следует устанавливать на промежуточных площадках и на съезде (4.1.15). Поверхность пандуса должна быть нескользкой, отчетливо маркированной цветом или текстурой, контрастной относительно прилегающей поверхности. В местах изменения уклонов необходимо устанавливать искусственное освещение не менее 100 лк на уровне пола (4.1.16).

Частью 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" закреплено, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

С 01.01.2013 введен в действие Свод правил СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001), утвержденный Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N 605.

В силу п. 1.5 СП 59.13330.2012 проектные решения, предназначенные для маломобильных групп населения, должны обеспечивать повышенное качество среды обитания при соблюдении, в частности, досягаемости ими кратчайшим путем мест целевого посещения и беспрепятственности перемещения внутри зданий и сооружений и на их территории; безопасности путей движения, удобства и комфорта среды жизнедеятельности для всех групп населения.

Судом установлено, что Потапова Г.В. с 11.09.2002 года зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя (ОГРНИП 304110205700080), основной вид деятельности – торговля розничной обувью в специализированных магазинах. Согласно свидетельству о государственной регистрации права 11 АБ № 024514, Потапова Г.В. является единоличным собственником нежилого помещения площадью 342,7 кв.м, расположенного по адресу: ...., этаж 1, номера на поэтажном плане1-26, (дата государственной регистрации права собственности – 13.11.2013г., № регистрации 11-11-01/213/2013-125, документы-основания: договор купли-продажи от 20.12.2001), в данном нежилом помещении находится магазин «...». Согласно техническому паспорту год постройки здания-1978.

В период 10.11.2016 отделом ОиПСК МУ УКС, имеющим соответствующее разрешение, было проведено визуальное обследование данной конструкции, примыкающей к наружной лестнице крыльца главного входа в магазин «...», расположенного по адресу: ...., в результате чего установлено, конструкция «пандуса» состоит из наклонного пандуса, расположенного вдоль цоколя существующего здания, примыкающего в нижней части к отмостке здания, а в верхней части ко второй ступени крыльца главного входа в магазин «...». Данная конструкция не соответствует по всем предъявляемым требованиям СП 59.13330,2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», а именно не выдержаны геометрические (линейные) размеры, как самого пандуса так и существующей площадки крыльца главного входа, отсутствует ограждение пандуса и площадки. Не разработан (въезд) выезд на пандус, по факту пандус начинается с отмостки здания.

Таким образом, суд приходит к выводу, что выявлены нарушения прав инвалидов, не способных свободно передвигаться, на беспрепятственный доступ к объекту социальной инфраструктуры – помещению магазина «...», а именно установлено, что вход в помещение магазина не оборудован для обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения, а именно конструкция «...» не соответствует по всем предъявляемым требованиям СП 59.13330,2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Как следует из материалов дела, установлено в ходе судебного разбирательства и не оспаривается представителем ответчика, до настоящего времени выявленные нарушения не устранены.

В соответствии с вышеприведенными положениями законодательства, создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности является составной частью социальной политики государства и является публичной обязанностью органов местного самоуправления и организаций, осуществляющих деятельность объектов социальной инфраструктуры.

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Из позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 13 мая 2010 года № 689-О-О, следует, что вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.

Учитывая вышеизложенное, а также то, что собственником нежилого помещения, где расположен магазин «...» до настоящего времени не проведены мероприятия, направленные на обеспечение беспрепятственного доступа маломобильных групп населения на данный объект, суд полагает заявленные требования по обеспечению беспрепятственного доступа обоснованными. Возлагая обязанность по приведению объекта социальной инфраструктуры в соответствие с требованиями законодательства, суд учитывает, что норма, содержащаяся в ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ, не разграничивает ответственность за осуществление такой обязанности между субъектами; оборудование вышеуказанных приспособлений для перемещения инвалидов является единственным возможным средством для удовлетворения минимальных потребностей инвалидов-колясочников в доступе к объекту социальной инфраструктуры – магазин «Пешеход».

Доводы представителя о том, что части 1 статьи 15 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» и Свод правил СП 59.13330,2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» не подлежат применению в отношении рассматриваемого объекта основаны на неправильном толковании норм права.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 указанного закона Правительство РФ утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Согласно п. 76 Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 N 1047-р, действовавшего до 01.07.2015, в указанный перечень был включен СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения".

Согласно п. 41 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", установлен Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", согласно которому СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" обязателен для исполнения.

Свод правил 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (МГН)" является актуализированной редакцией СНиП 35-01-2001.

Так, в соответствии с пп. 1.1, 1.2 Свода правил данный нормативный документ предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями равные условия жизнедеятельности.

В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд маломобильных групп населения следует осуществлять проектирование в рамках "разумного приспособления" при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.

Таким образом, указанный свод правил распространяется не только на здания, подлежащие капитальному ремонту и реконструкции, но также и на здания, которые надлежит приспособить для нужд маломобильных групп населения. При этом ответчиком не представлены доказательства невозможности приспособления объекта и приведения его в соответствии с требованиями законодательства о доступности объектов социальной инфраструктуры для нужд маломобильных групп населения ввиду конструктивных особенностей объекта.

Также не основаны на действующем законодательстве доводы представителя ответчика, что для устранения нарушений по приведению конструкции согласно установленным нормативам необходимо согласие всех собственников здания.

С учетом всех обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что требование истца об обеспечении ответчиком условий для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в магазин «...», расположенный по адресу: ...., подлежит удовлетворению. В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ устанавливает ответчику разумный срок исполнения ответчиком заявленных требований - до 01 сентября 2017 года.

В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В силу ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 ГК РФ, согласно которой в случае гражданину причинения гражданину морального вреда (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

С учетом возложенной на собственника законом обязанности обеспечить доступ инвалидам к объектам социальной и иной инфраструктуры, действия ответчика представляются суду виновными, а невозможность доступа в помещение, открытого посещению для всех иных лиц, причиняющей истцу определенные нравственные страдания, связанные с ее индивидуальными особенностями и напоминанием об ограниченных возможностях, принимая во внимание принцип разумности, справедливости, характер нарушенных прав, неудобства истца, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца в счет компенсации морального вреда 15000,00 рублей.

Государственная пошлина за подачу иска в суд, от уплаты которой истец была освобождена при подаче искового заявления, в соответствии с положениями ст. 103 ГПК РФ, подлежит взысканию с ответчика. В соответствии со ст. 333.19 НК РФ её размер составляет 300 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать Потапову Г.В. в срок до 01 сентября 2017 года обеспечить беспрепятственный доступ маломобильных групп населения в магазин «...», расположенный по адресу: ...., согласно Своду правил 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения".

Взыскать с Потаповой Г.В. в пользу Кузнецовой Н.А. компенсацию морального вреда в размере 15000,00 рублей.

Взыскать с Потаповой Г.В. в доход бюджета муниципального образования городского округа «Ухта» государственную пошлину в размере 300,00 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд РК в течение месяца со дня составления мотивированного решения - 27 марта 2017 года.

Судья Ухтинского городского суда РК Семяшкина В.С.

2-487/2017 (2-6185/2016;) ~ М-5875/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Кузнецова Наталия Альбертовна
Ответчики
Потапова Галина Владимировна
Другие
Администрация МОГО "Ухта"
УГО КРО "Всероссийское общество инвалидов"
Суд
Ухтинский городской суд Республики Коми
Судья
Семяшкина Валентина Сергеевна
Дело на сайте суда
ukhtasud--komi.sudrf.ru
06.12.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.12.2016Передача материалов судье
09.12.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.12.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.12.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.01.2017Судебное заседание
26.01.2017Судебное заседание
03.02.2017Судебное заседание
28.02.2017Судебное заседание
22.03.2017Судебное заседание
27.03.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.04.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.04.2017Дело оформлено
08.09.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее