Решение по делу № 2-123/2021 ~ М-150/2021 от 30.03.2021

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

с.Оса                                                                                         22 апреля 2021 года

Осинский районный суд Иркутской области в составе председательствующего Силяво Ж.Р., при секретаре Алсановой Л.А.,

с участием истца – помощника прокурора Осинского района Балдыхановой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-123/2021 по исковому заявлению прокурора Жигаловского района в интересах Российской Федерации к Баранникову В. Е., Матвееву В. Г. о взыскании ущерба, причиненного охотничьим ресурсам в результате незаконной рубки лесных насаждений,

установил:

<адрес обезличен>, в интересах Российской Федерации обратился в Осинский районный суд с иском к Баранникову В. Е., Матвееву В. Г. о взыскании ущерба, причиненного охотничьим ресурсам вследствие незаконной рубки лесных насаждений, указав следующее:

Приговором Жигаловского районного суда Иркутской области от 08 мая 2019 года Баранников В.Е., Матвеев В.Г. осуждены за совершение незаконной рубки деревьев на территории квартала ... <адрес обезличен>. В результате их противоправных действий уничтожено 14 деревьев породы сосна.

Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется Федеральным законом от 24.07.2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Понятие охотничьих ресурсов закреплено в ст.1 Федерального закона от 24.07.2009 года N 209-ФЗ, под которыми понимаются объекты животного мира, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) законами субъектов Российской Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты.

Нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов, в отношении которых утверждается лимит добычи охотничьих ресурсов, утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.04.2010 года N 138.

Расчет вреда, причиненного охотничьим ресурсам, производится согласно Методике исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утв. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2011 года N 948.

Согласно п.6 Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утв. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2011 года N 948, размер вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов на территории воздействия (суммарный вред, причиненный одному виду охотничьих ресурсов от хозяйственной или иной деятельности на территории воздействия) исчисляется как сумма вреда одному виду охотничьих ресурсов по каждой территории воздействия (территория трансформации, территория сильного воздействия, территория сильного воздействия и территория слабого воздействия).

Как указывает истец, в ходе проведенной проверки установлено, что продолжительность негативного воздействия фактора беспокойства на объекты животного мира, отнесенные к объектам охоты, составила 1 день (0,003 года). Площадь незаконной рубки составила 0,07 га.

Согласно Положению о Министерстве лесного комплекса Иркутской области, утверждённого постановлением Правительства Иркутской области от 27 февраля 2018 года N 155-пп, Министерство лесного комплекса Иркутской области (далее министерство) является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного хозяйства, лесопромышленного комплекса на территории Иркутской области, а также по управлению в сфере охраны и использования объектов животного мира, в том числе в сфере охоты, сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания в Иркутской области, государственному управлению и контролю в области организации и функционирования государственных природных заказников регионального значения, осуществляющим полномочия РФ в области охраны и использования животного мира, в том числе, в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов РФ.

Согласно расчету ущерба, выполненного старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Министерства лесного комплекса Иркутской области ФИО5 в результате незаконной рубки лесных насаждений на территории квартала ... <адрес обезличен>, совершенного Баранниковым В.Е. и Матвеевым В.Г., объектам животного мира (охотничьим ресурсам) причинен ущерб в размере 89629 рублей 71 копейка.

В соответствии с п.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов. Российской Федерации, муниципальных образований.

В результате незаконных действий ответчиков была уничтожена исконная среда обитания животных и других организмов, чем нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц (граждан), осуществляющих охоту в данных охотничьих угодьях согласно нормам действующего законодательства, на защиту окружающей среды от негативного воздействия.

Согласно п.22 ст.46 Бюджетного кодекса РФ, платежи по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, а также платежи, уплачиваемые при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, субъектов РФ – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения окружающей среде по нормативу 100%, если иное не установлено настоящим пунктом.

В соответствии с ч.3 ст.78 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

В связи с изложенным, истец просит взыскать с ответчиков солидарно ущерб, причинённый объектам животного мира в результате незаконной рубки лесных насаждений на территории квартала ... <адрес обезличен> в размере 89629 рублей 71 копейку.

              В судебном заседании помощник прокурора Осинского района Балдыханова К.А. требования прокурора Жигаловского района поддержала и просила взыскать с Баранникова В.Е., Матвеева В.Г. в солидарном порядке ущерб, причинённый объектам животного мира в результате незаконной рубки лесных насаждений на территории квартала ... <адрес обезличен> в размере 89629 рублей 71 копейку. Не возражала против вынесения по делу заочного решения.

Ответчики Баранников В.Е., Матвеев В.Г. в судебное заседание не прибыли, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщили. Суд, с учетом мнения представителя истца, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся ответчиков, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного заседания, в порядке заочного судопроизводства, предусмотренного ст.ст.233-237 ГПК РФ.

Представитель ТУ МЛК Иркутской области по Жигаловскому лесничеству в судебное заседание не прибыл.

Представитель третьего лица – Министерства лесного комплекса Иркутской области (отдел охраны и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания) в судебное заседание не прибыл.

При таких обстоятельствах, с учетом мнения сторон, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц.

          Выслушав представителя истца, всесторонне исследовав доказательства, представленные по рассмотрению иска сторонами в соответствии со ст.ст.56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст.42 Конституции РФ и преамбулой Федерального закона от 10.01.2002г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов определяется Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (далее ФЗ № 209-ФЗ), другими федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.ст.1, 3, 4, 77 Федерального закона от 10.01.2002г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" охрана окружающей среды как совокупности компонентов природной среды, природных, природно-антропогенных, антропогенных объектов, строится на принципах соблюдения прав граждан на благоприятную окружающую среду, платности природопользования, возмещения вреда окружающей среде, ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. При этом объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия от хозяйственной и иной деятельности человека среди прочего являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы. Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

В соответствии со ст.ст.4, 56 Федерального закона от 24.04.1995 года N 52-ФЗ "О животном мире" животный мир в пределах территории РФ является государственной собственностью. Юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

В соответствии со ст.ст.1,7,56,57,58 ФЗ N 209-ФЗ охотничьими ресурсами являются объекты животного мира, которые в соответствии с настоящим федеральным законом и (или) законами субъектов Российской Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты. В границы охотничьих угодий включаются земли, правовой режим которых допускает осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Споры в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов разрешаются в судебном порядке. Лица, виновные в нарушении законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Возмещение вреда, причиненного охотничьим ресурсам, осуществляется в добровольном порядке или в судебном порядке на основании утвержденных в соответствии с Федеральным законом "О животном мире" такс и методик исчисления ущерба, причиненного животному миру, а при их отсутствии - исходя из затрат на воспроизводство охотничьих ресурсов.

Приговором Жигаловского районного суда Иркутской области от 08 мая 2019 года, вступившим в законную силу 28 мая 2019 года, установлено, что Баранников В.Е., Матвеев В.Г. в период с 10 часов 00 минут до 14 часов 00 минут <дата обезличена>, находясь в лесном массиве в квартале ..., совершили незаконную рубку 14 деревьев породы сосна, причинили ущерб Российской Федерации (лесному фонду) в размере 274324 рубля. В размер указанного ущерба не включен ущерб, причиненный охотничьим ресурсам в месте незаконной рубки. Общий объем незаконной рубки лесных насаждений составил 11,49 куб. м древесины, размер площади территории, в границах которой произошла незаконная рубка, составил 0,07 га, что подтверждается приговором и расчетом размера ущерба, причиненного объектам животного мира. Данные действия Баранникова В.Е., Матвеева В.Г. квалифицированы как преступление, а именно - незаконная рубка лесных насаждений, совершенная группой лиц по предварительному сговору, в особо крупном размере, т.е. по ч.3 ст.260 УК РФ, что подтверждает факт совершения ответчиками незаконной рубки лесных насаждений в вышеуказанном месте и их виновность в совершении противоправных действий.

В соответствии со ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Исходя из смысла положений ч.4 ст.61 ГПК РФ и п.8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 "О судебном решении", вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом, и имеет для рассмотрения данного дела преюдициальное значение.

При указанных обстоятельствах, с учетом наличия приговора суда от 08 мая 2019 года, вступившего в законную силу, суд считает установленным факт совершения незаконной рубки в квартале ... ответчиками Баранниковым В.Е., Матвеевым В.Г. Указанные обстоятельства имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего гражданского дела.

Судом установлено, что ответчики Баранников В.Е., Матвеев В.Г. своими преступными действиями, выразившимися в незаконной рубке лесных насаждений, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов, уничтожили среду обитания охотничьих ресурсов на участке охотничьих угодий площадью 0,07 га, расположенных в квартале .... Согласно подпунктам "а,б,в,г" пункта 5 "Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам", утвержденной приказом Минприроды России от <дата обезличена> N 948, при расчете размера вреда в связи с нарушением или уничтожением среды обитания охотничьих ресурсов учитываются: территория, в границах которой нанесен вред охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды их обитания; численность или плотность (показатель плотности) охотничьих ресурсов на территории воздействия, которая определяются на основании данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания (в случае, если воздействие на среду обитания охотничьих ресурсов оказано ранее, чем были предоставлены данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, используются данные государственного мониторинга на смежной территории со сходными ландшафтными и физико-географическим характеристиками); допустимый объем добычи каждого вида ресурсов; период, в течение которого наносится вред охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды их обитания.

Согласно представленному истцом расчету оценки вреда, объектам животного мира, отнесенным к объектам охоты, и среде их обитания в результате уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов и воздействия фактора беспокойства на участке лесных охотничьих угодий, расположенных в квартале ... выполнен по Методике исчисления размера ущерба (вреда), причиненного охотничьим ресурсам, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08.12.2011 года N 948, Баранников В.Е., Матвеев В.Г. причинили ущерб объектам животного мира и среде их обитания в размере 89629 рублей 71 копейка.

Произведенный Министерством лесного комплекса Иркутской области расчет вреда охотничьим ресурсам и среде их обитания, причиненный на площади незаконной рубки лесных насаждений, включает все необходимые параметры, предусмотренные установленной Методикой исчисления размера ущерба (вреда), причиненного охотничьим ресурсам, на основе информации о времени негативного воздействия на объекты животного мира, отнесенных к объектам охоты, о месте незаконной рубки лесных насаждений и площади уничтожения лесных насаждений (среды обитания охотничьих ресурсов). Применяя при данном расчете методику исчисления ущерба, Министерство использовало нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов, сведения о численности (средней плотности) охотничьих ресурсов в целом по <адрес обезличен>., данные отчета службы по результатам государственного мониторинга охотничьих ресурсов в Иркутской области в 2018г, проведенного методом зимнего маршрутного учета численности охотничьих животных и других специальных методов учета, с использование средних показателей плотности населения объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, по <адрес обезличен>

Представленный истцом расчет размера ущерба произведен должностным лицом Министерства лесного комплекса Иркутской области, на основе утвержденной в установленном порядке методики, с учетом ежегодно обновляемых данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, являющегося в соответствии с ч.1 ст.36 Федерального закона от 24.07.2009 года № 209-ФЗ, "Порядком осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных", утвержденным Приказом Минприроды России от 06.09.2010 года N 344, системой регулярных наблюдений за численностью и распространением охотничьих ресурсов, размещением их в среде обитания, состоянием охотничьих ресурсов и динамикой их изменения по видам, за состоянием среды обитания охотничьих ресурсов и охотничьих угодий.

При этом функции по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, по подготовке расчета размера ущерба (вреда), нанесенного (причиненного) объектам животного мира и среде их обитания возложены, согласно п.8.п.п.51 постановления Правительства Иркутской области от 27.02.2018 года N 155-пп именно на Министерство лесного комплекса Иркутской области.

В соответствии с п.п.4 п.8.3 приказа Министерства лесного комплекса Иркутской области от 06.10.2017 года N 90-мпр "Об утверждении Положений о территориальных управлениях министерства лесного комплекса Иркутской области", в соответствии с возложенной на территориальные управления задачей по охране и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, в том числе охотничьих ресурсов, на территории Иркутской области территориальное управление осуществляет функции по подготовке расчета размера ущерба (вреда), нанесенного (причиненного) объектам животного мира и среде их обитания, охотничьим ресурсам, природным комплексам и их компонентам государственных природных заказников регионального значения, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения.

Утвержденная в установленном порядке методика исчисления вреда животному миру и среде обитания основана на том объективном положении, согласно которому при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов им причиняется вред. Размер такого вреда определяется по специальной формуле с использованием данных государственного мониторинга и в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам. Реальность причинения вреда окружающей среде подтверждена материалами дела и определяется самим фактом незаконной деятельности ответчиков Баранникова В.Е., Матвеева В.Г., которыми осуществлялась незаконная вырубка лесных насаждений, являющихся средой обитания, при этом закон предусматривает именно расчетный способ определения размера вреда на основе данных государственного мониторинга, в соответствии с Методикой исчисления ущерба животному миру применяемой в силу закона.

В связи с чем, суд признает расчет ущерба, причиненного вследствие незаконной рубки лесных насаждений, охотничьим ресурсам и среде их обитания признан обоснованным и достоверным. Сведений о недостоверности произведенного расчета суду не представлено.

Принимая во внимание положения ст.8 Лесного кодекса РФ о принадлежности лесных участков в составе земель лесного фонда федеральной собственности, положения ст.42 Федерального закона от 24.07.2009 года N 209-ФЗ о платности пользования охотничьими ресурсами суд приходит к выводу, что Баранников В.Е., Матвеев В.Г. своими незаконными действиями уничтожили среду обитания охотничьих ресурсов на участке охотничьих угодий, чем нарушили интересы Российской Федерации как собственника лесных участков и лесных насаждений, а также нарушили интересы Российской Федерации и Иркутской области, являющихся получателями средств сбора за пользование объектами животного мира. Данные обстоятельства свидетельствует о правомерности обращения прокурора с данным иском в суд в защиту интересов Российской Федерации.

На основании изложенного, учитывая установленные обстоятельства, оценив относимость, допустимость и достоверность представленных суду доказательств в отдельности и их достаточность, и взаимную связь в совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Жигаловского района в интересах Российской Федерации к Баранникову В.Е., Матвееву В.Г. о взыскании ущерба, причиненного охотничьим ресурсам в результате незаконной рубки лесных насаждений, подлежат удовлетворению, причиненный ущерб подлежит взысканию в пользу бюджета Жигаловского муниципального района, то есть по месту причинения вреда.

В соответствии со ст.1080 ГК РФ лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно, в связи с чем, суд считает, что причиненный ущерб в размере 89629 рублей 71 копейка подлежит взысканию с ответчиков в солидарном порядке.

Согласно ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также ч.1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканная государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, с ответчиков в равных частях подлежит взысканию государственная пошлина, рассчитанная в соответствии с п.1 ч.1 ст.339.19 Налогового кодекса Российской Федерации и составляющая 2889 рублей 89 копеек района (часть 2 ст. 61.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации).

На основании изложенного, руководствуясь 194-198, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

иск прокурора Жигаловского района в интересах Российской Федерации к Баранникову В. Е., Матвееву В. Г. о взыскании ущерба, причиненного охотничьим ресурсам в результате незаконной рубки лесных насаждений удовлетворить.

Взыскать с Баранникова В. Е., Матвеева В. Г. в солидарном порядке сумму ущерба, причиненного объектам животного мира в результате незаконной рубки лесных насаждений в квартале ... <адрес обезличен> в размере 89629 (восемьдесят девять тысяч шестьсот двадцать девять) рублей 71 копейка в доход бюджета муниципального образования Жигаловский район: счет 40101810250048010001, ИНН – 3808170859, КПП – 380801001; Отделение Иркутск г. Иркутск, БИК – 042520001, ОКТМО – 25606000. Код расхода – 843 1 16 110500 01 48 01 140.

Взыскать с Баранникова В. Е. государственную пошлину в доход бюджета Осинского муниципального района в размере 1444 (одна тысяча четыреста сорок четыре) рубля 45 копеек.

Взыскать с Матвеева В. Г. государственную пошлину в доход бюджета Осинского муниципального района в размере 1444 (одна тысяча четыреста сорок четыре) рубля 45 копеек.

Заявление об отмене заочного решения может быть подано ответчиком в Осинский районный суд в течение семи дней со дня вручения копии решения. Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда через Осинский районный суд Иркутский области в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Осинского районного суда                                                    Ж.Р. Силяво

2-123/2021 ~ М-150/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Жигаловского района
Ответчики
Баранников Владимир Евгеньевич
Матвеев Валерий Георгиевич
Другие
Территориальное управление Министерства лесного комплекса Иркутской области по Жигаловскому лесничеству
Министерство лесного комплекса Иркутской области (отдел охраны и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания)
Суд
Осинский районный суд Иркутской области
Судья
Силяво Жанна Рафаиловна
Дело на странице суда
osinsky--uso.sudrf.ru
30.03.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.03.2021Передача материалов судье
31.03.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.04.2021Судебное заседание
22.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.04.2021Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
06.05.2021Копия заочного решения возвратилась невручённой
11.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее