Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-425/2016 ~ М-314/2016 от 03.03.2016

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

<адрес>

Боровский районный суд <адрес>

в составе председательствующего судьи Гришиной Л.В.,

при секретаре Пафнутовой Д.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес> в защиту интересов Российской Федерации в лице Управления Росприроднадзора по <адрес> к Садоводческому некоммерческому товариществу «Автотранспортник» о предоставлении расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду,

у с т а н о в и л:

<адрес> обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации к СНТ «Автотранпортник» о понуждении к предоставлению в Управление Росприроднадзора по <адрес> расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду за период 2013-2015г.г., в обоснование которого ссылаясь на то, что в результате проведения проверки соблюдения требований законодательства в сфере охраны окружающей среды, было выявлено, что СНТ «Автотранспортник» являясь хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность, связанную с воздействием на окружающую среду, обязанным в соответствии с законодательством предоставлять в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес>, расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, данный расчет в установленные сроки за период 2013-2015г.г. не представило, соответствующие платежи, в соответствии со ст.16 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды», не перечисляло. Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007г. предусмотрено, что организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием, оформляется расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду. Неисполнение обязанности по предоставлению расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду нарушает интересы государства и неопределенного круга лиц на реализацию права на благоприятную окружающую среду, в соответствии со ст.42 Конституции РФ.

В судебном заседание прокурор не явился, будучи извещенным о дате, месте и времени слушания дела, просил рассмотреть дело без его участия, заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель Управления Росприроднадзора по <адрес> надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего ФИО1.

ФИО1 ответчика СНТ «Автотранспортник» Кисурина Л.П. в судебном заседании исковые требования прокурора не признала, ссылаясь на то, что садоводческое товарищество не ведет никакой деятельности, влияющей на загрязнение окружающей среды. СНТ «Автотранспортник» также не относится к категории плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду, так как такую плату вносят региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами. СНТ не занимается каким либо видом деятельности в том смысле, в котором это придается Законом об отходах. Кроме того, в деятельности СНТ «Автотранпортник» отходов не образуется. Имеющие отходы потребления являются отходами физических лиц являющихся членами СНТ. Оснований обязывать СНТ «Автотранспортник», как некоммерческую организацию, предоставлять расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, не имеется. В удовлетворении исковых требований прокурору просил отказать.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие прокурора <адрес> и представителя Управления Росприроднадзора по <адрес>, против чего не возражал ФИО1 ответчика.

Суд, выслушав ФИО1 ответчика, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст. 1, 3 Федерального закона РФ №7-ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды», негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды, хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, обязанности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии со ст. 16 данного Федерального закона, действующего на момент возникших правоотношений предусматривалось, что к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду; негативное воздействие на окружающую среду является платным. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.

В силу ст.16.1 данного Федерального закона, к лицам, обязанным вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, отнесены юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Статьей 4.2 указанного Федерального закона установлено, что критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением Правительства Российской Федерации утверждены критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам 1,11,111,1V категории, согласно которым критерием отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории, определено наличие одновременно следующих критериев: а) наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ; б) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду. Осуществление на объекте деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром (с использованием оборудования с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час при потреблении газообразного топлива) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным подпунктом «б» пункта 6 настоящего документа. Использование на объекте оборудования исключительно для исследований, разработок и испытаний новой продукции и процессов (предприятия опытного производства, научно-исследовательские институты, опытно-конструкторские бюро) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным пунктом 6 указанного документа.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия. В силу п.1, настоящий Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за вредное воздействие на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

Согласно ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Аналогичная обязанность в части учета выбросов загрязняющих веществ установлена ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГг. предусмотрено, что организациями, осуществляющим любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием, оформляется расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду. Расчет представляется плательщиками не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.

Из содержания Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , а также Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного Приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГг. , следует что, расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду осуществляется плательщиком.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него».

Из анализа приведенных норм следует, что неведение юридическим лицом, осуществляющим хозяйственную деятельность, учета и непредставление отчетности за негативное воздействие на окружающую среду, свидетельствуют о несоблюдении экологических требований, установленных действующим законодательством.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ, Садоводческое некоммерческое товарищество «Автотранспортник» с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано в качестве юридического лица. СНТ «Автотранспортник», поставлено на учет в налоговом органе и до настоящего времени является действующим.

Учитывая выше приведенные нормы закона, суд приходит к выводу, что на ответчика законом возложена обязанность по предоставлению расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Однако, из сообщения Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что хозяйствующий субъект - СНТ «Автотранспортник» не предоставило в установленные сроки расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2013-2015г.г.

Доводы ФИО1 СНТ «Автотраснпортник» о том, что садоводческое товарищество не осуществляет деятельность, связанную с воздействием на окружающую среду, является несостоятельным, так как в силу требований закона предприятия, учреждения, организации, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, обязаны предоставлять расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Кроме того, статьей 1 Закона об отходах производства и потребления определено, что отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

При этом, право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались (пункт 1 статьи 4 Закона об отходах производства и потребления).

Бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Учитывая, что садоводческое некоммерческое товарищество основано на членстве физических лиц от деятельности, которых образуются отходы потребления, последующая реализация которых возложена на СНТ «Автотранспортник», то именно ответчик несет обязанности, предусмотренные ст. 210 ГК РФ.

Также, к расходам на содержание имущества относится обязанность по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду. При этом при передаче отходов, образованных и накопленных природопользователями, на специализированный полигон, не происходит перехода права собственности на отходы. Оказание услуг по размещению отходов специализированной организацией на основании гражданско-правового договора не означает автоматического перехода на эту организацию бремени уплаты данного публично-правового платежа.

Таким образом, поскольку предусмотренная законом обязанность по компенсации причиненного окружающей среде вреда в виде внесения платы за негативное воздействие возложена на природопользователя, она не может быть прекращена только в связи с заключением договора по сбору, вывозу и захоронению отходов и автоматически возникнуть у лиц, оказывающих эти услуги, в отсутствие соответствующих согласованных контрагентами условий в договорах и без передачи природопользователем специализированной организации денежных средств для цели внесения данных платежей.

Кроме того, в заключенных ответчиком со специализированными организациями договорах обязанность специализированной организации производить расчеты и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду за отходы, являющиеся собственностью СНТ «Автотранспортник», не предусмотрена.

При указанных обстоятельствах, суд приход к выводу об удовлетворении заявленных прокурором <адрес> требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.

Обязать Садоводческое некоммерческое товарищество «Автотранспортник» предоставить в Управление Росприроднадзора по <адрес> расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за период 2013-2015г.г.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Калужского областного суда в течение одного месяца через Боровский районный суд.

Председательствующий

2-425/2016 ~ М-314/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Боровского района
Ответчики
СНТ "Автотранспортник"
Суд
Боровский районный суд Калужской области
Судья
Гришина Лариса Викторовна
Дело на странице суда
borovsky--klg.sudrf.ru
03.03.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.03.2016Передача материалов судье
09.03.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.03.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.03.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.03.2016Судебное заседание
07.04.2016Судебное заседание
18.04.2016Судебное заседание
20.04.2016Судебное заседание
25.04.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.06.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее