Дело № 12-335/2017
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении
03 апреля 2017 года г. Благовещенск
Судья Благовещенского городского суда Амурской области Диких Е.С.,
при секретаре Волобуеве А.А.,
с участием представителя Государственной жилищной инспекции Амурской области Представитель1,
защитника ООО «АВК - 2» Защитник1,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу С. на определение государственного жилищного инспектора Государственной жилищной инспекции Амурской области Г. № *** от 20 октября 2016 года об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО «Аварийно-восстановительная компания-2»,
У С Т А Н О В И Л:
Определением № *** от 20 октября 2016 года государственный жилищный инспектор Государственной жилищной инспекции Амурской области Г. отказал в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Аварийно-восстановительная компания-2», ИНН ***, ОГРН *** в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с указанным определением, С. подал в Благовещенский городской суд жалобу, в которой просит определение отменить. В обоснование жалобы указал, что в нарушении правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами ООО «АВК-2» по настоящее время не заключило договоры с ресурсоснабжающими организациями, а именно не заключен договор энергоснабжения с ПАО «ДЭК» «Амурэнергосбыт», договор теплоснабжения, на отпуск воды и прием сточных вод с ОАО «Амурские коммунальные системы», договор газоснабжения с ОАО «Амургаз». Из письменного пояснения б/н от *** года ООО «АВК» следует, что ООО «АВК-2» направило заявление в ресурсоснабжающие организации по вопросу заключения договоров на поставку ресурсов, и они проходят процедуру согласования. Изложенные пояснения ООО «АВК-2» не соответствуют действительности и более того бездействие организации не освобождает ее от административной ответственности по ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ. Просит отменить определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении № *** от 20 октября 2016 года.
Срок на обжалование не пропущен.
С. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом, ходатайства об отложении рассмотрения жалобы от него не поступило.
Представитель Государственной жилищной инспекции Амурской области и защитник ООО «АВК-2» с доводами жалобы не согласились, указав о законности и обоснованности принятого определения.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела в полном объёме, доводы заявителя, изложенные в его жалобе, прихожу к следующему.
Согласно ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (ч. 1); способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 3); управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в ч. 1 ст. 157 данного Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (ч. 12).
Частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
На основании ч. 12 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 2 статьи 164 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.1 ст.7.23.3 КоАП РФ нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами, правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения от ***г. № *** Государственной жилищной инспекцией Амурской области проведена внеплановая проверка ООО «АВК-2 ».
В ходе проведения проверки лицензиата ООО «АВК-2» по обращению С., (вх. № *** от ***г.), проживающего по адресу: ***, и изучения представленных документов установлено следующее.
ООО «АВК-2» осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными жилыми домами на территории Амурской области в соответствии лицензией № *** от *** года выданной государственной жилищной инспекцией Амурской области.
*** г. между ООО «АВК-2» и собственниками помещений МКД № *** по ул. *** в г. Благовещенск заключен договор управления на основании решения общего собрания собственников от *** г.
Инспекцией были произведены запросы в ОАО «Амургаз», ОАО «Амурские коммунальные системы», в Благовещенское отделение филиала ОАО «ДЭК «Амурэнергосбыт».
Из представленных ответов следует, что ООО «АВК-2» не заключили договора ресурсоснабжения с данными организациями.
Согласно сведениям, представленными ООО «АВК-2» и ресурсоснабжающими организациями (ОАО «Амургаз», ОАО «Амурские коммунальные системы», в Благовещенское отделение филиала ОАО «ДЭК» «Амурэнергосбыт») договора ресурсоснабжения между данными организациями в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений многоквартирного жилого дома № *** по ул. *** в г. Благовещенск коммунальными услугами соответствующего вида отсутствуют (не заключены).
Из представленного письменного пояснения б/н от ***г. ООО «АВК-2» следует, что ООО «АВК-2» направило заявления в ресурсоснабжающие организации по вопросу заключения договоров на поставку ресурсов, и они проходят процедуру согласования. После заключения договоров ресурсоснабжения они будут представлены в Амуржилинспекцию.
Отказывая в возбуждении дела об административном правонарушении по ч.1 ст.7.23.3 КоАП РФ в отношении ООО «АВК-2» определением от ***г., государственный жилищный инспектор Государственной жилищной инспекции Амурской области исходил из того, что в действиях ООО «АВК-2» отсутствует состав административного правонарушения.
Оснований не согласиться с указанными выводами должностного лица не имеется в связи со следующим.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее его рассмотрение в соответствии с законом (ст. 24.1 КоАП РФ).
В силу ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении обязательному выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а так же причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а так же иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ч. ч. 1, 2, 3 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из пункта 8 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила № 354) исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 Правил N 354. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14 - 17 Правил N 354.
Согласно пункту 9 Правил N 354 условия предоставления коммунальных услуг собственникам (пользователям) помещений в многоквартирном доме могут определяться, в том числе, в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения), заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией (далее – РСО).
Таким образом, РСО в случаях, определенных Правилами N 354, может выступать исполнителем коммунальных услуг.
Из положений пунктов 14, 15 и 17 Правил N 354 следует, что РСО, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, предоставляет коммунальные услуги соответствующего вида собственникам (пользователям) помещений в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбрано управление управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом, иным специализированным потребительским кооперативом (далее - товарищество, кооператив) до даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса (далее - договор ресурсоснабжения), заключенному управляющей организацией (товариществом, кооперативом) с РСО или с даты расторжения договора ресурсоснабжения между управляющей организацией (товариществом кооперативом) и РСО.
В отсутствие заключенных с РСО договоров ресурсоснабжения управляющая организация, товарищество или кооператив не могут осуществлять функции исполнителя коммунальных услуг.
Таким образом, на основании пунктов 8, 9, 14, 15, 17 Правил N 354 РСО предоставляют коммунальные услуги собственникам (пользователям) помещений в тех многоквартирных домах, в которых в качестве способа управления многоквартирным домом выбрано управление управляющей организацией, товариществом или кооперативом, в случаях, когда договоры ресурсоснабжения между управляющими организациями (товариществами, кооперативами) и такими РСО не заключены или расторгнуты. При этом согласно пунктам 6 - 9, 17 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг собственникам (пользователям) помещений в многоквартирном доме в период до даты начала поставки коммунального ресурса по договору ресурсоснабжения с управляющей организацией (товариществом, кооперативом) осуществляется РСО на основании договоров холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, отопления, газоснабжения с собственниками (пользователями) жилых помещений в многоквартирном доме, заключенных, в том числе, путем совершения потребителями конклюдентных действий.
Указанный вывод согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 13.01.2014 N АКПИ13-1116 и в «Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 1 (2014)», утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014 (вопрос 9 раздела VI), согласно которой предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не осуществляется без заключения соответствующего договора с РСО, а функции исполнителя коммунальных услуг при таких обстоятельствах осуществляет РСО.
С 30 июня 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 29.06.2015 N 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон 176-ФЗ).
В соответствии с частью 17 статьи 12 указанного Федерального закона 176-ФЗ договоры, заключенные до дня вступления в силу Федерального закона 176-ФЗ между собственниками, пользователями помещений в многоквартирном доме и РСО, в том числе при непосредственной форме управления, действуют до истечения срока их действия или до отказа одной из сторон от исполнения договора.
Согласно части 18 статьи 12 Федерального закона 176-ФЗ в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в таком многоквартирном доме может быть принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг), действовавшего до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.
В связи с вступлением в силу части 17 статьи 12 Федерального закона 176-ФЗ договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения), заключенные РСО с собственниками (пользователями) помещений в многоквартирных домах по состоянию на 30 июня 2015 года на основании пунктов 6 - 9, 14, 15, 17 Правил N 354, пункта 30 Правил обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила № 124), в том числе путем совершения потребителями конклюдентных действий, действуют до истечения срока действия таких договоров или до отказа одной из сторон от исполнения договора.
При принятии решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме может быть принято решение о сохранении ранее действовавшего порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг), в том числе, о сохранении предоставления коммунальных услуг РСО и осуществлении расчетов за коммунальные услуги в адрес РСО (часть 18 статьи 12 Федерального закона 176-ФЗ). В этом случае договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения), заключенные РСО с собственниками (пользователями) помещений в многоквартирных домах на основании пунктов 6 - 9, 14, 15, 17 Правил N 354, пункта 30 Правил N 124 (в том числе путем совершения конклюдентных действий) до принятия собственниками решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации, продолжают действовать и после изменения способа управления многоквартирным домом и (или) выбора иной управляющей организации. При этом решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг РСО и осуществлении расчетов за коммунальные услуги в адрес РСО, принятое в соответствии с частью 18 статьи 12 Федерального закона 176-ФЗ, сохраняет сложившиеся договорные отношения между собственниками (пользователями) помещений в многоквартирном доме и такими РСО и его следует отличать от решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятого в соответствии с частью 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (решение о прямых расчетах с РСО).
При этом в соответствии с пунктом 13 Правил N 124 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603) наличие предусмотренного частью 17 статьи 12 Федерального закона 176-ФЗ договора ресурсоснабжения между РСО и собственником (пользователем) помещения в многоквартирном доме, а также наличие предусмотренного частью 18 статьи 12 Федерального закона 176-ФЗ решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг) являются основаниями для отказа РСО от заключения договора ресурсоснабжения с управляющими организациями, товариществами собственников жилья или жилищными кооперативами, или иными специализированными потребительскими кооперативами.
Из п.2.6 договора № *** управления (технического обслуживания, содержания и ремонта) многоквартирным домом по адресу: *** от *** г. следует, что собственниками принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг (отопление, горячее и холодное водоснабжение, коммунальные услуги в местах общего пользования и др.), и расчетов за коммунальные услуги, действовавшие до принятия решения об изменении способа управления: о выборе в качестве способа управления (управление управляющей организации) и выбора в качестве управляющей организации ООО «Аварийно-восстановительная компания-2», а именно сохранить наличие прямых договоров и прямых расчетов между собственниками и ресурсоснабжающими организациями на основании фактически сложившихся прямых договорных отношений и прямых расчетов между собственниками и РСО.
Аналогичные условия отражены в протоколе № *** общего собрания собственников от *** г. (вопрос № ***).
В силу п.2.7 договора № *** от *** г. собственники помещений в соответствии с п.2.6 настоящего договора от своего имени заключают договор с ресурсоснабжающими организациями на предоставление коммунальных услуг, производят оплату за предоставление коммунальных услуг, и общедомовых нужд непосредственно в кассу или на расчетный счет РСО, а именно сохраняют наличие прямых договоров и прямых расчетов между собственниками и РСО.
В материалы дела ООО «АВК-2» представлены копии договора № *** от *** г. на выполнение работ по техническому обслуживанию общего имущества многоквартирного дома, договора энергоснабжения от *** г., договора водоснабжения и водоотведения от *** г., договора поставки тепловой энергии от ***г., определения Арбитражного суда Амурской области от *** г. о прекращении производства по делу в отношении ООО 2АВК-2» в связи с отказом АО «ДЭК» от иска.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для отмены определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении № *** от 20 октября 2016 года в отношении ООО «АВК-2», не имеется.
Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Определение государственного жилищного инспектора Государственной жилищной инспекции Амурской области Г. № *** от 20 октября 2016 года об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО «Аварийно-восстановительная компания-2» оставить без изменения, а жалобу С. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Благовещенского
городского суда Е.С. Диких